Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Методики развития детей >> Система Никитиных >> Рисованные задания
Лена Данилова

Задания к игре "Сложи узор". Рис.1 Рис.2Прежде чем предлагать ребенку сложить из 4 кубиков узор, нарисованный на картинке, надо дать ему понять, что эти кубики вообще-то можно изобразить на бумаге. Начинать надо с суперпростых заданий - из одного - двух кубиков.

Нарисуйте на карточке из четвертинки листа бумаги для черчения синий квадрат, на другой - желтый, на третьей - белый, на четвертой - красный. Это будут наши самые первые задания.  Рисунок 1 (на картинке справа).

Для того чтобы с ними было удобно заниматься, чтобы карточки подольше сохранились в целости и сохранности, разложите их в кармашки обычного фотоальбома, или купите цифровую фоторамку, – по одной карточке на разворот, чтобы не путать ребенка двумя картинками одновременно. Время от времени, переставляйте карточки с заданиями в альбоме с одной страницы на другую, чтобы последовательность выполнения узоров иногда менялась.

Если фотоальбома нет, показывайте ребенку по одной карточке, давая следующую, убирайте предыдущую. Не давайте карточки всегда в одной и той же последовательности.

Покажите малышу первое изображение.

И скажите: «Давай поставим наш кубик так же».
То же проделайте со следующими тремя изображениями.

Если у малыша возникают проблемы, помогите ему словами. Например, такими: «Видишь, нарисован кубик, повернутый красной гранью вверх! Давай найдем на твоем кубике красную грань» (ребенок сам ищет) и так далее.

Затем попробуйте пройтись по граням с двумя цветами – половинками. Рисунок 2.

На освоение заданий с одной гранью уходит несколько секунд (максимум – пару минут).

Могут возникнуть осложнения с гранями из двух цветов. Поначалу малыш не обращает внимание на то, как повернуты «уголки», а ставит, как попало. Скажите ребенку: «Посмотри, у тебя желтая «стрелочка» «смотрит» вниз и налево, а должна «смотреть» вверх и направо, вот сюда, где твоя правая рука». Но не стоит спешить и поворачивать кубик нужной стороной. После словесной помощи ребенок, скорее всего, справится сам. Если этого не происходит, значит, задания с двухцветными гранями кубиков пока отложите.

Задания к игре "Сложи узор". Рис.3 Рис. 4Далее переходите к заданиям, в которых  сочетаются два кубика с одноцветными гранями.  Нарисуйте как можно больше разнообразных комбинаций кубиков. Не обязательно ставить их рядом - в ряд.
Рисунок 3 (справа от текста)

Будьте рядом с малышом, не уходите на кухню, оставив ребенка один на один с заданиями.

Возьмите себе пару кубиков и рядом с малышом тоже выполняйте узоры – с других карточек, чтобы ребенок не «списывал» у вас.

Обращайте внимание ребенка на расстояние между кубиками, на их расположение между собой. Если ребенок делает ошибку, сначала просто скажите ему, что «что-то тут не так, не очень-то и похоже». Если он сам не видит ошибку, уточните «кажется, не той стороной один кубик повернут» или «возможно, кубики у тебя стоят слишком близко друг к другу».

Если же и после намека ребенок не видит ошибку, уточните свои «сомнения»: «По-моему, правый кубик должен быть не красным. Давай получше рассмотрим рисунок. Где здесь правый кубик? Какого он цвета? А у тебя?» и т.п. (подробнее об ошибках и подсказках читайте здесь).

После рисованных заданий из двух кубиков переходим к заданиям на три кубика.  Рисунок 4

Сначала тоже идут простые дорожки, потом более сложные комбинации.




Потом более интересные сочетания. Рисунок 5


Когда ребенок освоится с заданиями из двух-трёх кубиков с одноцветными гранями, можно предложить ему задания с двухцветными гранями  кубиков. Рисунок 6


В процессе игр с кубиками спрашивайте малыша, на что похож тот или иной рисунок.

Когда ребенку встретятся подряд два похожих друг на друга рисованных задания, он может сказать, что это «одно и то же». Не спешите его разуверять, дайте еще нужное количество кубиков (если вы работает с двумя – четырьмя кубиками), предложите оставить готовый узор, а рядом сложить еще один по новой карточке. А потом сравнить. Если у ребенка получились одинаковые узоры, словами помогите ему, дайте понять, где ошибка. Но не исправляйте руками. Если же он не видит разницу, переходите к следующему заданию, но еще не раз и не два предлагайте похожие варианты один за другим.

Развивать нужно не только творческое мышление, но и рациональное.

При выполнении двух похожих заданий одно за другим, многие дети ломают выполненное задание, а потом с нуля начинают делать следующее. Взрослый на его месте бы сначала посмотрел на следующий рисунок, а потом только передвинул в нужное место один-два кубика, не трогая других. Можно слегка «подтолкнуть» малыша к более рациональным действиям. Просто скажите «Не ломай узор, давай сначала посмотрим на следующий». Если ничего не меняется, в другой раз к этой фразе добавьте «Может, и не надо все ломать? Может что-то оставить?». Если малыш не понимает, на что вы намекаете, оставьте его пока что в покое, пусть делает, как делает. Вернитесь к этой мысли чуть позже – через несколько дней или недель.

Когда вы только начали пользоваться рисованными заданиями, давайте ребенку в руки нужное количество кубиков для выполнения данной серии заданий. Но если вы занимаетесь не первый день и даже не первую неделю, или же, если ваш ребенок довольно большой (5-6 лет), предложите ему самостоятельно взять из коробки нужное количество кубиков.

Когда довольно много заданий из нашей книги или придуманных вами будут освоены, предложите ребенку попробовать выполнять задания, приложенные к покупной игре «Сложи узор» или зарисованные в книге самого Никитина. Для этого их надо перерисовать в тетрадь, увеличив или сделать аппликации из цветной бумаги, как и советует сам автор. Использовать задания, приведенные в книги Никитина без увеличения рисунков с детьми в возрасте трех – четырех лет (и меньше, естественно) нежелательно – слишком мелкие, можно испортить зрение и слишком много заданий на одной странице, малыша это отвлекает. Еще задания Никитина отличаются тем, что границы кубиков не прорисованы, и не всегда видно, где сколько кубиков, приходится догадываться. От этого задания Никитина еще сложнее.

Одновременно с этим осваивайте более сложные самодельные задания - придумывайте их для своего малыша и рисуйте в тетради в клетку.

Если возникают затруднения, возвращайтесь к более простым заданиям или ненадолго вернитесь на шаг назад. Отложите карточки в сторону и придумывайте простые задания сами, а ребенок пусть повторяет.

Предлагайте ребенку придумывать свои узоры. Для начала зарисовывайте их в тетрадке в клетку или блокноте своей рукой. Позже предложите ребенку зарисовывать самостоятельно (в книге Никитина подробно разработана методика обучения ребенка работе на листе в клеточку и зарисовывания заданий к «Сложи узору»). Ребенок может утомиться от рисования кубиков (ведь надо ровно провести все линии и ничего не перепутать), бросает недоделанную работу и больше к ней не возвращается. Упростить задачу можно следующим образом: взрослый рисует в блокноте очертания кубиков, диагонали на гранях, если в узоре присутствуют двухцветные кубики, а ребенок берет карандаши и закрашивает узор так, как поставлены кубики.
Один из стимулов, который подталкивает ребенка самостоятельного изображать свои задания – это соревнование, желание быть лучшим: «Пусть Вася (сосед или брат) попробует сложить твое задание. Нарисуй его! Ты сам придумал, сам нарисовал! А сможет ли Вася сложить твой узор?»
Бывают дети, которые вообще наотрез отказываются выполнять задания по рисунку. Что ж, если ваш ребенок «из этих», продолжайте делать узоры своими руками, усложняя и усложняя, а он пусть повторяет за вами.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5