Как использовать телевизор для развития детей?
Как известно, уже на первом году жизни младенец в
состоянии понимать речь, а к восьми месяцам начинает
подражать услышанным звукам. В этом возрасте
складываются первые навыки, от которых зависит
формирование личности. Ценность раннего развития во
всем мире осознали давным-давно. Однако новые технологии
открывают все больше возможностей для обучения малыша, и
этими возможностями грех не воспользоваться.
Самые очевидные примеры таких технологий
– телевидение
и компьютер. Отношение педиатров и психологов к этим
инструментам иногда носит очевидно отрицательных
характер. Конечно, негативно могут влиять целая серия
взрослых передач или подозрительных мультфильмов, сам
избыток просмотра, да и просто
включенный телевизор, который никто не смотрит: он
создает дополнительный уровень шума и вносит сумятицу в
обыденную жизнь,
вашу и малыша. Вообще,
педиатры рекомендуют детям в возрасте до 4 лет
смотреть телевизор не более 1 часа в день.
Чтобы избежать переизбытка телевизора в жизни ребенка
советуем следовать вам нескольким нехитрым
рекомендациям:
1.
В семье должен
быть один человек, который выбирает, что смотреть по
телевизору, и этот человек – вы!
Вы решаете, как долго ребенок может смотреть ТВ и какие
программы ему показывать, так же как и оптимизатор, решающий, что должна быть комплексной.
2.
Ограничивайте
время просмотра телепередач,
давайте отдых глазкам и мозгу каждые 15 минут. Если
позволяют возможности, телевизор должен стоять НЕ в
спальне малыша, а в другой комнате.
3.
Смотрите
телепрограммы, а не телевизор.
Вместо того, чтобы смотреть все подряд, тщательно
отбирайте телепередачи для детского просмотра и
выключайте телевизор, как только выбранная программа
закончится. Напоминание за пары минут «до» об
окончании программы поможет вашему ребенку перестроиться
на другие виды деятельности.
4.
Не используйте
телевизор в качестве няни.
Просмотр ТВ не является альтернативой общения. Однако не
вините себя, если вы включили DVD-плейер с диском
Белоснежки, чтобы поваляться в постели лишних полчаса в
субботу, но такое поведение с вашей стороны не должно
входить в привычку. Просто
используйте телевизор мудро!
5.
Смотрите
телевизор вместе с ребенком.
В ходе недавних исследований ученый выделили три группы
детей: те, кто смотрит телевизор неограниченное
количество времени, те, кто смотрит его меньше, но без
присмотра родителей и те дети, которые смотрят ТВ
совместно с мамой или папой. Последняя группа
продемонстрировала более высокие интеллектуальные
способности, чем другие две.
6.
Не разрешайте
детям смотреть шумные мультфильмы или играть в
компьютерные игры перед отходом ко сну,
чтобы избежать лишнего возбуждения и беспокойства.
7.
Не давайте
смотреть ребенку программы, которые могут его испугать.
Даже детские мультфильмы и фильмы могут показаться
страшными для некоторых малышей. Присматривайте за тем,
что они смотрят, а также за их реакцией на происходящее
на экране.
8.
Учите ребенка
критическому взгляду на вещи.
Объясняйте ребенку все непонятное, что он видит в
телевизоре, поощряйте вопросы и связывайте то, что
происходит на экране с реальной жизнью, с его друзьями,
братьями и сестрами и т.д. Если вы смотрите запись
программы или, например, DVD-диск, нажимайте на паузу,
когда необходимо что-то пояснить.
Постарайтесь извлечь из просмотра телевизора
максимальную пользу для вашего малыша, например,
используйте его в качестве обучающего инструмента. Тем
более для этих целей существует целый ряд
специализированных программ, как как Baby Einstein, Baby
SuperStar,
Sesame Street,
или первые в России развивающие dvd-фильмы
для малышей до 3 лет.
Последние музыкальные фильмы основаны на методике
"Вообрази - Сообрази - Преобрази", которую разработали
специалисты по детскому развитию - психологи, педиатры и
педагоги. Обращая внимание малыша на форму, цвет, размер
и предназначение увиденных предметов, фильмы развивают
все виды мышления и мыслительные операции: анализ,
сопоставление, классификация, сравнение и обобщение.
Развитие памяти и внимания происходит при ответах на
вопросы, которые необходимо задавать ребенку, как
во время, так и после просмотра фильма.
Развивающие программы «Я все могу» – это доступный
способ показать малышам разнообразие окружающего мира.
Для эффективного развития ребенка просмотр фильма
должен быть совместным. Сопровождайте фильм
комментариями к увиденному сюжету на экране («Это
паровозик - он перевозит людей!»), уточняющими
вопросами, пояснениями. Помните совместная
деятельность способствует установлению теплых,
доверительных взаимоотношений с ребенком.
Рекомендуется выполнять с малышом конкретные задания:
сюжетная игра, рисование, лепка, конструирование,
сочинение сказок и песен.
Желаем Вам успехов в развитии Ваших детей!
|