Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Скоро в школу >> ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА (пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)
Николай Курдюмов

ГЛАВА 2. (продолжение)

НУЖЕН ЛИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЬ?..
 

Если ты умеешь летать, никому не говори
– от учителей потом не отобьёшься!


Не подумайте плохого: у меня семь лет интересного, творческого и весьма успешного педстажа. О нём я уже упоминал в “Мечтая…”. То есть учителей я понимаю очень хорошо – сам такой. Но могу ответственно заявить: если бы тогда, в центре Дианетики, всё то же самое мне преподавал самый классный учитель, результат был бы абсолютно другим. Я бы, несомненно, узнал много нового, заинтересовался. Но не понял бы и половины, не наработал навыки – и не смог бы применить и десятой части изученного. И не решил бы своих “неразрешимых” проблем.

Итак, я пришёл туда с открытой душой увлечённого педагога. С энтузиазмом взялся за курсы. Постоянно хотелось обсудить, высказаться, поговорить с ребятами, отвечающими за обучение. Они назывались “супервайзеры” (наблюдатели). Нашим наблюдателем была Лена – хрупкая девочка, моложе меня на десять лет. И она просто издевалась! Снуёт, деловая, от студента к студенту. Подходит только тогда, когда ты готов сдать очередное задание или упражнение. Никаких разговоров. Максимум – “пересмотрите то, проясните там-то”. А если сдал – сдал такое трудное упражнение! – ставит подпись, разворачивается и уходит. Молча! Кошмар!!!

Наконец, когда я готов был лопнуть от недостатка “творческого общения”, на перемене она отвела меня в сторону: “Николай, вы очень способный студент, вы всё делаете успешно – я это вижу. Но – какова цель вашей учёбы? За что вы платили свои деньги: за то, чтобы мы с вами тут приятно пообщались, или за то, чтобы вы сумели избавиться от своих проблем?” Моя челюсть медленно опустилась. Потом так же медленно встала на место. Впервые в жизни юная девочка доходчиво объяснила мне, что такое обучение и что значит – обучаться! Это значит, создавать свою способность. Себе, для себя, в своих интересах. Шелуха “творческого педагога” слетела. Осталось осознание того, зачем я здесь. Дальше я вкалывал без помех.

Вот так. В то время, как вы ещё не въехали, что к чему, наблюдатель уже занят решением ваших проблем. Вы этого не знаете – но он знает.

Братцы, я не против приобщения. Лекции, театр, игры, беседы, диспуты, викторины – это прекрасно. Может быть, нужны чисто приобщательные школы. Но сейчас мы – про обучение.

А оно выглядело так. Ты получаешь материалы учебного курса – буклет с текстами и рисунками. Тексты написаны просто, насыщены примерами; главы короткие, ёмкие; рисунки изображают разные процессы, понятия и идеи; все специальные или специфические слова прояснены в сносках. В конце буклета – “контрольный лист”: список заданий и упражнений. Этот лист – главная гарантия результата.

Сначала ты разбираешься с текстом: проясняешь все слова, все сомнительные фразы. Делаешь предельно понятной каждую мысль. Грамотный учитель скажет – достигаешь понимания. И ошибётся: до понимания ещё далеко!

Покончив с текстом, открываешь контрольный лист и видишь до десятка разных заданий. Они подобраны и расположены так, что их проработка приводит к гарантированному учебному результату по данной главе.

1. Сначала нужно дать точное определение некоторым словам и понятиям. Это – тоже навык, о нём - позже.

2. Потом перевести главные понятия и процессы в массу: нарисовать, вылепить из пластилина или показать с помощью набора простых предметов. Это называется “демо” - демонстрация. На столиках – коробки с разным канцелярским хламом. Оказывается, нарисовать, показать и вылепить можно абсолютно всё! И если это удалось – ты ПОНЯЛ. Если же нет – спорь до драки, но понимание не достигнуто. Слава Богу, пока это не удалось, наблюдатель не пустит дальше!

Вероятно, вы пока не поняли, о чём речь. И не поймёте, пока не сделаете это. На досуге попробуйте продемонстрировать: тринадцать восьмых, подлежащее и сказуемое, деление клетки, школьный экзамен и реальный экзамен, влюблённые ссорятся. Не поленитесь. Может быть, думать будете целый день. Но зато увидите, что такое – понимание!

3. Потом нужно связать понимание с реальностью: привести (письменно) несколько примеров изученного из жизни.

4. Теперь надо ввести в эту реальность себя – представить, решить и описать, каким образом ты применишь это для решения своей проблемы, для достижения успеха.

5. Наконец, если есть навык, он отрабатывается с помощью тренировки до полного умения.

Налицо стандартный цикл: понять текст – перевести в массу – в реальность – в свою жизнь. Натренировать навык. Учебный продукт, результат цикла – СПОСОБНОСТЬ ПРИМЕНЯТЬ.

Не доделать, упустить хоть одно задание в контрольном листе – значит, не получить способность. Проверено.

Не получена способность – значит, вы занимались чем угодно, но не обучением. Вот для этого и нужен контрольный лист: гарантировать всё необходимое для получения способности.

“Но ведь все – разные! Кто-то лучше воспринимает на слух! А кто-то уже знает половину курса! Как можно всех – под одну гребёнку!?” Это, коллеги, обычная учительская каша в голове. Да, все разные. Но механизм понимания – одинаков. “Лучше воспринимает на слух” - скорее всего, просто не хочет учиться: способности на слух не создаются. “Уже знает” - нет проблем, быстро сдаст задания и пойдёт дальше. За сорок лет в системе Хаббарда исследованы все препятствия и различия в учёбе. Но сейчас мы – о наблюдателе.

Товарищи учителя, кто из вас может гарантированно создавать способность применять? Любой обученный наблюдатель – может.

Задача наблюдателя – добиться конечного результата по каждому упражнению курса. Он точно знает, что малейшая его поблажка – предательство. Он знает конечные результаты упражнений. Он может определить малейшую недопонятость, недоделку. Он точно знает, где вы допустили ошибку или пропуск, и указывает, где его искать. И он ни за что не позволит продолжать учёбу, пока не убедится в завершении упражнения.

Наблюдатель ничего не сообщает, не оценивает и не подсказывает. Он точно знает: дать готовый ответ – значит обесценить работу студента, отменить обучение. Понимание и способность нельзя дать извне – их можно только наработать самому. Наблюдатель имеет карту. И он следит, чтобы человек сам шёл по карте – и учился её читать.

Побочный продукт работы наблюдателя (а может, главный?!): ты начинаешь понимать, как создаётся твоя способность, осваиваешь учебный цикл, и можешь эффективно обучаться сам чему угодно. Нехилый побочный продукт, верно?

Итак, из чего же складывается продуктивное обучение?

1. Мастерюга, ас своего дела, способный написать учебный курс с учётом постепенности и полноты всех навыков. Его продукт – курс, гарантирующий способность, если он пройден по контрольному листу.

2. Хорошо обученный наблюдатель курса. Его работа – добиться от вас постепенной и доскональной проработки контрольного листа. То есть наработки нужной вам способности.

3. Вы, принявший решение обучиться и приобрести способность.
Всё это выглядит механистично и безжизненно. Но это работает. И всякий раз, когда отточенный клюв жареного петуха угрожающе близок, мы учимся именно таким способом – сами тренируем себя до результата.

Вот. А что же такое – мы, учителя, самая почётная профессия? Чем мы заняты на уроках? Что побуждает нас работать с детьми? Ну, давайте совсем честно.

Во-первых, нам нравится чувство собственной значимости. Привычка быть в центре внимания. Это проще среди детей. Не верите? Представьте, что учите образованных взрослых. Или детей, которые умнее вас.

Учитель – это статус. Для очень многих это - всерьёз. Учитель “обязан быть умнее”. Это быстро трансформируется в “ученик обязан быть глупее”. И тогда умным затыкают рты, а послушных ставят в пример. Какая уж тут учёба!

Ещё стимулы?.. У добрых и увлечённых, коих немного – потребность в отклике и благодарности. У редких предметников-профи – удовлетворение: хоть кому-то реально помог. Вероятно, ради этого некоторые готовы работать задаром.

Это всё – во-первых. Значит, во-вторых – зарплата и большой отпуск. А в третьих - привычный уклад жизни, коллектив и прочее.

Наблюдателю всё равно, с кем работать – хоть с академиками. Он – не заложник системы. У него нет статуса, он не обязан быть умнее – но он точно знает, что делает. Он умело воплощает в жизнь стандартную технологию. Поработав с ним пару дней, академики могут избавиться от многих иллюзий на свой счёт. В частности, они могут обнаружить, что их способность обучаться была близка к нулю, но очень быстро развивается.

Наблюдатель добивается конкретных способностей - и он их гарантирует. Он уверен в своём результате. Он постоянно видит озарения и победы своих студентов, и знает, что реально меняет жизнь людей к лучшему.

Учитель и наблюдатель. “Почувствуйте разницу!..”

дальше

 
присылайте ваши материалы на эту тему
Содержание:
Мечтая о хорошей школе…
Дело было в Азовке…
Интеграция учебной информации
Иголка в стоге сена
Обучение - это очень конкретно!
Нужен ли для обучения учитель?..
Что мешает нам обучать и обучаться
Тренировка
Мой опыт получения учебных результатов, или залатывание дырок в голове
Математика: решение задач
Что делать с познавательными предметами
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5