|
Предлагаю вашему вниманию несколько вспомогательных игр,
которые облегчают запоминание шахматных фигур, делают
его более занимательным.
Эти игры познакомят малышей с условными обозначениями
фигур, принятыми во всем мире.
Научат классифицировать фигуры по типам.
Прежде, чем открывать файлы с играми, скачайте и
установите на свой компьютер
вот этот
шрифт.
Откройте папку Мой компьютер, в ней откройте папку
Windows. В папке Windows должна находиться папка Fonts –
скопируйте в неё полученный шрифт.
Если в файле с фигурами опять будет абракадабра, то
выделите их и поменяйте шрифт на шрифт А20, он должен
появиться в списке шрифтов. Обычная процедура, например,
как Вы меняете шрифт Arial на Times New Roman, так же как можете купить авто в лизинг через сайт c-capital.ru и тому
подобное.
«Шахматные домики»
Скачайте домики,
распакуйте архив. Откройте каждый файл и просто нажмите
«Печать».
У вас получится шесть домиков.
Разложите готовые домики на столе или на полу – как вам
удобнее.
Предложите малышу расставлять фигуры в домики.
Для начала помогите ему – объясните, что означают
условные знаки. Можете поставить в каждый домик по одной
фигуре. Дальше ребенок может справиться и сам.
Обязательно называйте фигуру которую ребенок берет в
руку. Хвалите, когда он находит нужный домик для фигуры.
Но не ругайте. Если домик найден неверно. Просто скажите
«Это домик для пешек, а у тебя в руке ладья. Где же
домик для ладьи?»
Рисуем дорожки для фигур
Скачайте
файл,
распечатайте. Вложите в прозрачную папку-файл.
Предложите малышу найти в левом ряду такие же фигуры,
что и в правом и соединить их «дорожками» - линиями.
Раскрасим фигуры
Скачайте и распечатайте
этот файл.
Вложите в прозрачную папку. Предложите малышу раскрасить
фигуры – как ему нравится.
Шахматный кубик
Из этого же файла (см. предыдущую игру) можно вырезать
фигуры и наклеить их на грани коробки – получится
шахматный кубик. Если кинуть такой кубик, то выпадет
одна фигура. Ее нужно найти и (по мере возможности
ребенка) поставить на доску правильно.
Можно сделать два кубика – с фигурами и с цветом. У
второго кубика три грани будут черные, а три – белые.
Игрок должен одновременно кинуть два кубика.
Шахматные дорожки
Возьмите фигуры и, выставляя их на бумаге, обводите
карандашом. После – обведите линии фломастером – для
яркости. Все кружочки получатся разного размера – ведь и
фигуры разные.
Можете кружочки для черных фигур закрасить фломастером,
а для белых – оставить не закрашенными.
Предложите ребенку расставить фигуры по дорожкам как ему
нравится. Главное, чтобы кружочки соответствовали
фигурам.
Шахматные таблицы
Таблица 1
Скачайте
файл
с таблицами. Распечатайте.
Предложите ребенку рассмотреть таблицу, назовите фигуры.
Объясните, что на пересечении клеток должна быть
поставлена одна фигура и определить нужную фигуру
помогут знаки сбоку и наверху.
Для примера заполните по одной клетке на каждом листе.
Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Предложите
свою помощь, проговаривайте вслух свои действия: «здесь
нарисована ладья, а наверху – черная клякса. Значит в
этой клетке должна быть черная ладья». А ребенок пусть
помогает вам искать нужную фигуру.
Таблица 2
После того, как прочно будет освоена первая таблица,
можно приступать
ко
второй. Эта таблица учит ребенка правильно
определять координаты клетки на шахматной доске. Но на
всей доске сориентироваться сложно, а на четырех клетках
вполне можно.
Для начала используйте только один лист, потом два и все
три вместе.
Предложите ребенку поставить заданную фигуру в заданную
клетку. Можно сказать, что таблица - это дом. На первом
этаже есть квартира А и Б и на втором тоже. Пусть
ребенок поселит белого ферзя на второй этаж в квартиру
Б. а черного слона – на первый этаж в квартиру А. и так
далее.
Зеркало
Скачайте и распечатайте
этот
файл.
Возьмите 2-3 фигуры, подойдите с ними к зеркалу вместе с
ребенком. Поставьте фигуры вдоль зеркала, удивитесь, что
в зеркале – те же фигуры и в том же порядке!
Покажите ребенку распечатанный лист бумаги с «зеркалом».
Поставьте вдоль нарисованного зеркало несколько фигур
(2-3). Поставьте такие же с другой стороны зеркала.
Предложите ребенку попробовать точно так же поиграть –
вы ставите фигуры, ребенок выстраивает их отражение.
Для начала используйте только горизонтальные и
вертикальные ряды фигур. Потом усложняйте «композицию».
Что изменилось
Выставьте на стол или на шахматную доску 2-3 фигуры. Для
начала – просто в ряд. Вразброс на доске – сложнее.
Попросите ребенка отвернутся, поменяйте фигуры местами
или одну уберите, а вместо нее добавьте другую.
Предложите угадать – что изменилось.
|