|
|
|
ГЛАВА 1. (продолжение)
ИГОЛКА В СТОГЕ СЕНА
После урока, преподанного Щетининым, я стал рьяно
коллекционировать разные педагогические системы и модели, чтобы
потом все их обобщить и вычленить главное – смысл педагогики. За
три года набралось прилично. Стал анализировать.
Прежде всего – у кого что болит: обрисовал для себя явление
духовного тоталитаризма. Кроме Шефа, ярким его представителем
был художник В. В. Лубенко, автор идеи “стержневой истины”. Сюда
же я отнёс сектантство, любую жёсткую идеологию и ортодоксальную
религиозность.
Выписал признаки – чтоб разглядеть “врага в лицо”.
1. Миропонимание: жизнь есть борьба добра со злом; мир плох,
люди несовершенны и их надо улучшать; наше учение – единственно
верное.
2. Основа системы: личность лидера.
3. Отношение к ученикам и людям: требование “чистого стакана” -
отрекись от своих убеждений и прими наши; декларация элитарности
и обещание спасения – “только мы на верном пути!”;
культивирование образа окружающих врагов; требование верности
учителю и группе, отсечение “неверных” - людей со своей позицией;
использование личного психического воздействия и внушений;
оперирование исключительно высокими понятиями и категориями
вселенского масштаба; ритуализация жизни – культ образа, символа,
обряда, поощрение внешних проявлений верности; претензии лидера
на мессианство.
4. Реальные результаты учеников: моральная зависимость от
личности лидера; заниженная самооценка, маскируемая верой в свою
исключительность; неприятие других точек зрения, культур, систем;
как следствие – узость и тенденциозность миропонимания; боязнь
других людей и окружающего мира; плохая способность общаться;
ослабленная способность профессионально работать и действовать.
5. Итог: все, кроме самых зависимых, оказываются предателями.
Школа распадается; гибнут ценные методические находки; люди
испытывают разочарование и боль.
Какая цель была у этих педагогов? Окружить себя паствой. Ну, это
скорее болезнь, чем цель! Значит, педагогика может быть
подавляющей или раскрепощающей.
Если веришь в самые правильные ценности, проверь: не навязываешь
ли ты их? Если веришь, что твои ценности спасут всех – значит,
навязываешь. А значит – подавляешь. То есть, самая прекрасная
античная статуя нужна тебе только затем, чтобы раздавить ею
учеников, сбросив с пятого этажа!
Вообще, личность в педагогике – главный камень преткновения. Мы
привыкли, что творческая личность – основа педагогики. Но
личность – и её беда! Она ведь непредсказуема, может ошибаться,
менять взгляды и настроение, болеть и переутомляться. Кроме того:
если для того, чтобы увлечь, зажечь, убедить личность
действительно необходима, то для освоения знаний и навыков она
вовсе не обязательна! Как взять от личности всё хорошее и
оградить всех от её плохого настроения? Или – её саму от
переутомления? Очень просто: СОЗДАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ.
Сопоставим личность и технологию.
Работа личности не тиражируется, результат строго индивидуален.
Технология тиражируема, результат воспроизводим.
Личность воссоздаёт в основном себя, технология даёт инструменты
для саморазвития.
Для личности главное – процесс, для технологии – результат.
Личность воздействует психически, технология не нарушает свободу.
Личность замыкает работу на себя, а технология требует лишь
точности применения.
С исчезновением личности исчезает и система. Технология
продолжает работать.
“По-вашему, в педагогике не бывает конструктивных личностей?”
Конечно, бывают! Но если личность не склонна воздействовать на
людей и работает ради результата, она всегда пытается стать
технологией. Для меня это – один из признаков конструктивности.
Смотрим дальше: развивающее обучение. Адлерская школа РО,
руководимая Н.Н. Пименовой, просуществовала, кажется, девять лет.
Методику создал проф. Дусовицкий на основе разработок Эльконина,
Давыдова и Репкина. Это – выдающееся явление!
Смысл РО: учитель – главный в классе “дурак”. Он ничего не
объясняет. Только ставит проблему, а потом недоумевает,
удивляется, ошибается и задаёт кучу искренних вопросов. Ясно,
что эти вопросы помогают ребятам конструировать знания. И они
это делают – САМИ. В программе учтена нужная постепенность. В
основе наук лежат столь ёмкие и универсальные понятия, что все
знания легко выстраиваются на их основе. Например, в языке –
фонема, в математике – мера. Уроки тут – искусно организованные
дискуссии, полные мнений, споров, озарений и побед. Критерий
истины – только опыт.
Результаты замечательные: ребята раскрепощены, занимаются с
охотой, свободно выражают мысли, ценят своё мнение и ничего не
принимают на веру. Как-то я с огромным удовольствием наблюдал,
как они поставили в тупик английских католиков-миссионеров –
просто задавая свои обычные, искренние вопросы. Они любят и
умеют решать проблемы и задачи – и скучают от готовых ответов.
Думать для них – естественно, безвыходных ситуаций для них нет.
Учёба для них – диалог, самовыражение, творчество. В четвёртом
классе они почти безошибочно пишут, не уча орфограмм, и свободно
создают свои математические системы – для игр. Много читают
познавательного, нестандартно мыслят. А в виде развлечения
уверенно управляются с компьютерами (речь идёт о 1993 годе!), на
которых издают свои газеты.
Проблема с этими ребятами была одна: попав из развивающей
началки в обычное среднее звено, они дохли с тоски! Посему
Пименова работала над программой РО до старших классов. Чем
закончилась эта работа, я не в курсе.
Итак, педагогика может быть саморазвивающей или собщательной,
то есть не развивающей.
Дальше – больше. Как мы познаём мир? Мы ползаем по нему, как
блохи: у одной микроскоп, у другой лакмусовая бумажка, у третьей
рулетка, четвёртая всё пробует на зуб. И каждая считает, что её
метод важнее! То, что сегодня удалось найти и измерить,
объявляется научной истиной. Завтра найдут другое – и
опровергнут первое. Это называется “научный метод познания”.
Вот и выходим мы из школы с умом, разбитым на клетки: химический
мир – это одно, мир физики – совсем другое, а история вообще не
из этой области! А мир-то один. И он – цельный. На востоке это
понимают и воспринимают мир непосредственно, познают интуитивно.
Правы, скорее, они: у них результаты лучше. Итак, педагогика
может быть дробящей, кусковой, обрывочной, а может быть
синтетической, цельной. Она может быть рассудочной или
чувствознательной.
Далее. В Америке после войны были несколько школ, где ребята
занимались только тем, чем хотели – по своему выбору. Эти школы
дали миру нехилую команду знаменитых учёных, просветителей и
лауреатов Нобелевской премии.
Педагогика может исходить из наклонностей и возможностей
человека, а может штамповать одинаковых умственных роботов.
Ещё у нас есть Володя Ланцберг – бард и педагог-неформал.
Двадцать лет он руководил детским клубом у себя в Тюменском, под
Туапсе. Ребята в 6-8 лет свободно управлялись с радиоаппаратурой
и фотоувеличителями, а в 12-13 проводили выездные мероприятия (“костры”,
походы, сборы) без помощи взрослых. То есть, детвора занята
реальными делами, самостоятельнеет и ответственнеет на глазах, а
под шумок осваивает кучу затребованных знаний.
Вот на это опыте Володя разработал школьную модель.
Школа – система неформальных клубов-лабораторий. Свобода совести,
пристрастий и веры – полная. Программа – по сути, куча
миникурсов ПТУ. Главная учёба – в мастерских. Знания – по ходу
работы, на фоне обязательного минимума. Продвижение
индивидуальное. Свобода посещения – полная.
Группу ведут двое: мастер и технолог группы. Первый занят
обучением профессии, мастерству, а второй – личностями,
коллективом, отношениями. Оплата педсостава, на фоне общего
минимума, пропорциональна посещаемости их занятий. Ребята заняты
реальным производством и сбытом, живут в реальной среде, сами
решают массу школьных вопросов.
В основе учёбы – блок “тема – дело”. Цикл: одно осваивается
благодаря другому. Есть сертификационные уровни: ученик,
подмастерье, мастер, профи.
Это значит, что ты до результата освоил: операцию (например,
замочка семян в марганцовке), рабочий цикл (подготовка семян),
технологический цикл (выращивание огурцов) и производство (выращивание
овощей в теплице).
Кроме профильных курсов со временем появятся творческие – их
напишут те, кто что-то умеет. Курс игры на гитаре,
художественного вязания, фотографии и пр. Требование – гарантия
результата. Обучаются все, кто хочет: дети, персонал, родители.
И – не задаром. Так школа становится центром развития и
творчества для всего района.
Итак, педагогика может давать умения – или только сообщать о
них.
Она может быть направлена на самопознание или во вне.
Она может поддерживать естественный темп развития – или ломать
его. Учитывать естественную логику развития - или блокировать её.
И я понял: аспектов педагогики – бесконечность. Столько же,
сколько и педагогов. Искать надо не здесь! Надо плясать не от
нас – от детей. Саморазвитие – вот главный смысл. Нам
нужны законы саморазвития!
Всё правильно: смысл педагогики – чтобы педагоги как можно
раньше стали не нужны!
Суммируем то, что есть. Остаётся немного. Цель педагогики –
умелый и свободный человек. Способ развития этих качеств –
свободное саморазвитие. Задача педагогов:
а) создать среду и возможности для саморазвития,
б) эффективно помогать продвижению и подтверждать успехи. И
ради Бога, не пытаться быть умнее и не лезть в души!
И это – всё, что от нас требуется.
Не верите?..
дальше
|
|
присылайте
ваши материалы на эту тему |
|
|
|
Содержание: |
|
|
|
|