Скорее всего, читатель не станет спорить с тем, что искусство оказывает на людей, а тем более на маленьких детей благотворное влияние.
Как же знакомить малышей с историей мирового искусства: живописи, скульптуры, архитектуры?

Для начала, конечно, потребуется подобрать репродукции и фотографии.
Можно пользоваться обычными альбомами с репродукциями. Но это, как правило, очень дорогие издания, давать их ребенку для самостоятельного разглядывания вы не станете. Кроме этого, как правило, издаются альбомы с произведения одного автора или одного из направлений живописи. А нам хотелось бы показывать малышу произведения разных авторов — всех стилей и направлений.

Можете использовать открытки, вырезки из журналов. Сделайте из них карточки для малыша — наклейте изображения на листы бумаги для черчения или рисования. Пусть они будут одного размера, так удобнее хранить и демонстрировать карточки. С обратной стороны каждой карточки сделайте надпись. Её нужно делать или хорошей ручкой, которая не растекается от случайного попадания жидкости, можно напечатать на машинке, или на компьютере. Подпись должна содержать как минимум автора и название, но можно добавить ещё место и время создания, место хранения, технику выполнения, размеры (по вашему желанию) — потом это может вам пригодиться.

Подбирая репродукции и фотографии для малыша, сначала ориентируйтесь исключительно на содержание произведения. Ребенок двух-трех лет не станет с удовольствием разглядывать батальные сцены или классические голландские натюрморты. Подбирайте репродукции тех картин, содержание которых понятно ребенку без слов — изображения детей всех возрастов, детей с родителями (сюда же относятся все изображения Богоматери), изображения животных, жанровые сцены — люди дома, в саду, на улице. Используйте репродукции художников разных направлений в искусстве — реализм, импрессионизм, других направлений. Пользуйтесь фотографиями античных ваз с рисунками, скульптур, фресок. Египетские рисунки, древнерусская живопись, японские, китайские акварели, гравюры и так далее.Сядьте рядом с малышом, скажите, что будете смотреть интересные картинки. Рассматривая репродукции, разговаривайте с ребенком так, как будто смотрите детскую книжку с картинками. Произносите примерно следующее:

  • -«Смотри, это мальчики, они сидят на берегу и смотрят на самолет в небе» (эту картину нарисовал художник Дейнека, она называется «Будущие летчики» — этого можно не говорить, если малышу нет 3-4 лет)
  • «А вот малыш гуляет по двору, рядом на травке еще сидят малыши, а вот лошадка» (Поленов, «Московский дворик»).
  • «А вот какой красивый дом с фигурками на стенах и разноцветными окошками — витражами» (любой готический храм).
  • «А вот девочка — гимнастка, она умеет стоять на шаре. А это кто рядом с ней, как ты думаешь?» (Пикассо, «Девочка на шаре») и так далее.

Смотреть с ребёнком карточки с произведениями искусства можно один-два раза в неделю. Если малышу очень нравится, то можно и каждый день. За один просмотр используйте очень разные произведения. Разные стили и направления, скульптуру, архитектуру вместе. Потому что однообразные изображения могут быстро наскучить ребёнку.

С ребенком старше пяти лет внимательно рассматривайте изображения. Просите найти и показать ту или иную деталь.

Учите ребенка сравнивать два произведения — искать сходство и различия: в сюжете, в красках, в деталях и их решении, в жанре произведения.
Сравнивайте два изображения, похожих по сюжету. Например, положите на стол изображение древнерусской иконы Божьей матери и репродукцию с изображением одной из мадонн работы итальянского мастера. Сколько похожих деталей найдет ребенок. Что подметит? Какого, например, цвета одежда у персонажей на той и на другой картине? Есть ли сходство? И так далее.

Или сходных по жанру: (два натюрморта, два зимних пейзажа, две батальные сцены или два парадных портрета. Подбирайте то очень похожие по стилю произведения, то совсем, на первый взгляд, не имеющие никакого сходства.

На фотографиях архитектурных сооружений показывайте и называйте отдельные детали построек: это колонны, это капители колонн, это фронтон, это витраж и т.д. предложите сравнить два похожих изображения, например, два разных христианских храма или две мемориальные колонны, триумфальные арки. Предложите ребенку найти сходство и различия на этих двух изображениях.

Выставки 

Кроме совместного просмотра и обсуждения репродукций и фотографий можно устраивать «Выставки». Общие — всё вперемешку — просто вешайте на стену репродукции и фотографии, которые больше всего нравятся ребенку.

Или тематические — объединяйте репродукции:

  • по тематике — картины разных художников, написанные в разном стиле, но на одну тему, например о детях, о людях, о море, о животных и т.д., это наиболее интересный принцип объединения;
  • по жанрам (только портреты, или пейзажи, или натюрморты);
  • автопортреты разных художников, включая автопортрет вашего ребенка;
  • по художнику (особенно со своим ярко выраженным стилем, заметным ребёнку).
  • по музеям, где собраны картины, с фотографией внешнего вида музея и показом на карте, где этот музей находится;
  • по стране проживания авторов (выставка русских художников, французских, испанских и т.д.), естественно, с демонстрацией страны на карте;
  • по изображению видов одного города или местности разными художниками (картины с видами Москвы, видами Парижа и т.д.), в карту на стене на время размещения выставки можно воткнуть булавочный флажок в нужном месте;
  • по времени создания: выставка древнего искусства разных народов, выставка художников 18 или 20 века и т.п.,
  • по известному сюжету, например, библейскому или мифологическому (изображения Зевса, изображения Давида и пр.),
  • по любым другим признакам, какие вы сочтете интересными.

Рядом с такой выставкой можно повесить портрет самого художника (репродукцию или фотографию), если это возможно. Вывешивая на стену репродукции картин одного художника, покажите ребенку на карте мира страну, где он проживал, или даже город, если это известно точно. Можете также кратко рассказать ребенку о знаменательных событиях в судьбе этого художника (в этом вам помогут книги, а еще лучше энциклопедический словарь). Если вы считаете, что такая информация пока не нужна вашему ребенку, отложите это занятие до тех пор, пока малыш немного не подрастет;

«Выставки» размещаются на стене на некоторое время — неделю, две или больше. В то время, пока репродукции висят, вы можете их просматривать столько раз, сколько захотите, обсуждать, рассказывать про художников или пояснять сюжеты произведений.

Обязательно предложите ребёнку поучаствовать в выставке — нарисовать картину на нужную тему, слепить из пластилина, теста или глины «скульптуру», построить на полу из кубиков Стоунхендж, Нотр-Дам де Пари, египетскую пирамиду или просто красивый домик или башню.
Самое главное не то, чтобы ребёнок запомнил как можно больше названий картин или имён художников, главное, чтобы он полюбил их рассматривать, играть с ними, захотел сам творить: рисовать, лепить, строить.

Если у вас есть небольшие репродукции, то вы можете наклеивать их на карту мира (или на крупную карту Европы), рядом с изображением той страны, где она была написана. Если это сложно, то вешайте картинки около карты. С помощью двух кнопок или скотча можно соединить изображение страны и картину стрелочкой из бумаги или просто ниточкой.

Альбомы

Если у вас много открыток с репродукциями (их можно купить в фойе художественных музеев или поискать по «букинистам»), разложите их на группы, используя один из принципов классификации, описанных в главе «Выставки» и разложите по кармашкам фотоальбома. У вас получатся альбомы с подборками репродукций.

Их можно смело давать ребенку в руки уже с года, не боясь, что часть картинок, набранных с таким трудом, пострадает.

Слайды

Просмотр слайдов завораживает детей, как волшебство. В полной темноте, на огромном экране красивые картины…. Это производит сильное впечатление.

Купить слайды не так-то просто, но если у вас есть возможность сделать их на заказ, взять на время или купить в «Букинисте», обязательно воспользуйтесь ею, конечно, если у вас есть проектор для просмотра слайдов. Кстати, покупать настоящий экран совсем необязательно. Его с успехом заменит выглаженная простыня.

Готовясь к сеансу просмотра слайдов с маленьким ребенком, подберите как можно более разнообразные изображения, опять же, чтобы не наскучить малышу. Детям среднего — старшего дошкольного возраста подбирайте слайды на какую-нибудь тему (см. главу «Выставки»).

Компакт — диски. Энциклопедии и компьютерные игры

В последние десять лет активно развивается новый вид носителей информации — компьютерные CD-rom с коллекциями картин из разных музеев, подборками репродукций одного автора. Появились целые энциклопедии, рассказывающие о жизни художников, о истории появления и формирования разных направлений в живописи.

Если ребенку пять лет и более, вы можете пользоваться компьютерной энциклопедией в полном объеме. Если ребенок младше, видимо, удобнее будет переносить некоторые изображения в отдельные файлы-презентации (о них мы подробно писали во второй части нашей книги).
Просматривать энциклопедию нужно вместе с ребенком, прочитывая вслух текст, который появляется на экране, потому что сами дети тексты никогда не читают, а только перелистывают картинки в быстром темпе, не успевая даже прочитать название репродукции. Если текст слишком сложный, читайте его не полностью или пересказывайте своими словами, комментируйте на доступном ребенку уровне. Рассматривайте картины в энциклопедии так же, как на бумажных носителях. Обсуждайте изображение, задавайте ребенку доступные вопросы.

Некоторые фирмы выпускают диски, не только знакомящие ребенка с теми или иными репродукциями картин или фотографиями скульптур и архитектурных объектов. Но и диски, позволяющие потренироваться в знании мирового художественного наследия, в чувстве стиля, направления в живописи или архитектуры. Например, диск «Шедевры архитектуры» компании «Кирилл и Мефодий» предлагает игру, где необходимо убрать лишние постройки и памятники, нарушающие единство стиля. Когда ребенок «удаляет» стеклянный небоскреб, он «рассыпается» со звоном, статуя льва растворяется в воздухе с рычанием… В результате архитектурный ансамбль предстает в своей первозданной чистоте.

Классифицируем карточки

Когда ребенок познакомится с достаточно большим количеством репродукций картин и фотографий шедевров скульптуры и архитектуры, предложите ему разложить карточки (репродукции, открытки). Чтобы не делать этого «просто так», пусть подготовит их к размещению в тематический альбом или для устройства выставки. Если ребенку 3-5 лет, начинайте с небольшого количества карточек, например, с 5-7 штук. Предлагайте разложить карточки не на несколько тематических кучек, а выбрать из всех только скульптуры, или только портреты, или только «египетские картинки» и т.д.

Классифицировать карточки можно по:

  • типам произведений (живопись, то есть картины, скульптура и архитектура)
  • жанрам (в живописи: потрет, пейзаж, натюрморт)
  • по времени создания (например, древние отложить от современных)
  • по авторам (но это только для искушенных, то есть для детей, которые видели довольно много произведений разных авторов, знают их стиль)

Необычные «паззлы»

Если у вас есть две одинаковые открытки, одну из них разрежьте и предложите ребенку сложить ее по образцу (сначала разделите изображение на три-четыре части, потом можете эту же картинку разрезать на большее количество частей).

Целое и часть

Если вам удалось купить два одинаковых набора открыток, от каждой открытки одного из наборов отрежьте небольшой фрагмент. Покажите ребенку несколько целых открыток и фрагмент одной из них. Предложите ребенку найти, от какой картинки данный фрагмент.

А если ребенку 5-6 лет, припомнить по памяти, фрагмент какого произведения ребенок видит перед собой. Естественно, чем младше ребенок, тем крупнее фрагмент. Чем старше, тем меньше и незначительнее.

Живые и игрушечные картины

Если ребенку понравилась жанровая сцена или натюрморт, предложите «оживить» картины, сделать «точно такое же» «изображение», используя более или менее похожие предметы посуды, мебели, старые вещи для изготовления «костюмов» (плащей, хитонов и пр.).

Если детей несколько, они могут разделиться на группы и «загадывать» друг другу картины, принимая те или иные позы в наскоро созданном «интерьере» (прекрасная забава для детей на даче, когда просто гулять уже надоело). Если собравшиеся дети совсем не знают историю живописи, предложите им десяток открыток, подходящих для изображения, покажите и назовите каждую несколько раз. После это одна из команд занимает места в «зрительном зале» на траве, а вторая выбирает одну из открыток и начинает творить…

Можно создавать «копии» картин, используя игрушки (куклы, кукольную посуду и мебель) для жанровых сцен и натюрмортов или солдатики для создания батальных сцен. Пригодятся также цветная бумага, палочки, мох (он будет «играть роль» травы).

Используя картонные коробки делайте изображения храмов, замков. Раскрашивайте их красками или оклеивайте цветной бумагой.
Создать небольшую, игрушечную копию картины можно внутри коробки или ящика. В таком виде ее удобно будет поставить на полку или подарить бабушке на восьмое марта.

Копируем 

Детям 6 лет и старше предложите «скопировать» своей рукой красками, карандашами, пастелью, в крайнем случае, фломастерами картину великого мастера. Для такой работы подбирайте несложные по технике исполнения произведения — например, работы импрессионистов или сюжеты чернофигурной древнегреческой вазописи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *