|
 |
Елена Афанасова |
|
|
Аксиомы организации
образовательного
пространства и памятка
начинающим
I. Весь инструментарий кроме
незначительных деталей дается
в руки сразу с первого дня.
Разными будут цели, задачи,
приемы, возраст, ситуации… - т.е.
игры. Они будут служить
отправными точками в развитии
самой развивающей среды.
II. Никакой опоры на
псевдопроизвольность
внимания и памяти! Даже Вы не
можете заставить себя что-либо
сделать, если не определили
конкретно цель, зачем Вам это
нужно. А если она появилась у
детей (узнать, поиграть,
сделать), надеюсь, под Вашим
руководством, их внимание и
память активизировать не
придется. Лишь бы не тормозили...
Значит, решаем - не "под
каким соусом впихнуть", а
как вместе определить
дидактические и
воспитательные (для себя) и
содержательные (для группы)
цели интересной игры.
В качестве примера
организации среды, где
формировался бы первичный
интерес у младших дошколят (почему-то
обычно этот возраст особенно
пугает некоторых начинающих
педагогов), может служить Ваш
искренний эмоциональный
интерес к процессу письма,
чтения, счета, исследования
таблиц, озвучивания их вслух (как
бы игра взрослого с самим
собой); возможна просьба к
детям помочь Вам разобраться.
При этом ставится табу на
назидания, наставления, подачу
готовых знаний, правил и т.д.!
Их запрещается прятать и за
разного рода "развлекалочками"
(все равно почувствуют и
соответственно отреагируют).
Итак, только неподдельное
увлечение процессом игры,
совместный поиск решения на
равных и право любого ребенка
на уважение его собственного
мнения.
III. Категорически исключить из
лексикона слова "нет" и
"неправильно". За ними
стоят отрицание программы
детей и оценка их вместо
анализа ситуации. Вместо этих
слов допускаются грамотный
образец взамен ошибочного и
доступные пониманию правила
игры. Только тогда это не
педагогический ожог, а помощь,
воспринимаемая детьми
позитивно. И если на занятиях
стоит атмосфера свободы - дети
не боятся ошибиться, и это со
временем происходит все реже.
IV. Учитывать и использовать
психофизические особенности
детей в педагогических целях:
- желание подражать Вам
абсолютно во всем, а это значит,
что в процессе общения они
подсознательно будут
копировать Вас во всем, и если
Вы только учите читать, но не
читаете им сами, или делаете
это от случая к случаю, или
невыразительно, или "пустые"
тексты… - результаты не
замедлят сказаться;
- педагогические устремления (им
просто необходимо учить друг
друга); давно замечено, что
активное усвоение знаний
происходит исключительно в
процессе обыгрывания (проживания),
передачи их другим;
- потребность в
самоутверждении, т.е. в
признании каждого как
хорошего и уникального, в
стремлении к ощущению
комфорта от правильно
выбранной позиции по
отношению к себе и другим;
- потребность в поиске смысла
жизни, что сейчас выражается в
неуемной любознательности и
желании удовлетворить свой
интерес;
- желание играть совместно;
важно выстроить игры таким
образом, чтобы постепенно
повышать уровень
согласованных друг с другом
решений, действий и
ответственности в общих делах;
- потребность в периодических
"всплесках" эмоций и
двигательной активности.
V. Начинать работу с
коллективом детей рекомендую
с разрешения и знакомства
родителей с методикой, с
составления договора о
сотрудничестве с ними, где
помощью с их стороны может
стать, например, участие в
приобретении пособий,
организации и проведении игр,
контроля за результатами и т.д..
Настоятельно рекомендую вести
документальный анализ (диагностику)
навыков, периодичность и форма
которого должна быть
целесообразна в каждом
конкретном случае. Родители в
свою очередь могут приобрести
пособия для игр дома.
|
|
присылайте
ваши материалы на эту тему |
|
|
 |
Содержание
книги: |
|
|
От автора >>
Введение >>
Что это и зачем? >>
Достоинства инструментов
Зайцева по обучению чтению и
грамотному письму >>
Аксиомы организации
образовательного
пространства и памятка
начинающим >>
Особенности размещения
игротеки >>
"Кубики Зайцева". Состав
пособия >>
Размещение "Кубиков" >>
Игротека (часть1) >>
Игротека (часть 2) >>
Игротека (часть 3) >> |
|
|
|