Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Игры и игрушки >> Шахматы >> Шахматные игры на бумаге и не только
Лена Данилова

Предлагаю вашему вниманию несколько вспомогательных игр, которые облегчают запоминание шахматных фигур, делают его более занимательным.
Эти игры познакомят малышей с условными обозначениями фигур, принятыми во всем мире.
Научат классифицировать фигуры по типам.

Прежде, чем открывать файлы с играми, скачайте и установите на свой компьютер вот этот шрифт.
Откройте папку Мой компьютер, в ней откройте папку Windows. В папке Windows должна находиться папка Fonts – скопируйте в неё полученный шрифт.
Если в файле с фигурами опять будет абракадабра, то выделите их и поменяйте шрифт на шрифт А20, он должен появиться в списке шрифтов. Обычная процедура, например, как Вы меняете шрифт Arial на Times New Roman, так же как можете купить авто в лизинг через сайт c-capital.ru и тому подобное.

«Шахматные домики»
Скачайте домики, распакуйте архив. Откройте каждый файл и просто нажмите «Печать».
У вас получится шесть домиков.
Разложите готовые домики на столе или на полу – как вам удобнее.
Предложите малышу расставлять фигуры в домики.
Для начала помогите ему – объясните, что означают условные знаки. Можете поставить в каждый домик по одной фигуре. Дальше ребенок может справиться и сам.
Обязательно называйте фигуру которую ребенок берет в руку. Хвалите, когда он находит нужный домик для фигуры.
Но не ругайте. Если домик найден неверно. Просто скажите «Это домик для пешек, а у тебя в руке ладья. Где же домик для ладьи?»










Рисуем дорожки для фигур
Скачайте файл, распечатайте. Вложите в прозрачную папку-файл.
Предложите малышу найти в левом ряду такие же фигуры, что и в правом и соединить их «дорожками» - линиями.


Раскрасим фигуры
Скачайте и распечатайте  этот файл. Вложите в прозрачную папку. Предложите малышу раскрасить фигуры – как ему нравится.


Шахматный кубик
Из этого же файла (см. предыдущую игру) можно вырезать фигуры и наклеить их на грани коробки – получится шахматный кубик. Если кинуть такой кубик, то выпадет одна фигура. Ее нужно найти и (по мере возможности ребенка) поставить на доску правильно.
Можно сделать два кубика – с фигурами и с цветом. У второго кубика три грани будут черные, а три – белые. Игрок должен одновременно кинуть два кубика.


Шахматные дорожки
Возьмите фигуры и, выставляя их на бумаге, обводите карандашом. После – обведите линии фломастером – для яркости. Все кружочки получатся разного размера – ведь и фигуры разные.
Можете кружочки для черных фигур закрасить фломастером, а для белых – оставить не закрашенными.
Предложите ребенку расставить фигуры по дорожкам как ему нравится. Главное, чтобы кружочки соответствовали фигурам.


Шахматные таблицы
Таблица 1
Скачайте файл с таблицами. Распечатайте.
Предложите ребенку рассмотреть таблицу, назовите фигуры. Объясните, что на пересечении клеток должна быть поставлена одна фигура и определить нужную фигуру помогут знаки сбоку и наверху.
Для примера заполните по одной клетке на каждом листе.
Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Предложите свою помощь, проговаривайте вслух свои действия: «здесь нарисована ладья, а наверху – черная клякса. Значит в этой клетке должна быть черная ладья». А ребенок пусть помогает вам искать нужную фигуру.
Таблица 2
После того, как прочно будет освоена первая таблица, можно приступать ко второй. Эта таблица учит ребенка правильно определять координаты клетки на шахматной доске. Но на всей доске сориентироваться сложно, а на четырех клетках вполне можно.
Для начала используйте только один лист, потом два и все три вместе.
Предложите ребенку поставить заданную фигуру в заданную клетку. Можно сказать, что таблица - это дом. На первом этаже есть квартира А и Б и на втором тоже. Пусть ребенок поселит белого ферзя на второй этаж в квартиру Б. а черного слона – на первый этаж в квартиру А. и так далее.


Зеркало
Скачайте и распечатайте этот файл.
Возьмите 2-3 фигуры, подойдите с ними к зеркалу вместе с ребенком. Поставьте фигуры вдоль зеркала, удивитесь, что в зеркале – те же фигуры и в том же порядке!
Покажите ребенку распечатанный лист бумаги с «зеркалом». Поставьте вдоль нарисованного зеркало несколько фигур (2-3). Поставьте такие же с другой стороны зеркала.
Предложите ребенку попробовать точно так же поиграть – вы ставите фигуры, ребенок выстраивает их отражение.
Для начала используйте только горизонтальные и вертикальные ряды фигур. Потом усложняйте «композицию».


Что изменилось
Выставьте на стол или на шахматную доску 2-3 фигуры. Для начала – просто в ряд. Вразброс на доске – сложнее.
Попросите ребенка отвернутся, поменяйте фигуры местами или одну уберите, а вместо нее добавьте другую. Предложите угадать – что изменилось.


 
присылайте ваши материалы на эту тему

 

   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5