Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Физическое развитие >> Спортивные комплексы >> Снаряды для виса. Упражнения
В.С. Скрипалев, отрывокиз книги "Наш семейный стадион"

Переходя к рассказу о спорткомплексе, мне хочется предупредить вас, что материал о конструкциях может показаться сложным для восприятия. На самом деле это не так. Просто наберитесь терпения и прочтите все внимательно. Тем более что я старался дать упрощенные чертежи конструкционных деталей и сократить до минимума количество предлагаемых упражнений. Уверен, что ваш ребенок изобретет еще массу интересных упражнений. Более того, уверен, что многие из вас смогут внести предложения, улучшающие конструкцию.

Итак, традиционные снаряды — перекладина, трапеция и кольца. Они хорошо подходят для малышей, годятся для соревнований между ними и взрослыми. В коляске или кроватке трехмесячного ребенка уже можно установить “турничок”. Мне довелось видеть несколько детских перекладинок. Малыш тянется к палочке, берется за нее, начинает приподниматься. Чтобы попробовать ее “на вкус”, он начинает подтягиваться. Однако дальнейшее поднимание затруднено из-за низкого расположения перекладины — на расстоянии вытянутой ручки от поверхности постели. Ее можно усовершенствовать. Опишу вариант перекладинки, установленной в кроватке дочери Оли, когда ей было 4 месяца.
Собственно, это уже система перекладинок, скорее напоминающих шведскую стенку из шести тоненьких (диаметром 15 мм) палочек, названная “Встань-ка” (рис. 3). Перекладины крепятся к двум боковым стойкам, а те, в свою очередь, — к боковым решеткам кровати. Верхняя перекладинка находится довольно высоко от ребенка. На вторую, четвертую и шестую (верхнюю) перекладинки до сборки произвольно нанизаны игрушки.

Занятия на лесенке “Встань-ка” проводятся со страховкой взрослыми. Они состоят из трех упражнений возрастающей сложности. Первое заключается в том, что ребенка сажают лицом к лесенке так, чтобы он мог ухватиться за нижнюю перекладинку и тянуться к нижней игрушке. Во втором упражнении ребенка ставят лицом к лесенке так, чтобы он мог ухватиться за верхнюю перекладинку и играть с верхней игрушкой. Животик стоящего ребенка может упираться в нижнюю перекладинку. Страхующий взрослый помогает малышу расставить ножки пошире, на полную ступню, носками наружу. Двойная опора помогает стоять таким образом даже необученному малышу. Устав, ребенок может, перебирая ручками перекладинки, опуститься вниз. Хотя чаще — просто мягко шлепнуться на попку.

Все дети любопытны. Малыш обязательно потянется за игрушками, ухватится за нижнюю перекладинку и приподнимется. Третье упражнение как раз заключается в том, что лежащему ребенку, самому ухватившемуся за нижнюю перекладинку, помогают сначала сесть, а затем и встать. Для этого подталкивают ступни ребенка ладонью либо до щечкой, пока он сам не научится вставать без помощи. Продолжительность занятий постепенно увеличивается от нескольких секунд до нескольких минут. При этом ребенка ничто не должно беспокоить, он должен получать удовольствие. В противном случае занятия прекращаются.

В домашнем спорткомплексе стойки перекладины (диаметром 34 мм) одновременно держат весь каркас (как написано на сайте). Это позволяет избежать крепления к полу и потолку и сверления в них отверстий. Здесь подвеска заменена распором. В верхнюю часть стоек перекладины введены втулки с резьбой, в которые вворачиваются распирающие винты М20. Последние и прижимают верхнюю часть каркаса к потолку (каркас спорткомплекса охраняется авторским свидетельством СССР № 587949). Верхние балки могут быть сделаны, например, из швеллера с полкой 50 мм, квадратной трубы или бруска 70х90 мм. В стойках просверлены 10-миллиметровые отверстия для винтов перекладины через каждые 100 мм, начиная с 800 мм от пола. Винты, пройдя стойки, входят в нарезные отверстия перекладины. Расстояние между стойками — 750 мм, как в дверном проеме.

Другим снарядом для виса являются кольца (рис. 3, п. 5). Этот снаряд вместе с подвеской выпускало ленинградское предприятие (г. Ленинград-19, ул. Бехтерева 3) в комплекте “Детский спортивный набор”. В настоящее время комплект усовершенствуется. Кроме колец входили: трапеция, устанавливаемая в нашем спорткомплексе попеременно с кольцами, и качели. Подвеска для этих снарядов в наборе — общая. В нашем спорткомплексе она использована вместе с кольцами;

На подвеску надевается кольцо.

Для быстрого изменения высоты подвески колец применяются зажимы в виде цифры 8. Наигравшийся на кольцах ребенок может вместо них подвесить при помощи раздвижных крючков трапецию. Этот снаряд можно использовать как перекладину. Однако она требует большей сноровки. Во-первых, диаметр трапеции больше, чем у перекладины и колец. Во-вторых, она вращается вокруг продольной оси, что требует цепкости пальцев.

Начавший ходить малыш подходит к перекладине, тянется к ней. Ухватившись, он пытается поджать ножки, повисеть (рис. 4, а). Ребенок сам, без вашего напоминания, будет много раз за день подходить к снаряду. Это — первое упражнение детей годовалого возраста. Моя дочь Оля попробовала сделать это упражнение в девять месяцев. Она спокойно и с удовольствием висела до 10 секунд на перекладине и кольцах. Я попробовал поднять Олю к прыжковой лиане. Девочка крепко бралась... и, как только я оставлял ее одну, выпускала из рук резиновую трубку. Повторил несколько раз — тот же результат.





рис. 4

У грудного не спросишь, пришлось разгадывать... Под тяжестью ребенка резина удлиняется, диаметр трубки уменьшается. Это, видимо, воспринимается как высвобождение опоры, ее ненадежность, и малыш разжимает пальцы.

Не подсаживайте дошкольников к резиновым подвескам (лианам)! Страхуйте их при первых самостоятельных попытках взяться за лианы!

В остальных случаях страховка не требуется. Общие методические приемы по работе на снарядах примерно одинаковы. О них будет рассказано ниже.

В висах укрепляются мышцы ладоней, рук, плеч, груди, спины и пресса. Поэтому ребятишки начинают незаметно для нас, но быстро прогрессировать. Пройдет еще два года, и вы сможете наблюдать следующие упражнения, которые выполняет ваш ребенок.

Вис на одной руке. Лучше, если он выполняется с выпрямленным телом и опущенной второй рукой. Для этого подойдет не только перекладина, но и трапеция, кольца.

Классическим является упражнение “угол”. В его выполнении участвует большая группа мышц. На перекладине это упражнение можно делать двумя способами. Первый, более простой, — вис хватом за перекладину. “Зачетным” считается такое положение, когда угол между ногами и телом составляет 90°. Ноги выпрямлены, сведены вместе, носки оттянуты (рис. 4, б). Это же упражнение можно выполнять на наклонной треугольной лесенке.

Второй способ отличается тем, что вис осуществляется хватом за стойки перекладины. Лучше всего это делать в самом верху стоек, где имеется кольцевой уступ вокруг винта М20. Напряженное положение рук вверх в стороны подключает большую группу мышц по сравнению с висом хватом за перекладину и напоминает тренировку известного силового элемента “крест” (рис. 4, в).

Хорошим подспорьем при освоении многих гимнастических элементов являются висы на подколенках. Самый простой их них тот, с которого началось заметное физическое развитие моего сына. Для выполнения этого виса в помощью рук необходимо уметь делать описанное выше упражнение “угол”. Подготовленный в такой степени ребенок сможет из виса поднять согнутые ноги к перекладине и, согнувшись, продеть их между рук (рис. 4, г). Некоторым взрослым последнее движение мешает выполнить не только слабый пресс, но и излишняя полнота.

После освоения этого упражнения стоит попробовать продевание одной ноги и вис вниз головой с помощью рук (рис. 4, д). Возврат в исходное положение осуществляется в обратной последовательности. Как правило, ребенка этому не обучают, он изобретает эти упражнения сам.

Более трудным вариантом данного упражнения является вис на обоих подколенках без помощи рук. Его надо осваивать на небольшой высоте и постепенно. Выполнив описанные движения, следует попробовать отпустить сначала одну руку. Потом опять ухватиться обеими руками и отпустить другую руку. Наконец, почувствовав уверенность, отпустить обе руки. Прогнуться и вытянуть руки по направлению к полу (рис. 4, е). Заканчивать упражнение можно либо выполнением движений в обратной последовательности, либо“спрыгиванием” (с небольшой высоты!), опираясь на кисти рук. Ноги при этом лучше разогнуть энергично: легче будет прийти в упор присев без кувырка вперед через голову. В конце концов, со страховкой можно попробовать раскачаться и сделать соскок на ноги полуоборотом назад.

Освоивший все эти упражнения ребенок может попробовать движение, которое пригодится начинающему гимнасту, — подъем переворотом в упор силой. Из виса необходимо поднести носки прямых ног к перекладине и начать подтягиваться на руках, в висе согнувшись. При этом надо стремиться тело удержать у перекладины, последовательно скользя по ней голенями, коленями, бедрами и так далее (рис. 5, о). Почувствовав перенесение центра тяжести тела выше перекладины, быстро выпрямиться головой назад и выйти в упор на прямые руки, перехватив кисти в упор.





рис. 5

Опыт показывает, что дошкольники склонны прежде всего к висам и динамической гимнастике, так или иначе развивающей скелетно-мышечную систему и вестибулярный аппарат. Гимнастика взрослых добавляет к этому комплексу движений силовые, статические упражнения. Поначалу дети могут попробовать выполнять их, подражая взрослым. Не исключено, что с развитием мышечной системы у ребенка возникнет и потребность в такого рода упражнениях.

Я не показывал сыну статических упражнений, считая, что они довольно скучны и лазания вполне достаточно для его развития. Однако однажды шестилетний Олег подслушал мой разговор с его тренером по фигурному катанию. Суть замечаний Ларисы Ивановны сводилась к следующему. Мальчик сильный, с развитым вестибулярным аппаратом, но недостаточно гибкий. Вечером началось: “Дэди, лук!” (“Папа, посмотри!”). К спортивной терминологии эти два слова, как и факт его общения с сыном на английском языке со дня его рождения, отношения не имеют. Однако именно эти слова передают атмосферу занятий на комплексе, сопровождают открытие самим мальчиком на протяжении ряда лет все новых и новых упражнений. “Дэди, лук!” — освоена лестница. “Дэди, лук!” — сделан подъем переворотом на перекладине. “Дэди, лук!”— совершается “путешествие Магеллана”. На этот раз “Дэди, лук!” — неожиданные статические упражнения.

Сын влез на перекладину, встал на ноги, взялся за стойки повыше. Затем положил правую ногу назад, на прыжковую лиану, прогнулся. Получилось нечто вроде “ласточки”. Потом Олег подтянул левую ногу к правой — прыжковая лиана удерживала его ноги, грудь и плечи мальчика сильно прогнулись (рис. 5, б). В дальнейшем он мне показал еще несколько подобных упражнений. Олег закреплялся в висе на одном из снарядов и отводил, сильно прогибаясь, свои ноги на снаряд сзади.

Статические упражнения стали еще популярнее в нашей семье после того, как у нас побывали Антон, Аня, Юля, Ваня и Люба Никитины. Мы решили провести эксперимент, чтобы убедиться, что на домашнем спорткомплексе могут заниматься сразу несколько детей. Я предложил им импровизировать. Каково было мое удивление, когда стали демонстрироваться одно за другим “фирменные” упражнения. Некоторые из них описаны ниже. Кстати, подобные упражнения развивают не только гибкость, но и силу. Родители смогут посоревноваться со своими детьми, включив секундомер. Не думаю, чтобы им досталась легкая победа. Резервные возможности детей поразительны.

“Колобок”. Из виса спортсмен подтягивается так, чтобы подбородок оказался выше перекладины. В таком положении он подтягивает согнутые в коленях ноги высоко к груди, предельно группируясь и как бы свернувшись в клубок (рис. 5, в). Можно включить секундомер.

“Угол”. Оказывается, можно выполнять его, опираясь только на одну стойку перекладины. Юля взялась за нее левой рукой пониже уровня пояса, правой — выше уровня головы. Толчок — и обе ноги замерли в “угле” слева от стойки (рис. 5, г). Как легко догадаться, левая рука упиралась, правая растягивалась, работала на вис. Руки можно перехватить, тогда “угол” будет выполнен вправо от перекладины.

Не меньшее удивление у меня вызвал “флажок”. Исполнителю этого упражнения было куда труднее. Наклонившись боком к перекладине, он взялся хватом сверху за стойку, руки пошире. Из исходного положения спортсмены выполняют гимнастическое упражнение “колесо”. Толчок — и тело вытянулось почти параллельно полу, ноги вместе. Ни дать, ни взять флаг, развернутый порывом ветра.

В дополнение к этому флагу было выполнено упражнение “флагшток” — “вертикальный шпагат”. Юля подошла к стойке перекладины, взялась за нее руками и, стоя на одной ноге, постепенно вытянула вторую вверх, вдоль стойки.

Несмотря на то, что кольца являются подвижной опорой, их тоже можно использовать для различных упражнений в висах. Прежде всего, вис согнувшись. Необходимо при этом следить за тем, чтобы прямые ноги были сведены вместе, носки оттянуты, голова наклонена к груди.

Хорошо развитому физически ребенку можно попробовать из виса согнувшись вниз головой перейти в вис прогнувшись. Для этого надо плавно, сохраняя равновесие, отвести голову назад и, поднимая туловище вверх, прогнуться (рис. 6, а, б). В случае потери равновесия лучше снова выполнить вис согнувшись и повторить движение. Упражнение легче выполнять на небольшой высоте.





рис. 6

На кольцах можно выполнять и горизонтальный “шпагат”. Для этого необходимо поставить ступни на нижнюю внутреннюю часть колец, выпрямиться во весь рост, придерживаясь за веревки подвесок. Перехватывая руками веревки все ниже и ниже, постепенно начать разводить прямые ноги в стороны (насколько широко — зависит от индивидуальных способностей ребенка). При последующих подходах можно попробовать садиться пониже, вплоть до “шпагата”. Исполнение упражнения облегчается тем, что вес тела распределяется между руками и ногами.

Описанный “угол” в висе на перекладине можно выполнить и на кольцах. Это несколько труднее из-за подвижности опоры. Следующим по трудности упражнением является угол в упоре на руках. Для этого надо кольца подвесить пониже и выйти в упор на руках. Слегка отклонившись назад, прижать локти к туловищу, руки прямые. Плавно поднять прямые ноги с оттянутыми носками (рис. 6, в).

Можно выполнять на кольцах и “колобок”. Для этого предварительно можно раскачаться и принять позу “колобок”, как в упражнении на перекладине. Ребята могут соревноваться между собой - кто дольше, раскачиваясь, пробудет в этой позе.

И в заключение расскажу еще об одном упражнении, развивающем гибкость, под названием “лягушка”. Пятилетняя Люба схватилась за колечки и выполнила вис согнувшись. Затем она начала продевать ноги внутрь колец. Когда центр тяжести тела был приближен к кольцам, она плавно разогнулась головой назад и стала постепенно вынимать ноги из колец, пока не зацепилась за них носками. Тело девочки кольцом прогнулось вниз (рис. 6, г).

Я смотрел на улыбающееся и, как мне показалось, чуть насмешливое лицо девочки. “Они все чувствуют, а кое-что понимают лучше нас, — подумал я. — И все же... все же у каждого из нас, родителей, почти неограниченная власть над ними...”. Надо научиться этой властью пользоваться осторожно, постепенно превращая ее в равноправное радостное общение с ребенком. Этому может послужить и общение во время занятий на спорткомплексе.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5