|
Как играть
Эта игра - своеобразная гимнастика для ума. Она не
только знакомит детей с основами черчения, но, главное,
развивает пространственное мышление ребенка. Материалом
для игры служат 8 деревянных или пластмассовых
кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо
строить модели. Как и в других играх, задания подобраны
в порядке возрастания сложности. Первые задания можно
предложить даже 3-4-летним детям. В игре выполняются три
вида заданий: построить модель из кирпичиков по
чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной
модели, сконструировать новые модели и составить чертежи
к ним. Это уже сложная творческая деятельность.
Дошкольники будут с гордостью строить "по настоящим
чертежам" свои сооружения из кирпичиков, не подозревая,
что они занимаются умственной гимнастикой, как инженеры,
изучают язык техники -- черчение, как школьники, и
развивают свои способности.Как сделать игру
Комплект игры "Кирпичики" состоит из 8 одинаковых
брусков размером 20x40x80 мм, хотя можно брать и
15x30x60 мм, и 40x80x160 мм, т. е. величина не столь
важна, а соотношение сторон неизменно - 1:2:4 (как в
стандартном кирпиче). Их можно сделать из древесины
(лучше из твердых пород - дуба, бука, березы) или
приобрести готовыми. Есть они иногда в деревянных
наборах "Строитель" и "Тележка с кирпичиками". Главное
требование к ним - грани должны быть строго взаимно
перпендикулярны, чтобы кирпичик устойчиво стоял и на
ребре, и на торце. Советуем сразу приготовить минимум
два комплекта кирпичиков, а если есть возможность, то и
несколько, сложив их в отдельные коробки или хотя бы
надев кольца из резинки на каждые 8 штук.
Затем приготовьте чертежи-задания. Для малышей их лучше
начертить на отдельных листах плотной бумаги. Все
задания разделите на две серии. В первую серию отберите
чертежи-задания для малышей от К-1 до К-20. Во вторую -
от К-21 до К-30 - для детей более старшего возраста.
Чертежи-задания можно предлагать в игре как на отдельных
листах, так и склеив из них "гармошку", что в некоторых
отношениях более удобно. Чертежи, закрепленные на
"гармошке", нельзя перепутать, потерять один из них,
можно поставить перед детьми вертикально без специальных
устройств и др. Для каждой серии заданий лучше сделать
пакет из плотной бумаги с обозначением игры и серии.
Научимся "читать" чертежи
Игру
с малышами можно начать с такой сказки: "Придумал
архитектор очень хороший дом - большой, удобный,
красивый. И захотели такой дом построить и в Москве, и в
Санкт-Петербурге, и в Киеве, и в других городах. И все
зовут архитектора к себе: "Приезжайте к нам в Киев! У
нас много кирпичей и цемента, и подъемные краны у нас
есть. Только скажите, сколько надо кирпичей взять для
дома и как их положить!" Что делать архитектору? Поедешь
в Киев - москвичи обидятся: почему к нам не приехал?
Поедешь в Москву - в Киеве ничего не сумеют без него
построить. Как быть? Думал-думал архитектор и
придумал..."
- Кто знает, что он придумал? - спросите малышей совсем
другим, не сказочным тоном. Очень может быть, что они
слышали о чертеже и назовут это слово. Тогда надо только
порадоваться, что они знают, и продолжить сказку. А если
не знают, тогда пусть они подумают минутку: как же
архитектор вышел из положения? И только убедившись, что
"чертеж" для них слово новое, произнесите его.
- Надо сделать чертеж дома, и даже не один, а много, и
послать их во все города. И тогда все строители
посмотрят на чертежи, увидят, сколько нужно кирпичей
брать, как надо их укладывать, и построят сразу во всех
городах такие большие, удобные и красивые дома.
- Давайте, ребята, и мы станем строителями, возьмем
чертежи, кирпичи и начнем строительство!
- Кто из вас умеет читать чертежи? - И если все молчат,
покажите чертеж К-1, только первый раз укрепите его
вертикально. - Что тут нарисовано? - Кирпичики, домики,
прямоугольники... - могут сказать малыши, если они
играли в "Рамки Монтессори".
- Почти узнали, молодцы! Только тут один кирпичик
нарисован, - и выдержите паузу, чтобы у малышей возникла
мысль: "Как же один, если три прямоугольника?"
- А почему тут три рисунка, а не один?
И если ответить никто не может, предложите: "Возьмите по
одному кирпичику и подумайте, как поставить его по
чертежу на этом низеньком столике".
Если кто-то догадается или случайно поставит кирпич
правильно, то воспользуйтесь этим.
- Архитектор так и поставил кирпич. Это у него был
"дом". А потом присел (присядьте сами так, чтобы глаз
оказался на уровне кирпича, против его центра, а глядя
на вас, пусть присядут и малыши!) и увидел одну широкую
длинную грань. Он так и нарисовал ее, назвал этот
рисунок - вид спереди (попросите малышей показать его на
чертеже).
- А потом архитектор посмотрел на "дом" сверху и
увидел... узкую длинную грань. (Пусть все дети
поднимутся и посмотрят на кирпич строго сверху.) Он
нарисовал ее ниже первого рисунка и назвал - вид сверху.
- Кто теперь догадается, откуда он смотрел, когда
рисовал третий рисунок - этот маленький прямоугольник?
Обычно уже кто-нибудь из малышей схватывает идею
"архитектора" и показывает, что он смотрел сбоку
(слева). Назовите этот рисунок видом сбоку и убедитесь,
что все смотрят действительно сбоку, с левой стороны.
Если вы играете с малышами на низеньком столике и им
легко посмотреть на кирпич со всех трех сторон, то им
нетрудно будет догадаться, что чертеж - три рисунка
одного предмета, когда смотрят на него с разных сторон
(взаимно перпендикулярных). Они быстро начинают точно
приседать на уровень модели, помещать глаз в центр и
даже зажмуривают или прикрывают ладошкой второй, чтобы
картина "вида спереди" была идеальной.
Теперь можно показать детям чертеж К-2 и убедиться, что
малыши могут ответить на оба вопроса строителей к
архитектору: "Сколько надо взять кирпичей? Как положить
кирпичи, чтобы все было построено "точно по чертежу"?" -
и, конечно, похвалить тех, кто сам, глядя только на
чертеж, сумел сложить "утюг".
После
складывания нескольких моделей можно задавать ребенку
вопросы, которые покажут, хорошо ли он видит положение
кирпича на чертеже и "в натуре", Вы показываете
какой-нибудь кирпич в модели и спрашиваете: "А где этот
кирпич на чертеже?" (Или на "виде спереди", на "виде
сбоку".) Если ребенок сразу и без ошибки отвечает на
вопрос и показывает кирпич на любом виде в чертеже,
можете быть довольны - главное малыш понял. Теперь с ним
можно вести игру как с человеком, знающим "основы"
черчения.
Если кирпичиков у вас много, сохраняйте каждую
построенную модель до конца игры, и тогда можно показать
бабушке, дедушке или старшему брату, сколько новых
моделей сделал в один день малыш, Конечно, нужно
поиграть с моделями: меблировать кукольную комнату
столом, скамейкой, диваном, кроваткой, на поезде поехать
куда-нибудь и т. п.
Чертежи надо уметь делать
Ребенок сложил из кирпичиков очень интересную модель.
Всем она понравилась, но надо убирать после игры
кирпичики на место, и ее придется разобрать. Хорошо,
если ребенок запомнил, как ее складывать, и сможет
повторить, а если нет? Как быть? Ведь жаль, если никогда
больше такую модель не удастся сделать. И никто не
знает, какая она хорошая, никто ее не сделает, даже если
захочет. Так возникает необходимость сделать чертеж.
Здесь опять вспомните сказку про архитектора. Может
быть, малыш тоже подумает-подумает и... придумает, что
надо сделать чертеж своей модели. Тогда вам остается
чуть-чуть помочь ему этому научиться. Как это сделать?
Чертежи лучше делать на тетради в клетку. Если ребенок
совета не принимает, не спорьте с ним -- просто
предложите ему делать чертеж по-своему - на нелинованной
бумаге, а вы сделайте такой же, но на бумаге в клетку.
Какой получается лучше? Где ничего не перекошено и где
все кирпичи одинаковой длины? Такое "доказательство
делом" неизмеримо сильнее многих словесных убеждений.
Когда бумага в клетку принята всеми как наиболее
удобная, то надо договориться о масштабе, в каком будем
рисовать кирпичи, т. е. какой величины мы их будем
чертить.
Поставьте перед малышом кирпич на ребро, торцом к себе,
как на рисунке, где кирпич показан в трех основных
положениях: плашмя, на ребре и на торце - и приведены
все 6 возможных положений, в каких он может находиться.
А теперь сделаем чертеж, чтобы точно показать, как стоит
кирпич. Сначала нарисуем вид спереди. Как надо смотреть
на кирпич? Если толщина кирпича у нас будет в одну
клетку, то ширина..? (Пусть ребенок найдет, что она в 2
раза больше толщины, и сделает ее в 2 клетки.)
- А теперь скажите, как надо смотреть на кирпич, чтобы
сделать вид сверху, вид сбоку?
Сравните теперь этот чертеж с чертежом Б.
Выяснив, что ребра кирпича мы будем рисовать в 1, 2 и 4
клетки, можно приступить к изготовлению чертежей
простейших моделей в 2 - 3 кирпича. Такой масштаб очень
удобен, но он, конечно, не единственный, и можно принять
масштаб любой, в зависимости от необходимости и
возможностей самого "чертежника". На рисунке приведена
еще простая задача: сначала приведены 6 чертежей кирпича
в разных положениях, обозначенных буквами, а ниже 6
рисунков, обозначенных цифрами. Найдите сначала сами, а
потом с детьми, какой буквой обозначен чертеж кирпича 1,
2, 3 и т. д. Задачу можно "переворачивать": под каким
номером нарисован кирпич, чертеж которого А, Б, В, Г и
т. д.? Вместо рисунков можно поставить настоящие
кирпичи, а в книге находить чертежи, соответствующие их
положению.
Первые модели, на которых ребенок будет учиться делать
чертежи, лучше строить взрослому, а с ребенком только
решать вопрос: "Какой вид лучше взять за "вид спереди"?"
И, повернув модель к себе этой стороной, начинать делать
чертеж. Задерживаться на этом виде работы не следует.
Если ребенок понял суть дела и хорошо делает чертежи, не
надо предлагать новые модели, а переходить к
конструированию.
Конструирование - главное дело
Из 8
кирпичиков можно построить очень большое число разных
моделей, но ребенку интересны только те, которые
напоминают что-то знакомое - машины, дома, пароходы,
мосты. Вот такие интересные модели и надо придумывать. И
конечно, делать чертеж этих моделей, чтобы сохранить их
и сделать целый альбом "собственных конструкций".
Альбом может помочь отобрать ряд чертежей-заданий для
соревнования и быть летописью роста конструктивных
способностей ребенка, если ставить дату на чертежах.
Когда ребенок станет школьником, можно с успехом
продолжить эту игру. Школьники будут вносить в альбом
чертежи, особо трудные для построения моделей,
предназначенные специально для "гимнастики ума" и детей,
и взрослых. К таким уже и относятся чертежи-задания
после К-22. И мы 1 - 2 раза в год устраиваем со
ревнования с участием взрослых: "Кто быстрее построит
модель К-26? Кто быстрее сделает сразу 3 задания - К-27,
К-28, К-29?"
Со временем количество кирпичиков в игре можно
увеличить, модели еще более усложнятся, а задания
приобретут характер производственных чертежей, с
условными обозначениями которых можно ребятишек
ознакомить. |