Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Кладовая >> Книги для родителей >> "Я воспитываю одаренного ребенка"
Евгения Тропп при участии Михаила Федотова, Санкт-Петербург

Часть четвертая 

Написав до этого места, я еще раз взяла книгу Домана "Как научить вашего ребенка читать" и слов об обучении с трех месяцев не обнаружила. Господи, я подумала, что я сплю. Эта глава об обучении читать с трех месяцев вызывала у меня приступы отчаяния, у меня опускались руки от бессмысленности того, что я делаю, В конце концов, я придумала для первых полутора лет жизни свою систему, но это место в руководствах Домана осталось у меня в тумане. И вот теперь оказывается, ЧТО В АНГЛИЙСКОМ ИЗДАНИИ эта глава опущена. Более того, Доман пишет, что правильнее всего заниматься, начиная с года, с припиской, что если вы хотите сложностей на свою голову, то начинайте с восьми месяцев, но уж если вы как-то особенно умны, то начинайте с трех месяцев. Видимо, русское издание было переведено с каких-то ранних выпусков книги Домана, а идеи его изменились. Что же, это бывает, Америку тоже открыли по ошибке, но всех, кто начинает работать с ребенком по единственной переведенной книге, касающейся чтения, поджидает настоящее минное поле — будьте осторожны, НЕ НАЧИНАЙТЕ СЛИШКОМ РАНО! Но я говорю это, только стараясь беречь ваши силы. Я не пишу, что занятия с ребенком до года в той форме, КАК ЭТО ПРЕДЛАГАЕТ ДОМАН, были бесполезными. ОНИ ДАЮТ РЕБЕНКУ НЕВЕРОЯТНО МНОГО, но для нормальной (не "экстатической") матери нагрузка оказывается непосильной. 

Доман предупреждает занятых родителей, что они могут растянуть любую из систем на более долгий срок, осуждая "нагрузки" Домана, нужно об этом помнить. 

Есть еще одна очень спорная и весьма уязвимая концепция Домана: он считает, что гении "рукотворны". Но я не хочу касаться таких загадочных проблем, я не знаю, в каком возрасте Шекспир и Эйнштейн научились читать, я не знаю, занимался ли Шекспир математикой, у меня нет материалов для выводов. Я знаю, что Эйнштейн начал разговаривать очень поздно, кажется, около семи лет. Для понимания, как получаются гении, этот факт тоже ничего не прибавляет. Доман же пишет о том, что все дети рождаются с потенциалом Леонардо да Винчи, то есть с потенциалом универсального гения, и в течение первых-лет жизни взрослые эту гениальность гасят. Очень похоже на правду. Мы привыкли думать, что при конфликте одного человека и всего остального человечества, разу- меется, право человечество. Но, может быть, прав и До-ман. Я столкнулась недавно — впервые в своей жизни — с проблемой "правша-левша", и обнаружила, что сегодняшнее человечество переучивает всех детей на "прав-шей" только из своего удобства. Способности каждого из людей из-за их функциональной однорукости очень страдают. (Это еще один из вопросов, который каждая мать должна решить для себя — не нужно пользоваться чужими рецептами.) Но если это правда, то Доман еще раз прав, и мир борется с потенциальными гениями. И последнее, что мне мешает воспринимать систему Глена Домана — это пафос, с которым пишутся его книги. Частого самовосхваления, которое травмирует слух, вполне можно было избежать. Я при этом понимаю, что это человек, уникальный преданный своему делу. А это дело — восстановление больных детей, тут нечего добавить. И, не принимая систему Домана, нельзя выливать из ванночки воду вместе с младенцем. Я не думаю, что правильно показывать ребенку тысячи картин, относясь к ним как к битам информации (на картоне 28х28), хотя понятно, что ребенок легко их запомнит. Намного сильнее и полноценнее художественное впечатление, если ребенка водят в музей или показывают, пусть ограниченное, число больших хороших репродукций. Но это частность. 

Доман много пишет о принципе Сузуки, когда матери учатся игре на скрипке и учат своих детей. Может быть, на уровне всей цивилизации это и может изменить музыкальность населения, но все учителя музыки, с которыми я разговаривала, плачут — этот метод сбивает руку, и переучивать после него очень тяжело. Но и это только частность. Домана раздражают сказки, он против того, чтобы вы луну сравнивали с сыром с дырками, видимо, действительно правильнее сразу называть ее спутником Земли, весом 15 триллионов мегатонн и общей площадью Х квадратных километров. Но совершенно необязательно повторять все, что предлагает Доман. Видимо, все это относится и к литературе, и к поэзии. Поэзии без "сыра с дырками" не существует. И дело не в конкретной системе, а в открытии, что эффективная учеба совпадает с ростом мозга. И в этот период каждая семья может помочь ребенку стать человеком невероятных способностей. А главное, что этого можно добиться не ценой каторжного труда, а ценой очень счастливых, хотя и трудоемких занятий. 

РОДИТЕЛЬСКИЕ КНИГИ И КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
Знаете, какая самая сложная проблема, с которой я столкнулась, начиная осваивать систему Домана? Я не смогла прочитать НИ ОДНОГО родительского отчета о том, как другие семьи последовательно занимались с детьми. Все хранят тайну. Книги о детях вообще делят- ся на книги врачей, педагогов и книги родителей. Пара доке в том, что педагоги не знают тонких подробностей потому что пишут не о своих детях, а у родителей опы обычно ограничивается небольшим количеством детей Но книги педагогов по раннему воспитанию найти мо” но. Правда, сведения у них неконкретные, что происходит с ребенком ото дня ко дню, остается загадкой. 

Я начала писать "родительскую" книгу о раннем вое питании сына только потому, что такой книги, которую была нужна мне самой, я просто не нашла. Мне нужна была книга, которая начинается еще с беременности, мне нужна была книга, которую как руководство я могу взять с собой в роддом. Я искала книгу подробную, по месяцам, с чередованием родительских действий, о результатах — удачных и неудачных, но почему-то таких книг последователи Домана не пишут. Я допускаю, что это происходит потому, что многие родители готовы писать подробный дневник, но они абсолютно не верят в удачу! А когда спохватываются, то писать уже поздно. Или \ думают, что чужие родительские дневники людям читать неинтересно. А я бы ими зачитывалась. Мне не хватало чужого опыта именно в мелочах, в каждом пустяке, касающемся этих "детей Возрождения", как их называет Доман. Сейчас я понимаю, что это все-таки маленькие дети, только умнее и интереснее других, но мне нужны были советы и ежедневная страховка. Прекрасные книги Домана полны самой высокой патетики, но там нет информации, как приучить "ребенка Возрождения" к горшку или с какой частотой этим умникам можно делать клизму. Но у Домана земных тем нет. И он пишет, что занятия всегда идут на "ура", а они иногда идут на "ура", а иногда нет. 

Чем важны родительские дневники, которых я жду от мам: они позволяют родителям намного внимательнее следить за ребенком и, имея накопленную и обдуманную информацию о его развитии, менять на ходу план занятий. Незаписанная информация работает на вас неправильно, потому что она наслаивается одна на другую и расслоить ее обратно по памяти невозможно. Лучше всего дневник оформлять в виде книги по разделам. По книге легче следить за развитием каждой темы и этим себя контролировать. Забросив книгу, которую вы пишете, вы наверняка забросите вместе с ней часть занятий, забудете о них, у вас не будут доходить до них руки. А просматривая свою книгу, вы будете ясно видеть, чем вы перестали заниматься, какие разделы занятий нужно изменить, где перестали расти ваши результаты. "Ой, кому нужны такие материнские книги?"! Кому нужны книги человека, который первым вступает на новый континент? Всем, кто идет за ним следом. Всем, кто интересуется рождением детей и хочет, чтобы они могли реализоваться. Таких людей совсем не мало. И ваш ребенок заслуживает того, чтобы написали книгу о том, как он научился читать. Сейчас ивой книги пишут фут- болисты и культуристы, политические деятели, танцоры, сутенеры. Я вас уверяю, что ваша книга важнее. Книга — это более активное действие, чем дневник, но даже пищущим родителям начинать книгу страшно. Шансы на успех кажутся призрачными, и тут кроется ошибка: ведь не только ранние результаты являются победой —- победой являются сами занятия, и они требуют, чтобы вы осмысливали их письменно. 

Нужно ли вашу книгу публиковать? Ну, уж в единственном экземпляре вы ее все равно опубликуете, а по сегодняшнему дню это совсем не маленький тираж. И у вас точно будет один очень хороший читатель (особенно если у вас дочка). Без дневника или книги большинство матерей думает, что помнит, когда ребенок начал ходить, когда сказал первое слово, но все сведения оказываются малодостоверными. В каком возрасте ребенок показал, где у него нос? В каком возрасте он стал понимать, что к нему обращаются с вопросом? Я называю это контактом. Так в какой момент он появился? Такие важные сведения нигде отыскать невозможно. Есть много неплохих УСРЕДНЕННЫХ книг педагогов, где авторы боятся ранить своих читательниц и дают усредненные, туманные, "необидные" данные, по которым кажется, что у всех детей на свете замедленное развитие. Доман (как и доктор Спок) тоже дает "усредненную" книгу, но он пишет о "среднеодаренных" детях. В его книгу не включены индивидуальные конкретные ре- акции детей, ведь он пишет не как родитель. Описываются блестящие результаты, но никогда нет рассказов о трудностях, сомнениях, неудачах. Его систему обязательно придется адаптировать для каждой семьи, и нужен рассказ об этой адаптации, о возможности включения этой системы в вашу повседневную жизнь, включая материальную возможность с ней справиться. Нужна книга, которая будет мини-энциклопедией по ускоренному развитию, нужно много книг разных родителей о том, что они делали с ребенком до года и как эта учебная база проявилась в дальнейшие периоды детства. 

Доман упоминает пятилетних детей, которые начали заниматься с опозданием, но за год-полтора достигли выдающихся результатов. Нужно услышать, что разные матери считают бесполезным или ошибочным, и такие книги должны быть написаны не на английском и не на французском — это языки чуждых нам культур. В книгах по раннему развитию вообще обойден период до полутора лет — "терра инкогнита". Доман пишет, что об этом периоде следует "писать целые книги'*, но пока этот возраст остается белым пятном. 

Какие же книги обязательно, нужно или можно прочитать молодым родителям: Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. Аквариум. Москва. 1995. 

Это основная книга системы, но не забудьте, что от своих идей, как учить ребенка до года, автор впоследствии отказался. 

Глен Доман. Гармоничное развитие ребенка. Аквариум. Москва. 1996. Раздел о физическом воспитании вам нужно немедленно прочитать, но написан он очень сложно, перечитайте его два раза. 

Никитин В., Никитина Л„ Резервы здоровья наших малышей. Физ-ра и спорт. 1990. 

Б. Никитин. Первые уроки естественного воспитания. Ленинград. 1990. Обе эти книги Никитиных должны лежать у вас на пеленальном столике. 

Серз У., Серз. М. Ваш ребенок. Москва, Крон-пресс, 1995. 

Эта книга вместе с книгой Пенелопы Лич "Дитя и ребенок" могут быть базовыми книгами, учитесь по ним обращаться с ребенком, но идей раннего развития эти авторы не придерживаются. Серзы рекомендуют с первых месяцев носить ребенка за спиной матери — это забавно, но не злоупотребляйте этим, полезнее ползать или бегать по комнатам в ходунке. 

Гебель. Глеклер. Ребенок от младенчества до совершеннолетия. Москва. Энигма. 1996. Хорошая врачебная книга с современным освещением медицинских проблем. Изумительно точная оценка влияния телевидения на детей. 

Масару Ибука. После трех уже поздно. Москва, Знание, 1992. Самое интересное в книге (кроме ее названия) — тот факт, что автор — генеральный директор фирмы "Сони". Он большой поклонник идей Домана и популяризатор музыкальной теории Сузуки ("С двух лет играю с мамой на скрипке") — общие рассуждения, иногда полезные. 

Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез. С.-Петербург. 1996. Книга рассчитана на преподавателей музыки и родителей с музыкальным образованием. Интересные идеи, как начинать занятия музыкой с совсем маленькими детьми. 

Б. Спок. Ребенок и уход за ним. Лениздат. 1992. Относитесь к ней как к прекрасной книге девятнадцатого века. 

Алан Фром. Азбука для родителей. Ленинград. 1991. Ровный хороший справочник типа книг Спока и того же периода. По алфавиту перечисляются проблемы разных возрастов и сами по себе совершенно разнородные. 

Клименко. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996. Очень важная книга для решения вопроса, хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был творческим человеком. Если да, то обязательно следует развивать его левую руку. Остальные главы очень многословны. 

Конечно, книг намного больше, чем этот короткий список, но повторяю, что все они не касаются раннего воспитания, и если ваш дневник будет издан тиражом больше одного экземпляра, то позвоните по телефону 247-11-24 в Санкт-Петербурге. Или в Москве: 283-42-01. 

Самая неудачная реакция на любую книгу о детях — принять ее всю целиком и попытаться выполнять все, что там написано. Все матери по-разному пытаются передать ребенку свои представления о культуре, и чужие рецепты подойти целиком вам не могут. Существует масса теплых, квалифицированных книг, только нужно учиться видеть точки своего несогласия с авторами. Не бояться того, что у вас может быть ДРУГОЕ МНЕНИЕ. Вы находитесь на почти неизведанной территории: после года занятий с ребенком вы сами станете одним из уникальнейших специалистов на свете. 

ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ
Невозможно ответить сразу на все практические возражения, которые я слышу, но они в основном сводятся к тому, что сложно заниматься дома с ребенком, если нужно зарабатывать деньги на жизнь. Все-таки на Западе большинство матерей имеет реальную возможность в первые годы не работать. В Америке, в Германии, в Японии, в Италии, во Франции и еще в сорока пяти странах мира легче с книгами, с пособиями, с бассейнами, с возможностью не думать, где купить еду на вечер, с картоном, с фломастерами и красками. Но это не значит, что невозможно заниматься с ребенком, которого вы про- извели на свет. Нужно придумывать, как упростить свою жизнь, брать работу на дом, полноценнее использовать часы, которые вы проводите дома. Но главный выход, который я вижу — кооперация с другими родителями и создание крошечных групп единомышленников. Занимающемуся по Доману ребенку в обычном садике очень скучно. Подумайте, у кого из ваших одноклассниц есть маленькие дети — это может оказаться выходом. Намного легче заниматься с двумя-тремя детьми, чем с одним. Ребенку даже полезнее заниматься в группе: вам будет легче компенсировать усталость, занятость, плохое настроение. Если с детьми занимается сразу несколько человек, резко возрастает количество областей, в которых кто-то из вас ориентируется в совершенстве. 

Кто-то увлечется системой больше других, и он сможет тратить на детей больше времени. Помните, что отдача от таких занятий НЕВЕРОЯТНАЯ, ни с чем почти не сравнимая, может быть, только с моментом, когда ребенок рождается на свет, и вы слышите первый крик. 

В группе легче решить вопрос занятий иностранным языком, кто-нибудь вызовется СПЕЦИАЛЬНО УЧИТЬ ЯЗЫК, чтобы заниматься с детьми — учителю это даст тоже очень много. Вашему ребенку с детства нужны друзья и интересные собеседники, в этом им тоже поможет группа. Не страшно, если у детей есть возрастная разница, занятия все равно проводить можно вместе, и появляются другие полезные аспекты общения. 

БЕЗ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ СНЕГА СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ НЕ РАСТУТ 
В состоянии ли женщины выполнить программу занятий профессора Глена Домана? Он так планирует ежедневные занятия "компетентной" американской матери: чтение — 9—15 "подходов" в день, сами занятия могут занимать доли секунд, но не забывайте, что к ним нужно готовиться. Математика по программе "Учимся считать" — 9—15 "подходов" в день (плюс режем картон и наклеиваем красные шарики). Раздел "Энциклопедические знания" — цитирую: "через два месяца занятий занимайтесь по 12 категориям, каждая по десять карточек — по три занятия каждой категорией в день. Ежедневно в каждой категории можно менять по одному слову, жизнь карточки 10—12 дней". Двенадцать умножаем на три: тридцать шесть раз зачитываем вслух десять карточек. Физическое развитие — перехваты руками не менее пятнадцати раз в день, не забудьте заказать для этого шведскую стенку и горизонтальную лестницу. К этому упражнению хорошо добавить раскачивания на трапеции, которую можно укрепить в проеме дверей. Грудному ребенку это рановато, он пока только висит на пальцах, но дистанция его проползания должна увеличиваться на 90 см в день. Программа развития равновесия — каждое из пятнадцати базовых упражнений минимум по одному разу. К двум годам жизни ребенок должен проходить или пробегать не менее 1,5 километ- ров в день, с тем чтобы к четырем годам свободно пробегать 5 километров — это средний результат учеников школы Домана. 

Хорошо, если есть возможность несколько раз в неделю бывать с ребенком в бассейне, десяти-пятнадцати минут в воде ребенку совершенно достаточно. Одного английского языка американскому ребенку мало. В южных штатах автоматически вторым языком будет испанский. Но Доман особенно рекомендует изучение языков из далеких групп, например, японского. На двух-трех языках говорят и читают все ученики Домана, но он пишет о детях, которые свободно говорят и пишут на пяти-шести языках. В Бразилии он встретил мальчика, который бегло читает и пишет на девяти: французском, арабском, английском, турецком, немецком, иврите, на идиш, испанском, португальском. С каждым из родственников он говорит на нужном языке и часто выступает в роли переводчика (его семья разбросана по миру, а выехали они из Египта). Действительно, изучение экзотических языков очень развивает детский мозг, а вы можете изучать японский параллельно с ребенком, есть прекрасные самоучители. Старайтесь много петь и обязательно несколько раз в день занимайтесь на ксилофоне — это необходимое начало для систематических занятий музыкой. Доман рекомендует метод Сузуки, так что ищите заранее скрипку-восьмушку. У ребенка с первых лет жизни должны быть домаш- ние обязанности, которые ему нужно помочь освоить Детские площадки способному ребенку быстро надое' дают— избегайте всего искусственного, лучше гулятьс ребенком в лесу, в парке. 

Я надеюсь, что интеллигентным мамам не нужно объяснять, что ребенку следует много читать вслух, и очень хорошо, если вы заучиваете стихи наизусть. Классическая музыка — пластинки, магнитофонные записи — пусть сопровождают жизнь вашего ребенка каждый день. Не диктуйте ребенку, что именно он должен рисовать, просто давайте ему яркие краски почаще, даже можно разрешить разрисовывать какую-нибудь стенку (не стоит ограничивать фантазию). Стенку можно потом оттереть скипидаром. 

Переходим к играм: шахматы и игры в мяч смешивать не будем! Шахматам нужно учить, а мяч — это скорее развлечение. Но если вы хотите достичь результатов, то удары ракеткой и удары ногой (вы уже повесили дома мячи на веревках?) все-таки лучше "ставить". Не забывайте о ногах — велосипед и ролики. На роликах лучше кататься на специальных катках, чтобы ребенок видел, какие результаты показывают другие дети. Сесиль Лупан рекомендует французским матерям заниматься с детьми еще конным спортом и чаще ходить в музеи, но если вы живете не в столице, то такие поездки чаще чем два раза в месяц могут показаться вам утомительными. Сам Глен Доман с восторгом рассказывает, что дети ин- дейца, с которым он вместе воевал, сидят свободно в седле, начиная с десяти месяцев. 

Кроме конного спорта я совершенно обошла своим вниманием общение ребенка с животными. Хорошо, если у вас есть добрая собака. Доман пишет, что если вы не чувствуете "безумной" любви к детям, то, может быть, вам и не следует их иметь. Мы ведь пока только пишем об основной нагрузке ребенка, но такие занятия требуют большой подготовительной работы. Нужно основательно обзавестись словарями, энциклопедиями, компьютером — вы не имеете права нагружать ребенка непроверенными данными, ребенок запоминает любой факт очень прочно, и вытравить из памяти ошибочные сведения будет очень сложно... Легче всего представить этот поток занятий шуткой, а то чтение этой главы отобьет охоту не только воспитывать одаренных детей, но и вообще их иметь. Но поверьте: даже очень экономя свои силы, можно выполнить большую часть программы. 

Для того чтобы успевать делать то, что вы хотите, вы должны понять, чего вы можете добиться от ребенка самыми малыми средствами. Доман приводит следующий пример. Ребенок видит в окно собаку и спрашивает: "Что это?". Варианты ответа: 1. Погоди, мне сейчас некогда. 2. Это гав-гав. 3. Это собака. 4. Это собака породы колли. Каждый из ответов займет у вас одинаковое время, но вы можете двигаться вперед или не идти ни- куда. При целеустремленном подходе к занятиям с ребенком любая секунда, которую вы проводите вместе, может быть наполнена смыслом. Можно ехать в автобусе и на пальцах проходить всю программу математики по Доману, вводя счет и арифметические действия. Ребенок может ехать в коляске, лежа на животе, и видеть мир, или ехать лежа на спине, и видеть крышу коляски. Он всегда может ездить на лифте, да еще сидя на руках, или всегда идти пешком, не зная о существовании лифтов, но тренируя ноги и вестибулярный аппарат. А бабушка, которая, как вам кажется, только балует ребенка, может баловать его на каком-нибудь языке, который она знает с детства, и к трем годам ребенок тоже будет знать этот язык. Дело не в конкретной системе Домана, а в вашем понимании, что "после трех — поздно!". Все постсоциалистические страны сейчас испытывают "утечку мозгов" — единственным спасением может быть полная перестройка системы дошкольного обучения. Годы детского садика не очень-то многому учат. Почти нет детей, которые в совершенстве владеют иностранными языками, не потому, что нет возможности, а потому, что неверен подход. 

Я имею большой личный опыт преподавания иностранных языков детям и могу сказать, что есть простой способ, который доступен не только специалистам, а почти любой матери, которая готова слушать. Если нет возможности общения ребенка с носителем языка, нуж- но создать базовые тексты, лучше всего сказки, короткие, средние, длинные. Вы можете разобрать сказку с преподавателем и читать ее с ребенком, пока он не будет блестяще знать ее наизусть. Сказку нужно повторять каждый день до тех пор, пока ребенок не будет знать и чувствовать каждое слово и каждый предлог — его не нужно спрашивать, только повторяйте ему текст. Делайте это в игре, по дороге в садик, оживите сказку смешными деталями, вклейте дочкину фотографию... Это "базовый иностранный корабль", от которого он или она будут отталкиваться. Выучив первую сказку, также тщательно займитесь второй. Выученных трех сказок за год будет достаточно. Не гонитесь за количеством, добивайтесь только полного, абсолютного запоминания. При таком способе занятий в мозгу ребенка образуется ядро иностранного языка, которое будет там находиться всю его жизнь. К существующему ядру можно прибавлять любое количество отдельных слов, выражений, они будут цепляться на улице, с телевизионного экрана, отовсюду, но БЕЗ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ СНЕГА снежные лавины не растут. Без четкого языкового ядра происходит всем нам известный процесс: шесть лет учим язык в школе, четыре года в институте, не понимаем ничего и не можем сказать ни слова. Очень хорошо, если рассказ или сказка, которые учите, занимают площадь отдельной книжки. Очень хорошо, если к каждой странице есть яркие иллюстрации, но их можно усилить и самому. 300, 400 или 500 повторений сказки — это показатель правильной работы. Несколько прочно выученных текстов дадут в будущем возможность объясниться на этом языке на любую тему. Даже если пройдет несколько лет, в течение которых вы не будете заниматься этим языком, при необходимости эта "почка, уснувшая на время", зацветет, и знание языка можно будет довести до любого уровня. 

Ребенок должен учить новые языки в тот момент, когда появляется минимальная для этого возможность. Поэтому советы начинать учить язык не раньше семи-восьми лет (я видела это в трех руководствах) являются непрофессиональными. 

КНИГИ ДЛЯ ДВУХЛЕТНИХ ЧИТАТЕЛЕЙ 
Моя сестра, которая тоже воспитывает своих маленьких мальчиков, сказала мне после нескольких месяцев напряженных занятий: "Моя мечта, чтобы они научились читать и оставили меня, наконец, в покое". Я не стала ее разочаровывать раньше времени, но нужно произнести вслух горькую правду. Научившись читать, дети не оставят вас в покое по причине, что читать им будет нечего. Я пересмотрела книжные лавки в пяти капиталистических и в трех бывших социалистических странах, и мои выводы были неутешительными. Я не нашла ни одной книги, которая бы подходила ребенку, который в два-два с половиной года научился читать. Я даже не нашла ни одной книги для ребенка, который научился читать на год позже. В детских книжных развалах я отыскала даже книги самого Домана, иллюстрированные его дочерью — Сьюзен Доман (она директор Института, основанного Гленом Доманом). В книге Домана на каждой странице по одному слову, но картинок на всю книгу всего пять. Надписи следующего содержания: "У девочки пять пальчиков на ножке, а где ее сапожки", или что-то в этом роде. Страниц через десять появляется даже сама девочка, и я решила деньги на это не тратить. 

Все книги, которые могли бы заинтересовать моего сына, например, история Бемби — он ее хорошо знал лет с полутора и постепенно, все лучше и лучше учился ее пересказывать, — были напечатаны мелким шрифтом, на каждой странице было по несколько фраз, язык всюду был очень сложным, и справиться с этим было совершенно невозможно. "Новобранцы" (я не знаю, как еще назвать двух-трехлетних детей, которые умеют читать) умеют все-таки в первые месяцы своей новой жизни читать не больше, чем по три слова. Но вот таких книг, где на странице два-три слова и интересная картинка, подводящая вас к следующей картинке, под которой тоже два-три слова, — таких книг в природе нет. Их вам придется создавать самим. Существует две возможности. Можно придумывать новые, свои книги. Я много раз цитировала Сесиль Лупан, она предлагает делать фотосерии и к ним сочинять подходящий текст. Этот вари- ант хорош тем, что ваш ребенок становится главным героем книги, и пару таких книг, конечно, написать можно. Но главный упор, я думаю, надо делать на поиск интересных книге яркими картинками, освещающими все детали текста, и в этих книгах нужно полностью переписывать текст. 

Идеальной книгой для такой переработки является, на мой взгляд "Буратино" Алексея Толстого. Эта книга обычно выпускается с подробнейшими картинками, на которых нарисован буквально каждый шаг героя. Как связать иллюстрацию и текст? Можно писать слова на белом листе, который вы наклеиваете клейкой лентой на место типографского текста. Это поздний вариант вашей "переработанной" книги, с него не нужно начинать. Для малыша более продуктивно и более интригующе будет заклеивание ВСЕХ страниц "занавесками", на которых крупно пишется ключевое слово. Чтобы увидеть картинку, нужно обязательно прочитать слово. Оно будет связано иллюстрацией и навсегда введено в память. Для начала даже лучше давать по одному слову на каждом развороте, а потом усложнять текст. Пользуясь этим методом, можно переписывать, упрощая, многие сказки, постепенно — на это тоже уйдет НЕ МЕНЬШЕ ГОДА — подводя к обычной детской книге с крупным, но не ГИГАНТСКИМ шрифтом. К счастью, эти книги читаются ребенком много десятков раз, и пять-десять книг окажутся вполне достаточными для этого периода учебы. 

Можно создавать книги на основе открыток из сюжетного мультфильма — еще и лучше, если книга будет подкреплена виденным мультфильмом. Эти открытки можно превратить в книжку-гармошку или наклеить их последовательно в тетради. Все же, если не прятать иллюстрацию под слово, в первые месяцы чтения нет полной уверенности, что ребенок обращает внимание и на слово, а не только на картинку. И улучшение техники чтения может затягиваться. Если картинок в книге недостаточно, может быть, можно найти несколько разных изданий этого произведения и "соединить", сделав новую книгу из двух или трех. Так я мечтала найти разные издания историй про дядю Федора — прекрасной книги, в которой немного иллюстраций. 

До сих пор надеюсь сделать книгу про Робинзона Крузо. Вообще больше всего книг, которые можно переписывать заново, производится в Соединенных Штатах. Только они печатаются для взрослых. У американцев есть глобальная идея, что всю мировую классику можно переписать в очень сокращенном варианте с картинками, желательно еще с хорошим концом. У меня хранится на полке сборник мировой сказочной классики, в котором ни с одним героем не происходит ничего плохого. Даже оловянный солдатик не погибает, он женится на балерине, и у них рождается много игрушечных детей! Вот такие книги — это прекрасный материал для двухлетнего читателя. Закройте бумажными "занавеска- ми" все любимые картинки в книгах — их рассматривание будет происходить с небольшим мыслительным усилием, от этого книги не станут менее любимыми. 

Конечно, чтение книг в этом возрасте может быть не единственной тренировкой малыша. Можно играть в слова. В это время начинается и постепенно усиливается и усложняется программа "Энциклопедические знания". При этом мы имеем дело с обычными маленькими детьми, которые с удовольствием катают тигренка на слове "самолет" или "машина" и купают кукол в слове "море" и слове "ванна". Такое активное заполнение пропасти между первым моментом, когда ребенок читает, и его первой настоящей книгой поможет избежать ситуации, которую я часто встречаю в отчетах родителей: "Научился читать в два года, стал регулярно читать в четыре". Чтобы ребенок читал книги, ему нужны книги. Я хочу еще добавить, что у нас есть комплекс хорошего обращения с книгой. Резать книги, писать на них, вырывать страницы нам запрещали еще родители, но без этого нашу новую, переписанную книгу не создать. Нашим мамам придется нас простить за то, что мы "плохо обращаемся с книгами". 

Как придумывать текст в нашей новой книге? Самое правильное — писать ключевое слово, короткое, простое. Другим цветом через неделю можно будет добавить еще слово или два. Внешне текст кажется очень примитивным, но читателю еще очень мало лет. Он с удовольствием следит за текстом, когда его читают взрослые, и легко разбирает его сам. Папа Карло поет. Грустит. Друг принес полено. Режет ножом. Сделал куклу. Это я, Бура-тино. Хочу кушать. Рисунок. Кусает за ногу. Бросил ботинок. Шапочка. Читай книгу. Иду в школу. Куплю билет. Беги к нам. 

Читателю всего два-три года. Половина мира по дороге на работу читает комиксы, украшенные надписями такой же сложности. Половина взрослого мира. Не пытайтесь делать надписи сложнее. Книга про Бемби. Бем-би спит. Ой. Снег на носу. Белка. Ловит ртом. Зайчик, пойдем. Вставай, енот. Зеваем. Ему холодно. Иду по снегу. Нельзя на лед. Ха-ха-ха. Вниз на попе. Я тоже. Скользко. Бух, больно. Эта книга, которую мой сын с удовольствием разбирал в 1 год и девять месяцев. Сделать надписи длиннее или сложнее — значит, потерять внимание читателя. Сложность должна быть только на полшага больше, чем может ребенок, чтобы он мог напрячься и выполнить задание. Это должно быть принципом всех занятий — крошечные шаги вперед, не торопите время! 

Кстати, можно ли говорить о каких-то основных принципах ранних занятий с ребенком? Я перечислю принципы, которые использую я сама, намеренно не расставляя их по жанру. 

Доктор Спок пишет, что пока у вас дома есть маленький ребенок, не пытайтесь добиться дома идеальной чистоты. Не покупайте ему дорогую одежду — гордитесь са- мим ребенком, а не внешними вещами. 

Если ребенок ползал на одеяле и заснул на полу, не пытайтесь переложить его на кровать — вы разбудите его, и придется тратить время на укладывание — берегите свое время, у вас нет ни одной лишней секунды. 

Если вы придумали, чем вы хотите позаниматься с ребенком, любую мелочь — сразу записывайте ее, чтобы не забыть. Пока ваш мозг пытается удержать что-то в памяти, он не может активно работать. 

Придумывайте "ситуации" для ребенка, но не додумывайте до конца, каким образом ребенок из них выберется: он сильный и ловкий, пусть принимает интуитивные решения и "выпутывается" сам. Это не значит, что вы его бросаете, продолжайте страховать его, но доверяйте его интуиции. : Принцип полного учебного голода. Откажитесь от всех занятий, отдыхайте. Через неделю отдыха вы оба начнете задыхаться от скуки: вы уже создали исследователя, и ему необходима новая пища для ума. 

Не насилуйте волю ребенка, уважайте его "не хочу", но очень часто не нужно доводить ребенка до необходимости решать — занятия, или физические упражнения. Это часть жизни, не нужно каждый раз спрашивать, хочет ли он заниматься. Такой же частью жизни является мытье — это не насилие, это правило жизни, которому он должен подчиниться. То, что нельзя переходить одному через дорогу или залезать на подоконник — это правила жизни, которым он обязан подчиниться. 

Не идите на поводу у ребенка, есть моменты, в которых вы должны быть непреклонными. Всегда можно отвлечь ребенка вместо того, чтобы его "ломать". МНОГОКРАTНОСТЬ ПОВТОРЕНИЙ — один из главнейших принципов Домана. Если у ребенка случайно получилось какое-то движение, повторите его вместе с ним много раз для закрепления. 

ЛЮБЫЕ ЗАНЯТИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОЧЕНЬ КОРОТКИМИ — важный принцип Домана. Не откладывайте занятия на будущее, так вы не начнете никогда. Не говорите ребенку: "Ты этого еще не понимаешь"! Раньше мне казалось, что существует много сложностей, до которых ребенок должен дорасти, но потом я решила, что для него информация "это стол, за ним едят", не сложнее, чем "это хамелеон, он может менять цвет кожи", или "гусеница превращается в бабочку". 

Дети талантливы — они многое могут! Детский возраст — возраст посева. Будем помнить об этом всегда
   
присылайте ваши материалы на эту тему
Содержание: 
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5