|
Прежде
чем предлагать ребенку сложить из 4 кубиков узор, нарисованный на картинке, надо
дать ему понять, что эти кубики вообще-то можно изобразить на бумаге. Начинать
надо с суперпростых заданий - из одного - двух кубиков.
Нарисуйте на карточке из четвертинки листа бумаги для черчения синий квадрат, на
другой - желтый, на третьей - белый, на четвертой - красный. Это будут наши
самые первые задания. Рисунок 1 (на картинке справа).
Для того чтобы с ними было удобно заниматься, чтобы карточки подольше
сохранились в целости и сохранности, разложите их в кармашки обычного
фотоальбома, или купите цифровую фоторамку, – по одной карточке на разворот, чтобы не путать ребенка двумя
картинками одновременно. Время от времени, переставляйте карточки с заданиями в
альбоме с одной страницы на другую, чтобы последовательность выполнения узоров
иногда менялась.
Если фотоальбома нет, показывайте ребенку по одной карточке, давая следующую,
убирайте предыдущую. Не давайте карточки всегда в одной и той же
последовательности.
Покажите малышу первое изображение.
И скажите: «Давай поставим наш кубик так же».
То же проделайте со следующими тремя изображениями.
Если у малыша возникают проблемы, помогите ему словами. Например, такими:
«Видишь, нарисован кубик, повернутый красной гранью вверх! Давай найдем на твоем
кубике красную грань» (ребенок сам ищет) и так далее.
Затем попробуйте пройтись по граням с двумя цветами – половинками. Рисунок 2.
На освоение заданий с одной гранью уходит несколько секунд (максимум – пару
минут).
Могут возникнуть осложнения с гранями из двух цветов. Поначалу малыш не обращает
внимание на то, как повернуты «уголки», а ставит, как попало. Скажите ребенку:
«Посмотри, у тебя желтая «стрелочка» «смотрит» вниз и налево, а должна
«смотреть» вверх и направо, вот сюда, где твоя правая рука». Но не стоит спешить
и поворачивать кубик нужной стороной. После словесной помощи ребенок, скорее
всего, справится сам. Если этого не происходит, значит, задания с двухцветными
гранями кубиков пока отложите.
Далее
переходите к заданиям, в которых сочетаются два кубика с одноцветными
гранями. Нарисуйте как можно больше разнообразных комбинаций кубиков. Не
обязательно ставить их рядом - в ряд.
Рисунок 3 (справа от текста)
Будьте рядом с малышом, не уходите на кухню, оставив ребенка один на один с
заданиями.
Возьмите себе пару кубиков и рядом с малышом тоже выполняйте узоры – с других
карточек, чтобы ребенок не «списывал» у вас.
Обращайте внимание ребенка на расстояние между кубиками, на их расположение
между собой. Если ребенок делает ошибку, сначала просто скажите ему, что «что-то
тут не так, не очень-то и похоже». Если он сам не видит ошибку, уточните
«кажется, не той стороной один кубик повернут» или «возможно, кубики у тебя
стоят слишком близко друг к другу».
Если же и после намека ребенок не видит ошибку, уточните свои «сомнения»:
«По-моему, правый кубик должен быть не красным. Давай получше рассмотрим
рисунок. Где здесь правый кубик? Какого он цвета? А у тебя?» и т.п. (подробнее
об ошибках и подсказках читайте здесь).
После рисованных заданий из двух кубиков переходим к заданиям на три кубика.
Рисунок 4
Сначала тоже идут простые дорожки, потом более сложные комбинации.
Потом
более интересные сочетания. Рисунок 5
Когда ребенок освоится с заданиями из двух-трёх кубиков с одноцветными гранями,
можно предложить ему задания с двухцветными гранями кубиков. Рисунок 6
В процессе игр с кубиками спрашивайте малыша, на что похож тот или иной рисунок.
Когда ребенку встретятся подряд два похожих друг на друга рисованных задания, он
может сказать, что это «одно и то же». Не спешите его разуверять, дайте еще
нужное количество кубиков (если вы работает с двумя – четырьмя кубиками),
предложите оставить готовый узор, а рядом сложить еще один по новой карточке. А
потом сравнить. Если у ребенка получились одинаковые узоры, словами помогите
ему, дайте понять, где ошибка. Но не исправляйте руками. Если же он не видит
разницу, переходите к следующему заданию, но еще не раз и не два предлагайте
похожие варианты один за другим.
Развивать нужно не только творческое мышление, но и рациональное.
При выполнении двух похожих заданий одно за другим, многие дети ломают
выполненное задание, а потом с нуля начинают делать следующее. Взрослый на его
месте бы сначала посмотрел на следующий рисунок, а потом только передвинул в
нужное место один-два кубика, не трогая других. Можно слегка «подтолкнуть»
малыша к более рациональным действиям. Просто скажите «Не ломай узор, давай
сначала посмотрим на следующий». Если ничего не меняется, в другой раз к этой
фразе добавьте «Может, и не надо все ломать? Может что-то оставить?». Если малыш
не понимает, на что вы намекаете, оставьте его пока что в покое, пусть делает,
как делает. Вернитесь к этой мысли чуть позже – через несколько дней или недель.
Когда вы только начали пользоваться рисованными заданиями, давайте ребенку в
руки нужное количество кубиков для выполнения данной серии заданий. Но если вы
занимаетесь не первый день и даже не первую неделю, или же, если ваш ребенок
довольно большой (5-6 лет), предложите ему самостоятельно взять из коробки
нужное количество кубиков.
Когда довольно много заданий из нашей книги или придуманных вами будут освоены,
предложите ребенку попробовать выполнять задания, приложенные к покупной игре
«Сложи узор» или зарисованные в книге самого Никитина. Для этого их надо
перерисовать в тетрадь, увеличив или сделать аппликации из цветной бумаги, как и
советует сам автор. Использовать задания, приведенные в книги Никитина без
увеличения рисунков с детьми в возрасте трех – четырех лет (и меньше,
естественно) нежелательно – слишком мелкие, можно испортить зрение и слишком
много заданий на одной странице, малыша это отвлекает. Еще задания Никитина
отличаются тем, что границы кубиков не прорисованы, и не всегда видно, где
сколько кубиков, приходится догадываться. От этого задания Никитина еще сложнее.
Одновременно с этим осваивайте более сложные самодельные задания - придумывайте
их для своего малыша и рисуйте в тетради в клетку.
Если возникают затруднения, возвращайтесь к более простым заданиям или ненадолго
вернитесь на шаг назад. Отложите карточки в сторону и придумывайте простые
задания сами, а ребенок пусть повторяет.
Предлагайте ребенку придумывать свои узоры. Для начала зарисовывайте их в
тетрадке в клетку или блокноте своей рукой. Позже предложите ребенку
зарисовывать самостоятельно (в книге Никитина подробно разработана методика
обучения ребенка работе на листе в клеточку и зарисовывания заданий к «Сложи
узору»). Ребенок может утомиться от рисования кубиков (ведь надо ровно провести
все линии и ничего не перепутать), бросает недоделанную работу и больше к ней не
возвращается. Упростить задачу можно следующим образом: взрослый рисует в
блокноте очертания кубиков, диагонали на гранях, если в узоре присутствуют
двухцветные кубики, а ребенок берет карандаши и закрашивает узор так, как
поставлены кубики.
Один из стимулов, который подталкивает ребенка самостоятельного изображать свои
задания – это соревнование, желание быть лучшим: «Пусть Вася (сосед или брат)
попробует сложить твое задание. Нарисуй его! Ты сам придумал, сам нарисовал! А
сможет ли Вася сложить твой узор?»
Бывают дети, которые вообще наотрез отказываются выполнять задания по рисунку.
Что ж, если ваш ребенок «из этих», продолжайте делать узоры своими руками,
усложняя и усложняя, а он пусть повторяет за вами.
|