Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Физическое развитие >> Спорт круглый год >> «Советы  по физической подготовке детей»
Отрывок из книги Арнольда Шварценеггера

Подготовка вашего ребенка к долгой, здоровой и физически активной жизни подобна строительству дома. Закладку фундамента необходимо начинать с рождения ребенка и закончить его к тому времени, когда ребенку исполнится шесть лет. Первый этаж дома – это возраст от шести до десяти лет, а второй этаж «надстраивается», когда ваше дитя проходит путь от одиннадцати до четырнадцати лет. Естественно, вы не можете построить второй этаж, пока не закончите первый. А чтобы дом получился крепким и стоял долго, вам нельзя трудиться над строительством первого этажа, не заложив прочный фундамент.

Фундамент нашей постройки состоит из двух основных частей: правильного питания и развития базовых двигательных навыков
. Таких, как координация движений, чувство равновесия, ловкость, умение бросать и ловить мяч руками и ногами и так далее. Эти двигательные или моторные навыки – не только предпосылка для успешных занятий спортом в более позднем возрасте, они также обеспечивают ребенка хорошей «двигательной поддержкой», которая позволяет заниматься любым видом деятельности в будущем.

Лучшее, что вы можете сделать для надлежащего физического развития своего ребенка, обеспечения ему необходимой нормы упражнений и правильного питания, - превратить все это в обычную и обязательную часть жизни вашей семьи, начиная с момента появления малыша на свет.

Вот три первых совета, как правильно начать закладку фундамента здоровой и продолжительной жизни вашего ребенка:
  1. С самого рождения ребенка сделайте так, чтобы упражнения, общая физическая активность и правильное питание являлись неотъемлемой и естественной частью вашей семейной жизни.
  2. Занимайтесь физическими упражнениями и тренировками вместе с вашим ребенком с рождения и на протяжении всех его детских лет.
  3. Пусть ваши слова не расходятся с делом: станьте для ребенка живым примером той пользы, которую приносит хорошая физическая форма.


И, наконец, четвертый мой совет:

Сделайте физическую подготовку приносящей радость.

Я убежден в том, что самая большая радость, которую человек имеет в жизни – это радость ощущения своего здорового и сильного тела. Но вы должны найти способы показать детям эту радость. Забудьте о том, что можно заставить ребенка делать физические упражнения только потому, что «это тебе полезно!». Такие доводы не срабатывают. Результатов можно добиться только в том случае, если совместные физические упражнения с самого начала начнут приносить радость и удовольствие малышу. Сделайте это, и ваш ребенок будет стремиться к физической активности, а не избегать ее.

Глава 1

Физическая подготовка

Что вы можете сделать, чтобы подготовить вашего ребенка к продолжительной жизни

Создание базы двигательных навыков

Моторные, или двигательные навыки (рефлексы) подобно кирпичикам здания, составляют все движения нашего тела. Любое из них базируется на одном, а чаще на нескольких таких навыках. Мы начинаем приобретать двигательные рефлексы с момента рождения, и самые ранние навыки – хватание, умение тянуть руку, сосание – становятся первыми строительными блоками всех наших будущих движений. По мере того, как грудной ребенок подрастает, он начинает приобретать все больше и больше таких навыков, начинает соединять их вместе в различных сочетаниях, заменять один на другой, чтобы создать новое необходимое ему движение.

Стремление грудного ребенка к овладеванию все новыми двигательными навыками и к их комбинации с целью выработки все более сложных движений – прямой результат количества, качества и разнообразия стимулов, которые получает малыш. Это очень важно знать родителям! В первые два года ребенку приходится овладеть большим количеством основных, первичных двигательных навыков, чем за всю оставшуюся жизнь. Многие специалисты считают, что к 10 годам человек уже овладевает всеми двигательными навыками. Согласно исследованиям этих специалистов, любое новое движение – это просто более или менее сложная комбинация уже имеющихся двигательных навыков.

Моторные рефлексы формируют фундамент физической активности на всю жизнь.

До того, как малышу исполнится шесть лет, родители должны сделать все от них зависящее, чтобы ребенок овладел широкой гаммой двигательных навыков. Это – необходимое условие построения фундамента жизни ребенка, которое обеспечит ему и возможность заниматься спортом, и откроет доступ к самым различным видам человеческой деятельности, и просто позволит наслаждаться сильными, уверенными и ловкими движениями собственного тела.

Каким же образом вы должны помочь своему ребенку развить этот широкий спектр двигательных навыков? Во-первых, осознав, что ключ к их приобретению – постоянная готовность к новому.

Каждый ребенок проходит через естественные этапы освоения двигательных навыков. Например, малыш должен сначала научиться сидеть, только затем он сможет переворачиваться, потом вставать, держась за что-нибудь, и, наконец, ходить с помощью взрослых. Он должен пройти последовательно все эти этапы – до того, как начнет ходить самостоятельно. Все эти стадии разные дети проходят с различной скоростью, и невозможно точно сказать, что ребенок должен уметь делать к тому или иному возрасту.

Но необходимо, чтобы он был готов делать все это. Запомните: вы не сумеете научить вашего ребенка новому движению, пока он не будет готов освоить его. Быть готовым означает, что ребенок:
  1. уже освоил предыдущий двигательный навык перед тем, как переходить к новому,
  2. достаточно развит умственно и физически, чтобы освоить его,
  3. хочет и стремится его освоить.


Ребенок просто не сумеет ходить, как бы вы не уговаривали его, если он еще не освоил предыдущих движений, если его позвоночник недостаточно окреп, чтобы позволить ему ходить, и если он просто еще не хочет этого.

Значит, вы, родители, должны следить за развитием своего ребенка и на каждой стадии поощрять его к тому, чтобы он осваивал как можно лучше те движения, которые ему доступны, и в таком широком диапазоне, как только возможно. Нельзя заставлять ребенка нарушить последовательность развития, нельзя заставить его раньше времени ходить или, например, ездить на велосипеде.

Ниже приводится перечень обычных, но очень важных вещей, которые вы можете делать, чтобы помочь вашему ребенку приобрести надежную двигательную базу.
  • Сделайте обстановку в вашем доме такой, чтобы она была интересна вашему ребенку с момента рождения и способствовала его желанию осознавать окружающее. Добейтесь, чтобы радость, получаемая от изящных и ловких движений, стала постоянным спутником нашей семейной жизни, и вовлеките в эту радостную атмосферу ребенка; подвешивайте игрушки к его кроватке, играйте, возитесь, танцуйте с ним на руках. Правил и рекомендаций, как это делать, не существует – вы должны проявить воображение и интуицию.
  • Сделайте так, чтобы развитие двигательных навыков было для ребенка веселым занятием; никогда не допускайте, чтобы оно давалось ребенку тяжело. Пусть занятия с ребенком будут короткими и приносящими ему удовольствие.
  • Если вы хотите научить ребенка какому-нибудь сложному движению, разбейте его сначала на отдельные составляющие и не жалейте времени на освоение каждого из этих элементов, но следите, чтобы их изучение было привлекательным для ребенка и интересовало его.
  • Чем больше вы знаете о физическом и умственном развитии ребенка – в грудном, ползунковом и дошкольном возрасте – тем лучше. Прочитайте то, что написано о развитии детей в этой главе, и помните об этом, занимаясь с ребенком.
  • Гимнастика развивает множество важных двигательных навыков и способствует воспитанию чувства равновесия, так что дети, начиная с полутора лет и старше, могут получить большую пользу от тщательно подобранных гимнастических упражнений. Игры с мячом могут также обеспечить прекрасное развитие базовых двигательных навыков – таких, как ловкость, перехват предмета, координацию движения ног – у детей с самого раннего возраста. Ребятишкам младше двух лет рекомендуется заниматься с большим надувным мячом.


1.Общее развитие и освоение двигательных навыков детьми грудного возраста ( от рождения до года).

Первый год в жизни малыша – это время самого интенсивного роста и изменений. За это время мозг и желудок ребенка увеличиваются почти втрое, сердце – вдвое, легкие – более, чем вдвое, а общий вес ребенка – втрое, по сравнению с тем, который он имел при рождении. К концу первого года ваш малыш будет ползать, сидеть без посторонней помощи, стоять, ни на что не опираясь, и, возможно, ходить. Он сможет поднимать с пола предметы большим и указательным пальцами, класть их в ящик и снова вынимать оттуда, подражать многим словам, говорить «мама» и «папа», и использовать некоторые простые жесты для общения с вами. В этот период вы можете сделать очень многое, чтобы научить вашего ребенка любить движение, помочь развитию его моторных навыков и ощущения собственного тела, используя ориентированные на это упражнения и игры.

Главное здесь – именно игра. Я не рекомендую никаких комплексов упражнений для грудных детей и даже не даю программ развития двигательных навыков, но вы должны понимать, что именно регулярные и частые физические контакты с ребенком и большое количество подвижных игр, которые позволяют ему использовать весь спектр освоенных движений, помогут ему изучить нечто новое.

В приложении к этой книге вы найдете перечень «игровых упражнений» и забав для грудных детей, специально подобранных так, чтобы стимулировать развитие основных двигательных навыков. Я настоятельно рекомендую вам использовать их, но сделайте эти игры веселыми и никогда не перегружайте ими вашего ребенка. У каждого малыша свой собственный, сугубо индивидуальный темп роста, физического развития и изменений в настроении, и его готовность к тому, чтобы попробовать что-то новое, должна быть очевидной и понятной вам. Если вам покажется, что очередное занятие перестало быть привлекательным для ребенка, или он забеспокоился – значит, пришло время закончить игру. Впереди еще много дней, когда то же самое упражнение вновь обретет свою привлекательность. Запомните главное – все эти игры и забавы не должны превращаться для вашего ребенка в работу «по графику»; сделайте занятия короткими, веселыми и соответствующими настроению ребенка.

Перечень «ориентиров», помещенный в конце этого раздела, объяснит вам, какие навыки лучше всего развивать и поощрять каждые три месяца первого года жизни вашего ребенка, так же можно посмотреть. Я также добавил список игрушек, которые будут вам в этом полезны. Но сначала приведу несколько общих советов о том, как лучше вводить эти игры и забавы в жизнь вашего ребенка.
  • Занимайтесь физическими упражнениями с ребенком, когда он весел, спокоен и его ничего не тревожит: избегайте делать это, когда он хочет спать или капризничает. Попробуйте потрясти погремушку около его уха, чтобы привлечь внимание и подготовить к игре.
  • Не держите вашего ребенка в ограниченном пространстве; прямо с рождения дайте ему достаточно свободы. Пусть у него будет свободная, не стесняющая движений одежда, большой манеж, детская комната (как только ребенок начнет ползать); поощряйте движение, а не подавляйте его.
  • Чем больше шевелится ребенок, тем лучше. Осторожно двигайте его ножки и ручки; помогайте ему переворачиваться; с четырех-шести месяцев разрешайте ему отталкиваться ножками от вашего колена или от пола; поощряйте желание ребенка, держась за ваши пальцы, тянуться к вам; после шести месяцев начинайте придерживать его в стоячем положении, чтобы он перебирал ножками; расположите игрушки так, чтобы ребенок мог достать их, сначала потянувшись к ним и только затем схватив. Чем больше разнообразных движений в этом возрасте освоит малыш, тем больше он их полюбит.
  • Уже с двух месяцев начинайте давать ребенку легкие податливые игрушки, которые можно держать в руках – чтобы ребенок упражнялся в хватании, подъеме и бросании их. Подвесьте игрушки в детской кроватке над головой ребенка, чтобы стимулировать его желание потянуться к ним и схватить.
  • Дети до месячного возраста могут уже ненадолго сосредотачиваться, смотря на предмет, находящийся на расстоянии до метра от них, но предпочитают, чтобы предметы находились на расстоянии от двадцати до семидесяти пяти сантиметров от  них. Чтобы помочь ребенку развить навык слежения за движущимся предметом, медленно качайте головой из стороны в сторону, когда носите его, и двигайте яркий предмет (дети любят красный цвет) перед ним вправо-влево и вверх-вниз на разных расстояниях и с разными скоростями. Постоянно движущийся предмет (мобиль), подвешенный над детской кроваткой, стимулирует зрение ребенка, но к тому времени, когда малыш научиться вставать, мобиль нужно убрать. Вы можете также натянуть веревку над манежем или кроваткой и подвесить на ней различные яркие игрушки, чтобы ребенок их рассматривал. Надуйте несколько воздушных шариков, чтобы ребенок следил за ними и тянулся к ним, разместите в его комнате мигающую лампочку, которая может привлечь внимание малыша.
  • Вы можете начать подкатывать мяч к ребенку, когда он еще совсем маленький – это поможет развитию навыка слежения за движущимся предметом. В возрасте от четырех до шести месяцев он может уже начать бить по мячу, а к концу первого года жизни он должен уже откатывать его к вам обратно. Мячи самых различных размеров (но не слишком маленькие, чтобы ребенок не мог засунуть их в рот) и большие детские игрушки могут использоваться для развития большого количества разнообразных двигательных навыков.
  • Как только ребенок станет достаточно силен, чтобы оторвать от кроватки плечи, помогайте ему учиться сидеть. Придерживайте его в сидячем положении или посадите в угол дивана, чтобы он опирался на спинку, но равновесие удерживал сам. Яркие предметы или игрушки, положенные перед ним, помогут ему в этом.
  • После полугода очень важным становиться развитие движений, связанных  с использованием мышц кистей рук. Вам надо всячески следить, чтобы ребенок как можно больше работал руками. Пусть он хватает себя за ноги (даже если они грязные), рисует цветными мелками, занимается с игрушками, которые могут разбираться на несколько частей, или с игрушками, части которых можно двигать, просто что-нибудь теребит руками. К тому времени, когда ребенку исполнится шесть месяцев, пусть он берет в руки мягкие игрушки и кукол, одежду, пластиковые или деревянные кубики (уже с четырех месяцев) и различные предметы домашнего обихода, такие, как деревянные ложки и тупые лопаточки (типа лопаток для торта), пластмассовые чашки и тарелки, кастрюли, сковородки и пустые коробки.
  • Способствуйте тому, чтобы ребенок ползал (особенно в период между семью и десятью месяцами) и пытался стащить интересующие его предметы на пол, если сможет их достать. Как только он начинает ползать, установите на его пути различные препятствия из подушек и валиков, чтоб он стремился либо переползти через них, либо обойти стороной.
  • Различные устройства, поддерживающие детей при ходьбе, на самом деле только отодвигают срок, когда ребенок начнет ходить полностью самостоятельно; кроме того, могут быть иногда просто опасны. Поэтому я настоятельно рекомендую вам не пользоваться ими. Помогая ребенку учиться ходить, поддерживайте его за туловище или сзади за одежду, чтобы руки ребенка оставались свободными, и он мог с их помощью удерживаться в равновесии.
  • Никогда не используйте телевизор, чтобы успокоить ребенка!
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5