|
Мяч
– одна из самых удивительных и универсальных игрушек.
Играть с мячом можно в любом возрасте – от младенчества
и до старости.
Мячи бывают самые разные - водные надувные,
баскетбольные, теннисные, шарики для пинг-понга,
спортивные, детские резиновые мячи и огромные мячи для
фитнеса – список можно продолжить. Есть также мячи
тряпичные (лоскутные народные мячики), валянные из
овечьей шерсти или набитые ею, шитые или вязаные мячи,
маленькие «сыпучие» мячики «Socks», снежки – мячики из
снега, резные и точеные из кости и дерева. Бесспорным
достоинством «мягких» мячей является их безопасность при
игре в помещении – это специально «комнатные» мячи. Ни
обстановка, ни окна, не говоря уже о самих играющих, не
пострадают. Мячей не просто должно быть много и разных,
а они должны давать как можно более разнообразный опыт
для чувственного восприятия. Именно на это стоит
обращать внимание при выборе игрушек для ребенка.
Важными
особенностями мячей являются величина и прыгучесть. Одни
мячи весело прыгают, а другие – грубо долбят; одни мячи
приятно держать в руках, а другие особых эмоций не
вызывают. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи,
но и хорошо набитые шерстяные.
Для маленьких детей (от 1 года) мячи открывают большие
возможности для детского экспериментирования. Большой
мяч может быть легким, а маленький – тяжелым. В папиной
ладони помещается большой футбольный мяч, а в детской
ладошке – теннисный. Маленький мяч проскакивает между
ручками годовалого малыша. И ногой направить мяч к цели
не так просто.
Все эти наблюдения в раннем и дошкольном детстве ребенок
делает в большей или меньшей степени бессознательно.
Эмпирический опыт ложится в основу более позднего
обучения, как его фундамент. Поэтому нужно дать ребенку
покой и время, самому, играя, наблюдать. И это отнюдь не
даром потраченное время.
Ещё
одно увлекательное занятие с мячом – это его катание.
Малыши с удовольствием катают мячи с горки и пытаются
закатить на горку, бегают с мячом, неся его двумя руками
перед собой, стараются сохранить равновесие на одной
ноге, чтобы другой толкнуть мяч. Бросают мяч с брызгами
в воду, слушают звучащий мяч и звук хлопанья об пол или
землю, асфальт или воду.
Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится
средством общения. Способность принимать и отдавать мяч
как действие становится основой для важной социальной
способности принимать и отдавать. Бросать и катать мяч
друг другу можно только «договорившись» поиграть.
Позднее
появляется желание не просто бросать и катать, а делать
это определенным образом или с определенной целью.
6-8-летки сравнивают и обсуждают свойства мячей. К
школьному возрасту упражнение в ловкости и меткости
приходит к своему апогею. И для достижения совершенства
дети без устали упражняются: играют в Socks, чеканят
футбольный мяч или всем своим существом направляют мяч в
баскетбольное кольцо.
|