|
|
|
ГЛАВА 2. (продолжение)
НУЖЕН ЛИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЬ?..
Если ты умеешь летать, никому не
говори
– от учителей потом не отобьёшься! |
Не подумайте плохого: у меня семь лет
интересного, творческого и весьма успешного педстажа. О нём я
уже упоминал в “Мечтая…”. То есть учителей я понимаю очень
хорошо – сам такой. Но могу ответственно заявить: если бы тогда,
в центре Дианетики, всё то же самое мне преподавал самый
классный учитель, результат был бы абсолютно другим. Я бы,
несомненно, узнал много нового, заинтересовался. Но не понял бы
и половины, не наработал навыки – и не смог бы применить и
десятой части изученного. И не решил бы своих “неразрешимых”
проблем.
Итак, я пришёл туда с открытой душой увлечённого педагога. С
энтузиазмом взялся за курсы. Постоянно хотелось обсудить,
высказаться, поговорить с ребятами, отвечающими за обучение. Они
назывались “супервайзеры” (наблюдатели). Нашим наблюдателем была
Лена – хрупкая девочка, моложе меня на десять лет. И она просто
издевалась! Снуёт, деловая, от студента к студенту. Подходит
только тогда, когда ты готов сдать очередное задание или
упражнение. Никаких разговоров. Максимум – “пересмотрите то,
проясните там-то”. А если сдал – сдал такое трудное упражнение!
– ставит подпись, разворачивается и уходит. Молча! Кошмар!!!
Наконец, когда я готов был лопнуть от недостатка “творческого
общения”, на перемене она отвела меня в сторону: “Николай, вы
очень способный студент, вы всё делаете успешно – я это вижу. Но
– какова цель вашей учёбы? За что вы платили свои деньги: за то,
чтобы мы с вами тут приятно пообщались, или за то, чтобы вы
сумели избавиться от своих проблем?” Моя челюсть медленно
опустилась. Потом так же медленно встала на место. Впервые в
жизни юная девочка доходчиво объяснила мне, что такое обучение и
что значит – обучаться! Это значит, создавать свою способность.
Себе, для себя, в своих интересах. Шелуха “творческого педагога”
слетела. Осталось осознание того, зачем я здесь. Дальше я
вкалывал без помех.
Вот так. В то время, как вы ещё не въехали, что к чему,
наблюдатель уже занят решением ваших проблем. Вы этого не знаете
– но он знает.
Братцы, я не против приобщения. Лекции, театр, игры, беседы,
диспуты, викторины – это прекрасно. Может быть, нужны чисто
приобщательные школы. Но сейчас мы – про обучение.
А оно выглядело так. Ты получаешь материалы учебного курса –
буклет с текстами и рисунками. Тексты написаны просто, насыщены
примерами; главы короткие, ёмкие; рисунки изображают разные
процессы, понятия и идеи; все специальные или специфические
слова прояснены в сносках. В конце буклета – “контрольный лист”:
список заданий и упражнений. Этот лист – главная гарантия
результата.
Сначала ты разбираешься с текстом: проясняешь все слова, все
сомнительные фразы. Делаешь предельно понятной каждую мысль.
Грамотный учитель скажет – достигаешь понимания. И ошибётся: до
понимания ещё далеко!
Покончив с текстом, открываешь контрольный лист и видишь до
десятка разных заданий. Они подобраны и расположены так, что их
проработка приводит к гарантированному учебному результату по
данной главе.
1. Сначала нужно дать точное определение некоторым словам и
понятиям. Это – тоже навык, о нём - позже.
2. Потом перевести главные понятия и процессы в массу:
нарисовать, вылепить из пластилина или показать с помощью набора
простых предметов. Это называется “демо” - демонстрация. На
столиках – коробки с разным канцелярским хламом. Оказывается,
нарисовать, показать и вылепить можно абсолютно всё! И если это
удалось – ты ПОНЯЛ. Если же нет – спорь до драки, но понимание
не достигнуто. Слава Богу, пока это не удалось, наблюдатель не
пустит дальше!
Вероятно, вы пока не поняли, о чём речь. И не поймёте, пока не
сделаете это. На досуге попробуйте продемонстрировать:
тринадцать восьмых, подлежащее и сказуемое, деление клетки,
школьный экзамен и реальный экзамен, влюблённые ссорятся. Не
поленитесь. Может быть, думать будете целый день. Но зато
увидите, что такое – понимание!
3. Потом нужно связать понимание с реальностью: привести
(письменно) несколько примеров изученного из жизни.
4. Теперь надо ввести в эту реальность себя – представить,
решить и описать, каким образом ты применишь это для решения
своей проблемы, для достижения успеха.
5. Наконец, если есть навык, он отрабатывается с помощью
тренировки до полного умения.
Налицо стандартный цикл: понять текст – перевести в массу – в
реальность – в свою жизнь. Натренировать навык. Учебный продукт,
результат цикла – СПОСОБНОСТЬ ПРИМЕНЯТЬ.
Не доделать, упустить хоть одно задание в контрольном листе –
значит, не получить способность. Проверено.
Не получена способность – значит, вы занимались чем угодно, но
не обучением. Вот для этого и нужен контрольный лист:
гарантировать всё необходимое для получения способности.
“Но ведь все – разные! Кто-то лучше воспринимает на слух! А
кто-то уже знает половину курса! Как можно всех – под одну
гребёнку!?” Это, коллеги, обычная учительская каша в голове. Да,
все разные. Но механизм понимания – одинаков. “Лучше
воспринимает на слух” - скорее всего, просто не хочет учиться:
способности на слух не создаются. “Уже знает” - нет проблем,
быстро сдаст задания и пойдёт дальше. За сорок лет в системе Хаббарда исследованы все препятствия и различия в учёбе. Но
сейчас мы – о наблюдателе.
Товарищи учителя, кто из вас может гарантированно создавать
способность применять? Любой обученный наблюдатель – может.
Задача наблюдателя – добиться конечного результата по каждому
упражнению курса. Он точно знает, что малейшая его поблажка –
предательство. Он знает конечные результаты упражнений. Он может
определить малейшую недопонятость, недоделку. Он точно знает,
где вы допустили ошибку или пропуск, и указывает, где его
искать. И он ни за что не позволит продолжать учёбу, пока не
убедится в завершении упражнения.
Наблюдатель ничего не сообщает, не оценивает и не подсказывает.
Он точно знает: дать готовый ответ – значит обесценить работу
студента, отменить обучение. Понимание и способность нельзя дать
извне – их можно только наработать самому. Наблюдатель имеет
карту. И он следит, чтобы человек сам шёл по карте – и учился её
читать.
Побочный продукт работы наблюдателя (а может, главный?!): ты
начинаешь понимать, как создаётся твоя способность, осваиваешь
учебный цикл, и можешь эффективно обучаться сам чему угодно.
Нехилый побочный продукт, верно?
Итак, из чего же складывается продуктивное обучение?
1. Мастерюга, ас своего дела, способный написать учебный курс с
учётом постепенности и полноты всех навыков. Его продукт – курс,
гарантирующий способность, если он пройден по контрольному
листу.
2. Хорошо обученный наблюдатель курса. Его работа – добиться от
вас постепенной и доскональной проработки контрольного листа. То
есть наработки нужной вам способности.
3. Вы, принявший решение обучиться и приобрести способность.
Всё это выглядит механистично и безжизненно. Но это работает. И
всякий раз, когда отточенный клюв жареного петуха угрожающе
близок, мы учимся именно таким способом – сами тренируем себя до
результата.
Вот. А что же такое – мы, учителя, самая почётная профессия? Чем
мы заняты на уроках? Что побуждает нас работать с детьми? Ну,
давайте совсем честно.
Во-первых, нам нравится чувство собственной значимости. Привычка
быть в центре внимания. Это проще среди детей. Не верите?
Представьте, что учите образованных взрослых. Или детей, которые
умнее вас.
Учитель – это статус. Для очень многих это - всерьёз. Учитель
“обязан быть умнее”. Это быстро трансформируется в “ученик
обязан быть глупее”. И тогда умным затыкают рты, а послушных
ставят в пример. Какая уж тут учёба!
Ещё стимулы?.. У добрых и увлечённых, коих немного – потребность
в отклике и благодарности. У редких предметников-профи –
удовлетворение: хоть кому-то реально помог. Вероятно, ради этого
некоторые готовы работать задаром.
Это всё – во-первых. Значит, во-вторых – зарплата и большой
отпуск. А в третьих - привычный уклад жизни, коллектив и прочее.
Наблюдателю всё равно, с кем работать – хоть с академиками. Он –
не заложник системы. У него нет статуса, он не обязан быть умнее
– но он точно знает, что делает. Он умело воплощает в жизнь
стандартную технологию. Поработав с ним пару дней, академики
могут избавиться от многих иллюзий на свой счёт. В частности,
они могут обнаружить, что их способность обучаться была близка к
нулю, но очень быстро развивается.
Наблюдатель добивается конкретных способностей - и он их
гарантирует. Он уверен в своём результате. Он постоянно видит
озарения и победы своих студентов, и знает, что реально меняет
жизнь людей к лучшему.
Учитель и наблюдатель. “Почувствуйте разницу!..”
дальше
|
|
присылайте
ваши материалы на эту тему |
|
|
|
Содержание: |
|
|
|
|