|
|
|
ГЛАВА 3.
МОЙ ОПЫТ ПОЛУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ИЛИ ЗАЛАТЫВАНИЕ ДЫРОК
В ГОЛОВЕ
|
Турецкий паша нож
сломал пополам
Когда я сказал ему: “Паша, салам!”
И просто кондрашка хватила пашу,
Когда он узнал, что ещё я пишу,
Читаю, пою и пляшу!
В.Высоцкий, песня попугая
Из “Алисы в стране чудес”. |
1. НАУКООБРАЗНАЯ БАЗА.
А. ЗАКОНЫ ОБУЧЕНИЯ. Вся теория и практика обучения – как и вся
прочая деятельность человека и всех живых существ - пляшет от
смысла жизни.
Смысл любой жизни и цель разума – улучшение самой жизни. А
улучшение жизни сводится к увеличению свободы. Это – главный
закон, который надо иметь в виду. Нет никаких других реальных
стимулов вообще что-то делать. Или ты улучшаешь свою жизнь – или
гибнешь под натиском тех, кто делает это лучше.
Чтобы улучшать жизнь, нужно иметь разные способности. Нужно
уметь эффективно управлять собой и жизнью вокруг себя.
Способности позволяют что-то мочь – то есть увеличивают твоё
могущество. Чем ты больше можешь, тем сильнее улучшаешь жизнь
вокруг себя. Чем ты больше можешь, тем ты свободнее. Смысл
детства и юности – стать максимально способным.
Обучение – естественный механизм саморазвития. Любой детёныш
постоянно учится всему, от чего зависит улучшение жизни. Смысл
обучения - наработка способностей, позволяющих приспосабливать
окружающую среду к себе.
Человек, который многое может, делает и окружающих более
свободными. Чем ты свободнее и способнее – тем ты этичнее. Любая
безнравственность – это неспособность справляться с жизнью,
несвобода, капкан.
Обучение – естественная способность становиться способным. Если
человечек видит сегодняшнюю необходимость учиться чему-то – он
учится с огромным эффектом. Если учёба каждый раз прибавляет
новую способность, навык, открытие – он учится с удовольствием.
Самый мощный стимул в обучении – “Получилось!”. Все наши
проблемы с обучением – результат тотального отсутствия этого
стимула, а значит и смысла учёбы.
Можно сформулировать традиционную триаду законов.
1. Цель обучения: ОБУЧЕНИЕ – ЕСТЕСТВЕННОЕ СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕЧКА
РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИСПОСАБЛИВАТЬ К СЕБЕ
СВОЁ ОКРУЖЕНИЕ: землю, природу и технику, общество и людей,
включая собственное тело и ум.
2. Продукт обучения: ОБУЧЕНИЕ ПРОИСХОДИТ РАДИ СОЗДАНИЯ КАКОГО-ТО
УМЕНИЯ, ВАЖНОГО ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЗНИ. Заметим только, что
наработку умения, не важного для жизни конкретного человечка,
обучением называть уже нечестно.
3. Технологическая основа обучения: ОБУЧЕНИЕ – ЭТО СОЗДАНИЕ И
ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА С ОБЪЕКТАМИ
ОБУЧЕНИЯ - информацией, идеей, образом, механизмом, телом,
живыми организмами и пр. Собственно, умение или навык – это
налаженная коммуникация человека с его умом и телом. И с их
помощью – с чем-то ещё. Понимание и тренировка – способы
налаживания этой коммуникации. Примеры “латания дырок”, которые
я приведу ниже, более наглядно показывают этот механизм.
|
Мои опыты с детьми, продолжавшиеся полтора года, позволяют
уверенно сказать: а) точный учебный продукт может быть определён,
и б) он может быть достигнут. При этом заметно повышается
способность детей обучаться.
Б. СПОСОБНОСТЬ. Настало время прояснить слово “способность”. Это
не талант, не тайное знание, не гены. СПОСОБНОСТЬ – это просто
умение. Это когда человек может действовать и получить
прекрасный, заслуживающий внимания результат. Вы печёте пироги,
от которых не оторвёшься, пока не лопнешь? Это – способность. Вы
– дипломированный доктор кулинарии, но ваши пироги вызывают
иронические усмешки? Нет у вас способности печь пироги. Зато вот
женщины от вас в восторге. Это – способность!
Способность – это восстановленная, полная коммуникация вас –
личности – с вашим умом и телом. Способность создаётся грамотной
тренировкой. Главное, чтобы тренировка была точно направлена и
всегда доводилась до результата.
Неспособность – это наличие задержек, разрывов коммуникации вас
с вашим умом и телом. Задержки образуются в результате пропусков,
недоделок. Под завалом задержек обнаруживается способность.
Можно сказать, что неспособность – это заблокированная
способность. Тренировка стирает задержки, расчищает завалы.
А если родился неспособным? Например, без слуха? Это – отдельная
тема. Но механизм тот же. Когда-то человек испытал тяжёлую
травму, потерю, шок. В такие моменты мы частично теряем сознание.
И почти всегда подсознательно принимаем какие-то решения типа
“Больше никогда!..”, “Ни за что!..”, “Ну и пусть…”, “Всё, конец…”.
Ян Арлазоров выходит на сцену читать свой дипломный монолог. Не
успел начать – голос из комиссии: “Достаточно! Свободны”. Он
двадцать лет не выходил на сцену. Одна обесценивающая фраза
блокировала способность!
А сколько таких, или более тяжёлых эпизодов происходит в детстве!
С самых пелёнок. Чем заняты мы, взрослые, когда раздражены?
Обесцениванием. У человечка что-то не получается, мы злимся и…
грохаем способность окончательно – чтоб точно знать, кто дурак.
Но есть более коварный способ усыпить способности.
“Дважды два – четыре… А не три, а не пять – это надо знать!”
Представляется сияющий человечек. Он прыгает от радости – ура,
узнал, что дважды два – четыре! Картина Дебила Бедного-Взрослого
“Глупый ребёнок узнаёт истину от доброго учителя”. Ох, ну что ж
я маленьким не сдох!? Готовый ответ обесценивает работу – и
блокирует способность.
Истину нельзя дать, её нельзя получить. Её можно только найти в
себе. Истина – это озарение, осознание. Твой собственный ответ
на твой вопрос. “Истина не узнаётся. Она постигается”
(М. Норбеков).
Смысл ответа только в том, что это - РЕЗУЛЬТАТ СОБСТВЕННОЙ
РАБОТЫ. А кому нужна работа, если сообщили готовое? Мы ублажаем,
усыпляем ребят готовыми истинами с утра до вечера – потому что
не умеем создавать способности. Сообщил – и чувствуешь себя
добрым учителем. А интеллект ребят к концу школы стремительно
падает.
Мир детства - узаконенное блокирование человеческих способностей.
Что за гады их блокируют?! МЫ. Мы с вами, коллеги - “доблестная
армия обрЕзования” (М. Норбеков)!
Вот вам и “врождённая неспособность”. Травма – это разрыв
коммуникации. Решение закрепляет его, превращает в убеждение.
Такие блоки можно тащить за собой с рождения, а можно - много
жизней подряд. Но это те же задержки – и их можно ликвидировать.
Такой опыт у меня есть. Однако сие выходит далеко за рамки
данной опупемы. Наш предмет – наработка учебных способностей.
2. МАТЕМАТИКА: ОПЕРАЦИОННЫЕ НАВЫКИ
Не имей сто рублей, а имей сто друзей! Ну, или 98 рублей и двух друзей… |
Вспомним: дырками тут являются любые непонятые слова или знаки,
а также любые неотработанные до конца навыки. Всё это создаёт
массу непонятых слов и нарушение постепенности.
О непонятых словах скажу только две вещи. 1. Определения
учебников ничего не дают – так как сами состоят из непонятных
слов. 2. Многие знаки или слова в математике являются навыками.
Пример: a, b, c, d или “переменная”. Видеть в букве цифру или
число – конкретный навык. Для его наработки нужно сделать
минимум 50-70 примеров, где требуется перевести число в
переменную и наоборот, заменить одно другим или выразить то
через это.
Всё началось с того, что я, нахватавшись основ обучения Хаббарда,
решил посмотреть, насколько хорошо понимают математику мои
шести-восьмиклассники - отличники и хорошисты. И, ничтоже
сумняшеся, брякнул: “А нарисуйте-ка мне тринадцать восьмых!” И – влип конкретно.
Оказалось, что тринадцать восьмых не может нарисовать даже
учительница. А мои отличники не рисуют и две третьих! Слова “дробь”,
“числитель”, “знаменатель” и иже с ними оказались абсолютно не
понятыми. И стал я копать вглубь, назад: где же первые дырки?
Дал тест на таблицу умножения – по три секунды на пример. И
оказалось, что умножают мои детки только на 2, 3 и 5. Остальное
– натужно вспоминают или соображают. Большинство первых
математических слов типа “число”, “мера”, умножение”, “деление”
- по нулям. Глуши моторы, господа танкисты – приплыли!
И я начал с начала. Самое начало – 1+1. Навык первичного
сложения, в пределах пяти. Потом – вычитание в пределах пяти.
Потом – в пределах десятка. Только после отработки этих навыков
можно переходить к первичному умножению, а потом к делению.
Интересно, что из-за особенностей нашей психики сложение и
умножение гораздо понятнее, чем вычитание и деление (которые
ассоциируются с потерей). Это установил Саша Зудин, работая с
учениками. Я проверил: действительно, примеров на умножение и
сложение в учебниках в среднем вдвое, а то и втрое больше, чем
примеров на вычитание и деление!
Итак, навыки. Сложение внутри десятка – одно. За пределами
десятка – отдельный навык. Точнее, целая группа навыков. Можно
складывать, прибавляя по единичке. Можно – дробя на части,
удобные для сложения: 6+7=6+4+3, то есть 10+3. Складывать с
девяткой или восьмёркой, уменьшая разряд единиц на 1 или 2 –
свой навык. Сложение чётных с чётными – тоже свой навык.
Нечётных с нечётными – свой. Дальше идут двузначные числа –
внутри сотни, потом за пределами. Трёхзначные. И везде – свои
группы навыков.
Это – только сложение. С другими действиями – так же или ещё
богаче. А ещё есть иные числа: дроби простые и десятичные,
положительные и отрицательные. Есть переменные. И есть все эти
действия внутри них, и есть действия между ними – в любом
сочетании.
Только в одной арифметике я насчитал около 90 первичных навыков.
И самые важные – в самом начале. Если не доработать всего один –
обучение вязнет, а потом пропускаются другие навыки, и оно
исчезает. Вот так оно и существует в школах – в исчезнувшем виде.
Вымирает, как динозавр, едва вылупившись в началке.
В общем, все эти дырки я решил попытаться залатать. Сначала я прояснил некоторые важные слова.
Потом мы восстановили таблицу умножения. Это – большой этап.
Контрольный лист, а то и два-три, на каждую цифру. Лист вмещал
до сотни простых примеров - по полтора десятка на каждый
множитель таблицы.
Для примера возьмём – умножение на четыре.
1. Масса “4”. В начале листа – “нарисуй и покажи “четыре”
десятью способами”: палочками, точками, фигурами, предметами, на
пальцах, звуком, действиями.
2. Умножение четырёх на 2: 4*2= , 2*4= - раз по десять.
3. Нарисовать и показать это произведение.
4. Затем умножение с другими действиями: (2*4)+5= , 7+(4*2)= десяток на сложение, по десятку с вычитанием,
делением и умножением: (4*2)-9= , (2*4)*3= , (4*2):1= – и т.д., с разными цифрами.
5. Умножение четырёх на три – весь тот же цикл, что и на 2.
6. Умножение четырёх на 4, 5 и остальные цифры – те же циклы
заданий.
7. Конец листа: тест. Тридцать примеров умножения четырёх на
любые цифры и разных цифр на четыре, вразброс и НА ВРЕМЯ. На
каждый пример – не больше двух секунд. Если один лист не дал
результата – он полностью отрабатывается ещё раз.
|
Это – создание навыка умножения четырёх и на четыре. Так же
отрабатываются умножения на остальные цифры, с учётом особых
навыков, если они есть (например, умножение на 9 – известное
правило).
Важно то, что сложность примеров растёт очень постепенно: навык
появляется раньше, чем меняется тип задания. Именно огромное
количество примеров облегчает работу – по листу катишься без
заторов и ям. Решать много – но всё легко! Вот так и
нарабатывается навык – без провалов и срывов.
Конечно, пока народ привык и увидел смысл в решении листов, я
использовал разные стимулы. В том числе и прямые – я платил за
выполнение листа. И им - не дармовые карманные, и мне (то есть
им же) – лишний навык. Тут всё справедливо – ведь я платил не за
старание, а за результат!
…После этой серии листов у моих ребят определённо появилась
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ – в виде калькулятора в голове. Фу-х. Дальше
стало легче – появился навык определять навыки и писать для их
отработки контрольные листы!
Потом были действия. Потом сюда включились отрицательные числа.
Оказалось – полное отсутствие массы. Пришлось рисовать числовые
прямые до одурения. Например, классный навык: 80 простых
примеров на сложение и вычитание разных чисел по обе стороны
нуля – с обязательным рисованием действия на числовой прямой.
Потом дело дошло и до простых дробей. Вот Таська решает примеры
с дробями – и показывает всю кучу препятствий в учёбе: злится,
кочевряжится, ноет и грамотно вынуждает маму всё решить, чтобы
осталось только записать ответы. “Тасик, нарисуй две третьих!”
Рисует круг, делит радиально на три части, две штрихует. Но меня
уже не проведёшь. “Умница! А теперь нарисуй три вторых”. Ну
конечно! Рисует три круга… Ясно: дроби для неё – терра инкогнита.
А ведь стоят четвёрки! Тут работы – на месяц, не меньше.
Сначала мы долго и по-разному рисовали 3/9, 17/4 или 9/16. Потом
– наоборот, писали нарисованные дроби. После этого – и не раньше
– стало возможным отрабатывать действия с дробями. Сначала –
взаимодействие дробей с простыми числами. Навык того, что
простое число – это а/1. Затем уже – дроби между собой. На
каждое действие – пара листов, примеры плавно переходят от,
например, ½ + 1/2 до 3/7 + 17/5. Вычитание и деление –
тщательнее, чем сложение и умножение. Отдельный лист – действия
с нулём. Общие множители – тоже своя тема. На каждый простой
общий множитель – отдельный лист: множитель надо привыкнуть
видеть, определять – а это свой навык.
Потом – действия с дробями по обе стороны от нуля. И постепенно
– введение остальных действий. В конце концов ребята легко
решали листы “отрицательная дробная степень простых дробей” или
“действия с общими множителями разного знака”.
Ага. Сторонники развивающего обучения уже давно морщатся так,
что мне аж на мониторе видно. А зря. Я ведь вовсе не против
навыков решения проблем и навыков поисков новых решений. Но и
навыки саморазвития развиваются тренировкой! Но дело даже не в
этом.
Элементарные операционные навыки – это чёткие схемы, контуры ума.
Они должны работать, обслуживать, а не требовать внимания. Если
они есть, они сами начинают взаимодействовать между собой,
рождая кучу вариантов решений. А вот если их нет – никакое
саморазвитие невозможно. Изобретательный ум – надстройка,
операционные навыки – базис. Так что одно другому не помеха.
…После наработки азов мой народ почувствовал себя увереннее.
Старшие сами стали иногда сообщать о трудностях – и пара листов
помогала их оставить за кормой. Усекли: решить лист намного
приятнее, чем выслушивать объяснения, жаловаться и ругаться – и
без толку. Младшенькая, люто и фатально ненавидевшая математику,
была, естественно, под более бдительным контролем. На неё
обрушилось больше всего заданий. В результате, попав к сильному
педагогу, она вдруг обнаружила себя вполне способной к
математике – и окончила школу очень успешно.
Братцы! Это совершенно новое родительское качество:
ты можешь
реально помочь в учёбе. Прямо-таки чувство полёта! Не висеть над
душой, не заставлять и нудить, не жаловаться на учителей, не
объяснять до полного офонарения – а дать пару простых тестов,
определить пропущенный навык, молча написать пару листов – и
человечек без трудностей работает, и обнаруживает, что теперь
умеет это, да ещё получает свои заслуженные рубли на мороженное.
Попробуйте – не пожалеете!
дальше
|
|
присылайте
ваши материалы на эту тему |
|
|
|
Содержание: |
|
|
|
|