Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Обучение чтению >> Методики обучения чтению >> Кубики имени Зайцева
Мария Барабаш, по материалам сайта

Кубики Зайцева заполонили страну. С их помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и… осваивать английский. А в "продвинутых" детских садах обучение по этой методике давно уже включено в джентльменский набор, наряду с компьютером, иностранным, бассейном и художественным творчеством. 

Не слог, а усилие связок

В стремлении обогнать время многие сегодняшние родители пытаются научить детей читать чуть ли не с пеленок. И подрастающий человечек под ликование взрослых легко запоминает буквы, а затем наступает остановка - складывать их в слова никак не получается. Почему? Да потому, что знание букв отнюдь не влечет за собой умения читать - так же как знание шахматных фигур не дает возможности виртуозно играть в шахматы. Малышу сложно научиться читать по буквам, а освоить хитрости звукобуквенного анализа, который сейчас принят в школе, еще сложнее. 

А как раньше учили читать? По складам. Что оказалось методом более эффективным, чем соединение между собой символов-букв. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. Складовой принцип чтения стал той основой, на которой педагог из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев и построил свою знаменитую систему обучения детей. Более всего она известна как кубики. Носящие имя их создателя. 

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили "ъ" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Гласный же обязательно предваряется согласным. Это не всегда отражено на письме, но, произнесите, например,: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а". 

Элементарной частицей речи, считает Зайцев, является не буква, не слог, а склад, или мускульное усилие речевого аппарата. Складовой принцип обучения имеет нечто общее с тем, как малыш пытается произносить первые слова: не "мама" - целиком и полностью, а по складам - "ма-ма". Так и на кубиках написано, чтобы все было привычно и естественно. В обучении детей Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения, поняв, что отсутствие абстрактного мышления и логики компенсируются у ребенка обостренным восприятием импульсов, идущих от органов чувств. 

Приступаем?

Почему дети скучают над азбукой и букварем? И почему они с таким восторгом хватаются за кубики Зайцева? Да все очень просто - в кубики можно играть, а по методике Зайцева все обучение чтению строится на кубиках и настенных таблицах. Родители, желающие приохотить чадо к чтению, должны купить в специализированном детском магазине набор заготовок, из которого всего за несколько вечеров можно склеить кубики. По стенам надо развесить входящие в набор таблицы, а затем уже можно приступать к освоению методички и заучиванию кассет с попевками. Спросите, причем тут попевки? При том, что вы вместе со своим ребенком будете не произносить нарисованные на кубиках склады, а петь их. По мнению Николая Александровича, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. А некоторых детей в нежном возрасте иначе и не научишь читать. 
А внутри у них крышки от пива
Обучающие кубики отличаются не только от обычных, но и друг от друга. В наборе есть кубики большие и маленькие, тяжелые и легкие, "железные", "деревянные" и даже два "золотых"! Одни звенят, другие гремят, а третьи постукивают. На больших кубиках нарисованы склады, обычно именуемые "твердыми". На маленьких - "мягкие". Впрочем, с такой терминологией Николай Александрович решительно не согласен: "Ну что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите "БА" и "БЯ", "У" и "Ю", "О" и "Ё". По этому принципу и кубики и различаются". 

На больших кубиках нарисовано Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ и т. д. На "золотых" нарисованы гласные. На большом - А-О-У-Ы-Э (это его песня-попевка), на маленьком - Я-Ё-Ю-И-Е. А на других маленьких кубиках нарисовано: БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ и т.д. Есть еще пять особых двойных кубиков: это склады с теми согласными, которые не со всеми гласными "дружат". 

Как уже было сказано, кубики звучат по-разному. Именно по звуку их разделяют на "железные", "деревянные" и "золотые". "Железные" и "деревянные" - это глухие и звонкие склады. Наполнены они соответственно крышечками от пива (или кока-колы) и кусочками дерева (или фасолью). В маленький "железный" кубик кладут четыре крышечки, в большой - шесть. Но есть среди них и такой, в который запихивают целых восемь крышечек - это кубик со складом "И". Он самый тяжелый. А большой "золотой" кубик с гласными заполняется монетками (недаром он все-таки "золотой"!), маленькими наперстками или колокольчиками. В результате все встает на свои места: "золотые" кубики звенят, "железные" гремят, а "деревянные" глухо постукивают. 

Песня кубика

Когда заботливые родители кубики смастерят, настает пора показывать их ребенку. Для начала пусть выберет кубик, который приглянул больше других. Возьмите его, и, поворачивая к ребенку той гранью, которую называете, пропойте все склады: "А-О-У-Ы-Э". Теперь пусть кроха выберет большой деревянный кубик. Затем маленький. Золотой. Железный. Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию. 

Дальше, согласно методике, надо начинать писать. "То есть как? - удивится читатель - Ребенок ведь еще и ручку в руках не держит!" А кто сказал, что писать можно только ручкой на бумаге? Можно нажимать на клавиши компьютера и видеть, как появляется сказанное слово. А можно водить указкой по таблице Зайцева, напевая: "Ба-бо-бу-бы-бэ, Ма-ша, мо-ло-ко". Малышу ведь нужно понимать, как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать. 
Начните писать с того, что ребенку дороже всего - с имени. Кстати, можно написать КО-ЛЯ, но лучше - НИ-КО-ЛА-Й А-ЛЕ-К-СЕ-Е-ВИ-Ч (ребенок будет рад почувствовать себя большим). Потом составляйте названия игрушек, имена близких людей. Собрав в одном конце комнаты слово МАМА, на столе - БАБУШКА АНЯ, а у окна - ДЯДЯ КОСТЯ, начинайте подвижную игру в слова: "Скорее беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто к нам приехал, - ДЯДЯ КОСТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!" Таким образом можно обучать чтению в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку. 


Ну и где здесь учеба?

В книге Зайцева "Письмо. Чтение. Счет" есть масса интересных игр и заданий с кубиками. Тем не менее вы скоро обнаружите, что "готовенького" там мало, надо придумывать свое. Кстати, во что любит играть ваш ребенок? В железную дорогу? Что ж, собирайте из кубиков ПА-РО-ВО-З с ВА-ГО-НА-МИ. Строить города? Составьте ЗА-МО-К ВО-Л-ШЕ-Б-НИ-КА. С девочками, которые любят крутиться на кухне, можно "готовить" КО-Т-ЛЕ-ТЫ или, допустим, КО-М-ПО-Т. Только, чур, все по- всамделишному, пусть мама всерьез играет и время от времени просит дочку искать "продукты"-склады, без которых ничего не получится. Пока малыш ищет нужный кубик, он вновь и вновь перебирает десятки других, запоминая по ходу дела склады, которые на них изображены. А кубики-то все разные, большие и маленькие, звенят, гремят, постукивают, да еще и цветом различаются - словом, каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. 

Ну и где здесь, спрашивается, учеба? Одна сплошная игра. Вы разочарованы? Напрасно: даже если дошколенок позанимался с кубиками 15 минут, а потом целый час машинки катал, он уже взял свое. Десятка таких занятий достаточно, чтобы четырехлетка начал читать. Кстати, воспитатели детских садов, где применяется система Зайцева, в один голос утверждают, что кубики настолько увлекают малышей, что к чтению приобщаются даже те, чье умственное развитие никак нельзя назвать ранним. 

А теперь учимся счету

Система Зайцева - это не только кубики. Займите одну из стен квартиры под таблицы "Стосчет", и призрак страшной математики никогда не будет мучить вашего ребенка. Иным родителям счет методом тыканья пальчиком в каждую клетку поначалу кажется непродуктивным, зато он нагляден, понятен и дает реальное представление о количестве. В "Стосчете" каждое число дано в цифровом и количественном выражении. Если это 54, значит, рядом ребенок увидит 54 кружочка или квадратика, расположенных в определенном порядке. Занимаясь по методике Зайцева математикой, дети знакомятся сразу с первой сотней, находят любое число на числовой ленте, решают задачки на сложение и вычитание в пределах ста, а особенно любопытные быстро приучаются считать в уме, подбираются к умножению и делению и выходят за пределы первой сотни. 

Кубики Зайцева forever!

Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста. Но некоторые-то дети без этих самых кубиков уже успели отпраздновать свой трех- или даже пятилетний юбилей! Им-то каково? Не поздно ли осваивать чтение по кубикам? Не поздно. Система не привязана к определенному возрасту. И даже больше - все методики Зайцева, выстроенные по принципу "от наглядно-образного через конкретно-действенное к абстрактно-логическому", развивают не только детей. Они применяются, например, и для обучения иностранцев. Можно не расставаться с таблицами и кубиками, даже когда ребенок уже пойдет в школу, - просто задания станут более сложными. 

А если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной "скорой помощью". Выстроена она таким образом, что в ней легко разобраться и легко работать. В идеале кубики и таблицы должны стать частью жизни, а сами занятия незаметными. Пусть каждое их них продолжается всего несколько минут - результат не заставит себя ждать! И время при этом экономится - все ведь происходит как бы между делом. А сегодняшние родители - люди сплошь занятые, просиживать вечера напролет вместе с детьми за приготовлением уроков им некогда. 

В заключении хочется сказать, что, хотя эта система выстроена гармонично и продумана до мелочей, без вдохновения и фантазии взрослого, взявшегося ее применять, сами по себе кубики чуда не сотворят. Правда, идеей обучения "по Зайцеву" обычно загораются те родители и педагоги, которые чувствуют, что традиционные методы работы со школьниками совсем не годятся для дошколят.
 

присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5