Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Кладовая >> Книги для родителей >> "Я воспитываю одаренного ребенка"
Евгения Тропп при участии Михаила Федотова, Санкт-Петербург

Часть третья 

МАТЕМАТИКА, по Доману, начинается с понятия количества.

Доман пишет, что необходимость заниматься математикой определена двумя главными причинами. Первая из них очевидна и менее важна: это умение является одной из главных функций человеческого и только человеческого мозга, и человек использует математику всю свою жизнь. Но главное, что занятия математикой активно способствуют развитию интеллекта. Обучение чтению Доман начинает не с алфавита, а с полноценного слова. В математике он предлагает начать с ЧИСЛА: одного мяча, трех машин, семи бегемотов, с изображения количества, а не условного символа, не с ЦИФРЫ, которой пользуются взрослые. 

На плотные карточки наносятся 1,2,3,4,5 больших красных кружков. На обратной стороне карточки пишите себе цифрой подсказку, потому что с пятью точками вы еще справитесь, а дальше вам будет труднее. Взрослый человек не может отличить двенадцать кружков от четырнадцати, а ребенок после некоторой тренировки легко отличает сорок семь от сорока восьми и так далее. Красный цвет точек важен для стимуляции зрительных рецепторов. Можно ли начинать с полугода? Можно. Любая стимуляция зрения полезна — показываете карточку, громко называете число, но грудной ребенок не дает обратной связи, и вы еще долго не сможете перейти к следующим этапам: уравнению, понятию математических действий, цифрам. Но подготовительный этап можно начинать, когда вам захочется. Повесьте на стены картины с красными кружками и прочитывайте их громко во время ежедневных экскурсий по квартире. Пусть ребенок знает, что разное количество кружков — это неотъемлемая часть этой жизни, с которой он знакомится. Но уже с ребенком 2—3-х лет можно начинать основной курс — пять-семь раз в день демонстрируется набор карточек. Через одну-две недели можно менять по одной карточке, постепенно увеличивая число. НЕ УСТРАИВАЙТЕ ТЕСТОВ! Этот прием, излюбленный школами всего мира, нужен только для ложного успокоения, он ничего не дает и только мешает ребенку. Занятие должно быть предельно быстрым, не занимать больше десяти секунд — и веселее, это не скучная учеба, это игра! 

Узнавание количества — это только первый этап математических занятий. Зачем он нужен? Ребенок начинает понимать истинное значение числа. Дело не в том, что он, как овчарка, видит, что в стаде не хватает одной пятидесятой овцы, скорее всего, такое умение никогда ему не понадобится (хотя очень достойные люди в мировой истории подолгу работали пастухами, и, может быть, цивилизация к этому еще вернется), но это способность увеличивает емкость, количество плоскостей его сознания. Представьте себе, что вы постигли нотную грамоту, но никогда не слышали музыки или слышали только самые примитивные мелодии. По такой аналогии, кроме чисел в пределах десятка, в которых мы тоже будем путаться, любое большее количество будет определяться для нас, как для дикаря Пятницы, одним словом "много". На базе этого "много" люди с трудом постигают даже простые арифметические действия. Для вашего ребенка математика будет наполнена смыслом. 

На втором этапе изучения математики Доман предлагает РАВЕНСТВА. Мы продолжаем работать с кружочками и вводим понятия "плюс", "равняется". Два шарика плюс три шарика равняется.., семь шариков плюс три шарика равняется... Три равенства за урок, три занятия в день. Избегайте давать предсказуемые равенства, то есть не прибавляйте один сначала к двум, потом к трем, потом к четырем. Через месяц занятий можно вводить вычитание. Я говорю о первых шагах занятий. Доман пишет, что все дети, с которыми занимаются в его институте, за два года овладевают всеми арифметическими действиями. Более того, дети не "выучивают", не "вымучивают" — они понимают математику. И все-таки главные сложности связаны с нами самими: ведь по математике (так же как и по чтению) вам нужно приготовить программу на завтра! Это занимает совсем немного времени, но так трудно, ТАК НЕВЕРОЯТНО ТРУДНО заставить себя готовиться к занятию с ребенком каждый день. И это действительно труднее, чем читать газету и смотреть программу "Угадай мелодию" и "Санта-Барбару". Заставьте себя — ваши усилия окупятся! На каком-то этапе вы начинаете отставать от своего ученика (даже если он очень маленький). Доман пишет, что когда его воспитанники участвуют в олимпиадах и берут его из любезности в свою команду, он чаще всего отвечает правильно (или почти правильно) на один-два вопроса. Обычно же он вообще не до конца понимает, о чем идет речь. 

Лучше начинать любые занятия с года, но если вы спохватились до шести лет, то потенция все-таки остается чрезвычайно высокой, и за год-полтора напряженных занятий можно наверстать упущенное. Только нужно уговорить себя серьезно заниматься с ребенком. Я предлагаю разные варианты формулировок для уговаривания себя: "все равно масса времени уходит на возню с ребенком, а так я хоть чего-нибудь достигну", "я буду только заниматься с ребенком, а учебные пособия будут готовить муж и бабушка", "все равно очень скоро он будет плавать (бегать, играть) лучше меня, и мне придется отдать его профессиональным тренерам", "зато в школе не придется следить, делает ли он уроки", "пусть хоть его жизнь не будет такой скучной и монотонной, как наша", "может быть, он поможет нам выбраться из этой бедности", "когда его отец увидит, какого я воспитала сына, он захочет к нам вернуться"... Подходят любые формулировки. Только начните заниматься. Это нелегкие, но очень благодарные занятия. Это нелегкие, но очень благодарные дети. Доман пишет, что все его воспитанники очень привязаны к своим семьям, любят маленьких детей, доброжелательны, веселы, они естественные лидеры во всех классах и играх. Им легко живется, потому что они сильные и умные. 

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 
Когда начинаешь чем-нибудь заниматься, кажется, что весь мир начинает посылать тебе информацию, на которую раньше ты не обращала внимания. Сегодня утром я увидела передачу по БиБиСи об американском игроке в гольф — негритянском мальчишке, который выступил в своем первом профессиональном турнире, победил всех легендарных звезд с громадным отрывом, уже подписал контракты на двенадцать миллионов долларов и поставил какие-то сногсшибательные рекорды. Его зовут Тайгер Вудз. Игра в гольф не очень для нас понятна, ходят по парку и забивают мячи в лунки. А в заключение показали любительский фильм о том, как Тайгер Вудз начинал играть в два года, а к трем уже уморительно размахивал маленькой клюшкой. Может быть, он тоже из домановских детей: доброжелательный, интеллигентный юноша с хорошей улыбкой. Интересно, с какого возраста он умеет читать? 

Я много раз упоминала программу "энциклопедических знаний" о мире, которую вводит Доман, и так называется его книга. Именно эта книга и вызывает наибольшее число нареканий, во всяком случае, "ломаются^матери именно в этом месте, хотя начинается программа совершенно невинно. Берем все сведения о мире и изобретаем для них систему. Доман вводит десять категорий, хотя их может быть намного больше. 

Биология. История. География. Музыка. Искусство. Математика. Анатомия человека. Общие знания. Язык. Литература. Собственно, для чего мы учились читать? В основном, чтобы дети могли получать знания. Доман часто сравнивает мозг ребенка с незагруженной памятью компьютера. Если компьютер обучать без системы, из него невозможно будет ничего вынуть. Кета-49 ти, как вы оцениваете возможности памяти компьютера (разумеется, самого совершенного) и человеческого мозга? Это данные Международного Красного Креста: 1:100. Человеческий мозг вмещает в десять раз больше информации, чем все национальные архивы США. Только правильно этот живой компьютер загружайте! Нужно найти хороший источник информации, хорошие фотографии. Систематизируемую информацию вы приклеиваете на обратной стороне карточки, на лицевой четко пишете название объекта. Биология—категория. Раздел — птицы. Ворона, малиновка, соловей, страус.

дальше
   
присылайте ваши материалы на эту тему
Содержание: 
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5