Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Игры и игрушки >> Педагоги и врачи об играх и игрушках >> Как влияют детские забавы на формирование личности ребенка 
© Нарицын Н.Н., по материалам сайта http://www.naritsyn.ru

Сейчас, наверное, мало кто будет спорить по поводу того, что дети в принципе должны во что-то играть. У любых детенышей (и человек не исключение) потребность в игре является такой же насущной, как потребность в еде, питье, сне и т.п. И уже не нужно быть большим специалистом в области педагогики и психологии, чтобы знать о том, что для подрастающего поколения игра является основным способом познания мира и одновременно полоролевым, социальным и поведенческим тренингом - об этом написано в разных источниках много и подробно. Но при этом фактически не заостряется внимание на таком вопросе, как "классификация" детских игр - ведь игры бывают самые разные. И в частности, кто-то из родителей и педагогов озабочен тем, во что лучше играть девочке, а во что - мальчику. Некоторые взрослые делят игры просто на полезные и вредные, при этом критерии такого деления порой надуманны и ошибочны. А иные воспитатели выносят однозначно строгий вердикт: "Та или иная игра - это наркoтик, она затягивает настолько, что ребенок не в состоянии жить нормальной жизнью!" Разумеется, многое зависит от того, какая игра, какой ребенок и даже какой воспитатель. Но в любом случае тема влияния различных игр на формирование психики ребенка требует более подробного разговора.

ИГРЫ "ДЛЯ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ"

Как ни печально, деление игр по половому признаку актуально до сих пор. Не так уж мало родителей тщательно отслеживают, чтобы их дочка не играла с мальчишками "в войну" или в машинки, а сын чтоб не дай бог не совался в девчоночьи "дочки-матери" (или уж на худой конец, чтобы непременно играл роль "папы"). Будучи наслышаны о влиянии детских игр на формирование психики детей, такие родители боятся, что играя в "противоположные" игры, их ребенок приобретет поведенченские черты противоположного пола (а то и вообще, мол, чуть ли не гомосексуалистом станет). Оправданы ли такие опасения? Как правило - нет.

Ребенок, рождаясь, еще ничего не знает о том, мальчик он или девочка. Самые маленькие мужчины и женщины запросто вместе играют - порой действительно видишь у мальчиков кукол, а у девочек машинки. И это вовсе не означает, что у ребенка есть проблема с половой идентификацией: как минимум до трех лет идет обыкновенное изучение окружающего мира - всего целиком, а не по половому признаку. Дети примеряют на себя самые разные роли, точно так же, как детеныши зверей в своих играх выполняют то роль охотника, то роль жертвы. Но если какой-нибудь волчонок иногда играл жертву, то совсем необязательно, что из него впоследствии вырастет заяц… 
И если уж говорить об опасности такого разделения игр по половому признаку - она совсем в другом. Девочка, не поиграв в "мальчиковые игры" наравне с мальчиками, не сможет впоследствии до конца понять представителей противоположного пола. Точно так же мальчик, которому запрещали играть с девочками в их игры, будет испытывать трудности в общении с женщинами - не столько в интимном, сколько в психологическом плане. Таким образом и получается, что из поколения в поколение передается великое противостояние полов, из которого потом и вытекают самые разные сложности и проблемы…

Еще одна опасность разделения игр на мужские и женские - большей частью для девочек. Говорят, что многие женщины испытывают страх перед техникой - но страх этот зачастую родом из детства! Технические навыки проявляются у тех, кто играл в детстве в так называемые манипуляторные игры, например в конструктор. К таким играм можно отнести и работу с игрушечными инструментами, и даже стремление посмотреть, что у игрушки внутри. Но склонность девочек к таким играм чаще всего не поощряется. Когда девочка пытается разобрать игрушку, чтобы узнать, как она устроена, то слышит укоризненное: "Зачем ты ломаешь игрушки, как мальчишка?" Часто за такое любопытство девочек просто наказывают. В результате манипуляторные склонности закрепляются в основном у мальчиков. А у девочки, испытавшей в детстве наказания за техническое любопытство, на бессознательном уровне закрепляется страх перед всякой техникой…

ИГРЫ "ВРЕДНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ"

В разговоре о том, какие игры ребенку полезны, а какие - вредны, нет однозначных четких критериев. И в этом-то вся беда. Там, где ясно указано, что те же "спички - детям не игрушка", изначально все ясно и понятно. А там, где надо поразмыслить в отношении конкретной игры и ее влияния на конкретного ребенка - уже начинаются проблемы.

В частности, сейчас много говорится о "вреде" разных покемонов, телепузиков и иже с ними. Мол, одни провоцируют у детей агрессию, другие - делают ребенка тупым, и так далее. Насколько это верно? Здесь следует отметить, что дети воспринимают то или иное явление, как правило, так же, как значимые для них взрослые. По крайней мере, дети принимают позицию взрослых в отношении этого явления.

И если мама при виде того же телепузика постоянно охает, что "опять эти ужасные монстры, что за нелепая фантазия, боже, какой ужас" и т.п. - ребенок такой мамы вполне может начать бояться этих самых телепузиков, а если в них играют его друзья в садике - то потерять с этими друзьями контакт и начать впоследствии бояться самих друзей. И это вовсе не преувеличение. А если мама сумеет обратить внимание ребенка на то, что телепузики, столь популярные в данном детском сообществе, дружат между собой, постоянно узнают что-то новое, соблюдают элементарную гигиену и т.п. - ребенку тоже захочется им подражать. Даже по поводу тех же покемонов вполне можно устроить с отпрыском беседу на тему "Что такое хорошо, а что такое плохо" - поскольку среди этих новых героев тоже есть положительные и отрицательные. Почему бы это не обсудить?

Но в том-то и беда, что надо ОБСУЖДАТЬ, надо уделять ребенку не просто время, но еще и какую-то часть интеллекта. Увы, часто родителям хочется, чтобы у ребенка были такие игры, которые займут его полностью и он не будет мешать взрослым. Но игра как процесс обучения жизненным навыкам предполагает обсуждение и оценку полученной информации, ее своего рода "сортировку" самим ребенком (поначалу большей частью с помощью взрослых). Если взрослые не могут или не хотят этого делать - увы, тогда получается, что ребенку вообще вредно играть. Потому что пользы от такой игры никакой не будет, и ребенок не получит ни интеллектуального развития, ни адекватных жизненных навыков. (Точно так же, как если бы предоставить ребенку учиться в классе без учителя: не все взрослые-то способны к самообразованию, а уж дети и подавно.)

Именно от помощи родителей в оценке той или иной забавы зависит ее восприятие ребенком, ее актуальность для него. Тем более, если тех или иных игр ребенку все равно не удастся избежать, коли уж он общается со сверстниками (понятно, что вообще запретить общаться со сверстниками - явно не выход). Так что родителям стоит не ограждать детей от "вредных игр" (помня, что запретный плод для ребенка особенно сладок), а помочь разобраться в том, насколько элементы и навыки данной игры интересны и полезны самому ребенку. И грешным делом, если взрослые что-то упустили в этом плане, им непременно нужен крайний: наш ребенок такой агрессивный, потому что он смотрел покемонов! Наш ребенок такой неразвитый, потому что он смотрел телепузиков! Но если быть честными хотя бы перед самими собой - разве в этом дело?

Безусловно, есть некоторые игры, которые потенциально опасны в травматическом плане: скажем, игра в войну (если там начинают фехтовать палками или подражая киногероям, бить друг друга по голове), пиротехнические забавы (с теми же петардами) и т.п. Но опять же - такие игры опасны, когда они бесконтрольны. Фехтование палками безусловно не полезно, но фехтование рапирой в спортивной секции улучшает физическое развитие и моторику (не говоря уже о неких "рыцарских качествах" личности). Теми же петардами можно однажды пострелять, допустим, в новогоднюю ночь вместе с ребенком. И главное, в отношении любых игр необходимо научить ребенка тому, что сейчас называют ОБЖ - основы безопасности жизни. Тому, что удар по голове может причинить непоправимый вред здоровью, что снежком лучше не попадать в глаз, что играть в футбол лучше во дворе, а не у проезжей части, что той же петардой можно как минимум обжечься, - в общем, элементарным вещам! Но тут непременно нужно отметить, что если ребенок упорно продолжает драться палками, кататься на крыше лифта, баловаться спичками и т.п., и для него не имеет значение слова "опасно для жизни" - стоит срочно задуматься об этом родителям. Потому что снижение ценности собственной жизни и здоровья иногда бывает признаком психологического неблагополучия в душе ребенка, или в семье, в которой он растет. К примеру, если папа и мама постоянно ссорятся, но тут же начинают действовать сообща, стоит только ребенку чем-нибудь заболеть - так он с удовольствием схватит пневмонию или сломает ногу, чтобы только в семье подольше был мир (а не иллюзия мира!). Или возможно, ребенку вообще опротивела его жизнь как таковая, и его пренебрежение собственной безопасностью уже называется "суицидально обусловленное поведение"…


"ИГРА КАК НАРКOТИК"

Некоторые игры однозначно считаются вредными и даже приравниваются к "наркoтикам". Однозначно держат здесь пальму первенства компьютерные игрушки. "Мол, ребенок станет замкнутым, если будет много сидеть за компьютером, а еще такие игры отвлекают детей от реальной действительности и в первую очередь от учебы, и к тому же большинство этих игр построены на убийствах и жестокости, так что они наносят вред психике детей". Насколько это верно?

Начнем с того, что относительно замкнутости - перепутаны причина и следствие: ребенок, который не научился общаться (в том числе и в процессе ролевых игр), испытывает трудности в общении со сверстниками, постепенно становится замкнутым и именно поэтому в качестве структурирования времени предпочитает компьютер.

Что касается жестокости подобных игр - то опять же, они бывают разные. В конце концов, есть много развивающих и обучающих компьютерных игрушек, где в первую очередь необходима логика и умение планировать. Определенный выбор игр говорит о наличии определенных проблем - в частности, уже имеющегося повышенного уровня агрессивности ребенка. И вовсе не компьютер виноват в этом… Но уже то хорошо, что дети хотя бы выпускают пар такими относительно приемлемыми методами: пока их проблемы не решены в корне, пусть уж лучше убивают виртуальных монстров, чем вредят окружающим людям…

И наконец, касаемо того, что игры отрывают ребенка от реальной жизни. Мы уже упоминали, что для маленьких детей игра и есть реальная жизнь. Чем старше ребенок - тем меньшее по значимости место занимают для него игры, тем больше по идее он переходит ко взрослой реальности. А теперь представьте себе, что такой реальности у ребенка… нет. Точнее, в той жизни "вне игры", которую он видит вокруг себя, он не находит для себя ничего интересного и значимого. Пустота… Куда, к чему прикажете ему переходить? Как можно переходить в пустоту?

И напрасно говорить, что это опять же игры мешают ребенку думать о собственном будущем. Особенность детской психики такова, что ребенок о будущем вообще не думает. Он живет здесь и сейчас. Не случайно тех взрослых, которые так же живут лишь сегодняшним днем, называют незрелыми, инфантильными, большими детьми: умение прогнозировать вперед - это свойство зрелой личности. И те подростки, которые имеют право ставить перед собой цели в жизни сами (а не то чтобы их к каким-то насущным для себя целям принуждают родители), которые обрели адекватную социализацию как среди сверстников, так и в собственной семье (а не то что "не спорь с родителями, они лучше знают, что тебе надо"), - в силу своей психологической зрелости используют игры именно в подобающем качестве, и чаще всего для обучения и отдыха. А если ребенку в буквальном смысле слова "нечем жить", если он не понимает, что ему делать во взрослой жизни - тогда он безусловно не оторвется от игры, потому что она останется основным его занятием. Более того, со временем он начнет изобретать новые способы ухода от действительности - вернее от того. что у него этой действительности нет. Любой нарoотик применяется от лишь тогда, когда у человека реальная жизнь во сто раз хуже наркoтического дурмана, когда ему совершенно нечего в этой реальной жизни терять. И явление это, увы, очень частое, и способов такой отключки от реальности масса - тот же алкоголь, курение, не говоря о "настоящих" наркoтиках. Так что на этом фоне компьютерные игры - еще довольно безобидное решение…

Часто взрослые, когда им говоришь об этом, возмущаются: "Как это у ребенка ничего в реальной жизни нет? А учеба? Вот как раз игры, мол, и отвлекают от учебы, это-то и плохо!"

…Самая эффективная учеба - это учеба в игре, причем даже в старших классах. Так что не совсем педагогически верно противопоставлять эти два процесса. Если любую "неприятную обязанность" облечь в игровую форму, можно достичь совершенно удивительных результатов (вспомните хотя бы излюбленный детскими психологами пример про Тома Сойера, которого заставили красить забор). А также для того, чтобы у ребенка возник интерес к учебе, ему необходимо знать ответ на вопрос "Зачем учиться"? И здесь типовые ответы вроде "так уж надо" или "у нас обязательное образование" никак не подходят. В том числе потому, что ребенок не слепой и не глухой. Он видел до недавнего времени, как хозяевами жизни становились бритые парни с тремя классами образования. Слышал, что его учителям третий месяц не выплачивают и так мизерную зарплату. Да и те же родители, заставляя его делать уроки, между собой нет-нет да обронят: "И зачем только такую кучу предметов изучать, все равно не пригодится…" А если ребенок знает, что для удачной, успешной и обеспеченной жизни необходимо как минимум уметь писать, читать, считать, а потом знать компьютер, уметь логически мыслить, быть интеллектуально развитым человеком и т.п., и в частности, если он примерно знает, в какой области хотел бы реализоваться и какие знания ему для этого нужны - вот тогда он сам без напоминания и с удовольствием будет учиться. И его от такой учебы будет сложно "отвлечь" даже самой крутой компьютерной игрой.

…Итак, детские игры - только лишь инструмент, средство развития ребенка, а никак не причина того, что ребенок развивается не так, как хотелось бы родителям. Сложно упрекать топор, который не там рубит, иголку, которая не так шьет, авторучку, которая не про то пишет - особенно если все перечисленные предметы находятся в ваших руках. То есть влияние, оказываемое на детскую психику и развитие личности ребенка той или иной игрой, зависит даже не столько от самой игры, сколько от тех взрослых, с кем рядом ребенок осваивает эту игру.

Уважаемые родители и педагоги: игра - процесс, как правило, коллективный. Очень редко ребенок играет в игрушки сам с собой (хотя любому человеку иногда надо побыть в одиночестве, и ребенок не исключение). Но большей частью, как правило, дети играют с другими детьми или со взрослыми. И назначение этих игр разное. В играх со сверстниками ребенок оттачивает полученные знания и практические навыки. Игры же со взрослыми несут больше познавательный характер, развивающее значение, поскольку именно у взрослых ребенок учится в первую очередь. То есть вы вполне можете помочь ребенку выбрать те или иные игры (помочь, а не навязывать), обсудить, во что и как он играл с другими детьми (обсудить, а не допрашивать), а то и самим подключиться к его любимым играм и стать для ребенка единомышленником - а не надсмотрщиком. В таком случае ребенок будет гораздо устойчивее даже к тем играм, которые считаются вредными - по крайней мере, он не будет на них застревать. И вообще у него не будет нужды отгораживаться какими бы то ни было играми от реальной жизни, если у него как минимум в семье есть друзья, и благодаря этому он умеет ставить в жизни цели и стремится их реализовать - поначалу пусть даже с помощью игры.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5