Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Игры и игрушки >> Строительство и конструирование >> Время строить и архитектура будущего
 В. Брофман, по материалам журнала 

"Замки нашего двора..." 

Зачем людям строить? Взрослым — чтобы жить. Ибо шалаш остался местом отдыха и подростковой романтики. А ребенку? В том числе, чтобы не плодить архитектурных монстров, когда подрастет. 

У владельцев «средневековых замков» на шести сотках, похоже, не было в детстве хороших строительных наборов и конструкторов, родители вряд ли уделяли много внимания их образованию. Иначе у современников их «культурного безобразия» не рябило бы в глазах от архитектурных фантазий на бескрайних российских просторах. 

Впрочем, специфические творения «нахальных денег» встречаются и на других концах света. И там в своих средневеково-рыцарских изысках человек, не связанный издержками воспитания, «отрывается» по полной программе. Укрепления с башнями и башенками, наводнившие Москву, тоже скорее материал для психоаналитика, чем для психологии развития. 

Мечта о собственном замке — одна из тех, что появляются еще в раннем детстве и иногда сопровождают человека всю жизнь. Ну что же, «пространство желаний», их интенсивность и напряжение только увеличивает наши возможности. Да, не все можно предвидеть. За словом «бессознательное» скрывается и та простая истина, что за всем не уследишь. И прорывается оно, родимое, в самых неожиданных местах и не всегда подходящих для этого случаях, и складывается без нашего на то добровольного согласия. И далеко не все его воплощения — шедевр архитектурного или любого другого искусства. Но на контроль не возьмешь и на вид не поставишь. Чего, однако, и не требуется. 

Родители, находясь у истоков зарождения мечты и фантазии своего ребенка, до известной степени участвуют и в оформлении облика, и в «формировании образа» этой грезы или программы. Зачастую последствия их влияния подросшим детям приходится расхлебывать вместе со своим психотерапевтом. Разумеется, у родителей есть и другие варианты поведения. Важно честно принять меру своей ответственности, полноправного и допустимого участия в нынешней и будущей жизни ребенка. Это участие должно быть в той мере, в какой оно действительно необходимо. И еще хорошо осознать: чем больше у человека волшебных замков в детстве, тем более защищен он во взрослой жизни, тем спокойнее ориентируется в сложности жизненных выборов. 

Что делать? 

Остальное довольно просто. И выглядит почти как инструкция по взаимодействию со своим ребенком в его и вашей «зоне ближайшего развития» или как правила поведения в ней для родителей с детьми. 

Лишний раз обратите внимание ребенка на красивое и гармоничное в жизни и на картинке, оберегайте от всего, что уродливо вообще, и от «агрессивной» архитектурной среды в частности. Ландшафтную архитектуру можно найти повсюду. А воскресный отдых с ребенком в красивом месте - не только удовольствие, но и весомый вклад в его развитие. 
По мере сил вовлекайте ребенка в мир прекрасного во всех его проявлениях. Читайте книжки и сказки о волшебных замках и их обитателях — принцессах и принцах, Котах в сапогах и Великанах, Кощеях и Снежных Королевах и прочая, прочая, прочая... Пусть будоражат воображение и подстегивают фантазию. 
Показывайте хоть в компьютерном варианте архитектурные шедевры, которые накопило человечество к приходу ребенка в мир. Рассказывайте ему о них, благо есть несложные справочники. Не пренебрегайте современным дизайном — по улицам ездят самые разные машины. Домашняя техника тоже имеет форму привлекательную или не очень. 
Просто поинтересоваться «нравится — не нравится» — уже неплохо, а ответит: почему и чего бы хотелось — совсем хорошо. И не ждите, что вашему ребенку понадобится сразу «принеси то, не знаю что» или потребуется купить немедленно настоящий автомобиль «лендровер». Все куда проще: может быть, его «хрустальная мечта» — игрушечный паровоз, но «правильного» цвета и формы — то есть тех, которые ему очень нравятся. 
Идеи и замыслы лучше разрабатывать в схемах и чертежах, то есть в культурной форме, выработанной человечеством, чтобы не только ты сам, но и другие — дети или твои родители — могли возводить по ним дворцы и замки. (О коммуникативной природе знака и его роли в развитии мышления и совместно-распределенной деятельности, о значении наглядного моделирования в дошкольном возрасте см. умные книжки.) 

Освоить такой способ вполне реально уже в 4—5 лет. А строить по чужой схеме можно, начиная с 3-летнего возраста. Надо только начинать с усвоения замещающих обозначений. Например куб на плане, передающем вид спереди, сбоку и сверху, выглядит как квадрат. Другие геометрические тела имеют собственные проекционные изображения и т.д. Спустя некоторое время поcлe того кaк ваш ребенок научится строить по плану простейшие дома из двух-трех деталей, а вслед за ними башни и крепости повыше и посложнее, он поразит вас интереснейшими многофигурными композициями. Если, конечно, вы продолжите заниматься и преодолеете возможные трудности. Тогда ваше участие перейдет в равноправное и легитимное партнерство внутри общей Архитектурной Игры. А ребенок, возможно, снова удивит вас своим видением того, чем замок для Карабаса-Барабаса отличается от Дворца Феи или от дома, выстроенного им для самого себя, и как добро отличается от зла даже в архитектуре. 

A чтобы так все и случилось, остается найти правильную книжку, которая станет вашим помощником. Сегодня это вполне реально. Например «Домашняя школа мышления» Л.А. Венгера и А.Л. Венгера будет служить вам не только для конструирования, но и расскажет, чем и как вообще можно заниматься со своим ребенком. У автора этих строк есть книжка про архитектурную школу для детей и взрослых , и она тоже вполне годится. Хорошо, если взрослый отличает одну проекцию от другой, а колонны от контрфорсов. Но даже если ваш личный опыт совсем иной, и вы с содроганием вспоминаете про «усечение куба», поверьте — может быть по-другому. Вполне вероятно, ваш ребенок совсем не похож на вас: любит не то, что нравилось вам, и интересуется тем, что вам было чуждо. Это нормально. И желательно понять это не только в связи с данной конкретной темой. 
Строить полезно всем: технически подкованным мамам и полным гуманитариям. Важно сохранить общую ценность созидания: придумывать, планировать и строить — хорошо, а разрушать, разбрасывать и расшвыривать — плохо. 

С чего начать? 

Строить можно из всего: из песка и глины, из дерева и пластика, из бумаги и картона, из дешевого «Строителя» и современного дорогого конструктора, из фольги и старых коробок от молока, из пластиковых блоков для бутылок, из ивовых прутьев, пенопласта и камешков. В общем — из всего, что вы в состоянии не только купить, но и найти. Надо только придумать вместе с ребенком, а может быть, и его друзьями, как лучше использовать для столь важного дела те «богатства», что всегда под рукой. 

Базовыми же являются обычные геометрические тела, хорошо знакомые всем если не с раннего детства, то из школьного курса: куб, параллелепипед, призма, цилиндр и производные от них. Наборы конструктора из совершенно одинаковых деталей тоже подойдут, но как дополнительное развлечение. Стереотипные детали лишают ребенка возможности поиска неожиданных вариантов и ракурсов. Кроме того, недостаточно конструировать только по заданным образцам, даже если собрать из «лего» большую коллекцию сооружений. На относительно большом жизненном пространстве можно создать целый город вместе с жителями и автомобильным парком — игрушечная промышленность зарубежья заставляет родителей не скупиться. Нет ничего дурного в большом количестве разных конструкторов. Но и нельзя сказать: чем больше — тем лучше. Только лишь их разнообразие не гарантирует полноценного умственного развития ребенка. «Откупиться» задорого здесь не получится. 

Поможет только то, что скучно и наукообразно, но совершенно точно называется целенаправленным руководством в развитии познавательных и творческих способностей ребенка со стороны взрослого. Добровольная работа или игра — это уж как вам приятнее называть. Но думать, что и зачем делаешь, всегда желательно. Ведь не все дети сами «из воздуха» могут раздобыть интеллектуальные средства для решения различных задач. Одаренные и очень способные могут. А что делать остальным? И как не перепутать, к какой именно группе относится твой ребенок. Стремление принимать желаемое за действительное и родительские амбиции порой вносят такую путаницу в этот вопрос, что потом наверстать упущенное бывает невозможно. Да и с одаренными тоже необходимо заниматься. Они —не трава. И среди них иногда встречаются дети с трудными личностными особенностями. В этом смысле игровая поддержка взрослого всегда востребована. 

На самом деле человеку сразу нужно не так много строительного материала, пусть и разнообразного. Начинать можно с 2-3-4 разных деталей. Обычно ребенком сразу используется 12—13 элементов, и это хороший показатель. Конструкции из 18—20 деталей, интересно придуманные и правильно выполненные, — «высший пилотаж». А когда ребенок начнет сам себе ставить задачи — тогда ему и вам станет ясно, сколько конструкторов надо человеку. 

Продолжение... 

Строить можно везде — дома и на даче, в лесу, на берегу ручья. Летом на пляже у реки и моря: пещеры, города и причудливые башни из восхитительно мокрого песка; в саду из — камешков и глины, которая надежно держит форму. Крепости из снега и сверкающего всеми цветами радуги льда — зимой. 

Строить и конструировать хорошо в детском саду, когда «пора» по возрасту, начиная с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. Но совсем не поздно, вполне полезно и приятно моделировать и в младшей школе. А если увлечение переросло в более глубокий подростковый интерес к техническому моделированию, к конструированию в виртуальном пространстве или к экспериментальной бумажной архитектуре, то отнеситесь к этому как можно серьезнее. Кто знает?.. 

Уважение взрослого к делам ребенка — основа его самоуважения и подогретого интереса к тому, чем он занимается. Это источник дополнительной мотивации сейчас и двадцать лет спустя. 

Конструирование и развитие 

На вопрос, зачем ребенку строить, детская психология накопила много разных ответов. В учебниках и умных книжках для педагогов, психологов и даже для родителей часто пишут о конструктивной деятельности дошкольников. Пишут, что в конструировании, так же как и в других видах продуктивной детской деятельности (рисовании, лепке, аппликации), происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы… А конструирование — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Что для родителей важнее всего в этих длинных и сложных фразах? 

Попробуем разобраться, что происходит, когда ребенок строит башни и экспериментирует со свойствами объектов. Например, когда он пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр — идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают. Когда ребенок сначала делает чертеж, а потом согласно своему авторскому замыслу возводит игрушечный, ненастоящий дом — он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание. 

А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, мы говорим о решении творческих задач. С этого момента, находясь в пространстве объема и формы, ребенок осваивает и пропускает через себя свойства гармонии и принципы оригинальности, накопленные человечеством 

Ребенок учится действовать и думать сообразно тем законам и правилам, которые были открыты и установлены задолго до него. Включается и обживает тот мир, в который ему предстоит встраиваться и который ему, по всей вероятности, придется изменять. А пока изменяется он сам. 

Несколько слов... «о жизни вообще» 

Главное для ребенка, а может быть, и его родителей — научиться придумывать и строить собственные дома и волшебные замки, создавать свои архитектурные замыслы и реализовывать эти идеи в любых доступных для этого материалах. Делать это и в прямом и в переносном смысле. Причем Воздушные Замки приветствуются не менее, чем реальный «домик из песка». В этом вы можете быть совершенно уверены. Научить человека быть в жизни архитектором: строить планы и строить по плану — великое достижение родителей, которое пригодится их ребенку на всем его жизненном пути. 

Это я сказала, это я предупредила... 

Развивать достоинства или устранять недостатки? Как заниматься, если не получается? Как начинать, если мама не любит строить? Сколько материала давать и что делать потом с постройками? Как переходить от одного занятия к другому? Нужны ли высокие образцы? Сколько детей можно приглашать, чтобы они строили вместе? Кто собирает то, что разбросано? 

Я могу без труда набрать еще с десятка два вопросов. И, конечно, мне хочется положить в дорожную торбочку родителей как можно больше полезных советов. Но размеры журнальной статьи и нашего восприятия ограничены. Начните заниматься или проанализируйте то, что вы уже делаете. И тогда присылайте свои вопросы — постараюсь ответить. Тем более, что могут возникнуть такие, которые нельзя сегодня предвидеть. Ясно одно: без вас, ребенку не справиться. 

Архитектура, эта музыка, застывшая в камне, имеет сегодня отношение к дошкольному детству. И архитектурное творчество дошкольников — дело новое. Как любил говорить кардинал Ришелье: «Что ни делается — все к лучшему, сверх всяких ожиданий» ...Играйте! 

P.S. Задания из серии «Игра в три кубика» помогут вам на первых порах. Успехов! 

ИГРА В ТРИ КУБИКА 

В этой игре действительно используются только три детали, но называются они, конечно, не «кубики», а совсем по-другому. Если вашему ребенку известны правильные названия, он, без сомнения, сможет точно сказать, какая деталь в какой конструкции использована. Но самое главное в этой игре — не назвать детали, а построить из них то, что я предложу. 
 

Добавим еще одно условие. Вы, наверное, знаете, что по чертежу, на котором дан только вид спереди, можно создать разные постройки. Предложите ребенку подумать, какую деталь можно заменить другой, сохранив общий план и контуры конструкции. Постарайтесь найти все варианты. Уверена, вы отыщете их даже больше, чем я предполагала. Но помните, что кубиков на каждой картинке только три. 

Усложним задачу, дав ребенку только контурный чертеж. При этом, конечно, появляется и значительно большая свобода выбора увеличивается и число возможных конструктивных решений. Мой вам совет: перерисуйте контурный чертеж и попробуйте сначала его уточнить, прорисовав положение каждой детали так, чтобы было видно, где какая деталь стоит. А потом стройте. 

Разнообразных вам вариантов! 
 

присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5