|
"Заниматься" с дочкой музыкой я начала еще до ее рождения: когда я была на 5-6
месяце беременности, меня неудержимо начало тянуть в концертные залы. Не
пропускала ни одного мало-мальски стоящего концерта ни в филармонии, ни в
консерватории, да и дома по несколько часов просиживала за инструментом (хотя я
по образованию не музыкант, но, как говорится, "мы все учились понемногу...").
Могу на своем опыте подтвердить всем известные данные, что еще не появившийся на
свет ребенок слышит и реагирует на музыку, - меня пинали в печень под "Большой
полонез" Шопена, тихонько барахтались под "Зиму" Вивальди и возмущенно
трепыхались, когда я разбирала "Музыкальный момент" Рахманинова. Со временем я
определилась со вкусами малыша и мы с удовольствием слушали Моцарта, Шопена,
Баха и Вивальди.
После рождения первые месяцы я включала музыку во время бодрствования -
тихонько, фоном. Или занималась под нее гимнастикой. Так музыка вошла в нашу
жизнь, стала нашим другом.
Как только Варя подросла и начала не только ходить, но и пытаться танцевать, она
сразу выбрала себе любимые кассеты и диски. К моему изумлению, больше всего ей
понравилось... "Искусство фуги" Баха - сложное, трагическое произведение, во
время написания которого композитор скончался. Мы же под эту ритмичную,
многоголосую музыку с удовольствием топтались посередине комнаты, махали руками
и радовались. Бабушку и дедушку, профессиональных музыкантов, это приводило в
трепет.
Время летело, и мы перешли к более сложным занятиям, которые продолжаем и по сей
день, причем не только дома, но и в группах нашего центра, где нашим самым
маленьким ученикам - 7 месяцев, а самым старшим 4 года.
Собственно занятие состоит из нескольких перетекающих друг в друга частей, чтобы
малыш не уставал только сидеть или только двигаться. Сначала - самое сложное,
требующее концентрации внимания и желания работать. Конечно, хорошо бы иметь под
рукой музыкальный инструмент - хотя бы металлофон, иначе практически невозможно
будет учить малыша различать разные по высоте звуки.
Начинаем с самого большого интервала - октавы (от одной одноименной ноты до
другой: соль-соль, ми-ми, до-до), при этом надо обязательно ввести "картинку":
вот сидит внизу большая птичка и поет - чик-чирик, чик-чирик. А наверху сидят ее
детки и поют тоненькими голосами - чик-чирик, чик-чирик. Такие игры нужно
разработать для каждого интервала: например, для сексты (до-ля) - качели
(вверх-вниз), для кварты (до-фа) - труба (тара-ра, тара-ра), для терции (до-ми)
- колыбельная (баю-баю).
Чтобы закрепить слуховую работу мышечной, работаем ручкой малыша - ритмичные
движения согнутой в локте рукой от себя на уровне диафрагмы. Первое время,
конечно, ребенок будет просто впитывать все, что вы с ним будете делать -
занятия будут пассивными, но именно в тот момент, когда вы решите, что толку
никакого от этого нет, он начнет выдавать все услышанное.
Поэтому не расстраивайтесь, если после первых же попыток малыш соскочит с
коленей и побежит к своим машинкам-куклам. Со временем продолжительность
увеличится сама собой (например, у нас один мальчик с радостными воплями убегал
после первых же ноток в течении трех занятий, а на четвертом уже пел и махал
ручкой).
Развивайте и чувство ритма - прохлопывайте в ладоши все слова любимых песенок
(возьмите по строчке из самых знакомых: Антошки, Чунга-чанги..., но могу
посоветовать больше использовать фольклор - Тень-тень-потетень, Ходит зайка по
саду, По малинку в сад пойдем).
По продолжительности эта часть должна занять столько же времени, сколько вы
потратили на прочтение этой части моего рассказа - иначе малыш утомится и
заскучает. Поэтому начинайте двигаться. Заранее подберите несколько небольших
классических произведений, которые вам будет по силам прослушать до конца:
что-то из Времен года Вивальди, Карнавала животных Сен-Санса - на ваше
усмотрение, но постарайтесь, чтобы музыка была характерная. И проработайте ее
движением и танцем - летят бабочки, распускаются цветы, лебедь машет крыльями...
Покажите малышу, сколько эмоций скрыто в одном небольшом произведении - и
радость, и страх, и волнение, и нежность, и любовь... И он, глядя на вас, будет
повторять движения, придумывать сюжеты.
Я не согласна с тем, что ребенок должен учиться слушать музыку, сидя -
во-первых, большая часть классических произведений когда-то была танцами
(полонез, алеманда, куранта, не говоря уже о вальсе), а во-вторых, танец -
естественный для ребенка способ познания музыки, сидя, он тут же потеряет к ней
интерес. Если же вы боитесь, что после таких занятий не сумеете удержать ребенка
в театральном кресле, могу вас уверить, что этого не случится.
Потому что, танцуя, переживая с вами музыкальные истории и сказки, ребенок
учится музыку уважать. Она становится рассказчиком интересных и не очень
понятных, а потому - совершенно волшебных историй.
Потом можно поиграть с ребенком в музыкальные загадки - кто как двигается, кто
как говорит, нажимая на клавиши верхних и нижних октав: вот пошел большой
косолапый мишка, а вот полетела маленькая бабочка, вот попрыгал зайка, а вот -
потопал слон.
А под конец так здорово попеть хором песни из любимых мультиков!
По продолжительности занятие должно занять не более 30 минут. Это уже в
"готовом" виде, когда вы и ваш малыш, уже будете знать, зачем открывается
пианино или достается металлофон. А первые занятия обычно длятся не более 3-5
минут.
Могу добавить лишь, что во время занятия не стоит разрешать ребенку пользоваться
инструментом самостоятельно - если у него не получится играть так же, как у вас
(а скорее всего, это так и будет), то все закончится возмущенными воплями и
игрой кулаками. Пусть каждое прикосновение к клавише будет подарком,
волшебством, малыш должен просить вас об этом.
Если с самого раннего детства вы сумеете не просто подружить малыша с музыкой, а
сделать ее прекрасным подарком, то, возможно, даже музыкальная школе не отобьет
у него охоту подходить к инструменту.
|