Все изложенное ниже, является исключительно личным мнением автора и ни в коем случае не претендует на мировую истину

Однажды три девочки сидели перед компьютером и смотрели мультфильм «Дюймовочка» (наш, советский). Старшей, Даше, было 4 года. Она смотрела с напряженным вниманием, переживая судьбу героини как свою собственную. Еще бы! Стать женой противной жабы и остаться навсегда в болоте – невеселая перспектива! Вторая девочка, Катя, которой было 3 года, тоже напряженно смотрела на экран, но напряжение это было вызвано работой мысли: Катя пыталась разобраться, что происходит, видимо, не очень улавливая ход сюжета. Третья девочка, 2-летняя Соня, улыбалась и хлопала в ладоши. Вскоре она обернулась ко мне: «Мама! Там лягушки скачут и говорят “ква-ква”!» Казалось бы, ничего особенного, обычная реакция детей на мультики. Но меня эта сцена натолкнула на размышления.

Почему дети так по-разному восприняли один и тот же мультфильм? В силу своего возраста, скажете вы – и будете правы. Для одной девочки на экране разворачивалась жизненная драма, для другой – весело скакали лягушки и больше ничего. Собственно, ничего другого я от своей 2-летней дочери и не ожидала. Она еще жила в мире сказок о животных и именно язык таких сказок был ей понятен. Значит, «Дюймовочку» с социальными отношениями (выбор жениха, свадьба, богатство-бедность, помощь в беде и др.) ей смотреть еще рановато. И я решила пересмотреть свою довольно обширную коллекцию мультфильмов (около 400 штук), скачанную из интернета, и разбить ее на возрастные периоды. Получился список, который я привожу ниже.

Принципы деления мультфильмов по возрастным категориям просты. В 2-3 года ребенок, в основном, слушает и воспринимает сказки о животных. Их и будем показывать. Сказки попроще («Колобок», «Три медведя», «Петушок-Золотой гребешок» и т.п.) – в 2 года, посложнее («Лиса и волк», «Кот Котофеевич» и др.) – в 3 года. Точно также разбиты на 2 года сказки Сутеева и Чуковского. Плюс еще многие другие несложные мультфильмы о животных.

В 4 года вводим мультфильмы по русским волшебным сказкам («Гуси-Лебеди», «Царевна-Лягушка», «По щучьему велению» и др.). В этом возрасте ребенок уже начинает воспринимать социальные отношения: дружба, любовь, брак, верность, помощь в беде, борьба добра со злом, жизнь и смерть и т.д. Можно посмотреть и простые сказки Андерсена: «Дюймовочка», «Золушка», «Свинья-копилка», а также сказки Чуковского об Айболите. В мультфильмах для 4-леток главные действующие лица уже не только животные, но и люди (как правило, дети). В этом возрасте смотрим классические серии: Винни-Пух, Ежик и Медвежонок, Карлсон, кот Леопольд, крокодил Гена и Чебурашка, Маугли, Ну, погоди!, обезьянки, Простоквашино, 38 попугаев. И много отдельных мультфильмов.
В 5 лет можно показать ребенку полнометражные мультфильмы по русским и зарубежным авторским и народным сказкам. Лучше разбивать просмотр таких мультфильмов на несколько сеансов (по 15-20 минут). В этом возрасте смотрим «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Конек-Горбунок», «Белоснежку и семь гномов», «Бемби», мультфильмы по сказкам Пушкина и Андерсена и другие. Мультфильмы на 5 лет – со сложным сюжетом, зачастую философские.

Мультфильмы для возраста 6 лет – еще более сложные: научно-популярные («Алло! Вас слышу!», «Коля, Оля и Архимед»), с «навороченным» сюжетом («Тайна третьей планеты»), со взрослым юмором («Фильм! Фильм! Фильм!»), о смерти («Верните Рекса»), о школьной жизни («В стране невыученных уроков»). Возможно, какие-то из этих мультфильмов и в 6 лет смотреть рановато, но это уже индивидуально. Мультфильмов в этой возрастной категории мало. Значит, можно (и нужно!) возвращаться и пересматривать любимые старые мультики. И – начинать смотреть детские фильмы!
Соответственно этому списку мы с Соней смотрели и продолжаем смотреть наши мультфильмы. Он не раз корректировался – в соответствии с реакцией дочери. Сейчас Соне 4 года, поэтому все, что идет в списке от 4 до 6 лет – пока мои теоретические предположения.

Многие возразят мне: «А мой ребенок с большим интересом смотрел в 2 года Винни-Пуха (крокодила Гену, Карлсона, кота Леопольда…)!» Не спорю. Дети могут многое смотреть, не очень понимая, что происходит на экране. Такова сила голубого экрана и особенности человеческого восприятия: движущаяся и звучащая картинка завораживают, приковывают внимание, особенно детское. Ребенок с неподдельным интересом просмотрит в свои 2 года и «Соломенного бычка», и «Снежную королеву», и взрослый фильм, и рекламу. Но поймет, я думаю, только «Бычка». И проживет. А все остальное, по большей части, пройдет мимо (пользы мало, а нагрузка на глаза большая). Поэтому лучше, по моему разумению, показывать мультфильмы по возрасту, чтобы ребенок понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями перипетии сюжета, слушал родную речь и запоминал песенки.
А мультфильмы не по возрасту можно смотреть лишь иногда, допустим, раз в неделю, забегая тем самым в зону ближайшего развития ребенка. Такие просмотры дадут ребенку пищу для дальнейшего развития.

Принципы просмотра мультфильмов. Так мы смотрим мультфильмы в нашей семье.

1. Выбор мультфильмов. В первую очередь старые отечественные мультфильмы. Преимущества их, я думаю, очевидны: хороший сюжет (экранизирована классика сказок и не очень известные, но хорошие произведения), качественное изображение (тщательная прорисовка деталей, реальные цвета, реалистичные животные), красивая музыка (часто симфоническая), правильная речь героев, психологически здоровые (в отличие, например, от «Корпорации монстров»), нравственные (ценностями являются доброта, верность, смелость, дружба, любовь и т.д.). В 4-5 лет – можно начать смотреть классические диснеевские полнометражные мультфильмы той же студии («Белоснежка и семь гномов», «Русалочка», «Бемби», «Питер Пэн» и др.) Ребенок должен получать качественную духовную пищу. И, конечно, представленный список мультфильмов далеко не полон. Хороших мультфильмов гораздо больше. Смотрите, выбирайте.

2. «Один новый, один старый». Каждый вечер мы смотрим два мультфильма: один новый, один старый. Новый мультфильм – каждый день один и тот же в течение, например, недели, а второй мультфильм ребенок выбирает сам из уже просмотренных ранее (как правило, выбирает тот, что был «новым» на предыдущей неделе). (Таким образом – через многократные повторы – ребенок запоминает мультфильм, выучивает обороты речи, запоминает песенки.) Пример:
1-я неделя: «Вершки и корешки» + любой м/ф на выбор
2-я неделя: «Волк и семеро козлят» + любой м/ф на выбор (обычно «Вершки и корешки»)
3-я неделя «Девочка и медведь» + любой м/ф на выбор (обычно «Волк и семеро козлят») и т.д.
Если малыш просмотрел новый мультфильм один раз и больше не хочет? Такое редко, но бывает. Ничего страшного, пусть смотрит два мультфильма на выбор.
В 2 года смотрим новый мультфильм раз в 7 дней (с понедельника по воскресенье), в 3 года – раз в 5 дней (5, 10, 15, 20, 25 и 30 числа каждого месяца), а затем раз в 3 дня (3, 6, 9, 12, 15, 18 21, 24, 27 и 30 числа). В 4 года – раз в 2 дня (каждое четное число). В 5-6 лет то же, плюс можно возвращаться к старым мультфильмам, а также смотреть детские фильмы.
Если Вы являетесь противником ежедневного просмотра мультфильмов, переделайте это расписание под свой график.

3. Длительность одного мультипликационного сеанса – около 20 минут. В 2-3 года с этим проблем нет, т.к. почти все мультфильмы идут по 10 минут. Дальше продолжительность мультфильмов увеличивается, поэтому взрослым лучше самим контролировать время вечернего просмотра, чтобы в сумме ребенок сидел у экрана не более 20-30 минут. Длинные мультфильмы можно разбивать на 2-4 части. (Добавим в скобках, что в нашей семье телевизора нет, и дочь смотрит только мультфильмы на компьютере. Поэтому нагрузка на глаза небольшая.)

4. Сначала читаем, потом смотрим. Чтение произведения предшествует просмотру мультфильма по нему. Почему? Во-первых, книга – как правило, первоисточник (за исключением книг по мультфильмам). Мультфильмы не всегда прямо следуют тексту, поэтому логичнее сначала ознакомиться с оригиналом, а затем с его интерпретацией. Кстати, если мультфильм заметно отличается от самого произведения, т.е. поставлен «по мотивам», очень интересно обсудить с ребенком эти отличия: какие герои есть в мультфильме и отсутствуют в книге? как изменилась концовка? и т.д. Во-вторых, при чтении книги с опорой на картинки у ребенка работает воображение, тогда как мультфильм предлагает готовый видеоряд, и работа воображения блокируется. Поэтому лучше сначала дать ребенку возможность самому представить себе героев и сюжет книги, а затем предложить мультипликационный вариант.

5. Комментарии к мультфильмам. Как показывает опыт,  ребенку далеко не всегда понятно происходящее в мультфильме, даже если он смотрит мультфильм по возрасту. Поэтому, чтобы не было «белых пятен» и мультфильм не превращался в простой просмотр непонятно чего, после первого просмотра имеет смысл спросить малыша, все ли ему/ей понятно, и объяснить трудные места. Если «все непонятно», лучше просмотреть мультфильм в следующий раз вдвоем с комментариями взрослого. Таким образом, просмотр мультфильма получается одним из средств обогащения жизненного опыта ребенка.
Возвращаясь к названию статьи. Почему «воспитание мультфильмами»? Разумеется, воспитывает не экран, а тот взрослый, кто больше других общается с малышом. Воспитывает своим примером: делом, словом, жизнью. Роль мультфильма в данном процессе – лишь вспомогательная, это всего лишь средство воспитания, как и книги, игрушки, пособия. Но мультфильм – средство очень сильное, т.к. предлагаемые на экране образы живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувственную сферу, предлагают образ действий, мышления, стиль речи. Дети часто копируют поведение героев мультфильмов, точно так же, как копируют поведение взрослых. Многие сюжеты мультфильмов не раз обыгрываются детьми, закрепляя образ действия в тех или иных ситуациях. Именно поэтому детям нужна качественная экранная продукция: как в художественном, так и в нравственном плане. Хороший мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для воспитания хорошего человека.
Последний вопрос: где взять мультфильмы? Помимо магазинов, где продаются видео кассеты, CD и DVD-диски, есть еще интернет-сайты, откуда можно их скачать. Например: http://multiki.arjlover.net.
И самое главное: совместный просмотр мультфильма с ребенком – это не только возможность пообщаться с ним, но и способ самому вернуться ненадолго в детство. Приятных вам минут перед экраном!

СПИСОК МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗНЫЕ ВОЗРАСТЫ

2 ГОДА

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ:

1. Вершки и корешки
2. Волк и семеро козлят
3. Девочка и медведь
4. Жил у бабушки козёл
5. Колобок
6. Крылатый, мохнатый да масленый
7. Лиса Патрикеевна (по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой»)
8. Машенька и медведь
9. Петушок-Золотой гребешок
10. Про деда, бабу и курочку Рябу
11. Сказка про Колобок
12. Соломенный бычок
13. Терем-теремок
14. Три медведя

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ СУТЕЕВА:
1. Грибок-теремок
2. Кораблик
3. Кто сказал мяу?

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ ЧУКОВСКОГО:
1. Муха-Цокотуха
2. Федорино горе

ДРУГИЕ МУЛЬФИЛЬМЫ:
1. Антошка
2. В лесу родилась ёлочка
3. Весёлый цыпленок
4. Два весёлых гуся
5. Девочка и зайцы
6. До-Ре-Ми
7. Как кошечка и собачка мыли пол
8. Как ослик счастье искал
9. Как стать большим
10. Капитошка. Возвращайся, Капитошка
11. Крошка Енот
12. Кто ж такие птички
13. Кто пасётся на лугу?
14. Мама для Мамонтёнка
15. Петушок и солнышко
16. Петя-петушок
17. Тигрёнок в чайнике
18. Тигрёнок на подсолнухе
19. Хочу бодаться!
20. Храбрый заяц
21. Четыре неразлучных таракана и сверчок
22. Чьи в лесу шишки?

3 ГОДА

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ:
1. Волк и семеро козлят на новый лад
2. Волчище – серый хвостище (по сказке «Лиса и волк»)
3. Кот Котофеевич
4. Лиса и волк
5. Лиса и дрозд
6. Лиса и заяц (Ю.Норштейн)
7. Медведь – липовая нога
8. Три мешка хитростей

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ СУТЕЕВА:
1. Две сказки («Яблоко» и «Палочка-выручалочка»)
2. Дядя Миша
3. Кот-рыболов
4. Мешок яблок
5. Петух и краски
6. Разные колёса
7. Хвосты

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ ЧУКОВСКОГО:
1. Бибигон
2. Краденое солнце
3. Мойдодыр
4. Путаница
5. Тараканище
6. Телефон

ДРУГИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ:
1. Автомобиль с хвостиком (про муравьишку-почтальона)
2. Алим и его ослик
3. А что ты умеешь? (про тыквёнка)
4. Бобик в гостях у Барбоса
5. Варежка
6. Верное средство (колыбельная для медвежонка)
7. Весёлая карусель (серия – 33 м/ф):
1) Мозаика. Антошка. Рассеянный Джованни (по Дж. Родари). Ну, погоди!
2) Небылицы. Самый первый. Два весёлых гуся.
3) Разгром. Голубой метеорит. Рыжий, рыжий, конопатый.
4) Про чудака лягушонка (по Г.Цыферову). Хомяк-молчун (по Э.Шиму). Весёлый старичок (по Д.Хармсу).
5) —
6) Лечение Василия (про великана). Путаница (по К.Чуковскому).
7) Глупая лошадь (по В.Левину). Бегемотик (по Э.Мошковской).
8) Почему у льва большая грива (по Э.Мошковской). Апельсин (по Л.Зубковой). Консервная банка.
9) За щелчок. Клоун (по Э.Мошковской). Принцесса и людоед (по Г.Сапгиру).
10) Посылка (по И.Пивоваровой). Светлячок. Бабочка и тигр.
11) —
12) Карандаш и ластик. Что случилось с крокодилом? Эхо (по Ю.Короткову).
13) Сто пуговиц (по Л.Улицкой). Мышонок и кошка.
14) Лягушонок. И я бы мог… Где обедал воробей? (по С.Маршаку).
15) —
16) Чудо-дерево (по К.Чуковскому). Игра.
17) —
18) —
19) Качели. Вредный совет (по Г.Остеру). Загадка (по Э.Успенскому).
20) Две руки. Стекло. Барашек (по С.Маршаку).
21) —
22) —
23) Стрекоза. Джо Билл (по В.Левину). Миссис Инк из Манилы.
24) Случай на болоте. Ворона (по В.Орлову). С добрым утром!
25) Задом наперёд. Гололедица (по В.Берестову). Ответ.
26) Если бросить камень вверх… (по А.Усачёву). Поливальная машина (по А.Усачёву). Да здравствует Персей!
27) Подлёдный лов. Кто первый? (по В.Орлову). Охота на динозаврика.
28) Эх! (по А.Усачёву). Не бывает (по А.Усачёву «Вобла и журнал»). Девица Бигелоу, или Жевательная история (по А.Усачёву).
29) Сказка про дурака Володю. Теремок.
30) —
31) —
32) —
33) Ещё раз про кота

8. В лесной чаще (как барсучонок потерялся)
9. Вот какой рассеянный
10. Девочка и зайцы
11. День рождения бабушки
12. Дождик, дождик, пуще! (про маленького громика)
13. Допрыгни до облачка
14. Ехал Ваня
15. Живая игрушка
16. Зай и Чик
17. Как дед великое равновесие нарушил (по рассказу «Сова» В.Бианки)
18. Как львёнок и черепаха пели песню
19. Катерок
20. Козлёнок, который считал до десяти
21. Котёнок по имени Гав (серия – 5 м/ф)
22. Лесная история (как у медведя зуб болел)
23. Лесная хроника (про жадного волка)
24. Лисёнок (серия – 3 м/ф):
А) Земляничный дождик
Б) Сказка о старом эхо
В) Туман из Лондона

25. Лошарик
26. Лягушка-путешественница
27. Марусина карусель
28. Маша (серия – 3 м/ф):
А) Маша больше не лентяйка
Б) Маша и волшебное варенье
В) Как Маша поссорилась с подушкой

29. Мой приятель светофор
30. Мышонок Пик
31. Новогодняя сказка (Чудище-Снежище на ёлке в школе)
32. Одуванчик – толстые щеки
33. Олешка – белые рожки
34. Осторожно, щука!
35. Осьминожки
36. Паровозик из Ромашкова
37. Песенка мышонка
38. Попался, который кусался!
39. Почему ушёл котёнок?
40. Про бегемота, который боялся прививок
41. Птичка Тари
42. Пустомеля
43. Пятачок
44. Самый младший дождик
45. Слонёнок (по Р.Киплингу «Любопытный слонёнок»)
46. Слонёнок-турист
47. Солнышко и снежные человечки
48. Старая игрушка
49. Тигрёнок (серия – 3 м/ф):
А) По дороге с облаками
Б) Подарок для Слона
В) Клад

50. Умка (серия – 2 м/ф):
А) Умка
Б) Умка ищет друга

51. Ушастик и его друзья (серия – 6 м/ф):
А) Ушастик и его друзья
Б) Как Гусёнок на лису охотился
В) Как Гусёнок потерялся
Г) Как Ушастик хотел вырасти
Д) Когда Медвежонок проснётся
Е) Таинственная пропажа

52. Хома (серия – 4 м/ф):
А) Клетка
Б) Приключения Хомы (зарядка)
В) Раз – горох, два – горох…
Г) Страшная история

53. Хочу бодаться! Услужливый. Друзья в походе
54. Что такое хорошо и что такое плохо
55. Чучело-Мяучело

4 ГОДА

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ:
1. Василиса Прекрасная (по сказке «Царевна-Лягушка»)
2. Гуси-лебеди
3. Зимовье зверей
4. Каша из топора
5. По щучьему веленью
6. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7. Хромая уточка (украинская сказка)
8. Цапля и журавль (Ю.Норштейн)
9. Царевна-Лягушка (1954 г.)

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ ЧУКОВСКОГО:
1. Айболит и Бармалей
2. Айболит и его звери

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ АНДЕРСЕНА:
1. Дюймовочка
2. Золушка
3. Свинья-копилка

ДРУГИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ:
1. А вы, друзья, как ни садитесь…
2. Бабушкин зонтик
3. Большой Ух
4. Боцман и попугай
5. Братец Кролик и братец Лис (серия – 2 м/ф):
А) Братец Кролик и братец Лис
Б) Новоселье у братца Кролика

6. Братья Лю
7. Бюро находок (серия — 4 м/ф)
8. Вера и Анфиса (серия – 3 м/ф):
А) Вера и Анфиса
Б) Вера и Анфиса тушат пожар
В) Вера и Анфиса на уроке в школе

9. Весенняя сказка (как гуси домой летели)
10. В зоопарке ремонт!
11. Винни-Пух (серия – 3 м/ф):
А) Винни-Пух (пчелы и шарики)
Б) Винни-Пух и день забот (подарок ослику)
В) Винни-Пух идёт в гости (к кролику)

12. Винтик и Шпунтик – весёлые мастера
13. Ворона и лисица. Кукушка и петух
14. В порту
15. Дед Мороз и лето
16. Дом для Леопарда
17. Домовёнок Кузька (серия)
18. Дядя Стёпа – милиционер
19. Ёж плюс Черепаха (по Р.Киплингу)
20. Ёжик и медвежонок (серия – 6 м/ф):
А) Ёжик в тумане
Б) Зимняя сказка
В) Как ёжик и медвежонок меняли небо
Г) Как ёжик и медвежонок встречали Новый год
Д) Как ёжик шубку менял
Е) Трям! Здравствуйте!
Ж) Удивительная бочка

21. Казаки (серия – 10 м/ф)
22. Как верблюжонок и ослик в школу ходили
23. Как старик корову продавал
24. Карлсон (серия – 2 м/ф):
А) Малыш и Карлсон
Б) Карлсон вернулся

25. Карусельный лев
26. Каштанка
27. Кем быть?
28. Кит и Кот
29. Кот Базилио и мышонок Пик
30. Кот в колпаке
31. Кот в сапогах
32. Кошкин дом
33. Крокодил Гена и Чебурашка (серия – 4 м/ф):
А) Крокодил Гена
Б) Чебурашка
В) Чебурашка идёт в школу
Г) Шапокляк

34. Маугли (серия – 5 м/ф)
35. Митя и микробус
36. Муравьишка-хвастунишка (по В.Бианки)
37. Наследство волшебника Бахрама
38. Незнайка учится
39. Ночные страхи (серия – 2 м/ф):
А) Ничуть не страшно
Б) Змей на чердаке

40. Обезьянки (серия – 7 м/ф):
А) Гирлянда из малышей
Б) Как обезьянки обедали
В) Обезьянки в опере
Г) Обезьянки, вперёд!
Д) Обезьянки и грабители
Е) Осторожно, обезьянки!
Ж) Скорая помощь

41. Ореховый прутик
42. Ох и Ах (серия – 2 м/ф):
А) Ох и Ах
Б) Ох и Ах идут в поход

43. Петя и Красная Шапочка
44. Пёс и кот (как кот-скорняк шил псу шапку; по С.Маршаку)
45. Пингвинёнок Лоло (серия – 3 м/ф)
46. Пони бегает по кругу
47. Похитители красок
48. Приключения кузнечика Кузи
49. Простоквашино (серия – 3 м/ф):
А) Трое из Простоквашино
Б) Каникулы в Простоквашино
В) Зима в Простоквашино

50. Серая шейка
51. Серебряное копытце
52. Скоро будет дождь (вьетнамская народная сказка)
53. Слон и Муравей
54. 38 попугаев (серия – 10 м/ф):
А) 38 попугаев
Б) А вдруг получится!
В) Бабушка удава
Г) Великое закрытие
Д) Завтра будет завтра
Е) Зарядка для хвоста
Ж) Как лечить Удава?
З) Куда идёт Слонёнок
И) Ненаглядное пособие
К) Привет Мартышке

55. Умная собачка Соня (серия – 2 м/ф)
56. Утёнок, который не умел играть в футбол
57. Филиппок

5 ЛЕТ

ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ И АВТОРСКИМ СКАЗКАМ (продолжительность, час:мин):
1. Аленький цветочек (по С.Аксакову) (0:40)
2. Двенадцать месяцев (по С.Маршаку) (0:53)
3. Конёк-Горбунок (по П.Ершову) (1947 г.) (0:55)
4. Конёк-Горбунок (по П.Ершову) (1975 г.) (1:11)
5. Приключения Буратино (по А.Толстому) (1:04)
6. Синеглазка (0:15)
7. Снегурочка (по А.Островскому) (1:05)

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ ПУШКИНА:
1. Сказка о золотом петушке (0:30)
2. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (0:30)
3. Сказка о попе и о работнике его Балде (0:24)
4. Сказка о рыбаке и рыбке (0:30)
5. Сказка о царе Салтане (0:53)

ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО ЗАРУБЕЖНЫМ АВТОРСКИМ СКАЗКАМ:
1. Белоснежка и семь гномов (по бр. Гримм) (Walt Disney) (1:23)
2. Бемби (по Ф.Зальтену) (Walt Disney) (1:10)
3. Заколдованный мальчик (по С.Лагерлёф «Чудесное путешествие на гусях») (0:40)
4. Маугли (по Р.Киплингу) (Walt Disney)
5. Оленёнок Рудольф (Walt Disney) (1:20)
6. Питер Пэн (по Д.Барри) (Walt Disney) (1:13)

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ АНДЕРСЕНА:
1. Гадкий утёнок (0:18)
2. Дикие лебеди (0:57)
3. Русалочка (Walt Disney) (1:22)
4. Свинопас (0:17)
5. Снежная королева (1:01)
6. Старый дом (Ю.Норштейн) (0:08)

ДРУГИЕ МУЛЬФИЛЬМЫ:

1. Большой секрет для маленькой компании
2. Братья Лю
3. Бременские музыканты (серия – 2 м/ф):
А) Бременские музыканты
Б) По следам бременских музыкантов 

4. Вовка в тридевятом царстве
5. Времена года (Ю.Норштейн)
6. Встречайте бабушку
7. Глаша и кикимора
8. Голубой щенок
9. Девочка в цирке
10. Девочка и дельфин
11. Девочка и слон (по А.Куприну)
12. Дождливая история (про кошку, которая выросла под дождем)
13. Дорожная сказка (про любовь двух машин)
14. Дудочка и кувшинчик
15. Дядюшка Ау (серия – 3 м/ф):
А) Дядюшка Ау (№1)
Б) Дядюшка Ау в городе (№2)
В) Ошибка дядюшки Ау (№3)

16. Заячий хвостик
17. Золотая антилопа
18. Ивашка из Дворца пионеров
19. Летучий корабль
20. Муми-Дол (серия – 6 м/ф):
А) Всё дело в шляпе
Б) Лето в Муми-Доле
В) В Муми-Дол приходит осень
Г) Муми-Тролль и другие
Д) Муми-Тролль и комета
Е) Муми-Тролль и комета. Путь домой 

21. Наш друг Пишичитай (серия – 3 м/ф)
22. Незнайка (серия – 12 м/ф)
23. Нехочуха
24. Отчего кошку назвали кошкой?
25. Пёс в сапогах
26. Приключения капитана Врунгеля (серия – 13 м/ф)
27. Приключения Мюнхаузена (серия – 4 м/ф):
А) Между крокодилом и львом
Б) Меткий выстрел
В) Чудесный остров
Г) Павлин 

28. Приходи на каток
29. Про мамонтёнка
30. Разноцветная история
31. Светлячок
32. Синдбад-мореход
33. Халиф-аист (по В.Гауфу)
34. Цветик-семицветик
35. Чертёнок №13 (серия – 2 м/ф):
А) Чертёнок №13
Б) Чертёнок с пушистым хвостом

36. Чиполлино
37. Шапка-невидимка
38. Шёл трамвай 10-й номер. Всадник. Про Фому
39. Щелкунчик (по Э.Т.А.Гофману)

6 ЛЕТ

РАЗНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ:
1. Алло! Вас слышу! (об изобретении радио)
2. Алиса в стране чудес
3. Алиса в Зазеркалье
4. Арменфильм (серия – 4 м/ф):
А) Ишь ты, масленица!
Б) Кто расскажет небылицу?
В) Ух ты, говорящая рыба!
Г) В синем море, в белой пене… («Оставайся, мальчик, с нами… »)

5. Верните Рекса
6. В стране невыученных уроков
7. Гномы и горный король
8. Детский альбом (на музыку П.И.Чайковского)
9. Журавлиные перья (японская народная сказка)
10. Здравствуй, Атом! (об атомах)
11. Коля, Оля и Архимед (об Архимеде)
12. Лоскутик и облако (серия – 3 м/ф)
13. Премудрый пескарь
14. Робинзон Кузя
15. Тайна третьей планеты
16. Фильм! Фильм! Фильм!
17. Шёлковая кисточка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *