Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Мир вокруг малыша >> История детям >> Наша история
Ольга Борисова, Москва pitz2002@mtu-net.ru

Когда я задумалась о том, как преподносить историю двухлетнему сыну, я поняла, что ничего не помню. Вернее в голове у меня каша из фактов, имен и дат, и я плохо ориентируюсь во времени - что было раньше, а что потом. Неужели придется читать сыну учебники, по которым учили меня? Но, в этом случае, его результат наверняка будет таким же: разрозненные исторические сведения и отсутствие представления о хронологии.

Тогда я придумала такую штуку: прикрепила горизонтально к стене (одна стена комнаты оставлена пустой специально для всяких пособий - длина 4.40 м) резинку шириной 5 см - это у нас хронологическая лента с разметкой по векам и тысячелетиям (хочу еще покрасить в разные цвета разные эпохи, напр. античность, средние века и т.д.).

Снизу к этой резинке прикрепляются по мере надобности маленькие карточки с числами-датами, можно скрепками или "крокодилами". Над резинкой, прямо над датой, прикрепляется самое главное - картинка, в принципе, на любую тему. Любое изображение на картинке можно привязать к дате, например:
 
  • когда человек изобрел колесо (картинка с колесом, телегой),
  • когда начал сеять пшеницу (поле, колосья с обертки печенья),
  • приручил собаку (фото собаки, можно вашей),
  • изобрел телефон,
  • европеец открыл Америку (Америка, Колумб, корабли "Санта-Мария" и "Нинья"),
  • когда появились ткани и из чего делаются (кусочки тканей, фото или засушенные образцы флопка, льна, шерсти),
  • далее - фотографии известных людей (обязательно должны быть фото родственников с датами рождения, можно линии от рождения до наших дней сделать из цветных шнурков или полосок бумаги)
  • и.  т. д...

Т.е. история рассматривается как процесс совершенствования человека, изобретения разных вещей и приобретения новых навыков.

Для начала важно определить период времени, с которого начать. Я подумала, что будет интересно проследить, как изменялся человек, его внешний вид, жилище, его деятельность. Поэтому за точку отсчета я взяла примерно то время, когда человек вышел из пещер и стал жить родами.

Картинки меняются время от времени, подбираются по темам, но некоторые события, которые кажутся вам важнейшими (напр.: построена первая египетская пирамида, крещение Руси, изобретение печатного станка...) можно не менять и соотносить все новые знания с этими точками на хронологической ленте.

1-я тема -общая: внешний вид (одежда) + дом (строительство и архитектура) + занятия (работа+искусство) от первобытного человека до современника, 2-я - история семьи; для детей постарше темы уже более узкие: 3-я - история транспорта (можно включить сюда еще и бегунки, лыжи, роликовые коньки и космические корабли будущего), 4-я - история земледелия + приручение животных, 5-я - история архитектуры и строительства, 6-я - история прикладного искусства, 7-я - история живописи, 8-я - история одежды, 9-я - история спорта и вообще чего угодно...

После уяснения основных этапов развития можно переходить к более конкретным историческим событиям и персонажам: историям империй, различных государств, войн с битвами, правителям, полководцам, оружию и т.д.

Главная сложность - длина и соотношения в этой хронологической ленте, т.е. концентрация событий (и картинок) ближе к концу ленты. Но это не должно вас смущать - это объективность, ведь цивилизация развивается с ускорением. В идеале, чтобы все удачно размещалось - картинки не налезали друг на друга и 15й век можно было бы разглядеть - лента должна быть очень длинной. Тут можно пойти на хитрости, напр., разделить ленту на 3-4 части, расположить эти отрезки один над другим:
 
  • 1-й - от первобытных людей до первых поселений (совсем мало картинок),
  • 2-й - до первых цивилизаций,
  • 3-й - до наших дней.

Важно сохранить пропорции каждого периода и отметить переход от одного отрезка к следующему. Можно ограничить время - только последние 5 тыс. лет, 2 тыс. лет... Не у всех в квартире найдется достаточно свободного места на стене, но даже на одном метре можно отобразить хотя бы 20-й век, отметить всех близких родственников и самые важные события - получится история вашей семьи с историческим же фоном.

На мой взгляд, ребенку очень важно наглядно представлять себе именно линию от "начала" и до наших дней - что было раньше, что позже, - и видеть события истории в развитии. Каждую новую дату-картинку нужно не просто повесить и назвать, но и рассказать все, что знаете об этом, связать с другими фактами, рассказывать сказки (напр. "о кошке, которая гуляла сама по себе" - человек приручает домашних животных, сказки Андерсена о предметах...), подбирать стихи и песенки. Ни в коем случае это не должна быть просто история в картинках, это должен быть рассказ с иллюстрациями, где картинкам отведена вспомогательная роль - это только памятка, сноска на время в истории.

Желательно объединять разные области знаний - если говорим об изобретении, то рассказать, где появилось (география), кем придумано (если известно), что из этого получилось. Если есть возможность - продублировать картинки на ленте картинками поменьше на географической карте как указание места изобретения, постройки и т.д.. Картинки я вырезаю из разных журналов, старых проспектов, - годятся упаковки продуктов, открытки... Для дат можно использовать цифры из больших настенных календарей, где каждый месяц напечатан на отдельном листе. Получаются довольно аккуратные карточки. Или писать фломастерами - это быстрее.

Маленькие хитрости

Как заинтересовать ребенка? Мой ребенок, например, очень интересуется автомобилями - я предложила ему послушать расширенную версию истории транспорта. Сначала я рассказала, что когда-то очень давно у человека не было никаких машин, и он пользовался только ногами, затем человек приручил дикую лошадь и стал ездить верхом на ней (попутно называю животных, которых еще приручил человек: собаку, - и сейчас на земле живет огромное количество выведенных человеком пород; овцу, из шерсти которой делают теплые одеяла, вяжут носки, покрывают теннисные мячи; корову, которая дает молоко для производства масла, сыра, кефира и йогурта).

В странах Азии и Африки - в пустынях - люди научились ездить и перевозить грузы на верблюдах, которых так и назвали - корабли пустыни. В Индии такими грузовыми животными стали слоны, люди научили слонов работать на плантациях - переносить огромные бревна, в праздники слонов наряжали в яркие попоны...

В холодных странах - на севере Евразии и Сев. Америки - люди приручили северных оленей, на которых ездили верхом и запрягали в сани, а еще запрягали собак, напр. лаек. На Ближнем Востоке еще ездили на ослах и мулах, а в Южной Америке индейцы использовали ламу для этих целей. Потом человек изобрел колесо (кажется в Египте), научился делать повозки, тачки, которыми мы пользуемся до сих пор, кареты, велосипеды и, наконец, автомобили! (кто изобрел, когда, где и как выглядел первый автомобиль.)

Далее можно отвлечься и на другие виды транспорта - самолеты-пароходы-паровозы - мальчикам очень нравится. Позже можно вернуться к дорогам: кто, где, как и из чего строил (а в продолжении темы - железные дороги, трамваи и троллейбусы...), где проходили важнейшие дороги древности, что по ним возили (зерно, вино, мед и т.д.) Моему сыну очень нравятся такие рассказы, я не знаю, что он понимает из всего этого, но просит продолжать: "ещё поговори, мама!"
 

присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5