Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Кладовая >> Книги для родителей >> "Я воспитываю одаренного ребенка"
Евгения Тропп при участии Михаила Федотова, Санкт-Петербург

Часть вторая 

КАКИЕ КНИГИ ВЫБРАТЬ?

Авторы, которые занимаются ранним воспитанием, книг о повседневных мелочах детской жизни еще не создали. Есть солидные руководства: Пенелопа Лич "Дитя и ребенок", Серз, Серз "Ваш ребенок", которые переведены на русский язык. Это хорошие добротные книги, где обговаривается миллион всевозможных деталей детской жизни. Они могут быть настольными книгами, но при этом вы должны помнить, что в отношении развития ребенка эти книги — тоже только продолжающаяся повесть о том, "что должен уметь ребенок, если им практически не заниматься или заниматься неправильно". Если подходить к вопросу очень строго, то любая деталь в жизни ребенка прямо связана с его умственным и физическим развитием. Например, безобидный вопрос: когда давать, когда отнимать соску? А вопрос не очень безобидный: английская ассоциация здравоохранения опубликовала данные о том, что дети, сосущие соску, отстают по интеллектуальным тестам чуть ли не вдвое. Дело не только в соске, многие ошибки родителей ведут к похожим результатам. Сама я очень считаюсь с рекомендациями семьи Никитиных. У них много чрезвычайно важных советов, касающихся родов: мало кто даже из акушерок помнит, что пересекать пуповину можно только через шесть-семь минут после рождения ребенка, когда ребенок "забрал" себе большую часть плацентарной крови. Мелочи? Нет, не мелочи. Эти очень не лишние 500 граммов крови остро необходимы для здоровья первого года жизни. Подносить к материнской груди ребенка нужно в момент появления его на свет, во всяком случае не позднее первых двадцати минут — ОТ ЭТОГО ПРЯМО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ ВСЕГО ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, отделение плаценты, прекращение кровотечения, сокращение матки, а также отношения матери и ребенка на всю оставшуюся жизнь. И помнить о таких важных вещах должна не акушерка, которой мы привыкли передоверяться, она может не знать, забыть, и ей может быть все равно. Помнить должны вы сами. К проблемам, которые возникают во время родов, вы должны быть готовы, и в разрешении проблем должны принимать участие: это ваши роды, и над ними хозяйка — ВЫ, а не самая опытная акушерка и не самый знающий врач. В советских родильных домах детей на первое кормление приносили через сутки, через двое, а не тогда, когда просит мать. Хотя давно уже во всем мире женские ассоциации, пропагандирующие грудное кормление, требуют, чтобы ребенка подносили к груди немедленно. 

Есть еще очень важный пункт, который описывают Никитины — ЗАКАЛКА. Начинается она с запуска центров терморегуляции. Эти центры у ребенка работают, и он сам приспособится к ЛЮБОЙ окружающей температуре, но можно эту работу сбить, что обычно делает большинство матерей, СТАРАЯСЬ ОДЕТЬ РЕБЕНКА ПОТЕПЛЕЕ. Запуск естественных центров, которые реагируют на изменение окружающей температуры, происходит, если на восьмой-десятый день ребенка окунуть в холодную воду. Как ритуал такое купание существует (или существовало) во многих культурах, его даже связывали с религиозными таинствами. После этой процедуры ребенок выдерживает любые перепады температур и не подвержен простудным заболеваниям. ОТ ТОГО, ЧТО РЕБЕНКА НА МГНОВЕНИЕ ПОГРУЖАЮТ В ХОЛОДНУЮ ВОДУ, ПРОСТУДИТЬСЯ ОН НЕ МОЖЕТ. Закаленный ребенок спокойно носит минимум одежды, которая не будет ограничивать его в движениях. Его величество ДВИЖЕНИЕ в системе Домана занимает первое место. Начиная двигаться с первых дней жизни, ребенок меняет свой облик, у него рождается активный интерес к окружающему миру. Здоровье ребенка является базой, на которой выстраивается замок его развития. Каждая болезнь отбрасывает ребенка далеко назад. Поэтому книги Никитиных о "природном здоровье" важно иметь под руками во время беременности, родов и особенно в первые месяцы жизни ребенка. 

Есть в системе раннего развития ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ, мимо которых пройти нельзя. Я еще раз называю ЧТЕНИЕ и РАННЕЕ НОЛЗАНЬЕ. Нолзанье очень влияет на развитие конвергенции зрения — НА ФОКУ-СИРОВАНИЕ, а через это на чтение и письмо. Раннее ползанье резко ускоряет рост мозга. Не паникуйте, если ваш ребенок так и не научился ползать, а в какой-то момент сразу сел или сразу стал ходить, хватаясь за стенки. Но сигнальная лампочка должна загореться: "РЕБЕНКУ НЕ ХВАТАЕТ ДВИЖЕНИЯ". В зависимости от возраста думайте, как это компенсировать. К РАННЕМУ ЧТЕНИЮ мы привыкли относиться очень осторожно. Вот как формулирует такое отношение доктор Спок: "Стоит только ребенку проявить интерес к чтению, родители загораются и с энтузиазмом помогают ребенку научиться читать. Ребенок, видя восторг родителей, отвечает на него еще большим интересом. Это может совершенно отвлечь его от естественных занятий его возраста и превратить его в "грамотея" раньше, чем нужно!" Мнение доктора Спока в свое время считалось непогрешимым. Может быть, это была первая книга без идеологической нагрузки, нормальная книга, написанная спокойным старым доктором. Сам доктор Спок к концу жизни скажет, что он отказывается от многих своих идей. Да и непонятно, что это за "естественные" для возраста занятия. Есть такой детский анекдот о том, как два пятилетних малыша, видя над головами пролетающий самолет, спорят во дворе детского садика об устройстве турбореактивного двигателя. Потом один из них грустно говорит: "Придется прекращать разговор и идти раскрашивать эти дурацкие цветочки!" Доктор Спок волновался совершенно напрасно: по данным министерства просвещения Англии и США, более трети учащихся, заканчивающих среднюю школу, не умеют читать. НЕ УМЕЮТ ЧИТАТЬ. Комментируя этот факт, Доман пишет, что это "еще не чудо"! Чудом ему представляется тот факт, что остальные две трети каким-то невероятным образом все-таки читать научились. Ведь научить ребенка читать в семь-восемь лет — это настоящий учительский подвиг! Подвиг, который отобьет у ребенка на всю оставшуюся жизнь всякое желание учиться. Среди противников системы Домана я выделяю французскую актрису Сесиль Лупан, которая и в школе у Домана была и детей его блестящих видела, но у самой Сесиль Лупан занятия не получились. Я думаю, что она бросила их раньше времени, не дождавшись видимых результатов. Но она много пишет о занятиях с маленькими детьми: вышла в свет ее книга "Поверь в свое дитя", и она основала во Франции общество под таким же названием. Сесиль Лупан предлагает свою систему подачи материала по истории и литературе; классические занятия Домана чтением и математикой она заменяет довольно забавным алфавитом, где для каждой буквы выдумывает- ся картинка, предлагаются игровые занятия математикой. Эта книга издана большим тиражом на русском языке, и поэтому я на ней подробно останавливаюсь. Дело не в "священной неприкосновенности" теории Домана — это рабочая теория, ее можно менять на ходу. Но суть в том, что, по Доману, письменной речи ребенок не должен учиться, а видя перед собой слово и слыша его звучание, должен впитывать его в свое сознание. А Сесиль Лупан предлагает обычную прежнюю УЧЕБУ, только раннюю. 

А ЧТО ЕСЛИ ВАМ ДОЛГО НЕ ВИДНО РЕЗУЛЬТАТОВ ВАШИХ ЗАНЯТИЙ?
Представьте себе, что вы с момента рождения ребёнка говорите с ним вслух, а он все молчит и молчит, и еще года полтора не до конца понятно, что именно он понимает и запоминает. Значит ли это, что нужно перестать с ребенком разговаривать? Нет, не значит. Вы ждете, пока он будет понимать все, что он слышит, и ЖДИТЕ, ПОКА ОН БУДЕТ ПОНИМАТЬ ВСЕ, ЧТО ОН ВИДИТ. А изучение букв можно отодвинуть во времени практически до периода школы. Для своей работы с детьми я считаю обязательным еще один принцип Домана: передавать ребенку сведения о мире не разрозненно, а давая первичную классификацию объектов. Доман каждый раз называет мозг человека суперсовременным компьютером. Но чтобы компьютер научился устанавливать связи, нельзя давать вперемешку китов, червяков, бабочек и летучих мышей. Следует прочитать хотя бы учебник зоологии для шестого класса и вспомнить, что существуют вид, род, семейство, отряд, класс и тип. И если давать ребенку сведения о мире систематически, то ребенок в самом юном возрасте начинает устанавливать такие сложные связи, которые нам не снятся. 

Если вы приняли решение заниматься с ребенком, но хотите делать это по-своему, придумывайте свою программу: плаванье ничуть не хуже бега, а живопись не менее полноценна, чем музыка. Передавайте ребенку то, что вы любите и умеете сами. В этом месте я прекращаю разглагольствования на тему воспитания одаренных детей и перехожу к вариантам занятий. Только не выполняйте ничего буквально: все дети разные, и мы разные, не давите на ребенка, а если совершаете ошибки, то не отчаивайтесь и не бросайте занятий. 

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ НЕ ПО ДОМАНУ, или мои тематические альбомы. 

Когда моему ребенку было десять месяцев, я еще раз перечитала книгу Домана "Как дать ребенку энциклопедические знания" и решила, что пусть все американки на свете выполняют его рекомендации, а я "комара обыкновенного", "сороку белохвостую" и "Бетховена Людвига", фактически через запятую, на однотипных карточках преподносить в этом возрасте своему ребенку не собираюсь. 

Особенно меня раздражало, что каждую карточку нужно показывать не дольше пяти дней! А дома у себя можно находиться дольше пяти дней? Видеть газовую плиту, четыре стула, собаку Ксюшу, соседскую кошку, надписи на киосках — все это можно видеть по много месяцев или тоже нужно менять каждые пять дней? Результатом этого восстания было создание тематических альбомов: максимумом из идей Домана, с которым я позволила согласиться, была идея грубой первичной классификации мира. Сначала альбомов было пять. Потом десять, двадцать пять. Сейчас их больше ста. Люди. Люди и животные. Большой и маленький. Большие кошки. Птицы. Название писалось большими печатными буквами, и каждый раз, когда мы начинали смотреть альбомы, мы вынужденно громко прочитывали его название. Кроме того на. каждом альбоме был свой порядковый номер и сзади на обложке — я использовала школьные тетради для рисования — россыпью красные шарики, их количество соответствовало номеру альбома. Но когда количество альбомов перевалило за пятьдесят, я отказалась и от математических установок Домана и оставила счета пределах пятнадцати. Цифра на обложке, а сзади столько же шариков или простые суммы. Цифра восемь — сзади два шарика плюс шесть шариков. Постепенно птиц становилось слишком много, и мы выделили хищных. А гепарды вышли из "Больших кошек" и перебрались в отдельный альбом. Слоны фигурировали сразу в пяти альбомах: в "Африке", в "Зверях Африки", в "Большой и маленький", в "Индии" и так далее. Медведи, спорт, машины, самолеты, собаки и волки, профессии, деревья. Все, что было освоено как понятие, получало свой альбом и номер и начинало свою самостоятельную жизнь. 1 рызуны. Отдельно крысы. Выяснилось, что пауки — это не насекомые. Хоть тип у них "членистоногие", как и у насекомых, но класс — "паукообразные". А рыбы относятся к "хордовым", и к ним же относятся нобелевские лауреаты по физике. Я надеялась, что мои альбомы заменят "компьютерную загрузку" Домана. С десяти месяцев до полутора лет мой сын готов был рассматривать альбомы часами. Но сейчас я четко понимаю, что я ошибалась. Наибольший объем информации ребенок способен воспринять именно так, как рекомендует Доман. Но я не думаю, что его "категории и разделы" нужно давать детям до двух лет, я вижу в этом только спорт, погоню за рекордами Гиннеса. Это не естественные занятия, соответствующие интересам годовалого ребенка. И до двух лет я стараюсь дать ребенку основные понятия о мире, в котором он родился, о животных, разных машинах, о том, где граница города, в котором мы живем, о простой математике, о том, что кусок жизни может стать фотографией. Я хочу, чтобы он хорошо понимал, что число вещей может быть разным, что существует "прибавление" и "от-нимание", что существуют хищные звери и птицы, что рыба плавает в воде, но люди могут ее выловить и съесть, что папа за работу получает деньги, на которые можно купить бананы. 

Тематические журналы являются не застывшей формой, а моим рабочим инструментом. Они меняются изо дня в день, появляются новые картинки, случайные гости исчезают, меняются надписи. Была идея расцветить в сознании ребенка сухую классификацию Домана, будь то страны, моллюски или виды деревьев. Достигая глубины и точности информации строгими битами, я хочу, чтобы эти биты имели вкус и запах и ребенку понятно было, откуда они берутся. Ребенок восторженно относился к любым новым фотографиям. Совершенно прекрасные и насыщенные действием фотоснимки я десятками вырезала из американского журнала "Нейшенел Джиографик". Но это идеальный случай. Учебным пособием может стать удачная фотография в любой старой газете, разорванном журнале, вы должны быть нацелены на поиск, как золотоискатель. Я усложняла альбомы, которые особенно интересовали ребенка, даже внесла его самого в альбомы по географии: вот он с собакой или в альбоме "Люди и животные" восседает на верблюде, я делала это, чтобы он понимал свое место в картине мире и сразу вырабатывалось ощущение масштаба. 

Наши альбомы были сочетанием чтения, математики и "Моей первой энциклопедии". По мере того как в альбомах увеличивалось количество слов, появлялся прообраз КНИГИ. Но классификационные тетради — это только временная форма занятий в каком-то определенном возрасте. С того момента, как вы видите, что ребенок может воспринимать больше, информация должна углубляться, а не расширяться. За год вы подготовились к дальнейшим занятиям: вы сами многое узнали и многому научились, у вас появилось много учебного материала: "интеллектуальная" программа Домана уже не кажется вам такой невыполнимой, как раньше! 

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА 
Главный вопрос, который мучает родителей: "Не вредно ли заниматься по системе Домана?" Этот вопрос возникает, потому что родителям спокойнее иметь НОРМАЛЬНОГО ребенка, а эта норма является сегодня и в умственном и в физическом отношении невероятно низкой. Один мой ленинградский знакомый спортсмен — он кандидат в мастера спорта по боксу в самом легком "петушином" весе — рассказывал, как он с трудом влез в рыцарские доспехи, которые выставлены в Эрмитаже. Видимо, богатыри средневековья были очень миниатюрными мужчинами. Но самое интересное, что меч, который находился в рыцарском комплекте, он просто не смог поднять. "Как таким мечом можно отмахать целую битву, — сказал он, — трудно даже представить!" 

Что же такое норма? По большому счету, "нормой" в обществе должны быть показатели, которые в наши дни выглядят чудом. Профессор Доман пишет, что при ускоренном развитии ребенок должен делать первые самостоятельные шаги, начиная с шести месяцев. Мой младший сын без поддержки начал ходить в семь месяцев. Я много занималась его физическим развитием, но при этом не заставляла его ходить, а только предоставляла ему неограниченные возможности двигаться. При этом я выслушивала массу советов и замечаний о том, как это вредно "для неокрепшего детского позвоночника". Сведения о "неокрепшем позвоночнике" имеются в неограниченном количестве у бабушек и соседок. Я снова смотрю таблицу, в каком возрасте начинают ходить дети разных стран: Брюссель и Стокгольм — 12,5 месяцев, Париж, Лондон и Цюрих — 13,5 месяцев, похожие данные дают американцы. А теперь данные Красного Креста по Уганде — БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ ходит без поддержки с ДЕВЯТИ МЕСЯЦЕВ. Понятно, что в "ультрацивилизованной" Уганде никто никогда детей ничему не учит. И с детским питанием там, наверное, не очень благополучно. Теперь, пожалуйста, высказывайте свои суждения, почему африканские дети начинают ходить на четыре месяца раньше? А причина всего лишь в том, что их никто не ограничивает в движении. Поэтому к двум годам африканский ребенок превосходит европейских детей по развитию интеллекта, и только в последующие годы цивилизация берет свое, и африканцы, предоставленные самим себе, начинают заметно отставать. На воп- рос, не вредно ли ходить так рано, можно ответить другим вопросом: "Много ли вы видели сутулых африканцев?" А европейцев сутулых очень много. Можно ли создать "половинную" программу, программу по вашим силам? Это я и считаю своей главной задачей: убедить вас, что любая, самая маленькая программа, — это уже настоящий шаг вперед. Чтение может идти параллельно с устной речью: если вы много разговариваете с ребенком, он вас слышит и понимает. Мало говорите — он понимает меньше. 

Я даю вам вариант сокращенной программы раннего чтения: выделите одну из стен на кухне под картинную галерею. Картинка, но сверху она прикрыта листом с названием. Пишите крупными красными маркерами. Скоро вы начнете замечать, что ребенок помнит, где находится слово, но долго вам будет казаться, что он просто жульничает, запоминает место картинки, а не слово. Можете менять слова местами, но КАК МОЖНО МЕНЬШЕ СПРАШИВАЙТЕ: "Что это?" Наступит время, когда ребенок скажем вам сам. Только не ждите немедленных результатов: если вы начинаете занятия в 1,5—2,5 года, на получение четких результатов у вас уй-1ет приблизительно год. "Как целый год!" — скажете вы. Но это не так уж много: вы ведь все равно будете как-то заниматься с ребенком, просто занятия без системы дадут минимальные результаты. А кроме того, Я ПРОДОЛЖАЮ ПОВТОРЯТЬ ЭТО, целью занятий является не чте- ние, не математика, не спортивные трофеи, а РАЗВИТИЕ МОЗГА. И этот результат все время будет с вами. 

Меняйте экспозицию на кухне раз в неделю. Недели вам хватит, чтобы найти новые картинки, которые смогут заинтриговать ребенка. Постепенно вы найдете подходящую методику, свой собственный подход, правильное количество новых слов — их может быть тридцать, а может быть и семьдесят. Иногда можно оставлять удачную картинку и менять только слова. Мой совет (у До-мана на этот счет другое мнение): как можно дольше не использовать словосочетания. Если он сумеет запомнить слово, то связывать слова уже намного проще. Если у вас на кухне кафельные стены, то картинку можно приклеить полосками клейкой ленты, но это может быть не только картинка. Лентой к кафельной пластинке можно приклеить и ложку, и вилку, и кукурузные хлопья, и корку апельсина, и любую неожиданную или смешную вещь, которая вызовет у ребенка любопытство. И сверху заклеить предмет листом с названием. Можно приклеить игральную карту — это очень богатый учебный материал, отмечайте пока только масть, можно повесить вместе две карты одной масти. Карты не должны ассоциироваться только с алкогольными напитками и злачными местами! Я предостерегаю читательниц: не устраивайте тестов! Это — категорическое требование Домана. Но в какой-то момент вам нестерпимо захочется понять, чего же вы достигли. Используя игральные карты, которые висят на стене, вы сможете устраивать "непрямые тесты" — если ребенок показывает правильно место, где висит двойка крестей, а где пятерка крестей, то значит, он запоминает или число, или слово. Но все это значительно позже. Пока только громко назовите слово, не задерживаясь на нем. Весь урок должен занимать доли секунды. Чтение является узловым умением в развитии ребенка — это ключ к приобретению информации (читать, читать и читать). 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Сверхценным физическим упражнением является "брахиация", "гиббонья прогулка" — перехваты руками на весу так, как передвигались наши недавние предки. Это самое главное упражнение для развития детского мозга, дыхания, равных возможностей правой и левой руки, письма, физической силы. Оно резко увеличивает "мануальный интеллект" ребенка. К этому упражнению нужно последовательно идти, начиная с первых дней жизни: учить ребенка висеть на ваших пальцах, ЭТО МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ТОЛЬКО НАД МЯГКОЙ КРОВАТЬЮ, хотя скоро вы будете чувствовать, когда ребенок собирается отпустить свои руки. Позже ребенок может висеть на трапеции — любой гладкой палке, которую вы повесите в проеме двери. Постепенно, поддерживая его, принимая на себя большую часть веса, вы учите его перебирать руками. Упражнение сложное, и не заставляй- те ребенка передвигаться по горизонтальным лестницам на детских площадках — обычно там слишком большое расстояние между перекладинами. Такую лестницу обязательно нужно установить дома. Доман даже рекомендует делать это упражнение всей семьей — это прекрасный пример для ребенка, если, конечно, его папу удастся оторвать от телевизора. Начинать занятия лучше на наклонной лестнице, передвигаясь по ней вниз. Частота перекладин должна быть не более одиннадцати сантиметров. В своей книге Доман пишет, в каком возрасте каждое движение будет являться мировым рекордом. Но важно не нагружать ребенка движением, к которому он не готов. 

Еще важная домановская "тройка" (в зависимости от возраста): ползанье, ходьба, бег. В институте Домана изобретен трюк для ползанья — узкий, мягкий жолоб, который устанавливается под небольшим углом, чтобы организовать беспорядочные движения новорожденного. Придерживайте ягодички, чтобы ребенок не шлепался лбом. Старайтесь каждый день увеличивать дистанцию. Кстати, Доман резко возражает против положения новорожденного "на спине", считая эту позу бесполезной и унизительной. Это не значит, что ребенка нельзя класть на спину, просто не злоупотребляйте этим. Для детей после года Доман очень рекомендует длинные прогулки, а постепенно — короткие пробежки и систематический бег по улицам или паркам с родителя- ми. Очевидцы пишут, что "дети Домана" в четыре года легко пробегают 5 километров, а к семи годам и по девять километров легкой расслабленной трусцой. Мы говорим о "генеральном направлении" — пешком, а не в коляске. "А если я тороплюсь и у меня нет времени", — значит пешком, когда есть время. "А если он упрямится и не хочет ходить пешком"? Конечно, он не хочет, если приучили ездить. Давайте придумывать какую-нибудь интересную цель, ради которой можно пойти пешком. Может быть, недалеко есть зоомагазин? Или работает бульдозер? Только не ломайте ребенка, лучше дольше, меньше, но не силой, чтобы не прививать к ходьбе и бегу отвращение. Кстати, есть ли у вас в доме лифт? Не забывайте, что вниз лифты маленьких детей не возят. Пешком вниз — прекрасное упражнение для развития равновесия. Масару Ибука, генеральный директор японской фирмы "Сони", рекомендует начинать учить детей кататься на роликах, пока они еще не научились ходить. В этот момент дети осваивают ролики мгновенно. В продаже существуют раздвижные роликовые коньки, рассчитанные на детей старше трех лет, но их можно легко приспособить и для годовалого ребенка. И в полтора, и в два года ребенок учится кататься на роликах невероятно быстро, только держите его за руку, чтобы он поменьше падал. Статистика, которая все знает, свидетельствует, что подготовка спортсмена мирового класса стоит около миллиона долларов. Ролики — это наш первый шаг к очень легкому первому миллиону. 

Давайте еще для начала занятий введем на кухне постоянную математическую полку: нужно нарисовать только громадный знак ПЛЮС и громадный знак РАВЕНСТВА. А дальше используйте имеющиеся по сезону продукты. Два огурца и один огурец равны трем огурцам. После того, как огурцы уйдут в салат, положите на полку апельсины, чеснок, или картошку, или чашки. Через три месяца сложение можно заменить вычитанием. И давайте ребенку засыпать под хорошую музыку. Магнитофоны сегодня есть у всех, и поставить перед сном кассету — всего лишь секуйда. Вот мы почти без затрат делаем первые шаги в сторону высокой одаренности. Все-таки я очень советую вам найти любую из книг Домана и принимать решения, имея ее в руках. Потому что кухонная лаборатория — это доступный вариант при цейтноте родителей. А может быть, вы захотите писать карточки на картоне! И заниматься по классической системе раннего развития! Для тех, кто захочет контактировать непосредственно с институтом Домана, я сразу пишу его адрес: ТЬе ВеПег ВаЬу рге88 ТЬе та^пиез Гог 1Ье АсЬ1еуетеп1 оГ Ьитап ро1еп1ш1 8801 ^епЮп ауепие, РЫЫе1рЫа, РА 19118 Н8А. Вот еще полезный адрес организации "Поверь в свое дитя" для тех, кто владеет французским. Они высылают много бесплатных проспектов, рекламирующих свои игрушки, занятия, игры. А55ос1а11оп "Сго1ге еп §оп епГапУ' 32, ауепие ^68 ]ос^еу8, 92380, СагсЬеа, Ргапсе. И, наконец, для тех, кто хорошо владеет русским языком: Центр Никитиных. 143900, г. Балашиха Московской обл., узел связи а/я 100, Кравченко Игорю Львовичу, Россия. 

В школу Домана можно записаться и пройти вместе с ребенком недельный курс обучения, а также, если вы пройдете экзамены, можно поступить в заочную и очную школу. Сведения об институте Домана подробно даны в "Интернете". 

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ - КАК СДЕЛАТЬ ИНТЕРЕСНОЙ ЖИЗНЬ В ДЕТСКОЙ КРОВАТКЕ 
Уже с двух-трех месяцев очень важно прикрепить вдоль кровати дополнительные горизонтальные рейки и научить ребенка поднимать руку и цепляться за эти рейки. Высоту можно менять, чтобы ребенку было не страшно не только взяться за рейку, но и отпустить ее. Рейку можно прикрепить обычной цветной изоляционной лентой, обмотав каждое пересечение, чтобы ребенок не мог прищемить лалец. Такие рейки помогут ребенку с сильными руками рано научиться вставать. Повесьте на стенку возле кровати предметы, которые можно легко двигать или вращать, простой радиоприемник, который легко включается, колокольчики, которые можно дергать, мяч на веревке, маленькое зеркальце, в которое можно себя увидеть. Для тех, кто может себе это позволить, очень хорошо укреплять игрушки серии "Фишер-прайз". Интересные предметы должны окружать кровать по периметру, чтобы был стимул передвигаться вдоль борта. К пяти месяцам можно установить длинную продольную дополнительную перекладину, чтобы сузить ширину кровати и чтобы ребенок понимал, что до противоположного бортика можно дотянуться. Все опасные углы и вертикальные перекладины могут быть "смягчены" кусочками паралона — если у ребенка не будет страха и падать будет не больно, он будет намного активнее. С ребенком удобно заниматься, когда он стоит в кроватке. Вдоль кровати могут висеть его первые слова. Но кроватка не должна быть тюрьмой — вынимайте его оттуда по первому требованию. А еще лучше месяцев в восемь выпилите две ее вертикальные рейки и научите ребенка самого выбираться из кроватки. Зная, что он сам может выйти, он будет охотнее там играть, давая вам небольшую передышку, которая вам очень пригодится. 

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОДАРЕННОСТЬ ДАРОМ ПРИРОДЫ 
Доман любит повторять, приводя в пример жизнь какого-нибудь замечательного человека, который читал с трех лет, следующие слова: "ЧИТАЛ ЛИ ОН С ТРЕХ ЛЕТ, ПОТОМУ ЧТО ОН ГЕНИЙ, ИЛИ ОН СТАЛ ГЕНИЕМ, ПОТОМУ ЧТО ОН РАНО НАУЧИЛСЯ ЧИТАТЬ?" Что первично, яйцо или курица? Вы думаете: "Понятно, что по этому поводу думает Доман!" А это не совсем так. То есть Доман, конечно, первичным считает чтение, но замечательным он считает не самого человека, а в основном его родителей. По-настоящему первичная вещь — это "замечательная курица". К счастью или к несчастью, но родители домановских пациентов готовы были совершать для своих детей чудеса. Они посвящали все свое время больному ребенку, выполняли все указания, которые давал Доман, и происходило невозможное: мозг ребенка стимулировали чтением, и он постепенно начинал двигаться. А среди родителей здоровых детей Доман выделяет особую категорию мам, у которых развитие детей происходит особенно бурно. Доман пишет, что интеллигентные (а значит, во всем сомневающиеся) мамы заметно отстают от тех, кого он называет "восторженными блондинками". А весь фокус в том, что у "восторженных блондинок" даже крошечный успех ребенка вызывает бурную радость, а это очень стимулирует занятия. Ой, как часто я мечтаю стать "восторженной блондинкой"! Радоваться, хлопать в ладоши, восклицать, что "мой Джонни просто гений!". Но "блондинками" рождаются не все, а радоваться успехам все равно нужно бурно. Тут сказывается разность культур, из-за которой систему Домана следует адаптировать для европейцев. И снова пример, который приводит Доман для объяснения сути своей системы: предположим, мы до шести лет говорим при детях вполголоса. Будьте уве- рены, что они не воспримут ничего, о чем мы при них шесть лет разговаривали. Они будут для нас функционально глухими! А мы сами абсолютно то же самое проделываем с чтением: мы окружили ребенка мелкими надписями в детских книгах, и дети их, разумеется, не воспринимают. Это не значит, что маленький ребено* не хочет учиться читать. Американцы заметили, что ты сячи маленьких детей запоминают гигантские слова рек лам на автострадах и повторяющиеся короткие фразы телевизионной рекламы. То есть, хотим мы этого или н<хотим, но дети все равно пытаются учиться читать, толь ко вместо обогащающей их информации они выучива ют гимны "Пепси-коле". У меня есть в Израиле родствен ники, которые при своих детях всегда по-русски говори ли вполголоса. И хотя родители говорят между собой толь ко по-русски, дети не понимают НИ ОДНОГО СЛОВА кроме слова "здрасьте", которое говорится громко. Я н( обсуждаю "правильность" такой изоляции, я говорю толь ко об эффекте. А если говорить о правильности, то нуж но в двух словах упомянуть еще одну тему Домана: "ДЕТИ И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ". Доман уверен, что ребено1 может выучить в совершенстве столько языков, скольк ему дадут выучить. Со своим учителем они будут гово рить на нужном языке, никаким образом языки не путая 

Дайте вашим близким, которые знают другие языки говорить с ребенком только на своем языке. Не обяза тельно это должны быть английский и немецкий! Гру зинский и литовский полезны ничуть не меньше. Ведь мы добиваемся развития мозга ребенка. Любой следующий язык будет даваться легче и легче. (Только не создавайте "солянки" языков, смешанных жаргонов, об изучении языков я буду писать отдельно.) В книгах До-мана меня первое время удивляло, что он многие простые вещи объясняет читателям много раз. Но сейчас, когда я стала на эту тему писать сама, я поняла, что нельзя начинать с практических рецептов. Нужно искать слова, чтобы прервать СОСТОЯНИЕ СПОКОЙНОЙ УБАЮКАННОСТИ, в котором пребывает большинство родителей. Слова "ваш ребенок не отстает от сверстников" означают только, что он развивается на сорок процентов своих возможностей. А неисчерпаемые возможности может гарантировать только раннее начало занятий. Я пытаюсь разбудить родителей, которые любят ребенка, не жалеют своего времени и просто не знают, что с ним нужно заниматься. Вы знаете, что Мартина Хингис — первая теннисистка мира этого года, взяла ракетку в руки в день своего двухлетия? Для этого не нужны ни теннисный корт, ни классный тренер: повесьте в дверном проеме мяч на веревке и дайте ребенку маленькую теннисную ракетку или на худой конец щетку для волос — пусть себе лупит! Большинство известных гроссмейстеров начали играть в шахматы в четыре-пять лет — это факты для раздумья. 

Я писала, что Доман рекомендует начинать учить ребенка ползать В САМЫЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ МОМЕНТ ЕГО ЖИЗНИ, в день, когда он родился. А пуповина? А то, что он не держит головку?! РЕБЕНОК ДОЛЖЕН НАЧИНАТЬ ПОЛЗАТЬ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ, ежедневно увеличивая метраж путешествий и таким образом ПОЗНАВАЯ ЖИЗНЬ (и развивая свой мозг). Доман вводит понятие ФИЗИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА ребенка. По таблице Домана каждый родитель может легко выяснить, соответствует ли возрасту физическое развитие ребенка первых шести лет жизни. Мой сын пополз в три месяца, сам пошел в семь месяцев, начал кататься на роликах с полутора лет, а в год и десять месяцев овладел брахиацией — он висит на лестнице на руках и передвигается, перехватывая руками. Я пишу об этом безо всякой гордости — это не больше, чем средний результат десятков тысяч учеников школы Домана. При этом я не успела научить его плавать, не получилось — дорого, и в два года он не ездит верхом, ленится без остановки бежать сто метров, а есть еще тысячи вещей, которыми может овладеть человек в два года. 

Для информации: американские нейрофизиологи определили этапность, с которой происходит физическое развитие ребенка. Существует последовательное включение разных уровней мозга, которые ответственны за формы движений возрастающей сложности. Активно двигаясь, ребенок может раньше включить более высо- кий отдел мозга, но если ребенок двигается вяло, то рано или поздно следующий участок мозга все-таки сам вклю-^тся. и ИМЕННО ЭТО И КОНСТАТИРУЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОРОВ, ОПИСЫВАЮЩИХ ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ. Доман описывает семь этапов, этап медуллы — грубо говоря, перехода спинного мозга в головной мозг, — участок между медуллой и средним мозгом, средний мозг и четыре уровня коры головного мозга. Последней (взрослой) стадии развитой коры, отвечающей за самые сложные движения, ребенок достигает к шести годам. Главное проявление этого — ПИСЬМО, важнейшая человеческая функция, которая является результатом суммарных достижений на каждой предыдущей стадии. Чем раньше ребенок осваивает каждую новую ступень, тем надежнее, прочнее его знания, выше способности, легче осваивание любого нового вида деятельности. Другими словами, вы все равно в какой-то момент начинаете учить ребенка гимнастике, живописи, пению или фехтованию. Он преуспеет в любой области, если вы обеспечите ему общее раннее начало. Говоря УСПЕХ, я не имею в виду ПОБЕДУ, ФИНАНСОВЫЙ УСПЕХ, хотя это тоже часть жизни. Если вас может стимулировать сознание, что, начав играть в два года, ваша дочь ЛЕГКО может стать первой ракеткой мира в шестнадцать лет и стать юной миллионершей, то это прекрасный стимул для начала занятий. Но саму меня больше поражают творческие возможности "домановских детей. Доман пишет, что среди них уже есть нобелевские лауреаты, и вот это очень похоже на правду. Немало нобелевских лауреатов и среди тех, кто поддерживает работу Домана. Один из них, легендарный изобретатель вакцины против полиомиелита доктор Джонас Сэлк, сказал следующее: 'Теперь самые выдающиеся люди в мире будут стремиться попасть в этот институт в Филадельфии. И вот когда они окажутся здесь, рассказывайте им все только один раз, поскольку те, кто захочет понять, поймут с первого раза, а те, кто не захотят, не поймут и после тысячекратного повторения". Это он сказал о взрослых, а не о детях. А детям повторять мы обязательно будем, потому что многократное повторение — основа раннего обучения. 

дальше
   
присылайте ваши материалы на эту тему
Содержание: 
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5