|
Избранные страницы из книги И.Г.Сухина "Удивительные
приключения в Шахматной стране"
Москва, из-во Поматур, 2000
Глава 1. ШАХМАТНАЯ БЕСЕДКА
Если очень-очень захотеть научиться играть в шахматы, то
желание непременно сбудется. И, возможно, ты попадешь в
такую же волшебную историю, как и Юра...
Однажды ранним воскресным утром в Юрину квартиру
позвонили. Юра открыл дверь и увидел девочку в клетчатом
платьице.
– Здравствуй, Юра. Меня зовут Клеточка. Я приехала за
тобой из Шахматной страны.
Девочка взяла Юру за руку и привела к велосипеду с тремя
сидениями, шестью педалями и маленькими колесами.
Клеточка села за руль. Юра примостился сзади.
Путешествие началось. Велосипед мчался с невероятной
скоростью. Мимо мелькали города, леса, реки. С гулко
бьющимся сердцем Юра ждал чего-то особенного и
удивительного.
Вдруг Клеточка резко затормозила, и велосипед
остановился перед красивой беседкой, похожей на башенку.
– Это Шахматная беседка. Здесь мы проведем первое
занятие, – проговорила Клеточка.
Юра вслед за девочкой вошел в беседку и в восхищении
замер. На массивном столе, излучая мягкий розовый свет,
лежала большая квадратная доска со множеством темных н
светлых клеток.
– Это ШАХМАТНАЯ ДОСКА. На ней ведется шахматное
сражение, – начала занятие Клеточка. – Шахматная доска
аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это
ПОЛЯ. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики
– ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.
– Белые поля. Черные поля, – повторил Юра.
Вдруг клетки-квадратики затрепетали, спрыгнули с
шахматной доски, стали водить хоровод вокруг девочки и
озорно подмигивать Юре.
– Это мои сестренки, – улыбнулась Клеточка. – В
Шахматной беседке поля волшебные.
Клетки-квадратики дружно вспорхнули и вернулись на
шахматную доску. Юра растерялся. Он не мог понять – было
ли все это на самом деле или ему показалось. Он
направился к столу, чтобы потрогать клетки-квадратики,
но обо что-то споткнулся и чуть не упал. У ног мальчика
лежала толстая-претолстая тетрадь. Юра поднял ее и на
обложке прочитал: "Загадки из тетрадки".
– Это тетрадка моего друга Загадая, – удивилась
Клеточка. – Хорошо, что ты нашел ее. В ней много шуток,
загадок, вопросов, заданий. Будешь понемногу решать их и
научишься играть в шахматы. Начнем?
– Начнем, – кивнул Юра.
ПОМОГИ ЮРЕ РЕШИТЬ ВСЕ ЗАДАНИЯ
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле,
черное поле. Какие поля больше: белые или черные?
2. Какая форма у шахматной доски: круглая или
квадратная? А у шахматного поля?
3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
4. На каких полях ничего не растет?
5. Из каких досок не строят теремок?
6. В каких клетках не держат зверей?
7. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна,
тополя, поляк, полярник?
8. Какими словами оканчиваются такие стихотворные
строчки?
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная ...
Раздался голос Короля:
Найдите на доске ...
9. О какой игре Лена Сухина (9 лет) написала
стихотворение:
Игра
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Глава 2. ЛИНИИ
Клеточка начала второе занятие:
– В шахматы обычно играют два ПРОТИВНИКА. Их еще
называют ПАРТНЕРЫ. Они садятся лицом друг к другу.
Шахматная доска располагается между противниками так,
чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого
цвета... Как нам правильно сесть за шахматную доску?
ПОМОГИ ЮРЕ
Юра усадил за стол девочку, с противоположной стороны
стола сел сам.
– Белое поле справа, – сказал Юра.
Тут он обнаружил, что по соседству с этим полем стоит
крошечный домик-кубик с резными окошками, маленькой
дверцей и затейливым крылечком. Юра удивился, что не
заметил домик сразу. На крылечке разместились три яркие
кнопки: на красной кнопке была нарисована буква В, на
синей – буква Г, на зеленой – буква Д.
– Как в азбуке: В, Г, Д! – воскликнул Юра. – Нет только
А и Б.
– А и Б сидели на трубе, – пошутила Клеточка. – Сейчас
узнаешь, зачем здесь домик и кнопки. Посмотри на
шахматную доску: квадратики разных цветов всегда
чередуются. Черное поле следует за белым, белое за
черным. Любая черно-белая дорожка из восьми полей,
которая проходит слева направо – это ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ
ЛИНИЯ или ГОРИЗОНТАЛЬ. Смотри, вот горизонталь, –
Клеточка нажала кнопку с буквой Г.
В тот же миг дверца домика-кубика отворилась, и на
пороге появился симпатичный гномик. Он ловко прыгнул на
белую клетку и проворно побежал по горизонтали до
противоположного края доски. Там он развернулся, так же
резво поспешил обратно и скрылся за дверцей домика.
– А он живой? – спросил Юра.
– Что ты! Это заводная игрушка – Горизонталик. Он
показал тебе одну из горизонтальных линий. А всего их
восемь. За белым полем каждой горизонтали следует
черное, за черным – белое.
Неожиданно в беседку ворвался запыхавшийся мальчик.
Большие уши и толстый нос делали его похожим на
слоненка.
– Где тетрадка? А-а, вот она! – он метнулся к Юре и
вырвал у него тетрадь.
– Ты Загадай? – удивился Юра.
– Я Задира! – мальчик щелкнул Юру по лбу и хотел
убежать. Но не тут-то было. Юра подставил ему ножку.
Задира кубарем покатился по полу и выронил тетрадь.
– Ах, так! Ты еще пожалеешь! Учишься в шахматы играть?
Ничего у тебя не выйдет!
Задира схватил стул и с такой силой ударил по шахматной
доске, что одна из черных клеток не удержалась на своем
месте и соскочила на стол. Задира хихикнул и убежал,
Клеточка заплакала.
Юра бережно поднял черную клетку и в растерянности
глянул на шахматную доску. Откуда же она упала?
(Примечание: она находилась в нижнем левом углу).
Юра догадался и от радости захлопал в ладоши. Когда
черная клетка-квадратик заняла свое крайнее левое
положение, девочка перестала всхлипывать и сказала:
– Хочешь узнать, какие еще бывают линии кроме
горизонтальных? Рука Клеточки потянулась к кнопке с
буквой В.
– Любая черно-белая дорожка, которая идет от одного
противника к другому, – это ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или
ВЕРТИКАЛЬ. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. За
белым полем каждой вертикали следует черное, за черным –
белое.
Горизонталик снова пробежался по шахматной доске, теперь
по вертикали. На этот раз он зацепил черную клетку, и
она наползла на белую.
Юра водворил дальнюю черную клетку на место.
– Спасибо, – поблагодарила девочка. – А сейчас "Загадки
из тетрадки".
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
1. Что делают противники за шахматной доской? А
партнеры?
2. Как правильно сесть за шахматную доску?
3. Покажи какую-нибудь горизонталь. Сколько полей в
горизонтали?
4. Покажи все горизонтальные линии. Сколько на доске
горизонталей?
5. Покажи какую-нибудь вертикаль. Сколько полей в
вертикали?
6. Покажи все вертикальные линии. Сколько на доске
вертикалей?
7. Что длиннее: горизонталь или вертикаль?
8. Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два
черных?
9. Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два
белых?
10. Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?
11. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?
12. Каких полей в горизонтали больше: белых или черных?
А в вертикали?
Глава 3. ДИАГОНАЛЬ
В беседку вошел мальчик со вздернутым носиком и большими
удивленными глазами. Под мышкой он держал длинную тонкую
палку.
– Юра, это Загадай, – обрадовалась Клеточка. – Загадай
будет путешествовать с нами. Он знает много шахматных
историй.
– Что это за палка у тебя? – спросил Юра.
– Не палка, а указка, – обиделся Загадай. – Она нам
пригодится.
– Пригодится, – подтвердила Клеточка и продолжила
занятие. – Теперь давайте поговорим о ДИАГОНАЛЯХ
шахматной доски. ДИАГОНАЛЬ – это любая прямая цепочка
клеток одинакового цвета, касающихся друг друга
уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых
коротких – всего два поля.
Загадай взмахнул указкой и показал самые короткие
диагонали.
– Есть на шахматной доске и самые длинные – БОЛЬШИЕ
ДИАГОНАЛИ. В каждой из них по восемь полей. Горизонталик
покажет нам большую белую диагональ.
Клеточка нажала кнопку Д. Полюбившийся Юре Горизонталик
поспешил в противоположный угол доски и быстро вернулся
обратно.
– Как интересно в Шахматной стране! И сестрички у тебя
хорошие, – сказал Юра девочке.
Клетки-квадратики соскочили с шахматной доски и
затанцевали вокруг Юры. Да так весело и задорно, что Юра
не удержался и поймал восемь черных клеток. Когда
остальные клетки вернулись на доску, одна из черных
диагоналей стала белой.
– Сейчас большая черная диагональ снова будет черной, –
сказал Юра и отпустил пойманные клетки.
– Вот ты и познакомился со всеми шахматными дорожками:
горизонталями, вертикалями и диагоналями. Теперь Загадай
покажет ЦЕНТР, – проговорила Клеточка. – Центр – это
четыре поля в середине шахматной доски. В центре два
белых поля и два черных.
– Теперь, Юра, порешай мои задачки, – сказал Загадай,
раскрывая тетрадь.
ПОМОГИ ЮРЕ
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
1. Покажи какую-нибудь диагональ, большую белую
диагональ. Сколько в ней полей?
2. Покажи большую черную диагональ. Сколько в ней полей?
3. Какая диагональ длинней: большая белая или большая
черная?
4. Покажи одну из самых коротких диагоналей. Сколько в
ней полей?
5. Покажи диагональ из трех, четырех, пяти, шести, семи
полей. Одинакового ли цвета крайние поля каждой
диагонали?
6. Покажи центр. Сколько в нем полей?
7. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?
8. Сколько белых полей в центре? А черных?
9. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Ребенок получил первое представление о шахматной доске.
Дайте ему карандаш, бумагу, линейку, мел, клей, ножницы,
кубики, "солдатика". Для закрепления пройденного
материала предложите дошкольнику:
– раскрасить часть шахматного листа клетчатой тетради
так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым
карандашом или только черным);
– вырезать из тетради в клеточку квадраты 2х2, 3х3, 4х4
клетки и правильно раскрасить их;
– выложить из кубиков дорожки, похожие на горизонталь,
вертикаль, разной длины диагонали, центр. Пусть
"солдатик" пробежит по центру и дорожкам. Хорошо, если
доме есть старые кубики, которые можно заклеить бумагой
так, чтобы получилось по восемь светлых и темных
кубиков. Несложно сделать кубики и из цветной бумаги.
Попросите ребенка правильно (с учетом цвета) выложить
центр, отдельно горизонталь и вертикаль. Пусть
попытается определить, в чем сходство горизонтали и
вертикали. Если дошкольник это сходство не найдет,
разверните горизонталь и наложите ее на вертикаль. Затем
разбросайте кубики и попросите малыша сложить из них
большую белую и большую черную диагонали;
– вырезать из тетради в клеточку центр, горизонталь,
вертикаль, диагональ. Диагональ не получилась? Пусть
ответит, почему;
– нарисовать по линейке на бумаге центр, горизонталь,
вертикаль, большую и самую короткую диагонали и
правильно раскрасить их. Пусть вырежет нарисованные
горизонталь и вертикаль и разрежет их на клетки. Из этих
клеток снова сложит горизонталь, вертикаль, затем
большую белую и большую черную диагонали (их можно
аккуратно склеить уголок к уголку);
– начертить мелом на асфальте центр, горизонталь,
вертикаль, большую и самую короткую диагонали. Пробежать
по ним и поиграть на них в классики;
– вспомнить, где кроме шахматной доски он видел клетки,
расположенные в шахматном порядке (в книгах, на полу,
такси, одежде и т.п.).
Если малыш выполнит большую часть этих заданий, можно
переходить к чтению следующей главы. Если нет, стоит еще
раз прочитать ему первые главы.
СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА
Читал Оле (возраст 4 года 7 мес.) свою сказку о
дракончике Пожирателе Полей. Через день спросил:
"Помнишь сказку?" – "Не помню". – "Ну, хоть что-нибудь?"
– "К помню! (думает небось: "Вот пристал"). Как же Олю
перехитрить-расшевелить? Придумал: "Ну, кто там был,
медведь?" – "Нет, дракон... Он клетки глотал... А они
прижались, и он не мог их проглотить".
***
Во время прогулки с Олей (4 года 11 мес.) я спросил:
"Что больше: шахматная доска или шахматное поле?" –
"Шахматное поле". – "Ну, Оля!" – "Шахматная доска". –
"Конечно. А какие поля больше: белые или черные?" – "Они
одинаковые". – "Так. А какая форма у шахматной доски?"
Молчание. Задаю наводящий вопрос: "Круглая?" –
"Квадратная". – "Верно, а у шахматного поля?" – "Тоже
квадратная. – "Так. На каких полях ничего не растет?" –
"На белых". – "И только?" – "На черных". Обобщаю: "На
шахматных... Из каких досок не строят теремок?" – "Из
шахматных". – "В каких клетках не держат зверей?" – "В
шахматных". – "Что делают противники?" – "Дерутся".
"???" "В шахматы играют".
***
Прошу Олю (4 года 11,5 мес.) раскрасить в тетради
фрагмент шахматной доски черной шариковой ручкой.
Сначала Оля проводит две кривые палочки / /, потом между
ними закрашивает. Раскрасив шесть кривых "квадратиков",
седьмой Оля рисует по иному, выделяя квадрат толстыми
линиями, и затем закрашивает внутри. Получается отлично.
Так бы рисовать и дальше, но Оля импровизирует и
следующую клетку закрашивает иначе. Получается
некрасиво, и новую клетку Оля рисует, как прежде. За 20
минут Оля раскрашивает квадрат "6 на 6 клеток".
***
Лена (5 лет 6 мес.) спрашивает: "А соперники – у которых
сопли? А противники – противные?" Смеюсь, объясняю, что
партнеры, противники играют в шахматы. Через неделю
спрашиваю: "Помнишь, кто такие партнеры?" – "Ну,
портнихи, партнеры – которые шьют"... А потом Лена
говорит: "Я придумала шахматную загадку: почему доска
квадратная?.. Потому, что у нее клетки равные, по
восемь". – "Как, по восемь?" – "На каждом краешке по
восемь".
ОТВЕТЫ НА "ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ"
ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 1
1. Они равны. 2. Квадратная. 3. Шахматное поле. 4. На
шахматных. 5. Из шахматных. 6. В шахматных. 7. Да. 8.
Доска. Поля. 9. О шахматах.
ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 2
1. Играют в шахматы. 2. Правое угловое поле должно быть
белым. 3–6. Восемь. 7. Они равны. 8–9. Нет. 10–11.
Четыре. 12. И белых и черных полей одинаковое
количество.
ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 3
1–2. Восемь. 3. Они равной длины. 4. Два. 5. Да. 6.
Четыре. 7. Квадратную. 8. Два. 9. Нет.
|