Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Обучение чтению >> Все о "Кубиках Зайцева" >> Игротека "Кубиков Зайцева"
Елена Афанасова

"Кубики Зайцева". Состав пособия

Для начала разберемся с терминами. Независимо оттого, что Вы представляли себе при словах "чтение" и "письмо", на все время изучения данного пособия договоримся: чтением считать превращение символов в звуки, а письмом - звуков в символы. А это значит, что письмо - "не только шкрябанье ручкой по бумаге" (Н.А. Зайцев), но любое обозначение графически того, что может быть сказано. В нашем случае это и выкладывание текста кубиками, и последовательный показ указкой по таблицам и т.д., что является прекрасным средством для "отрабатывания" грамотности письма с параллельной прививкой от "дидактоневроза". А для постановки каллиграфии есть дополнительное пособие Зайцева. Все эти инструменты вкупе с Вашей компетентностью дадут детям возможность, не зажимаясь в тисках комплексов и педагогических предрассудков, научиться не только читать, но и грамотно и красиво писать.

Рассмотрим подробней пособия, которые предлагает нам Николай Александрович для постановки этих навыков: "Кубики Зайцева" (письмо и чтение), "Пишу красиво" (каллиграфия), "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию", "Читай и пой" (техника и выразительность чтения). Многие педагоги, поняв в чем суть, дополняют и разнообразят инструментарий своими руками, создавая порой удивительные коллекции.

А пока рекомендую читать это пособие, имея книгу Зайцева и инструментарий перед глазами.

Пособие "Кубики Зайцева" состоит из:

1. таблиц, в каждой из которых в определенной системе расположены все склады русского языка (чего нельзя сделать со слогами): в одной - по признакам звонкости-глухости, где четко видны парные и непарные звонкие и глухие, а в другой - по твердости-мягкости; 

2. набора разверток кубиков, которые надо приготовить в строгом соответствии с инструкцией, к ним приложенной. Кубики делятся на 12 видов, многие из которых в наборе в единственном экземпляре. И хотя частично острота проблемы снята - для наиболее часто встречающихся складов в пособии существуют повторные кубики, т.е. по 2 экземпляра, - тем не менее, начинается целый ряд проблем их нехватки, который можно предотвратить с самого начала, приобретая не один набор, а три (для групп).

Классификация кубиков соответствует общепринятой дифференциации букв и звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие), т.е. все знания, которые необходимо иметь детям, уже изначально заложены в пособии. Дети смогут получить представления о них исподволь, не используя ничего не говорящих непонятных терминов. Для них кубики будут "железными" (звонкие), "деревянными" (глухие), "золотыми" (гласные) по цвету и издаваемому звуку, большими (твердые) и маленькими (мягкие) по объему, цвету и диапазону звучания. Но и эти понятия станут родными благодаря не столько назойливому привлечению к ним внимания, сколько постоянным манипуляциям кубиками с более интересными для детей целями. Для дошколят представляет известную сложность разобраться с научными терминами, да и опыт показывает, что знания о них не способствуют более быстрому приобретению навыка чтения, а способы их приобретения в ряде случаев - наоборот. Терминология, предложенная Зайцевым, гораздо ближе к опыту дет! ей, т.к. более доступна многим органам чувств и, следовательно, пониманию: железные, деревянные, золотые - по цвету, звуку и, в определенной мере, по весу; большие и маленькие - по высоте звучания и объему. Подтверждает зрение, слух, осязание. Обратите внимание: слияние твердых согласных с гласными требуют большего объема полости рта, а мягких - меньшего, что и подтверждает объем руки, берущей кубик. Но и в будущем при желании можно найти связку с научными терминами, т.к. информация закодирована изначально: синие буквы на таблицах (алфавиты) - согласные, голубые - гласные, зеленые - знаки. "Двойные" кубики необычны тем, что ими определяется зрительный образ грамотного написания, а фонетический образ будет неоднократно подкрепляться педагогом. Дети просто и безоговорочно верят Вам, так позвольте им закрепить в сознании эти грамотные образы! Возможно, многие проблемы начальной школы просто не возникнут.

Слово ЧАЩА через Я написать невозможно - складов ЧЯ и ЩЯ не существует ни в таблице, ни в кубиках. В результате дети вынуждены использовать только грамотные образцы написания. А это остается в произвольной памяти гораздо ярче, чем знаменитое "ЧА-ЩА - пиши через А". Также дело обстоит и с ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ и, кстати, с ЖЕ-ШЕ-ЧЕ-ЦЕ (что в школьную программу почему-то не входит вообще!).

Способы наполнения очень подробно описаны в инструкции к пособию и книге Зайцева, но могут быть различными в соответствии с Вашими условиями. Из своего опыта могу поделиться одним из наиболее простых и эффективных: железные кубики наполняются жестяными крышками от лимонадных бутылок. Не забудьте предварительно вынуть резиновые прокладки - без них звук гораздо звонче. В большие кубики кладем 4 крышки, в маленькие - 3. Такое соотношение сохраним и для остальных кубиков. Монетами и скрепками пользоваться не стоит, т.к. они выпадают из пазов даже при очень аккуратном склеивании и иногда становятся опасны. Деревянные наполняются любыми деревянными изделиями вплоть до сучков, нарезанных на кусочки. Но годятся и мелкие желуди, финиковые, персиковые косточки - все, что можно найти под рукой и издает соответствующие звуки. В золотые положим металлические наперстки, чуть сплющенные с боков, они "звучат" нежным мелодичным звоном. Можно использовать и колокольчики. В большой деревянно-железный попадут и железки и деревяшки. Маленький железный ("й") наполним 4 пробками, беленький набьем бумагой, "двойные" наполним в двойном объеме. 

Если кубики склеить, они будут гораздо прочней. Рекомендую оставить одну сторону незаклеенной для любопытных и возможности поправить помятый кубик изнутри.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
Содержание книги: 
От автора >>
Введение >>
Что это и зачем? >>
Достоинства инструментов Зайцева по обучению чтению и грамотному письму >>
Аксиомы организации образовательного пространства и памятка начинающим >>
Особенности размещения игротеки >>
"Кубики Зайцева". Состав пособия >>
Размещение "Кубиков" >>
Игротека (часть1) >>
Игротека (часть 2) >>
Игротека (часть 3) >>
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5