|
Упражнения в логике
Для
начала познакомьте ребенка с
признаками и характеристиками
предметов, которыми он сможет
потом оперировать по правилам
логики.
Пять чувств. Малыш
должен осознать разницу между
понятиями "видеть", "слышать",
"осязать", "обонять" и "воспринимать
на вкус". Выберите несколько
разных предметов и попросите
ребенка определить с помощью пяти
органов чувств, чем они отличаются.
Положение в пространстве: слева,
справа, вверху, внизу, над, под, на, в,
и т.д. Что касается понятия "слева"
и "справа", выработайте у себя
привычку говорить об этом во время
одевания малыша. Говоря "справа",
сожмите его правую руку или ногу;
произнося "слева",
дотрагивайтесь пальцем до тех
частей его тела, которые
расположены слева. Позже, если
ребенок будет заниматься
гимнастикой или танцами, завяжите
ему ленточку на правой щиколотке и
правом запястье. Когда он хорошо
запомнит, с какой стороны
находится левая, а с какой - правая
сторона его тела, покажите ему, что,
когда вы стоите напротив него, ваша
левая сторона находится против его
правой. Чтобы объяснить ему другие
случаи расположения предметов в
пространстве, возьмите небольшую
игрушку, которая ему нравится, и
положите ее на стол, под стол, в
коробку и т.д.
N.B.
Упражнения, описанные ниже,
предназначены для детей в возрасте
от двух до шести лет, они помогут ему в будущем поступить в ВУЗ и ему не придется покупать, когда он вырастет. Вы сами должны
выбрать момент, когда приступить к
ним. Все зависит от уровня развития
вашего ребенка.
Объединение
двух или нескольких признаков
предметов. Разложите перед ребенком 25
геометрических фигур (каждой по
пять) пяти различных цветов и
попросите его дать вам красный
квадрат, голубой круг, зеленый
треугольник и т.д. Таким образом, вы
предлагаете ему объединить в своем
сознании форму и цвет. Потом
скажите, чтобы малыш положил
зеленый круг справа от себя,
оранжевый квадрат взял в левую
руку, а коричневый треугольник
бросил в коробку. При этом он
связывает уже три понятия: форму,
цвет и место.
Антонимы. Поиграйте
с ребенком в слова,
противоположные по значению.
Называйте слова, а малыш пусть
отвечает вам. Вот небольшой
перечень таких слов, который
поможет вам:
|
большой |
маленький |
|
|
сильный
|
слабый |
|
|
добрый
|
злой
|
|
|
гора
|
долина |
|
|
хорошо
|
плохо |
|
|
мужчина
|
женщина
|
|
|
трудно
|
легко |
|
|
поднимать |
опускать |
|
|
толстый
|
тонкий
|
|
|
смеяться
|
плакать |
|
|
близкий
|
далекий |
|
|
молодой
|
старый
|
|
|
прямой
|
кривой |
|
|
чистый
|
грязный |
|
|
рано
|
поздно
|
|
|
здоровый |
больной |
|
|
выход
|
вход |
|
|
слева
|
справа
|
|
|
острый |
тупой |
|
|
день
|
ночь |
|
|
полный
|
пустой
|
|
|
мальчик
|
девочка |
|
|
твердый
|
жидкий |
|
|
узкий
|
широкий
|
|
|
трусливый |
храбрый |
|
|
мокрый
|
сухой |
|
|
вежливый
|
грубый
|
|
|
живой |
мертвый |
|
|
быстрый |
медленный |
|
|
красивый
|
безобразный
|
|
|
теплый |
холодный |
|
|
длинный
|
короткий |
|
|
новый
|
старый
|
|
|
бедный
|
богатый |
|
|
настоящий
|
поддельный |
|
|
великан
|
карлик
|
|
|
спереди
|
сзади |
|
|
блестящий |
матовый |
|
|
низ
|
верх
|
|
|
гладкий |
шершавый |
|
|
хвалить
|
ругать |
|
|
шумный
|
тихий
|
|
|
открывать
|
закрывать |
|
|
дикий
|
ручной |
|
|
уходить
|
приходить
|
|
|
дешевый
|
дорогой |
|
|
спать
|
бодрствовать |
|
|
веселый
|
грустный
|
|
|
утро |
вечер |
|
|
глупый
|
умный |
|
|
тень
|
свет
|
|
|
высокий
|
низкий
|
|
Вариант
этой игры:
Медленный, как... (кто,
что)
быстрый, как...
сухой, как...
мокрый, как...
Существует
противопоставление, которое
следует выделить особо:
естественный и искусственный.
Пусть малыш отметит, что именно
вокруг него естественное,
природное, а что сделано руками
человека.
От редактора сайта: подборку
антонимов смотри также в разделе
"Материалы по
развитию речи"
Для него нужен...? Спросите
у ребенка, например, "для чего
нужен рот?" Возможные ответы:
"Для того, чтобы есть, пить,
говорить, смеяться, улыбаться,
кусать".
Или: "Что делает птица,
автомобиль, кран?"
Родственные связи (на
примере вашей семьи). Объясните
малышу термины родства. Задавайте
ему при этом шуточные вопросы: "Кто
твой дядя?.. А кто брат твоего отца?..
Конечно! Это один и тот же человек!"
Затем предложите ему обнаружить те
же связи в знакомых семьях или
среди героев книги.
Календарь. Познакомьте
ребенка с днями недели. Можно
попытаться пропеть подряд
названия дней недели на какой-нибудь
подходящий мотив.
Приколите на стене в детской
комнате таблицу с названиями дней
недели и каждый раз, поднимая
ребенка утром с постели,
показывайте ему, какой сегодня
день. Можно также сделать своего
рода циферблат с названиями дней
недели, и тогда малыш сможет сам
переводить стрелку на нужный день.
Обратите
внимание ребенка на то, что
некоторые события его жизни
повторяются в определенные дни:
поход в бассейн, занятия танцем,
приход бабушки и т.д. Когда он
хорошо выучит дни недели,
познакомьте его с названиями
месяцев.
Повесьте в детской комнате
календарь и каждый вечер
зачеркивайте вместе с малышом
истекший день. Напоминайте ему,
какой сегодня месяц и день, и
показывайте их место на календаре.
Пусть ребенок сам зачеркивает дату,
даже если он еще не знает цифры (кстати,
это хорошая прелюдия к означенному
знакомству).
Последовательность названий
или цифр. Ребенок
легко выучивает любой ряд
следующих друг за другом названий,
букв или цифр. Но ему трудно найти в
нем место для какого-нибудь одного
его элемента. Чтобы помочь малышу в
этом, вырежьте карточки из картона
и напишите на каждой одну цифру (от
0 до 10) или день недели, или месяц,
или букву. Научите ребенка
расставлять карточки в нужном
порядке и отвечать, между какими
двумя членами ряда находится та
или иная цифра, буква и т.д. Когда он
будет хорошо справляться с этим,
имея весь ряд перед глазами,
спрячьте карточки и предложите
малышу ответить на те же вопросы по
памяти. (Вы, конечно, должны
показывать ему карточки в тех
случаях, когда он затрудняется с
ответом.)
Название классов понятий,
объединенных общим признаком. Есть два типа упражнений.
Первое упражнение:
вы называете три слова, а ребенок говорит,
как их можно назвать одним общим
словом:
|
Кукла, мячик, кубики
|
ИГРУШКИ
|
|
|
Желтый, оранжевый, фиолетовый
|
ЦВЕТА
|
|
|
Камилла, Жюли, Пьер
|
ИМЕНА
|
|
|
Стул, шкаф, стол
|
МЕБЕЛЬ
|
|
|
Молоко, вода, кофе
|
НАПИТКИ
|
|
|
Апельсин, яблоко, банан
|
ФРУКТЫ
|
|
|
Рубашка, брюки, шорты
|
ОДЕЖДА
|
|
|
Молоток, отвертка, пила
|
ИНСТРУМЕНТЫ
|
|
Второе упражнение:
вы называете пять слов, четыре из
которых принадлежат к одному
классу понятий, а пятое - к другому.
Спросите у ребенка, какое слово
здесь лишнее и почему:
Кошка, собака, голубь, лошадь,
корова
|
голубь
|
|
Груша, яблоко, тюльпан,
клубника, вишня
|
тюльпан
|
|
Лимонад, бутерброд, чай, молоко,
вода
|
бутерброд
|
|
Анри, Пьер, Поль, Жан, Селина
|
Селина
|
|
Розовый, зеленый, синий, машина,
желтый
|
машина
|
|
Кукла, кровать, шкаф, стол,
кресло
|
кукла
|
|
Если
ребенок не может справиться с
заданием, помогите ему и объясните,
почему именно этот ответ
правильный. С самыми маленькими
лучше начать с картинок.
От редактора сайта: подборку
материалов на тему "Что лишнее?"
смотри также в разделе
"Материалы
по развитию речи"
Логическое формулирование. Чтобы
помочь ребенку научиться
логически мыслить, поиграйте с ним
в такую игру:
Коровы едят.
Что делают коровы? -
Они едят.
Кто ест? - Коровы.
Слова, выражающие отношения: "больше
чем", "меньше чем", "столько
же, сколько" составляют базу
любого сравнения. Вводите их
применительно к словам,
обозначающим количество, длину,
толщину, высоту, вес, и вообще ко
всем словам, обозначающим размеры
предметов. "Что больше, а что
меньше?"; "Где меньше кубиков,
чем...?"; "Кто такого же роста,
как...?"
Поиск недостающего предмета. Три
различных предмета (ложка,
карандаш, стакан) расставьте или
разложите перед ребенком.
Попросите его закрыть глаза,
уберите один из предметов и
спросите малыша, чего не хватает.
Постепенно увеличивайте число
предметов.
Копирование и повторение форм. Спички
разложите так, чтобы они
образовали какую-нибудь
геометрическую фигуру или
несложный рисунок. Попросите
ребенка скопировать то, что вы
сделали. Когда это начнет у него
легко получаться, дайте малышу
посмотреть на выложенные вами
фигуры, затем закройте их и
попросите воспроизвести по памяти.
Увеличивайте число спичек,
усложняя фигуры.
Другой вариант. Нарисуйте
домик, не перегружая рисунок
подробностями. Пусть он будет как
можно проще, например, на первом
этаже - дверь справа и окно слева,
на втором - два окна. Ребенок должен
повторить рисунок, ничего не забыв.
Эта игра возможна на основе любого
простого рисунка. Чтобы малыш мог
воспроизвести его по памяти,
сначала дайте ему скопировать ваш
рисунок, а затем уберите его.
Развитие
воображения с помощью
геометрических фигур. Подумайте
вместе с ребенком, что можно
нарисовать, используя в качестве
основы круг: рожицу, яблоко,
тарелку и т.д. Потом возьмите
другую базовую фигуру.
Тетради логических игр. Когда
ребенок освоится с карандашом и
научится раскрашивать, купите
тетрадку с веселыми логическими
упражнениями. Очень важно, чтобы
они были понятны и по форме, и по
содержанию.
"Почему? - Потому что..." Ребенок
задает гораздо меньше очень умных
вопросов, чем принято считать.
Зачастую он спрашивает то, что ему
уже хорошо известно, и нас это,
разумеется, раздражает. Если такой
вопрос последует, спросите его в
свою очередь: "Почему?" (вас
это не утомит!), и он с
удовольствием покажет вам, что он
знает ответ. Давая ему возможность
сделать это самому, вы
увеличиваете его веру в себя.
Похвалите малыша за правильный
ответ. Тогда ваши нервы не
пострадают, а он будет
удовлетворен и гораздо быстрее
перестанет развлекаться подобным
образом.
Модель "Почему? - Потому что..."
побуждает ребенка к
самостоятельным размышлениям. Но
нужно, чтобы вы показали ему дорогу
к неизвестному:
Знаешь ли ты, почему
исчез солнечный лучик? - Потому что
тучка закрыла небо. А знаешь,
почему машина едет, хотя я и не
завела
мотор? - Потому что дорога идет под
горку
и т.д.
Вы, конечно, вызовете тем самым
множество интересных вопросов, для
ответа на которые у вас может не
оказаться ни времени, ни сил.
Скажите об этом ребенку и
пообещайте, что обязательно дадите
ответ позже. ДЕРЖИТЕ
СВОЕ СЛОВ0! Извинитесь, если вы
забыли о своем обещании. И тот факт,
что вы заставляете его ждать (только
не надо делать это слишком часто!),
придаст в глазах ребенка особую
ценность вашему ответу. Отвечая на
его вопросы, ориентируйтесь на
максимум умственных способностей
ребенка.
"Если...
- то..." Эта игра помогает в
развитии дедуктивных методов
мышления, играющих столь важную
роль в логике и математике (они
лежат в основе алгебры).
Выработайте у себя привычку
сравнивать вещи таким образом: "Если
эта стена зеленая, то и этот
карандаш тоже зеленый! Если это -
книга, то и это - тоже книга! Если
эта кукла большая, то вот эта -
совсем небольшая!"
|