|
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на
котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего
развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его
люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе
общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую
роль играет языко-рече-мыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает
формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные
единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым
повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором
речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции
деятельности своей и окружающих.
Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная
деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается
недоразвитие речи той или степени тяжести.
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку
в темпах формировании речи:
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы
речи ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском
учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны
взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не
формируется мотивация речевого общения.
В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет
сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение
рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.
Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка,
склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения,
при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает
тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность
сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного
аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое
недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи
специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы
речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и
внимания.
Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят
его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется
наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ
от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок
отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях.
Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит
какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в
течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала
просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов,
ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем
все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или
отвергаются.
Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя
зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и
показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить
собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без
посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр.,
радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой
коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.
Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы
на первое время!
|