|
|
|
ГЛАВА 1. (продолжение)
ДЕЛО БЫЛО В АЗОВКЕ...
В мае 89-го становится ясно, что мне надо искать другую школу.
Это само по себе дико, да и мест подходящих нет. А педагогика
продолжает творчески бурлить. По телевизору – очередная встреча
в Останкино, с Михаилом Петровичем Щетининым. Он блестящ и
чертовски заманчив. Таня и говорит: “Вот ради такой школы для
наших детей я бы могла бросить всё”.
…Через сутки я бродил под грецкими орехами, которыми буквально
укрыта станица Азовская, и восторженно лицезрел щетининскую
школу – ЦКФЛ, центр комплексного формирования личности.
Восторгаться было чему. Двухэтажная сельская школа вся
разрисована руками детей. Везде бродит какой-то приезжий народ с
профессорскими знаниями. С тобой говорят о биологических
аспектах танца, об истории культуры, о философии космизма. Дети
строят какое-то здание, теплицу, возятся с лошадьми. Завучи со
страшной деловитостью организуют всю эту суету и планируют
будущее. Все уверены, что через год-два здесь будет красивый
посёлок для учителей – проект уже делается в Москве.
Прилетевший через пару дней Михаил Петрович (далее – Шеф, как
звал его коллектив) спросил: “Вы можете всю школьную биологию
преподать за три недели?” И этим купил меня окончательно: да кто
ещё, кроме меня, это сможет?! Через две недели, бросив первую
очередь на четырёхкомнатную квартиру, мы переехали в турлучную
хату, заросшую крапивой и увитую виноградом сплошь. Треть
гектара земли окаймляла лесополоса из слив и вишен, а на покосе
цвели орхидейки. Я был на седьмом небе. И началась ужасно
бурная, интересная жизнь.
Эксперимент продержался четыре года. После Щетинина в Азовке
образовался педагогический лицей во главе с Виолеттой Сергеевной
Лукьяновой – ярким, творческим директором. Сейчас это – центр
всей экспериментальной работы юга России. Мои дети, начав с ЦКФЛ
и пройдя все катаклизмы, в конце концов стали лицеистами,
закончили учёбу в 15-16 лет с медалями и поступили в вузы. В
лицее человечно, активно, уютно и научно: используется система
концентрированного обучения. То, что технологически заложил Шеф,
за десять лет приведено к практичному и рабочему состоянию.
Рассказывать об этом подробно – целая книга получится. Посему,
ограничусь чисто педагогическими вопросами периода ЦКФЛ.
Каждый год Шеф вводил новые элементы технологии. К концу
третьего года эксперимента школа потрясала своей необычностью
всех приезжих. В виду большого разнообразия, аспекты
наработанной технологии довольно трудно систематизировать, и я
просто перечислю их в произвольном порядке.
ЦЕЛЬ И ОСНОВЫ ШКОЛЫ
Декларируемая цель школы вырисовывалась из года в год,
дополняясь разными образами и эмоциями. В целом картина такая. В
давние времена на Земле произошёл катаклизм, и человек потерял
свои божественные способности – духовность упала до нуля. Это и
есть – мы. Кругом – “индустрия пустоты”, криминогенная среда,
“Россия гибнет”. Образование также уничтожает интеллект и
опустошает души. Мы – единственная школа, которая повернёт этот
распад вспять, возродит “русский дух” и создаст настоящих,
полноценных людей – людей будущего. Согласитесь, это круто.
Развитие личности мыслилось с начала до конца: в ЦКФЛ входил
детский сад, школа и несколько вузов, работавших с нами по
договорам.
В основе обучающего процесса - “принцип природосообразности”.
Ритмика работы отталкивалась от церебральных ритмов мозга и
естественных циклов, учёба учитывала смену полушарной загрузки,
темп развития определяли сами ребята, куча практических дел
дополняла учёбу. Природосообразность – то, что надо. Она даёт
колоссальный эффект. Именно эта часть технологии заслуживает
самого широкого развития и применения.
Учебный материал был напрочь пересмотрен. Вместо фактажа упор
пошёл на понимание причин, смысла. Любой предмет должен был
формировать общее философское мировоззрение. Его основа -
Шарден, Чижевский, Циалковский, Вернадский, русские космисты и
идеи Шефа. По сути, каждый предметник создал свой авторский
учебный курс. Недостаток у наших курсов был один: они и близко
не напоминали то, что нужно для поступления в вуз. Но у нас ведь
– свои вузы. Поступление в экспериментальные вузовские группы
было обещано, и мы не волновались об этом.
В основе воспитания – “закон целого”: “если элемент отсекает
целое, то целое отсекает элемент”. Это называлось словами
“соборность”, “общность”, “внимание на личность”. Сначала это
помогало сформировать коллективы, общий дух и чувство локтя. Но
уже в начале третьего года “закон целого” стал оправданием
довольно жёсткого идеологического давления: кто не с нами – тот
предатель. Или спасай гибнущую Россию – или уходи. Но об этом –
позже.
РИТМИКА ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЁБА задумана как семилетний цикл, где седьмой год – творческая
практика с защитой. Подтверждаю: при грамотном обучении семи лет
вполне достаточно для полного развития, и можно смело переходить
к профессиональной учёбе.
УЧЕБНЫЙ ГОД состоял из шести периодов по шесть учебных недель.
Седьмой период – творческие летние каникулы. Разумно и
практично.
Каникулы проводились обычно в выездном лагере, на стройке или в
других делах. Шеф старался удерживать ребят в поле зрения
постоянно. Месяц отлучки мог “испортить” их, пустить насмарку
полгода “воспитательной работы”. Испортить - что?.. Это как-то
заставляло задумываться.
ПЕРИОД – шесть учебных недель. Седьмая неделя – каникулы. Опять
же, умно и практично. В каникулы редко, кто балдел. Это мог быть
просто отдых, но отдыхать было некогда: авральная стройка, выезд
с отрядом, репетиции или дополнительные занятия по интересам –
дел было невпроворот.
УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ – это ПОГРУЖЕНИЕ. Всю неделю изучается один
предмет, одна наука. Шеф и стал первоначально известен, как
автор метода погружений. Вообще-то, обучение большими блоками
использовалось в некоторых русских гимназиях ещё в начале века.
Но мы довели метод погружения прямо-таки до состояния образа
жизни.
Наша неделя – это шесть дней работы и выходной. Шестой день –
зачётный, итоговый. Учебных дней – пять. Каждый день – по три
часа науки, разбавленные тремя часами чего-то
образно-двигательного. Блок обучения – 15 часов. Это очень много
– если дни и часы тоже расписаны по минутам.
УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ – шесть учебных часов. Трип из них – наука, цель
погружения. Между научными часами – три “разбавочных”: музыка,
изо, труды, физкультура, хореография, пение. Такой торт
“наполеон”.
УЧЕБНЫЙ ЧАС – 35 минут. Опять-таки, дело в мозге. Внимание может
быть направлено не больше 9 минут – дальше мозг отвлекается и
внимание рассеивается.
Наш лекционный час – это 2 + 9 + 3 + 9 + 3 + 9 минут. Три блока
информации по 9 минут, разбавленные паузами, чтобы мысли
отвлеклись, внимание отдохнуло, а информация “упала на дно” и
улеглась. Паузы – правополушарные: берёшь гитару и поёшь, или –
картинки, слайды, какая-то ассана йоговская, а то и просто
музыка. Внимание ребят не ослабевает до конца, и держать
аудиторию очень просто. Нужно только привыкнуть к такому ритму.
Но не все часы были одинаковыми.
ЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОДАЧА МАТЕРИАЛА
Три часа науки – это информационный час, экипажная работа и
отчёт.
Первый час – выдаёшь ты. Второй час – разработка и углубление
выданного. Третий час – ребята выдают в ответ, отчитываются. Это
очень умно. Таким образом завершается цикл общения: ты им – они
тебе. И все чувствуют, что нужны друг другу. И ребята видят
смысл работы.
1. ЛЕКЦИЯ, информационный час. Цель: выдать суть, основу
и главные детали темы – и обязательно на фоне всплеска эмоций.
Так, чтобы запомнилось, въелось в память. Это – действо,
драматургия. Столы – амфитеатром. Удивить, ошарашить,
растрогать, озадачить – всё годится. Надо скромно заметить, что
через пару лет мы в совершенстве освоили искусство связывать
травинку с космосом. Иногда мы просто “играли в бисер” -
например, урок физики на философии Бердяева, или урок биологии
на романтической поэзии Джебрана. Космическая философия “целого”
наполняла математику и естествознание, рождалась интересная
философия языка. Такие уроки вышибали слёзы у присутствующих
гостей. Мы гордились этим. Хорошо проведённый информационный час
– огромное удовольствие!
Половину успеха лекции могла дать ЗАТРАВКА – те самые первые две
минуты. Затравка интригует, озадачивает, включает аудиторию. Это
какой-то анекдот, притча, случай, проблемная ситуация. Выслушав
её, народ должен стать в стойку: ну и?.. И тогда можно начинать
лекцию.
ТРИ – основа цикличности. Три девятиминутки – обычно три
главных аспекта темы. Любую тему можно поставить на “трёх
китов”. Три – это законченность. Это легко запомнить и логически
увязать. Великолепный, практичный способ выстроить материал. Не
“притягивать за уши” - а просто выбрать, а если нет – выдумать
три аспекта для темы. Это удобно для обучения – значит,
оправданно. Ведь любой предмет можно рассматривать по-разному.
Например, вся моя биология состояла из трёх блоков: “биосистема”
(организм), “экосистема” (дарвинизм и экология) и “ноосистема”
(человек). И никто не в праве сказать, что такая биология хуже
какой-то иной.
Обычно три части лекции представляли собой разные точки
рассмотрения одного общего закона. Теза – одна точка зрения,
затем антитеза – другая точка зрения, и синтеза – третья:
обобщение, выход на общий знаменатель. Рассмотреть что-то с
разных сторон, обнажить главное – и есть циклическая подача
материала. Например, общее для “био- эко- и ноосистемы” -
общие законы жизни систем, законы синергетики.
Кульминация лекции – обнаружение этого общего. Философское
обобщение. Небольшая пауза – осмыслить. Музыка. Всё, брысь на
хореографию! Ничего не надо больше говорить: к следующему часу
всё уложится в голове, как миленькое!
Умело проведённая лекция не была обучением в строгом смысле:
философские изыски и чувства – дело вкуса. Но она качественно
решала другую задачу – приобщения. Подробнее об этом – в главе
2.
2. ЭКИПАЖНАЯ РАБОТА. Столы сдвигаются по два, вокруг них
– по 4-7 человек. Это экипажи. Обычно они сдруживаются,
срабатываются и остаются надолго.
На каждый стол – лист с кучей заданий. В моём случае –
проблемные ситуации, хитрые вопросы, задачки, точные
определения, прорисовка схем и опор. Времени – в обрез, и народ
работает. Общаться по делу разрешено. Учитель только наблюдает и
помогает при затруднениях. Тут главное – успеть всех отследить,
убедиться, что задания выполнены и что пассивные тоже всё
поняли. Работать заинтересованы все: в конце недели – зачёт!
3. ОТЧЁТ. Мне было легко готовить этот час – опыт уже
был. Отчёт – это выплеск того, что ребята наработали. Это
викторина, кроссворд, решение хитрых задачек на время. Экипажи
соревнуются, я с секундомером “веду шоу”, а у лидеров повышается
шанс получить хороший зачёт.
Осталось сказать, что, поскольку учебников мы почти не
использовали, лекция и экипажка сопровождались разными
иллюстрациями, опорными схемами и рисунками. Я рисовал на доске
прямо по ходу лекции – это гораздо эффективнее для понимания и
запоминания.
НЕДЕЛЯ – это пять лекций. Можно дать пять разных тем. Но
это будет линейная подача. Посему мы старались выстраивать
материал по схеме: А-Б-С – А`-Б`-С`. Три первых дня – это три
главных темы, три аспекта. Четвёртый день – как бы расширение
или иное рассмотрение первого. Пятый – второго. А на зачёте
обычно шло обобщение всего пройденного, как бы расширение
синтезы “С”.
Не думайте, что это так трудно выстроить. Фактически, любую тему
можно представить, как новую – а можно, как расширение или
вариант старой. Например, эволюция – это тот же организм, но во
времени. Экосистема – та же биосистема, но состоящая из разных
организмов. К счастью для учителей, научное видение мира не
имеет никаких чётких границ – мир един. И мы можем подавать его,
как нам вздумается.
КУРС для общего образования – это три недельных
погружения. Та же цикличность. Четвёртая неделя – обобщающая и
зачётная. Обычно эти три недели раскидывались по трём периодам,
и перерывы между ними были длинные. Тем не менее, оказалось, что
ребята легко вспоминают прошлое погружение: достаточно зачитать
его “краткое содержание”, как всё становится на места!
СМЕНА СЕНСОРНО-ПОЛУШАРНОЙ НАГРУЗКИ
Чрезвычайно эффективный момент технологии.
Полушария мозга отвечают за разную работу. Наука, знаковая
работа – в основном левое полушарие, образы, эмоции, ассоциации
– правое.
Один час – знаковый, другой – образный или подвижный. Меняется
нагрузка – мозг успевает отдыхать и не устаёт. “Смена работы –
это отдых”. Это так - если меняется активное полушарие.
Действительно, ребята вообще не уставали к концу дня! Учитель –
тоже: ведь все часы по форме разные. Казалось, можно учиться ещё
столько же. И многие учились – если была нужда.
ОБУЧЕНИЕ ПО ИНТЕРЕСАМ
(ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ)
Отряды набирались по интересам: физики, математики, историки,
филологи, биологи.
Трёхнедельный курс для общего образования - если предмет для
тебя не профильный. Так проходили биологию математики,
литераторы, физики. Зато мои биологи занимались ею постоянно.
Они ездили со мной по дендропаркам, работали в лабораториях,
рассматривали кучу книг и узнавали фактически всё, что я сам
знал и считал ценным. За два года мы освоили всю школьную
биологию с кучей добавок. На экзамен ребята готовили 60 вопросов
моего курса – и многие сдали блестяще. В конце второго года
доцент Шуйского пединститута, биолог, пообщавшись с моими
ребятами, сказал: “Дайте мне ваших самых слабеньких – это будут
мои лучшие студенты”.
Учёба по интересам – очень разумная идея. Однако, даже такой
уровень понимания предмета не давал ребятам шансов поступить –
вузы требуют зубрёжки учебников, а на понимание им начхать.
Кроме того, три недели языка или математики – явный тупик. Мы
оставили по шесть недель, но и этого было мало. Эти базисные,
навыковые предметы требуют постоянной тренировки. Мы не успели
отработать этот момент, но я уверен, что он решаем.
РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ОТРЯДЫ
Один этот момент создал в школе колоссальный энтузиазм в учёбе и
поднял всем настроение.
Самое страшное в классно-поурочной системе – запрет на свой темп
продвижения. “Слабые” – это те, кого гонят, не давая
разобраться. Да они не слабые вовсе! Они просто всё делают не
так быстро. Ещё страшнее, что сильных, способных – тормозят. Вот
они начинают конкретно с тоски дохнуть – а иногда и дуреть. Шеф
снял этот запрет: критерий продвижения в учёбе – не возраст, а
способности!
И отряды быстро стали разновозрастными. Осталось только деление
на младшую и старшую параллель. Можно было ходить на нужные
погружения в другие отряды. Если, например, биолог на отлично
сдал общеобразовательный курс по истории или физике, он имеет
пятёрку в аттестате и может больше не посещать эти предметы.
Крайность?.. Посмотрим.
1. Освободившееся время он не дурака проваляет, а потратит на
что-то более важное для себя – химию, биологию, какую-то
практику.
2. Кто сказал, что обычная школа ставит пятёрки за какие-то
реальные знания?
3. Кто сказал, что справочный материал школьных учебников –
лучше, чем яркое, концептуальное понимание сути предмета?
В общем, и тут можно найти оптимальное решение. Кстати, на деле
мало кто отказывался от повторных общеобразовательных циклов:
через год погружения менялись, совершенствовались, и их снова
было интересно проработать.
Через два года ребята начали с удовольствием заканчивать школу в
14-15, а некоторые даже в 13 лет. И поступали в наши договорные
вузы – и учились довольно успешно. Программа была наша,
адаптированная, но доценты и профессора, работающие с нашей
детворой, не жаловались. Трудности были только в том, что
некоторые студенты ещё на научились быстро писать и работать с
литературой. Но эта проблема вполне разрешима – нужно только
сделать больший упор на языковые навыки.
Ранних студентов было около трети. Ещё треть - бывших отстающих
- спокойно и не торопясь сдавала зачёты на средний балл и
училась до конца. Их никто не торопил. Эти ребята проявляли себя
в разных практических делах, коих всегда было достаточно.
ОЦЕНИВАНИЕ УЧЁБЫ
Оно было простым: зачёт в конце недели.
В маленьких журналах отмечалась только посещаемость – чтобы
знать, кто болел или был занят чем-то другим. Дневников и оценок
не было. Ребята не дёргались, не боялись наказаний или вызова к
доске. Они раскрепостились и быстро захотели учиться!
Зачёт – вообще разумная форма оценки. Отработал погружение –
покажи, что наработал. Однако, тут многое зависит от учителя.
Если ты ставишь оценки за “старание” или по доброте своей
душевной – никто не будет работать всерьёз!
Чтобы снять психологический шаблон, зачёт оценивался не
оценками, а уровнями. Третий уровень – высший, второй – средний,
первый – низший. Но первый уровень не означал “трояк”, а означал
– “сдал зачёт”, так же как и другие уровни. Сдал – на своём
уровне, по-своему. Тут как бы учитывались особенности ученика.
Позже многие вернулись к привычному шаблону, и уровни стали
означать оценки. Но те, кто понял разницу – выиграли.
Важно чётко обозначить для себя, за что какой балл будешь
ставить. Первый уровень – если ученик знает все определения.
Второй уровень – если может объяснить все процессы. А третий –
если на зачёт мне приносят собственный графический концепт
(обобщающий схематический рисунок) всего погружения, и защищают
его устно. А если и определений не знает? Тогда просто незачёт.
Хочешь – пересдавай, а хочешь – жди следующего года. Всё это
объявляется ребятам в самом начале погружения. Третьих уровней
было достаточно!
На зачёте я весел и неподкупенен. Никто не может сдать зачёт за
красивые глазки. Некоторые пробуют кокетничать. С той же
улыбкой, со всей своей симпатией отправляю таких на
переподготовку. Без обид! Личная симпатия и учебный результат –
как удав и кролик. Они должны быть выражены максимально, но
строго раздельно! Смешать их – перечеркнуть весь смысл работы.
На третий год, когда идеология достигла апогея, Шеф принимал
экзамены очень тенденцоизно: явно завышал оценки за
“духовность”. Но это – отдельная история.
дальше
|
|
присылайте
ваши материалы на эту тему |
|
|
|
Содержание: |
|
|
|
|