|
Когда я задумалась о том, как преподносить историю
двухлетнему сыну, я поняла, что ничего не помню. Вернее
в голове у меня каша из фактов, имен и дат, и я плохо
ориентируюсь во времени - что было раньше, а что потом.
Неужели придется читать сыну учебники, по которым учили
меня? Но, в этом случае, его результат наверняка будет
таким же: разрозненные исторические сведения и
отсутствие представления о хронологии.
Тогда я придумала такую штуку: прикрепила горизонтально
к стене (одна стена комнаты оставлена пустой специально
для всяких пособий - длина 4.40 м) резинку шириной 5 см
- это у нас хронологическая лента с разметкой по векам и
тысячелетиям (хочу еще покрасить в разные цвета разные
эпохи, напр. античность, средние века и т.д.).
Снизу к этой резинке прикрепляются по мере надобности
маленькие карточки с числами-датами, можно скрепками или
"крокодилами". Над резинкой, прямо над датой,
прикрепляется самое главное - картинка, в принципе, на
любую тему. Любое изображение на картинке можно
привязать к дате, например:
- когда человек изобрел колесо (картинка с
колесом, телегой),
- когда начал сеять пшеницу (поле, колосья с обертки
печенья),
- приручил собаку (фото собаки, можно вашей),
- изобрел телефон,
- европеец открыл Америку (Америка, Колумб, корабли
"Санта-Мария" и "Нинья"),
- когда появились ткани и из чего делаются (кусочки
тканей, фото или засушенные образцы флопка, льна,
шерсти),
- далее - фотографии известных людей (обязательно
должны быть фото родственников с датами рождения,
можно линии от рождения до наших дней сделать из
цветных шнурков или полосок бумаги)
- и. т. д...
|
Т.е. история рассматривается как процесс
совершенствования человека, изобретения разных вещей и
приобретения новых навыков.
Для начала важно определить период времени, с которого
начать. Я подумала, что будет интересно проследить, как
изменялся человек, его внешний вид, жилище, его
деятельность. Поэтому за точку отсчета я взяла примерно
то время, когда человек вышел из пещер и стал жить
родами.
Картинки меняются время от времени, подбираются по
темам, но некоторые события, которые кажутся вам
важнейшими (напр.: построена первая египетская пирамида,
крещение Руси, изобретение печатного станка...) можно не
менять и соотносить все новые знания с этими точками на
хронологической ленте.
1-я тема -общая: внешний вид (одежда) + дом
(строительство и архитектура) + занятия (работа+искусство)
от первобытного человека до современника, 2-я - история
семьи; для детей постарше темы уже более узкие: 3-я -
история транспорта (можно включить сюда еще и бегунки,
лыжи, роликовые коньки и космические корабли будущего),
4-я - история земледелия + приручение животных,
5-я -
история архитектуры и строительства, 6-я - история
прикладного искусства, 7-я - история живописи, 8-я
-
история одежды, 9-я - история спорта и вообще чего
угодно...
После уяснения основных этапов развития можно переходить
к более конкретным историческим событиям и персонажам:
историям империй, различных государств, войн с битвами,
правителям, полководцам, оружию и т.д.
Главная сложность - длина и соотношения в этой
хронологической ленте, т.е. концентрация событий (и
картинок) ближе к концу ленты. Но это не должно вас
смущать - это объективность, ведь цивилизация
развивается с ускорением. В идеале, чтобы все удачно
размещалось - картинки не налезали друг на друга и 15й
век можно было бы разглядеть - лента должна быть очень
длинной. Тут можно пойти на хитрости, напр., разделить
ленту на 3-4 части, расположить эти отрезки один над
другим:
- 1-й - от первобытных людей до первых поселений (совсем
мало картинок),
- 2-й - до первых цивилизаций,
- 3-й - до наших дней.
|
Важно сохранить пропорции каждого периода и отметить
переход от одного отрезка к следующему. Можно ограничить
время - только последние 5 тыс. лет, 2 тыс. лет... Не у
всех в квартире найдется достаточно свободного места на
стене, но даже на одном метре можно отобразить хотя бы
20-й век, отметить всех близких родственников и самые
важные события - получится история вашей семьи с
историческим же фоном.
На мой взгляд, ребенку очень важно наглядно представлять
себе именно линию от "начала" и до наших дней - что было
раньше, что позже, - и видеть события истории в
развитии. Каждую новую дату-картинку нужно не просто
повесить и назвать, но и рассказать все, что знаете об
этом, связать с другими фактами, рассказывать сказки
(напр. "о кошке, которая гуляла сама по себе" - человек
приручает домашних животных, сказки Андерсена о
предметах...), подбирать стихи и песенки. Ни в коем
случае это не должна быть просто история в картинках,
это должен быть рассказ с иллюстрациями, где картинкам
отведена вспомогательная роль - это только памятка,
сноска на время в истории.
Желательно объединять разные области знаний - если
говорим об изобретении, то рассказать, где появилось
(география), кем придумано (если известно), что из этого
получилось. Если есть возможность - продублировать
картинки на ленте картинками поменьше на географической
карте как указание места изобретения, постройки и т.д..
Картинки я вырезаю из разных журналов, старых
проспектов, - годятся упаковки продуктов, открытки...
Для дат можно использовать цифры из больших настенных
календарей, где каждый месяц напечатан на отдельном
листе. Получаются довольно аккуратные карточки. Или
писать фломастерами - это быстрее.
Маленькие хитрости
Как заинтересовать ребенка? Мой ребенок, например, очень
интересуется автомобилями - я предложила ему послушать
расширенную версию истории транспорта. Сначала я
рассказала, что когда-то очень давно у человека не было
никаких машин, и он пользовался только ногами, затем
человек приручил дикую лошадь и стал ездить верхом на
ней (попутно называю животных, которых еще приручил
человек: собаку, - и сейчас на земле живет огромное
количество выведенных человеком пород; овцу, из шерсти
которой делают теплые одеяла, вяжут носки, покрывают
теннисные мячи; корову, которая дает молоко для
производства масла, сыра, кефира и йогурта).
В странах Азии и Африки - в пустынях - люди научились
ездить и перевозить грузы на верблюдах, которых так и
назвали - корабли пустыни. В Индии такими грузовыми
животными стали слоны, люди научили слонов работать на
плантациях - переносить огромные бревна, в праздники
слонов наряжали в яркие попоны...
В холодных странах - на севере Евразии и Сев. Америки -
люди приручили северных оленей, на которых ездили верхом
и запрягали в сани, а еще запрягали собак, напр. лаек.
На Ближнем Востоке еще ездили на ослах и мулах, а в
Южной Америке индейцы использовали ламу для этих целей.
Потом человек изобрел колесо (кажется в Египте),
научился делать повозки, тачки, которыми мы пользуемся
до сих пор, кареты, велосипеды и, наконец, автомобили!
(кто изобрел, когда, где и как выглядел первый
автомобиль.)
Далее можно отвлечься и на другие виды транспорта -
самолеты-пароходы-паровозы - мальчикам очень нравится.
Позже можно вернуться к дорогам: кто, где, как и из чего
строил (а в продолжении темы - железные дороги, трамваи
и троллейбусы...), где проходили важнейшие дороги
древности, что по ним возили (зерно, вино, мед и т.д.)
Моему сыну очень нравятся такие рассказы, я не знаю, что
он понимает из всего этого, но просит продолжать: "ещё
поговори, мама!"
|