Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Эстетическое развитие >> Дети и музыка >> Развитие музыкальных способностей детей: быстро, просто, естественно
На правах рекламы...

Развитие музыкальных способностей детей: быстро, просто, естественно


Зачем в ребенке развивать музыкальные способности?


Слух – один из органов взаимодействия с окружающим миром, наряду со зрением, осязательными, обонятельными и вкусовыми ощущениями. Известно, что у людей слабослышащих сильнее развито зрительное восприятие, а у слабовидящих, напротив, ведущую роль в познании мира играет слух. Поэтому умение и слышать и видеть нам дано в равной степени и утверждать, что один из этих органов первичнее, а другой вторичне было бы абсолбтно неверно. Именно поэтому развивать в ребенке надо и зрение, и слух. Зачем же развивать зрение, спросите вы, ведь ребенок и так все видит? В этом вопросе важно, чтобы ребенок видел нужное, а не нужное не видел. Иными словами телевизионные сцены насилия, да и вообще телевизионные сцены ему для развития зрения ни к чему. То же касается и слуха. Ребенок по возможности не должен слышать бранных слов, ругани, плохой музыки, чтобы у него не сформировалось позитивное отношение ко всему отрицательному.

Подготовка музыкального восприятия окружающего мира

О необходимости раннего музыкального развития сказано немало и сегодня уже ни для кого не секрет, что музыку ребенок слышит и воспринимает будучи еще в утробе матери. Также очевидно, что раннее музыкальное развитие у детей осуществляется не с целью вырастить второго Моцарта, а исключительно из соображения общего развития ребенка, в числе которых его физическая подготовка, достигаемая посредством массажа, гимнастики, прогулок, подвижных игр, а также подготовка к художественному восприятию окуржающего мира, которую мы прививаем посредством все тех же каждодневных прогулок. При этом мы совершенно не задумываемся, что делаем это с позиции художественного развития. Прогулку мы вопринимает не более чем прогулку, на которой дышим свежим воздухом, играем в подвижные игры, рассматриваем листву, птиц, белок, кошек, собак, облака, траву, ну а уж если этим занятиям сопутствует развитие художественного восприятия – так это просто замечательно, тем более, что никаких особых усилий для этого совершать не приходится.
Такие же взаимоотношения ествественного восприятия должны сложиться у ребенка и с музыкой.

Как научить ребенка слушать музыку

Нет нужды насильно заставлять слушать ребенка Баха, если его музыка малышу не нравится, о чем он сообщает вам криком и плачем. Шелест листвы, шорох волны, шум прибоя – для маленького ребенка уже эти звуки являются музыкальным сопровождением его жизни, а еще к ним добавляются мамин ласковый голос, колыбельные песни, звук погремушки и далее, далее, далее. Единственное, что требуется от матери – это умение научить ребенка слышать эти окружающие его звуки.
Ну и, конечно же, не будет лишним включать (для начала фоном) ребенку детские песенки. Со временем вы заметите, что малыш не просто реагирует на звучащие композиции, но у него есть излюбленные песни и не очень. Вы увидите, что под какие-то ребенок топчется в кроватке, пытаясь подпрыгивать (похвалите малыша, ведь это его первый танец!), а под какие-то отворачивается от источника музыки и переключается на что-то другое.

Выбирая музыкальные композиции для прослушивания ребенком, в первую очередь обращайте внимание на реакцию малыша (нравится/не нравится). Как правило, дети очень чутко относятся ко всему, что слышат и, соответсвенно, реакция не заставляет себя долго ждать. Так, мой двухмесячный карапуз «На ура!» воспринимал песню «Велосипед» с одного из музыкальных сборников Елены и Илья Челноковых – начинал улыбаться, махать ручками, сучить ножками, словно крутит педали. При этом оставался совершенно равнодушен к ставшим классикой детским песням из советских мультфильмов. Не то что бы они ему не нравились вовсе, но такого восторга, который вызывала песня «Велосипед», не было. То ли дело в неподдельном детском голосе исполнителя, то ли в простоте и искренности слов, то ли в задорной мелодии.

Определив таким образом песенки, которые малышу особенно по душе, можете продолжить развивать обозначившиеся способности. Можно потанцевать, взяв ребенка на руки, покружиться в такт мелодии или попытаться простучать ритм – сначала самому, а спустя время и взяв ручку ребенка в свою и не очень сильно постукивая ею по вашей ноге или по столу.

К сожалению, детям, как и взрослым, присуще чувство приедания музыкой. Поэтому не переборщите! Не стоит, конечно, выключать на полуслове песню, от которой ребенок в восторге – так вы только вызовите у малыша слезы и обиду, но постарайтесь вносить разнообразие в ваш ежедневный музыкальный репертуар. Для начала включайте по одной новой мелодии или песне и смотрите за реакцией ребенка. Если ему композиция не понравилась, отложите ее на день-два. Если негативная реакция повторилась, то забудьте об этой композиции на более длительный срок – месяц-другой.

Современная детская песня или что включить в плей-лист ребенка

Замечено, что сегодня найти детские песни современных авторов и исполнителей достаточно проблематично, а под час и вовсе невозможно. Не пишут нынче музыканты и поэты песен для детей! В этом смысле творческий союз супружеской четы Ильи и Елены Челноковых – чуть ли не единственный на сегодняшний день коллектив, профессионально занимающийся популяризацией современной детской песни. Есть, конечно, «Домисолька» и «Непоседы», но данные коллективы больше тяготеют к эстраде, где важно, чтобы представление было зрелищным, а не душевным. Песни же Елены и Ильи ориентированы в первую очередь на маленького слушателя и исполнителя, от того и написаны они словно бы ребенком, а потому понятны и ясны даже самым маленьким. Замечу, что детскость характеризуется не примитивизмом и наивностью восприятия, а чистотой, искренностью, глубиной и ясностью суждений, о которых поется в песнях. Авторы учат нас и ребенка, например тому, что подарок (впрочем, как и любая другая вещь) – это не самоцель, а способ познания себя и мира. Таковы, скажем, песни «Я нарисую счастье», «Велосипед».

Елена в этом тандеме – «слово», а Илья – «музыка».

А если подробнее, то Елена Челнокова – это известный поэт, писатель, публицист, автор книги «Странноприимный дом», а с недавнего времени основатель собственного издательства. Илья Челноков – это детский композитор-песенник, посвятившей музыке всю свою жизнь, автор уникального самоучителя "Ты - композитор. Основы музыкальной композиции", с помощью которого освоить нотную грамоту и научиться сочинять музыку сможет даже 9-10-летний ребенок.

Собственно, издательство было организовано Еленой в рамках проекта популяризации детской песни с тем, чтобы объединять единомышленников и способствовать им в издании музыкальных сборников с детскими песнями. На официальном сайте можно послушать и бесплатно скачать детские песни Ильи и Елены, принципиальное отличие которых от старых добрых песен из советских мультфильмов в том, что исполняют их дети, а не взрослые детскими голосами.

В ближайшее время Елена и Илья планируют выпуск CD-сборники, в который войдут абсолютно новые, нигде ранее не звучавшие песни, написанные Еленой и Ильей за последние 5 лет.

Помимо прочего, к песням со словами, на диске вы найдете и «бессловесные» мелодии понравившихся песен. Их можно использовать на утренниках, в качестве музыкального сопровождения к спектаклям или просто разучивать под них слова полюбившихся песен.

Развивать музыкальные способности ребенка можно и нужно и приниматься за это следует как можно раньше – с самого рождения, а еще лучше не упускать и время внутриутробного развития. Замечено, что дети, с младенчества питающиеся не только молоком матери, но и качественной музыкой, вырастут отзывчивыми и чуткими людьми.

Надежда Болгова
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5