Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Игры и игрушки >> Сюжетно-ролевая игра >> Домашний кукольный театр малышам
Мария Кузнецова

Наверное, каждый родитель мечтает (или уже делает) о домашнем кукольном театре для своего малыша. Многие из нас помнят свои детские впечатления от таких постановок: гасится свет, занавес открывается, на сцену выходит…
Кто выйдет у вас на сцену – решать вам. У нас в домашнем кукольном театре есть свой «ведущий» - кот Цап Царапыч.



Итак, о том, как соорудить кукольный театр в домашних условиях мы бы хотели поделиться с вами.

Во-первых, обязательно должны быть подмостки. А желательно, чтобы вся конструкция убиралась под кровать или за шкаф, и чтобы «всуе» ее не было видно. Мы с мужем сделали очень простую конструкцию: на круглую палочку длиной 80 см. (в дальнейшем именуем ее «карниз») я нашила два куска бархата: получился настоящий занавес. Затем карниз мы закрепили на две рейки по 150 см в виде буквы «П». В середине реек натянули веревку, на которую при желании можно вешать любую ткань – эта ткань прикрывает маму или папу, которые руководят куклами. Сами рейки мы устанавливаем на подставки для елок, но можно придумать и другую конструкцию. На фотографии мы прикрепили карниз с занавесом к детскому спортивному комплексу, что тоже очень удобно.



Перед представлением нужно позаботиться об освещении, ведь оно-то и придает загадочность любому кукольному театру. Тут нам очень пригодились лампы-прищепки, которые продаются в любых хозяйственных магазинах и их можно прикрепить в любое место комнаты, даже на карниз! Нужно только позаботиться об удлинителях. Особо интересно смотрится постановка, если лампу закрепить с той стороны занавеса, которая не видна маленькому зрителю. Тогда актеры освещены, а в комнате полумрак как в настоящем театре.



Не помешает и музыка перед началом спектакля: выбор за вами. Мы ставим перед представлением любую спокойную классическую музыку. Когда гасится свет, перед открытием занавеса музыку делаем тише и постепенно выключаем.

Все эти приготовления, если они отточены, придают торжественность и очень нравятся детям. Наш годовалый малыш после второй постановки в таких условиях сидел, не шелохнувшись, и очень внимательно смотрел спектакль.

Самое главное условие для того, чтобы малышам было интересно - ни в коем случае не давать играть с куклами, которые участвуют в представлении. Они должны обязательно убираться после каждого спектакля так, чтобы ребенок не мог найти эти игрушки. У нас был «печальный опыт»: бабушка дала малышу поиграть с перчаточным мишкой, после чего сын перестал интересоваться постановками с участием этого героя. Пропало своеобразное «таинство». Только после того, как мишка был выведен из актерского состава, интерес к спектаклю возобновился.



Второе главное условие – дозированность. Если показывать спектакли каждый день, они быстро надоедят и ребенку и родителям, поэтому мы выбираем ритм подачи спектаклей: раз в неделю или раз в две недели. За это время и ребенок, и родители «соскучатся» по представлению. Мама или папа смогут придумать новый сценарий и несложные декорации к нему.

Что касается декораций, то у нас один самодельный домик-избушка на все случаи, искусственное дерево, кубики, мячики, разноцветные тряпочки. Обычно для того, чтобы нарисовать новый фон уходит не так много времени. Можно использовать один на все случаи: на листе ватмана рисуем лес, солнышко и домик, а на обратной стороне можно изобразить ночь: на темном фоне полумесяц и звезды.

Мы делаем звездное небо так: на темно-синем картоне вырезаем небольшие звездочки и кружочки и подсвечиваем с обратной стороны. Получается очень красиво и загадочно. Этот фон, конечно, довольно трудоемкий в исполнении, но мы используем его часто.

Зрительный зал у нас оборудован удобными подушками. Ребенку нравится сидеть на подушке на полу и смотреть постановку. Очень важно для самых маленьких, особенно в самом начале: пока один родитель показывает спектакль, другой обязательно сидит рядом с ребенком. То же самое, если спектакль смотрят два, три ребенка до трех лет. Это нужно для того, чтобы малыш не вскакивал посередине спектакля и не подбегал к актерам (а такое у нас поначалу было). Тогда взрослый объяснит ему, что нужно досмотреть спектакль и уже после подойти к актеру и пожать ему лапку. Но не более того! Ни в коем случае не давайте ребенку играть с куклой после представления.



Теперь по поводу сюжетов. Для их создания, конечно, необходимо учитывать и возраст ребенка, и имеющихся в наличие актеров-кукол. То, что понравится годовалому, будет не интересно пятилетнему. И наоборот. Ну и конечно, необходимо учитывать особенности и интересы вашего ребенка.
Мы купили в обычном магазине несколько плюшевых зверюшек на руку и готовые перчаточные куклы. Звери очень хорошо подходят для спектаклей самым маленьким.

Начать спектакль можно, например, так. На сцене появляются два действующих лица. Мишка и зайка (или зайка и лисенок и т.п.) Мишка держит в лапках красный мяч и спрашивает у зайки, какого цвета мяч. Мишка недавно проходил цвета и теперь хочет узнать, знает ли зайка цвета. А зайка не знает и просит публику (Андрюшу, Олю, Катю, Славу ….) подсказать ему. Только тихо, чтобы мишка не слышал. Ребенок, сидящий в зрительном зале, постарается подсказать зайке, если он знает цвета, конечно. А если не знает или еще не умеет говорить, то мишка с удовольствием расскажет зайке и Андрюше (Кате, Славе…), какого цвета мяч. А потом достанет желтый мяч (мы берем шарики из «сухого бассейна») и повторяется то же самое. Весь спектакль занял 5-7 минут. А малышу больше пока и не надо! Он уже очень хорошо уяснил цвета. В следующем спектакле можно уже косвенно затронуть эту тему. Какой-нибудь персонаж мимоходом упоминает, что мяч-то красный или желтый, или зеленый.



Подобные сценки можно разыгрывать и с геометрическими фигурами. Можно посвятить один из спектаклей звукам. То есть мишка, например, спрашивает, что за звук (бабушка-«ассистент» звенит колокольчиком или шуршит бумажкой), а зайка отвечает. Очень много интересных сюжетов можно найти в Интернете.

Иногда мы собираемся с соседями и их маленькими детьми и разыгрываем сложные постановки. То есть одна мама отвечает за свет, другая - за звуки, третья - за музыку и т.д. В зрительном зале сидят несколько ребят.

Так получается намного интересней и малышам и нам, взрослым. Мы как будто возвращаемся в собственное детство, и это очень здорово! Попробуйте…



 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5