Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Обучение чтению >> Игры и пособия по чтению >> "Книги-объяснялки"
Лена Данилова

Замечено на опыте, что когда малыш начинает читать, ему трудно одолеть сразу книги с текстом. Проще идут слова. Как сделать ребенку интересную книгу, но так, чтобы там были только отдельные слова? 

Попробуйте сделать  "Книги-объяснялки".

1. Делать их можно из обычных тетрадей, блокнотов, альбомов для рисования, фотоальбомов, листов картона, сшитых скоросшивателем или вставленных в папку с файлами. Главное условие - чтобы бумага не просвечивалась. Чтобы текст с одной страницы не был виден на другой. Это очень важно, чтобы не сбивать малыша с толку.

2. Первую книгу-объяснялку можно заводить тогда, когда малыш уже может четко (узнаваемо) сказать несколько слов, содержание которых можно изобразить рисунком. Если малыш уже много слов говорит, то выберите те, которые будут ему наиболее интересны.

3. Обложку можете оформить, так вам нравится. Напишите на ней что-нибудь, тип "Машина (Данина, Олина, Катина) книжка" или любое другое обобщающее название. Никакой конкретной темы у книги не будет.

4. Напоминаю, что все написанные слова желательно писать по складам, так как это облегчает ребенку выход в сознательное чтение.

5. Итак, вы нашли нужный альбом или блокнот, записали, какие именно слова из активного словаря вашего ребенка вы будете использовать, приготовили фломастеры (или цветные карандаши) трёх цветов (например, два зеленых - разных, конечно, и чёрный). Раскройте первый разворот. Здесь вы напишите первое слово. Величина букв - произвольная. Я, для экономии времени, провожу линии по верхней и нижней часть обычной школьной линейки. Мало того, чтобы не стирать потом карандашную линию, я делаю это ногтём. Писать слово (да и размещать картинки) лучше на правой половине разворота. 

6. Написали слово, переворачивайте страницу. Здесь будет картинка. Её вы можете нарисовать : просто, схематично (или срисовать) или наклеить, если у вас найдется, где ее взять. А теперь самое интересное. Вокруг картинки напишите слова ( тоже, конечно, по складам, но буквами поменьше), называющие части этой картинки: ДОМ, а части - это окна, дверь, крыша, дорожки. Импровизируйте , как вам нравится. В первой Катиной книге были слова : ДОМ, ЗАЙКА (носик, уши, хвостик, лапы ), ЛАМПА ( абажур, колба, нить, провод, патрон, свет), СОК (пакет, в нем дырка, сам сок, который льется в стакан), МАЙКА ( рукав, воротник, рисунок, пояс), ЧАЙ ( чайник, носик (у чайника), чашка, блюдце и сам чай, который тоже льётся). 

увеличить

7. На каждом следующем развороте, как вы понимаете, будет слово, а на следующем - картинка. 

8. Можно использовать не только одну картинку с пояснением частей. Но и группу картинок. Пишете :ОВОЩИ, рисуете несколько овощей и так далее: НОТЫ, ФИГУРЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ЦВЕТА.....

9. Если интересно, прочитайте какие картинки были у нас в других книжках : ЯГОДЫ (рябина, красная смородина, сливы, виноград), ВОЛК ( лапы, хвост, голова, уши, живот, спина), СТУЛ ( ножки, спинка, сиденье, пол), КУКОЛКА (голова, рука, нога, туловище, шея, пол, стена), ЖУК (крылья, усы, лапы), ЦВЕТА (семь цветов радуги пятнами), ЕДА ( молоко, кефир (пакеты), каша, суп (тарелки), яблоки, хлеб, ягоды), ИГРУШКИ ( кубик, кукла, машинка, мячик), ЧАСЫ ( циферблат, стрелки, цифры),ОДЕЖДА ( майка, шорты, варежки, юбка), КНИГА( страницы, обложка, корешок, текст, рисунок, стол, на котором она лежит), ЛОШАДЬ (голова, шея, спина, хвост, ноги, копыта), СКРИПКА ( эфы, струны, колки, головка, гриф, дека, обечайки, подгрифок), САМОЛЁТ ( фюзеляж, крыло, хвост, кабина пилота, двигатели) и другие...

10.В конце каждой книги мы пишем слово КОНЕЦ. Его - то читать - самое большое удовольствие - не ошибешься.

Как с ними работать?
Если ваш ребенок совсем маленький и только начинает говорить, не принуждайте его произносить слова. Откройте книгу и прочитайте слово, дайте секунду, чтобы на него посмотреть, переверните и рассматривайте картинку и так далее. Через несколько просмотров давайте малышу секундочку, прежде, чем вы скажете слово, может он захочет САМ и скажет. Вы можете мне возразить, сказав, что он не читает, а запоминает. Да, но речь-то сейчас идет о ребёнке, которому год с небольшим. Он только учится говорить. Дайте ему возможность, не боясь, произносить написанное слов, раскрепоститься, "читать" свободно. Пройдет немного времени, он будет читать не только большое слово, но и все маленькие слова, написанные около картинок. А так как все они написаны по складам ( я надеюсь, что вы сделали именно так), то он не просто будет видеть слово, но и понимать из чего оно состоит. А вскоре, начнёт узнавать знакомые склады в других словах и ПРОЧИТЫВАТЬ их - и это будет уже полная победа!

Ну, а если вы начинаете заниматься с уже подросшим человечком, который умеет хорошо говорить и уже понимает кое-что в кубиках Зайцева. А может, ему только предстоит этим заняться. Неважно. Главное, что ребенку уже многое можно объяснить, у него можно многое спросить, он не отвернётся и не убежит без причины. Первые разы, когда вы начнёте читать книгу, прочитывайте "большое" слово и по складам, показывая их пальцем и все слово сразу. Маленькие слова, чтобы не очень надоесть, прочитывайте, как всегда, в обычном темпе, не показывая склады. Через несколько показов, можете попросить ребёнка прочитать с вами слово, вы показываете склад, говорите его и просите ребёнка повторить за вами. Если ребенок мал и отвлекается, не видит отдельный склад, то те склады, которые сейчас не нужны загородите своими руками. Через несколько таких прочтений вместе, малыш запомнит склады и будет вам прочитывать любой. А так же все слово. Тут самое время написать из этих же складов ручкой на бумажке пару других слов и попросить ребёнка узнать знакомые склады, а может и прочитать слова.

Главное, не перегибайте палку. Ничего не требуйте, дождитесь , пока ребёнок сам попросит ещё раз почитать эту книгу, попросит : "Можно я САМ!" или просто возьмёт её сам рассматривать. Он ведь знает, слышал от вас, что там написано. А значит дальнейшее рассматривание книги - уже элемент самообучения. Только не нужно надеяться, что он сам всему научиться. Ему ещё очень-очень нужна ваша помощь. А тяга к этим книгам будет зависеть только от того, насколько интересно их содержание.
 

присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5