Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Мир вокруг малыша >> География детям >> Игры на плане комнаты и квартиры
Лена Данилова

Нарисуйте на большом листе, например, на половинке ватманского листа, план детской комнаты. Изобразите только очертания комнаты и окна-двери (постарайтесь соблюдать все пропорции). Предметы мебели, которые находятся в комнате, изобразите в нужном масштабе на отдельном листе картона и вырежьте (естественно, это будут только силуэты – виды сверху).
Рассмотрите план вместе с ребенком, покажите, как изображены окна, двери. Начните «расставлять» мебель – называйте ребенку силуэт, вместе определяйте, где этот предмет находится, ставьте на место. Вскоре ребенок сможет самостоятельно определять каждой вещи свое место на плане.
Спрячьте в комнате игрушку, покажите место на плане, где она находится. Пусть малыш сориентируется и сам найдет спрятанный предмет. То же самое можно проделывать наоборот: на плане, под один из силуэтов, изображающих предметы мебели спрячьте маленький бумажный кружочек. А в комнате под шкаф или кровать (соответствующие символу) на глазах у ребенка закатите мячик. Пусть он найдет кружочек на плане комнаты.

Нарисуйте план всей квартиры. Рассмотрите его, выясните, где какие комнаты (или где комната, а где кухня), пройдите по квартире с планом. Пусть малыш попробует сам выяснить, где какая комната нарисована, какая около какой и т.д. Если он не справляется, подскажите ему.
Предложите показать на плане не только комнаты, но и найти то место, где вы сейчас находитесь. Попробуйте расставить «мебель» (картонные силуэты) во всей квартире (на плане).

Игра «Путешествуем по квартире»

Можете сделать из плана квартиры настольную игру с фишками и кубиком – «ходилку». Для этого нужно будет сделать ещё один план – посложнее. Возможно, он будет поменьше размером, чем тот, о котором мы говорили выше.

Для начала расчертите лист, на котором будет изображено поле на клетки, как на топографической карте. По периметру поля – буквы и цифры, обозначающие координаты клеток – по нижнему и верхнему краям – буквы, по боковым краям – цифры.

В одном из углов поля – роза ветров с основными и дополнительными направлениями.

На поле изобразите вашу квартиру – вид сверху. Прорисуйте контуры комнат, окна, двери, контуры предметов мебели (так, как они стоят на самом деле). На каждом из предметов мебели можно сделать надписи печатными буквами (шкаф, диван и т.д.).

Сделайте комплект карточек – размер карточки величиной с клетку поля. На карточках схематично нарисуйте предметы, которые могут лежать в шкафах, на столах – по четыре для каждого из предметов мебели.
 Например, для платяного шкафа – четыре карточки с предметами одежды, для кухонного – посуда, для полки для игрушек – игрушки. Рисунки делайте простые, схематичные. Не стремитесь к точности, красоте. Главное – узнаваемость.

Карточки должны иметь одинаковую обратную сторону – «рубашку».
Фишками могут быть пуговицы, фишки от любой покупной игры, игрушки из шоколадных яиц «Киндер-сюрприз».

Игра 1. «Наводим порядок»

Вариант 1
Подготовка к игре:
Перемешайте карточки, разложите их по полю в произвольном порядке – по полу, по столам, шкафам - рубашкой вверх. Фишки поставьте на старт. Броском кубика определяют очередность хода (у кого выпало больше очков, тот начинает, остальные – по кругу).
Ход игры:
Играющие бросают кубик и перемещают фишки по игровому полю на столько клеток, сколько точек выпало на кубике. Направление движения определяет каждый игрок самостоятельно и произвольно (идет куда захочет). За один ход играющий может сделать один шаг вперед (на север) и два налево (на запад) или три шага назад (на юг) и два шага направо (на восток). То есть не обязательно за один ход двигать фишку в одном направлении. Ходить по диагонали не разрешается.
Остановившись на клеточке, в которой лежит карточка, игрок берет ее себе и определяет, в какой из комнат и в каком месте в нужной комнате должен находиться доставшийся ему «предмет». Например, если игроку достался плюшевый мишка, его надо «отнести» в детскую комнату и положить в ящик для игрушек. Если это кастрюля, ее нужно отнести на кухню в шкаф, а колбасу на кухню, но в холодильник.
Получив карточку, игрок или направляется сразу в нужное место квартиры и кладет ее на место. Или продолжает движение по квартире, собирает еще карточки, чтобы потом разнести их все. Если игрок попутно захватит одну - две карточки, это может сократить время, затраченное на «уборку». Но в том случае, если один игрок наберет слишком много карточек, другим игрокам может не хватить «работы» и они будут ходить по полю «просто так», теряя время.
К родителям: не сообщайте ребенку о возможных вариантах выполнения задания. Играя своей фишкой, используйте разные варианты «уборки». Пусть ребенок определит самую рациональную с его точки зрения тактику игры.
Конечная цель игры:
Необходимо навести порядок в квартире (разложить все предметы по местам) как можно быстрее. Можно засекать, сколько времени ушло на наведение порядка.
Можно проводить соревнования между командами (из двух-трех игроков, например команда «Папа и сын» и «Мама и дочь»), играющими на поле по очереди – какая команда быстрее справится с заданием.

Вариант 2

Ход игры:
Играющие бросают кубик и перемещают фишки по игровому полю на столько клеток, сколько точек выпало на кубике. Направление движения определяет каждый игрок самостоятельно и произвольно (идет куда захочет).
Остановившись на клеточке, в которой лежит карточка, игрок переворачивает ее, не показывая другим игрокам, смотрит на изображение, запоминает, что там нарисовано и кладет на место рубашкой вверх. После чего продолжает движение по «квартире» и запоминает, приоткрывая, другие карточки.
Когда игрок будет уверен, что помнит, где лежат четыре карточки одной категории, в свой очередной ход он объявляет другим игрокам, что готов «заполнить» один из шкафов, столов или полок необходимыми «предметами».
Если игроки в силу возраста не справляются с подобной задачей, можно ее упростить. Запоминать только две карточки и парами складывать в нужное место.
Выигрывает тот, кто составил больше наборов карточек – заполнил четверками «предметов» необходимые места.
Можно проводить игру с учетом максимально затраченного времени или без него.

Игра 2. «Координатное лото»

В игре принимает участие взрослый и дети (от двух до пяти человек). Каждый игрок получает карточки одной - двух категорий.
Взрослый называет координаты клетки, в которую необходимо поместить предмет из какой-нибудь категории. Например: «А5». Игроки смотрят на поле, определяют, что это координаты шкафчика, который находится в ванной. Тот игрок, у кого на руках карточки с ванными принадлежностями, кладет одну из своих карточек на нужную клетку. Затем взрослый называет координаты другой клетки поля. Чтобы «запутать» детей, взрослый может называть координаты клеток, в которые ничего положить нельзя.

Игра 3. «Порядок в детской комнате»

Карточки, которые можно разместить на клетках в детской комнате раскладывают рисунком вверх около поля.
Любая небольшая игрушка ставится на клетку в центре детской. Первый играющий говорит, куда должна «идти» игрушка-фишка. Например, произносит слово «вперед». Игрушка при этом остается на месте (игроки смотрят на поля и мысленно следят за тем, куда она должна перемеситься).
Следующий игрок озвучивает следующий «ход», например, направо, а остальные запоминают, где сейчас «находится» игрушка-фишка.
Как только один из игроков назвал ход, который приведет игрушку-фишку к полке для игрушек или к столику, игрок должен взять одну из карточек, соответствующих месту и положить ее. Если игрок этого не делает, значит, он невнимательно следил за игрой и сбился.
Когда карточка помещена на место, игрушка-фишка переставляется на клетку, рядом с карточкой и игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся (победивших может быть несколько). В этой игре обязательно должен участвовать взрослый – контролировать процесс, так как ошибиться могут все дети, а потом будут спорить, где же должна находиться фигурка в данный момент. Взрослый в этом случае будет выполнять роль судьи.
Вариант: игроки могут называть направление не словами «вперед», «налево» и т.п., а географические направления «на север», «на запад».

Игра 4. «Куда идет игрушка»

Игра похожа на предыдущую, но сложнее, так как мысленно перемещаться надо будет не по одной комнате, а по всей квартире.
Все карточки раскладываются картинками вверх вокруг поля. Игрушку-фишку ставят на старт – в прихожую. По условию игры каждый участник может называть не один шаг, а два или три-четыре (об этом игроки договариваются заранее).
Первый игрок произносит: «вперед – вперед – направо» (можно и так: «два шага вперед, один направо»). Затем следующий игрок дает свой вариант дальнейшего пути игрушки-фишки. Когда игрушка «достигнет» одного из мест, где можно положить карточку, игрок, выполняющий текущий ход кладет нужную карточку на место.

Длина, ширина, периметр

Предложите ребенку посмотреть на изображение одной из комнат на плане. Спросите, какой формы комната, какая стена в комнате длиннее, какая короче. Поясните, что длинная сторона прямоугольника (или прямоугольного помещения) называется «длиной», а короткая «шириной».
Предложите сосчитать длину и ширину каждого помещения, изображенного на плане (единица измерение – одна сторона клеточки – ответ может быть «пять клеточек»).
Предложите ребенку взять в руки небольшую игрушку. Пусть игрушка «пройдет» вокруг одной из комнат на плане и посчитает, сколько сторон квадратов он прошел (единицей измерения служит сторона квадрата). Чтобы ребенок не сбился, пусть запомнит, с какого угла он начинал. Когда путь будет пройден, скажите, что длина всех сторон вместе называется словом «периметр». А вот более строгое определение: «Длина линии, ограничивающей фигуру, называется периметром».
Предложите ребенку сосчитать периметры у других комнат и помещений нарисованных на плане.
Предложите ребенку быстро, не пересчитывая, на глаз сказать, периметр какой комнаты из двух предложенных больше, чем у другой. А затем проверить свой ответ пересчитав.

Маленькая география

Попробуйте изобразить на плане кусочек своей улицы, там, где находиться ваш дом + детская площадка, соседние дома и пара переулков. Обязательно подпишите названия улиц, нарисуйте, где это нужно светофоры (схематично) и дорожные знаки (только символы), вывески магазинов, киоски, достопримечательности, если они там есть. Можно разделить дорогу на две половины, каждая половина - в свою сторону. 
Дорогу разделите на небольшие отрезки и играйте в эту игру маленькими машинками (покупными или нарисованными на кусочках картона), бросая кубик с точками (1,2,3,1,2,3 или 1,2,3,4,5 и пусто). По пути можно выполнять предписания дорожных знаков, при прохождении дороги у светофора, остановиться, кинуть второй кубик с трёмя цветами (повторяются по два раза) - красный - остановка, жёлтый - на один ход меньше, зелёный - продолжаем движение. Если у вас нет возможности нарисовать план своей улицы, нарисуйте, какую хотите, и поиграйте также.
  
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5