|
Что делать, если не все фотографии открываются?
Нажмите правой кнопкой мышки на крестик, который
появились вместо картинки, выберите пункт "Показать
рисунок". И немного подождите. Удачного чтения!
Учить или не учить младенца плавать?
Пару лет назад в ответ на такой вопрос я бы ответила,
что скорее нет, чем да. И ответ был бы выстраданным,
проверенным, что называется, на своей шкуре. Потому что,
вырастив троих детей, занимаясь с ними со всеми с
младенчества плаванием в бассейне с опытными
инструкторами, я получила следующие результаты: сын Миша
начал плавать около восьми лет, дочь Лиза в семь лет,
дочь Катя в девять лет.
Когда родился мой сын, я только краем уха слышала, что
есть такие клубы (почти подпольные в те времена), где
учат младенцев плавать. Когда Мише было около пяти
месяцев, я, наконец, нашла такое место - бассейн, где
обучали малышей плавать.
Мы стали ездить на занятия. Ездили регулярно, не
пропуская ни одного занятия. К десяти месяцам Миша
хорошо держался на воде, мог спать на воде на спине.
Пару раз к нам в бассейн приезжал основоположник
младенческого водного тренинга – знаменитый Игорь
Борисович (далее – ИБ) Чарковский. Он работал со всеми
младенцами, которые там были. И Миша тоже не избежал
прикосновения ИБ. После проныривания, длившегося около
получаса, Миша спал примерно пять часов, не
шелохнувшись. Я одела его, довезла до дома на автобусе,
а ребенок продолжал спать.
В бассейне, куда мы ходили главным действующим лицом
была знаменитая ученица ИБ – Марина Дадашева. Вместе со
мной в бассейн ходили десятки мамочек, все были увлечены
плаванием, закаливанием младенцев, делали динамическую
гимнастику (далее ДГ).
Некоторые (подчеркну – НЕКОТОРЫЕ) из детей делали
попытки плавать. Но реально плавающими детьми были
только дети самой Дадашевой. Хотите купить комфортный, недорогой и качественный диван? Качественная мягкая мебель, корпусная мебель, столы обеденные и журнальные из Европы А их у марины было много –
10 человек. В бассейне с ней всегда было 4-5. то есть,
было на что посмотреть. Даже самый младший – Игорек,
который был чуть младше моего Миши, тоже плавал!
А мой сын, так и не начал плавать. Мало того, каждое
занятие было для нас преодолением крика и страха.
Единственное, что сын делал, это вцеплялся в меня
мертвой хваткой. А стоило начать отрывать малыша от
мамы, начинался жуткий рев.
Мне тогда казалось, что главная наша беда в том, что мы
неправильно действовали с самого рождения. Вот если,
думала я, Мишка имел возможность плавать с рождения,
тогда бы у нас все было. Но если бы он родился в воду,
как большинство окружавших меня детей в бассейне, то,
наверно, плавал бы вообще, как рыба.
В год Миша с удовольствием плескался на бережку Рижского
залива в Юрмале. Но это была лебединая песня. Приехав
домой, в Россию, оказавшись на речке Клязьме, ребенок
впадал в жуткий крик. Далее – несколько лет даже
поднести его к воде было невозможно. Ни на речке, ни на
море, ни в бассейне, ни в бане, куда мы ходили раз в
неделю. Только дома мог входить в ванну, любил поиграть
с водой. Но плескаться в ванне не хотел, играл с водой,
налитой в тазик, стоящий на дне ванны.
Следующий ребенок – дочь Лиза родилась в воде – дома в
ванной (естественно, я рожала не одна и после длительной
серьезной физической подготовки). И плавать начала с
первых же дней. Буквально сразу после рождения.
Первые месяцы жизни мы плавали дома в ванне по 5-7 раз в
сутки. Мы всё делали так, как нас учили. Проныривания по
Чарковскому в довольно прохладной воде. Один-два раза в
неделю – бассейн. Раз в неделю – баня.
В полгода наша Лизавета стала упираться ручками в стенки
ванной и нырять отказывалась. Только через крик и
насильственное «скручивание». Вскоре я поняла, что
делать этого не могу. В бассейн мы еще некоторое время
ходили, но совершенно безуспешно.
Через четыре года родилась дочь Катерина. Родилась тоже
в воде, в небольшом домашнем бассейне. Рожала я ее тоже,
конечно, с серьезной подготовкой и не одна (в
присутствии опытной акушерки).
Плавать с Катей с рождения с проныриванием мне не
хотелось. Мы очень нежно и спокойно просто водили ее по
водичке, брызгали водой на лицо по команде «ныряем».
Когда Катюше было около пяти месяцев, ко мне стала
приходить моя близкая знакомая, тоже ученица ИБ и
заниматься с Катей в ванной. Через несколько занятий
Катя плавала на спине сама. Но как я сейчас понимаю,
внимательно разглядывая фотографии, плавала она
(держалась на воде) только потому, что в процессе
занятий малышка глотала много воздуха и животик просто
раздувался. Воздух в животе держал малышку на плаву,
кроме этого, она очень напрягалась. В общем, плавания
как такового не было. Был просто «дрейф» по поверхности
воды.
Занятия плаванием пришлось оставить по той же причине,
что и с Лизой. В один «прекрасный» момент малышка стала
кричать и упираться в стенки ванны.
Детям, о которых я писала, сейчас 16, 14 и 10 лет.
Как уже рассказывалось, всё научились плавать уже в
школьном возрасте.
Лучше всех плавает сейчас Лизавета. Она несколько лет
раз в неделю сама добровольно ходила в бассейн плавать.
Плавает далеко, очень вынослива.
Миша плавать любит, может плавать быстро, хорошо ныряет.
Но выносливостью, то есть, плаванием на длинные
дистанции, не отличался.
Катерина очень долго боялась воды. Панически, с криками!
Не давала притронуться к себе, находясь даже метрах в
десяти от воды. Однажды добрые родственники решили
искупать ее, затащили насильно в воду, и она чуть не
утонула, очень испугалась. Это было примерно лет в пять.
Вот с тех пор до прошлого лета наша Катюшка к воде не
подходила вообще. Даже ноги мочить отказывалась.
Единственный водоем, который она признавала – надувной
бассейн, где воды по колено. В нем она могла лежать и
бултыхаться часами.
Перелом в ситуации произошел прошлым летом (в 9 лет),
когда она сама потихоньку стала входить в воду, получив
со всех членов семьи обещание до нее не дотрагиваться.
Плескалась на мелководье с удовольствием.
Мы живем рядом с чудесным озером, все лето она имела
возможность купаться в нем по два-три раза в день. А раз
в неделю – купалась в море. Только после этого боязнь
воды стала отступать.
И основной – решающий удар по страху перед водой был
нанесен этой зимой, когда мы жили у бабушек в Москве
почти два месяца. И Катя полтора из них ходила в
«Олимпийский» в секцию прыжков в оду. Там ее научили
отлично нырять и не бояться плавать там, где нет под
ногами дна. Теперь она ныряет и плавает везде, где
хочешь.
Имея такой опыт, я, конечно, отвечала на вопросы о
младенческом плавании очень скептически. Скажу и сейчас,
что за несколько лет хождения в московские бассейны, где
учат плавать крошечных деток, я видела не более десятка
плавающих до года малышей. Да пару десятков плавающих в
два года.
А сколько я видела плачущих и кричащих малышей!
Озадаченные глаза мамочек, удрученных, можно сказать,
тем, что у них ничего не получается.
Я перестала верить в то, что младенцы могут плавать.
Плавающие младенцы остались для меня на черно-белых
фотографиях самиздатовских брошюр о методе Чарковского,
изданных еще в советское время.
Полтора года назад у меня родилась дочь Санечка –
маленькое солнышко. Вопрос о младенческом плавании
вообще не стоял. Имея большой «опыт» в этом вопросе, я
не сомневалась в дальнейшем сценарии. Начало, плач
младенца, настаивание на своем до тех пор, пока ребенок
не научится за себя постоять.
Несколько лет назад, когда еще Лизавета была маленькой,
я дружила с одной мамочкой, которая была настолько
мудра, что не стала заставлять своего ребенка нырять
насильно. С самого нежного возраста она просто давала
ему полежать в воде, поиграть с игрушками. Ребенок
получал удовольствие от лежания в ванной. к полутора
годам совсем не боялся воды, с удовольствием мог сам
опускать голову под воду, не боялся задерживать дыхание.
На момент Сашиного рождения этот опыт казался мне
наиболее гармоничным. К этому времени я уже описывала
именно такой опыт в паре своих книжек. Потому всё
остальное, что я видела, приносило только слезы.
Вот именно по этому пути я и решила пойти.
Сашеньку почти с рождения мы клали в ванну на мягкий
резиновый коврик. Она отлично держала голову сама. А я
придерживала руку под ее подбородком на тот случай, если
она устанет и опустит голову.
Мы поливали ей водичку на голову со словами «ныряем».
Но постепенно зашли в тупик. Что делать дальше? Дальше
лить воду на голову? Сколько можно! Малышка и так уже
поняла, что надо задерживать дыхание.
Просто окунать в воду? Проводить под водой?
Было как-то боязно, что ли. Непонятно, как идти дальше….
А главное, что малышка начала возражать против купания!
Приходилось давать ей игрушки, увлекать чем-то. Но любви
к купаниям не наблюдалось.
Перелом в ситуации произошел после того, как я в один
прекрасный день по мудрому совету одной мудрой мамы
залезла вместе с Санькой в ванну. Она была счастлива в
воде! нелюбовь к купаниям прошла, появилась улыбка на
лице.
А дальше – во дворе появился бассейн (мы живем в частном
доме). И в этом бассейне мы проводили по полчаса и
больше два-три раза в день.
Начали мы и нырять, и плавать.
Но всё, конечно, не в один день. Всё постепенно,
аккуратно, с любовью.
Ныряния были однократные – не ритмичные (по ИБ).
Плавание – на короткое расстояние – малышка сидела на
дне, отталкивала и проплывала к маме метр-полтора.
Одновременно с этим мы раз-два в день плавали в озере
около дома. Пускали Саньку плыть от мамы к старшему
брату или сестре, ныряли вместе – обнявшись,
подкидывали, а она плюхалась в воду и сама выныривала.
Потом были две недели на море – каждый день занятия в
воде по полчаса два раза в день.
И тут просто начались чудеса! Малышка моя и плавала
(мама отходит, а Саша за ней), и ныряла, и правильно
дышала при ритмичном проныривании (ныряли в положении
стоя). И сама отталкивалась и плыла к маме от берега
метра два-три. И подбрасывала Саньку мама высоко, а
малышка с улыбкой плюхалась в воду и выныривала сама.
Вернулись домой, продолжали купаться в озере. К восьми
месяцам она уже плавала, как дельфиненок. Начала сама
разворачиваться – поворачивать голову из воды для вдоха.
Это была сказка, которая происходила, как будто, не со
мной.
Но наступила осень, озеро и море стали недоступны,
бассейна нигде рядом не было. В ванной Санька только
играла – не воспринимала ванну, как место для плавания.
Словом, к году, когда мы впервые оказались снова в
бассейне (в только что открывшейся рядом с нами сауне),
наша девочка не то, что плавать, отрываться от мамы в
воде не хотела. И горько плакала, если я пыталась
поиграть в какие-нибудь наши с ней водные игры.
Это был крах!
Что делать дальше?
Мы стали ходить в сауну раз в неделю, чтобы хоть как-то
пробовать восстановить навык. Но никаких сдвигов вообще
не было!
Сразу, после того, как малышке исполнился год, мы
оказались в Москве.
Здесь мы встретились с Игорем Чарковским. Это,
несомненно, удивительный человек! После часа рядом с ним
хочется посвятить остаток жизни продолжению его дела. В
его присутствии наступает какое-то ощущение
нереальности, состояние подъема, эйфории.
Чарковский позанимался с Сашей всего три дня (буквально
по часу). Иногда мне
казалось, что это сказка, что мы оказались рядом с ним.
Иногда, когда он применял наиболее сильные из своих
методов, хотелось срочно прогнать его, потому что было
жалко малышку. Казалось, что она мучается в руках Игоря
Борисовича. Она, действительно, иногда горько плакала в
процессе занятий. А иногда с блаженным выражением лица
замирала и постепенно засыпала, продолжая нырять и
нырять.
Обратились мы к Чарковскому не просто так. У Сани были
явные проблемы с ножками. Нам ошибочно поставили
довольно серьезный диагноз и нам грозило пребывание в
гипсе в течение года. Или шанс - попробовать обратиться
к Чарковскому. диагноз, слава Богу, был быстро снят. А
прозанимались мы всего три дня.
Когда мы расстались с ним, я была уверена, что ничего
подобного с Сашей делать сама не буду. Мне казалось, что
метод все-таки жесткий, что Саша будет на меня сильно
обижена, если я начну так же серьезно работать с ней в
воде.
Еще месяц после этого мы оставались в Москве и ходили в
бассейн, где занимались плаванием такие же карапузы, как
Санька.
К слову хочу заметить, что попадали мы в две разные
группы – к двум разным тренерам.
У одного тренера (женщины) на пятьдесят малышей,
находящихся в воде, я видела только одного плавающего
двухлетку. Остальные младенцы и
малыши постарше или орали при попытках родителей вместе
с тренером что-то сделать. Или просто бултыхались с
мамами – безо всякого плавания и ныряния.
В другой же группе (тренер – мужчина) было много
малышей, которые без страха отплывали от мамы и плыли к
бортику, проплывая 3-4 метра. Были ребятки 2-3 лет,
которые ныряли под воду за палочкой, которая стояла на
дней. Но главное – в этой большой группе никто не
плакал! Это было удивительно! Особенно по сравнению с
другой – параллельной группой.
А что же мы с Санькой?
Мы приходили в бассейн и начинали нырять. Не так, как
Игорь Борисович, более мягко, поле плавно. Но ритмично
и, иногда, подолгу.
Я отпускала Сашу плавать – от себя к бортику. Сначала на
метр, потом больше.
Мы вместе освоили весь бассейн – 25 метров. Я отходила,
она плыла за мной, а я лишь поднимала ей голову для
вдоха. Так мы проплывали по восемь раз туда и обратно
весь бассейн.
Она начала сама нырять! Я ее просто держала, а она
ритмично опускала голову в воду и выныривала.
Иногда мы купались так интенсивно, что Санька засыпала
прямо во время занятия.
Приехали домой и стали ходить в бассейн к своим знакомым
(бассейн тоже только появился у них в доме – построили
для своей малышки).
Проныриваться Санька отказывалась. То, что мы делали в
Москве, почему-то вызывало у нее резкое сопротивление.
Но мы продолжали заниматься, немного ныряли, немного
плавали – насколько это может позволять бассейн длиной и
шириной всего в два метра. Занимались каждый день, кроме
выходных почти два месяца подряд.
И Санька снова поплыла, снова стала нырять, научилась
нырять с бортиков бассейна, лихо шагая в воду. Плавала
она всё лучше и лучше – сначала ноги у нее бултыхались
внизу, а через месяц – малышка уже лихо шлепала ими по
поверхности воды, что придавало плаванию большую
скорость.
В общем, весной, когда снова можно было ставить бассейн
во дворе и плавать в озере и в море, Санька уже многое
умела. А, начав плавать в открытой воде, стала делать
всё большие и большие успехи.
Словом, совершенно не прошли даром наши занятия в
младенчестве. Мы прошли путь от совершенно не
плавающего малыша, через проплывающему с
небольшой маминой помощью 400 метров (в январе), до
свободно плавающего в морских волнах полуторалетнего
карапуза.
Главное планомерные регулярные занятия и
помощь мамы в воде!
Для чего я так подробно описываю наш путь к воде?
Для того, чтобы показать, что, не смотря на сложности,
возможно всё!
Мы начинали, вообще не мечтая о том, что хоть что-нибудь
получится!
А получилось очень и очень здорово!
Что я могу посоветовать мамам, которые начинают?
Занимайтесь как можно чаще. Раза в неделю – слишком
мало. Да и два раза в неделю очень мало. Если есть
возможность, занимайтесь каждый день. Хотя бы в домашней
ванне.
Ну и главное – будьте вместе малышом! Залезайте с ним
вместе в ванну! Я знаю, что некоторые мамы ставят дома в
городской квартире надувные бассейны, лишь бы быть с
малышом в воде!
Не обманывайте ребенка, не окунайте его сами, морщась от
ужаса или неуверенности. Ныряйте вместе, с улыбкой.
Ныряйте сами у него на глазах. Тогда успех обеспечен!
Будьте уверены! Ваша уверенность передается малышу так
же, как ваша неуверенность!
Будьте нежны к ребенку! Он это почувствует!
Не бойтесь, что произойдет что-то плохое – малыш
почувствует ваш страх.
Не обманывайте ребенка – ныряйте вместе с ним!
И вы будете счастливы вместе в самой прекрасной стихии –
в воде!
|