Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Обучение чтению >> Все о "Кубиках Зайцева" >> Игротека "Кубиков Зайцева"
Елена Афанасова

Игротека (часть 2) 


Лиза 5л. составляет слово ? С-ТУ-Л? , на него ? сажает? ? БА-Р-БИ ?:? Она устала и на стуле посидит? . С Филиппом 3л. составляем слово ? КИ-С-КА? , он тут же обнимает кубики, гладит и нашептывает ? ей? что-то нежное. 

Если считать, что у многих взрослых (больших) кубиков есть маленькие дети (маленькие), то завязывается игра в городок, в которой дети очень серьезно играют в живые кубики. 

С ними можно делать все то, что делают в таких случаях с куклами. Часто игра начинается как подыскивание "детям" их "родителей" или наоборот. Предложите "семьям" обустроиться (создать себе домик, комнатку, обзавестись машиной и другими удобствами), а теперь пора ходить в гости к братьям и сестрам. Ими наши детишки называют парных по звонкости-глухости. Вспоминать и придумывать ничего не требуется — таблица 1 всегда перед глазами. Рассматривая ее, хорошо видно, у кого есть братишки-сестренки, а кто вырос в семье один (непарные). Приходя друг к другу в гости, можно развлекаться, составляя разные слова-комбинации из собравшихся "гостей", устраивая веселые развлечения... Пределу развития такой игры нет, она порой длится днями, неделями, возобновляется несколько раз в течение года, обрастая новыми сюжетами.

4.4 Поезд. Эта игра на снятие комплекса знания букв и приобретение навыка слияния. Буквально через 15 минут после начала игры дети, знающие буквы, перестают выкладывать знакомую до боли цепочку действий: МЭ и У - будет МУ, а сразу называют склад. Повторные игры только закрепляют вновь появившийся навык. И еще одну проблему избежим, не дав ей появиться: многие дети легко сливают согласные со всеми гласными кроме йотированных и И, но долго преодолевают трудности в смягчении согласной при слиянии с гласными маленького золотого кубика. В результате игры в "Поезд" эта головная боль просто не возникнет.

Итак, взрослый показывает любую грань большого золотого кубика, спрашивая: " Что здесь написано?". В любой группе дошколят найдутся "всезнайки". Как всегда, сделаем на них ставку. Допустим, что оказалось буква У. Ставим на полочку и спрашиваем у ребят: "А на других кубиках есть такая буква? Кто нашел - несите такой сюда". Когда малыши подбегают к Вам, можно спросить: "Что ты принес?" Если ответ не последует, ответьте сами: "Молодец, "МУ"! Ставь сюда и неси еще". Молодец - даже если молчит или неправильно называет, ведь задание выполнено и кубик с "У" перед Вами. Предупредите, что кубики надо носить по одному. Следите, чтобы ребенок показывал нужную грань, а не просто отдавал Вам кубик ("Замечательный кубик нашел. А где на нем ТУ? Найди, пожалуйста").

В результате выстраивается длинная цепочка, напоминающая поезд. Например:У-ЗУ-РУ-ШУ-ЛУ-ПУ-КУ-ТУ-БУ-ФУ-ЩУ-СУ-ГУ-ВУ-ЖУ... Предложите детям сесть на пол, тогда они не будут невольно толпиться у полок и смогут увидеть весь "поезд" от начала до конца.

Продолжаем играть. Эмоциональной связкой может служить такой диалог:

- Наш поезд скоро тронется в путь. Но прежде чем он поедет, он должен дать сигнал к отправке. Как вы думаете, какой сигнал даст наш поезд? (взрослый ставит белый кубик с ударением на "локомотив", т.е. на первый кубик, у нас это "У") 

- У-у-у !, - произошла установка речевого аппарата. Теперь Ваша задача показать ее в слегка утрированном виде. Это и весело и вызывает желание подражать.

- Сейчас мы его будем провожать (можно помахать руками), а заодно рассмотрим пассажиров этого поезда. Итак, свисток: У-у-у! (ударение переносится на следующий кубик) Кто здесь едет? - если через секунду не будет ответа, то скажите сами, не забывая об утрированном показе. Затем переносим ударение на следующий ... и так до конца.

Если Вы заметили - радостно кричали умеющие читать, часть малышей, внимательно следивших за происходящим, не открывала рот, а третья, обычно бoльшая, часть "мычала", вторя эхом за Вами. Вот последние обе группы ребяток получили прививку от "сознательного" слияния согласной с гласной раньше времени. А кого уже научили, не найдет поддержки стереотипу.

После этого Вы сообщаете детям, что поезд разогнался, и можно быстро называть пассажиров. И снова читаем склады, но уже чуть быстрее. Постепенно приближая скорость чтения к оптимальной (в темпе речи). Обычно ускорение чтения вводит в состояние азарта, и "мычать" начинают все. Старших дошколят можно порадовать прочтением третьего раза, но очень быстро ("Кто прочитает также быстро, как я?"). Это вызывает просто всеобщий восторг. После этого трудно усидеть на одном месте, и детишки вскакивают. И вот тут самое время обратить внимание на таблицу 2 (вертикальную) и предложить найти на ней букву У, "такую, как на локомотиве". А теперь осталось только весело спеть песенку на "У" (см. игру 2.4 и сл. кассету из ? Читай и пой? ), не забывая во время простукивания (ритмический рисунок выделен в песенке) предлагать детям хлопать, прыгать и т.д.; допускаются варианты различных движений для исполнения колонок из больших или маленьких кубиков. Например, поем колонку больших - прыгаем на двух ножках и хлопаем в полные ладошки, а если исполняем маленькие - прыгаем на одной ножке и хлопаем в пол-ладошки… Вся игра дает такой взлет эмоций, что дальше с малышами остается поиграть в подвижные игры или пойти гулять. Но старшие дошколята обычно требуют повторения. С ними желательно выстроить новый ряд из оставшихся кубиков на "-Ю". Сценарий игры тот же. 

Примечание: 1) Не упрощайте детям поиск кубиков, не подсказывайте - на каких есть нужные грани. Дайте испытать восторг открытия! Ведь после нескольких "поездов" дети сами расскажут Вам о той системе, какую они обнаружили. Не торопите их, наблюдайте и записывайте, 2) для малышек (до четырех-пяти лет) второй поезд из маленьких кубиков лучше перенести на следующее занятие, но независимо от возраста ребят поезд на "-Ю" должен быть после "-У", также как "-Я" после "-А", а "-И" после "-Ы" и т.д..


6. Компьютер (Нажми на кнопочку).

Так назвали ее мои дети. В скобках дано название Зайцева. Под каким будет игра использоваться у Вас - решать Вам.

6.1 Настольный компьютер. Предложите детям, собравшимся вокруг стола с кубиками или стоящими у полки, выбрать любой кубик и, независимо от его положения, показать пальчиком (нежно нажимать ? кнопочку? ), другую руку лучше спрятать за спину. Вы при этом, изображая компьютер, ? озвучиваете программу? : проходя сзади ребят слева направо и поглаживая каждого по плечам, произносите склад, который нажимает конкретный ребенок. Читающим можно предложить ? озвучить? самостоятельно. Уже ? озвученные программы? можно менять, т.е. после ? озвучения? нажимать другие кнопочки, тогда можно проходить много раз за спинками и произносить никогда не повторяющийся смешной текст.

6.2 Настенный компьютер. Если у Вас таблицы висят так, что дети могут доставать их руками, или на каждого есть указки, то эту игру целиком можно проиграть на таблицах, только теперь ребята будут стоять лицом к таблице и нажимать на выбранные ими клеточки. Ваши действия те же.

Но есть еще более веселый вариант ее - нажми на две кнопочки. Предложите детям указательными пальчиками обеих рук нажать две разные ? кнопочки? . Здесь необходимо введение правила игры - нельзя перекрещивать рук ни своих, ни с соседом. Получаемые таким образом тексты вдвое больше, ярче и веселее. А у Вас есть возможность ненавязчиво закрепить грамотное направление чтения. Ведь при прохождении сзади детей Вы будете, попеременно нажимая то на левое плечико, то на правое, говорить, что показывает пальчик левой, затем правой руки. 

7. Чепуха (Веселые слова).

Это самая веселая и ? долгоиграющая? игра начального этапа. Она дана в развитии, и может служить различным целям. Вы можете использовать как всю игру целиком, так и частично в зависимости от задач. Играют в нее как малышки, так и ? взрослые? старшеклашки. Меняются лишь задачи и, соответственно, варианты и правила игры.

7.1 Предложите каждому ребенку найти себе друга или подругу. Раздайте каждой паре по три кубика, стараясь, чтобы в каждую тройку входили маленькие и большие, железно-золотые и деревянно-золотые. Пусть пары выберут место на общей полке и расставляют полученные кубики в различных сочетаниях. Получаются "слова"-бессмыслицы, приводящие детишек в восторг. Ваши действия: подходите к каждой паре и громко, для всех, читайте полученные слова, приговаривая:"Ну надо же, какое интересное слово! На каком же языке вы разговариваете?". Разрешается искренне удивляться и радоваться за подопечных. После прочтения очередного ? слова? разрешите составить новую комбинацию из этих же кубиков. 

7.2 Творческой вариацией может служить задание на развитие речи: предложите придумать толкование своих слов. И Вы услышите массу интереснейших вещей. 

"Котюпa" - название маленького автомобиля, а "Кo тюпа" - имя плюшевого мишки, "Лирумэ" - сказочный герой-принц, спаситель угнетенных, "Мулька" - маленький, ласковый и пушистый зверек.

7.3 С каким удовольствием после этого группа рисует некоего Мульку, придумывает его историю. Обратите внимание, слова и истории придумывают сами дети. В каждом случае это рождение уникального результата творчества, которое не может быть оценено, а также сравнимо друг с другом или с определенными стандартами.

7.4 Предложите каждой паре найти себе в друзья другую пару. И теперь готовые четверки, объединив свои 6 кубиков, пытаются составить новое слово. Дайте возможность ребятам самостоятельно найти способ договориться о комбинации и о том, каким образом они это сделают (не попробовав согласовывать свои действия, вряд ли в будущем дети смогут сами задумать и реализовать общее дело). 

Бывает так, что бывшие пары не хотят разрушать первоначальных слов, а просто сдвигают их. Ну что ж, это их право. Но чаще всего дети смешивают кубики и составляют совершенно новое слово. Это уже достижение! Очень интересно, как это сделают Ваши дети?

7.5 Попробуйте повторить задание придать смысл полученному слову уже из 6 кубиков, составить рассказ, сделать коллективный рисунок, а, может быть, и разыграть маленький спектакль.

Когда дети перестают бояться быть непонятыми, они с удовольствием инсценируют свои же фантазии. Позже, когда дети научатся писать (или прямо сейчас, если возникла потребность, независимо от имеющихся навыков), помогите составить настоящий сценарий, распределить роли, подобрать или сочинить музыкальное сопровождение... Вся атрибутика самостоятельного создания и исполнения спектакля-экспромта так захватывает, что необходимые при этом навыки выразительного чтения, каллиграфического письма, быстрого счета, начинают обрастать конкретным смыслом, т.е. становятся средством для решения общей задачи, для участия в игре. Ваша роль - практическая помощь в реализации задуманного, в дальнейшем показе другим, организации фестивалей аналогичных постановок и мн.др...

Тогда интересно становится, как это делают взрослые профессиональные театры. И вот культпоход уже не столько самоцель и развлечение, сколько способ познания мира!

7.6 Собирание слов уже восьмерками с аналогичными предыдущим заданиями со временем переходит в собирание общей комбинации из всех задействованных кубиков всей группой или делегатами от восьмерок. К уже известным Вам обыгрываниям можно добавить хоровое и индивидуальное чтение полученного слова из 16 кубиков. Его весело читать наперегонки или ? кто меньше ошибется? и т.п..

7.7 Существует еще один веселый вариант игры и для старших дошкольников, и для школьников. Он, конечно, не для малышей, но это настолько естественное и эффективное продолжение "Чепухи", что нельзя не рассказать о нем сейчас. Наши дети назвали его "Расскажи мне про...". В результате игры у ребят, во-первых, формируются навыки выразительного чтения, во-вторых, умение выражать свои чувства, в-третьих, развивается чутье языка, которое в будущем позволит грамотно писать. Выглядеть это может так: воспользуйтесь знаками препинания (хорошо бы сделать несколько экземпляров белых кубиков, что совсем несложно), раздвиньте кубики, превратив одно длинное слово в несколько коротких, расставьте произвольно запятые, двоеточия, дефисы, закончите фразу соответственным знаком. На первую букву поставьте треугольник "Зб", как бы невзначай заметив, что первую букву в предложении пишем заглавной (вот Вам и якобы ? случайное? появление правила, как будто давно известного). А теперь, внимание! Озвучьте текст в соответствии со знаками, явив детям пример грамотного интонирования. При этом совершенно необязательно давать определения и, тем более, правила постановки. Вначале обыгрываем знаки конца предложений (. ! ? ...), со временем подключаем и внутрифразовые (- , : и др).

Попробуйте "удивиться" таким предложением: "Кошулэми рыки вюмнид рэжь!"... А теперь, не меняя кубиков, прочитайте с интонацией поздравления... Поменяйте восклицательный знак на вопросительный и задайте легкий вопрос, типа "который час?"... Добавьте восклицательный к стоящему вопросительному и искренне возмутитесь все той же фразой... И Вы удивитесь этому невероятному многообразию интонаций и способов выражения эмоций. А насколько богаче может стать смысл текста, если обнаружить в нем слова-? обращения" или "однородные члены", что выразится лишь в соответственной интонации! Ну-ка громко позовите некоего "рыки", выделив его как обращение... Ну и как?… Нам тоже было весело.

Вскоре дети самостоятельно будут придумывать смысл с подтекстом написанному (ребята постарше даже двойным) и пытаться передать его слушающим, а те, в свою очередь, попробуют догадаться о задуманном, предположить, какой знак препинания возможен для более выразительной передачи соответственной интонации.

У творческого вдохновения нет конкретного, заранее известного ожидаемого образа, а значит, и оценки результата на "правильно-неправильно". И если Вы не позволяете себе оценивать, но готовы собирать и анализировать всегда уникальные результаты детского творчества - считайте, что у Вас в руках ключи к раскрепощению себя и ребят, к самореализации, к действенному пути Само- и Со-познания, которые не потребуют специальной заботы об ? активизации? или ? мотивации учебной деятельности? . 

Если продолжить работу в этом направлении - легко выйти на интуитивную грамотность, чутье литературных стилей различных авторов всех времен и национальностей, творческое отношение к жизни с позиции духовно-нравственных ценностей.. 

7.8 Но вернемся к дошколятам. Московский психолог Любовь Наумова со своими подопечными продолжила эту игру, вернув ей эмоциональное равновесие и укрепив интерес. Предложите детишкам найти в длинном конечном слове случайно образованные, но реально существующие слова, не вынимая и переставляя кубиков. Годятся любые части речи в любой грамматической форме. После их изъятия на нижнюю полку, кубики сдвигаются, что может повлечь за собой образование новых слов. Задача - найти все слова, которые оказались в "тексте", при этом, напомню, не разрешается вынимать и переворачивать кубики для образования новых слов, допускается поиск и обсуждение версий.

Проверьте свои способности: найдите 4 слова в подобном "тексте": ЛЭ-И-ВО-Т-КЯ-ТИ-С-МЫ-ЖИ-ПУ-КА-ШИ-БЬ-О-ШЕ.

Вот нам уже и не обойтись без словарей. Приобретайте любой справочный материал: толковые, орфографические, энциклопедические словари, учебники русского языка (Да-да! Я не оговорилась! Они очень хороши именно как справочный материал, но не как программное средство насилия), географические карты, глобусы, измерительные приборы и многое другое, что может служить интересной и содержательной основой общения друг с другом, этим многогранным миром, для решения конкретных задач, стоящих перед Вами и Вашими детьми. 

В процессе этой игры читающие дети получают возможность самовыражения. Нечитающим же очень поучительно принять участие в азартном действе. Часто именно в такие моменты происходит НЕЧТО, неожиданное для самих детей, когда их подсознание вдруг "открывается", и поиск смысла в написанном на кубиках венчается успехом.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
Содержание книги: 
От автора >>
Введение >>
Что это и зачем? >>
Достоинства инструментов Зайцева по обучению чтению и грамотному письму >>
Аксиомы организации образовательного пространства и памятка начинающим >>
Особенности размещения игротеки >>
"Кубики Зайцева". Состав пособия >>
Размещение "Кубиков" >>
Игротека (часть1) >>
Игротека (часть 2) >>
Игротека (часть 3) >>
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5