|
Конечно, лучше всего изучать живую природу не по
картинкам, а, разглядывая живые, настоящие растения и
животных.
Для малыша до двух лет вполне будет достаточно
знакомства с названиями нескольких видов трав
(дикорастущих и садовых – цветов), деревьев и
кустарников:
- одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха,
ромашка,
- нарцисс, астра, маргаритка, другие, если они растут
у вас на даче,
- клен, береза, дуб, тополь, ель, сосна,
- смородина, боярышник, малина (плодовые кустарники
показывайте тогда, когда на них есть ягоды, но не
забывайте обращать внимание на форму листьев),
- сирень, черемуха (когда они в цвету).
|
Малышу старше двух лет показывайте и называйте все
растения, которые вы точно можете назвать.
Рассматривая травы, погладьте ладошкой ребенка по листу
– с внешней и с внутренней стороны. Назовите ощущения –
гладкий или шершавый лист.
При разглядывании крапивы
скажите малышу, что ее трогать не нужно, она жжется,
«кусается», обратите внимание малыша на форму листьев
крапивы.
Показывая ребенку деревья, проведите своей и его
ладошкой по коре, обхватите дерево вокруг ствола (можете
сказать, толстый ствол или тонкий, высокое дерево или
низкое, ветвистое или нет).
Сорвите с дерева один листик, дайте малышу потрогать,
посмотреть, проведите его пальчиком по краю листа,
обращая внимание на его форму и на зазубринки по краям,
есть они или нет. Обратите внимание на иголки хвойных
деревьев, скажите, что это тоже листья.
Покажите ребенку шишки ели и сосны, желуди, тополиный
пух, крылатки клёна.
Сходите с ребенком в парк или в лес. Скажите, что
много-много деревьев – это лес. Небольшой «лес» в
городе, с дорожками, скамейками и детскими площадками –
это парк.
Из животных наиболее подходящими для «изучения» являются
собаки. Называйте и показывайте на улице собак разных
пород. Заведите альбом с породами собак.
На даче, в парке или в лесу покажите малышу птиц,
насекомых, других мелких животных:
- ворону
- воробья
- сороку
- трясогузку
- муравья
- бабочку
- пчелу
- жуков (кроме божьей коровки, жука носорога и жука
пожарника называть виды жуков не стоит)
- улитку
- червяка
- гусеницу
- лягушку
|
Сделайте альбомы «ПТИЦЫ», «РЫБЫ», «НАСЕКОМЫЕ» (можете
назвать его «БУКАШКИ»).
Другие лесные животные – волк, лиса, заяц и другие вам
вряд ли встретятся в ближайшем лесу. Но можно сделать
альбом «Кто живет в лесу» и разместить туда изображения
этих лесных жителей.
Отдельный альбом можно сделать про домашних животных и
птиц, назвав его «Кто живет с людьми». А можно
приобрести книжку с картинками на эту тему.
Еще один альбом сделайте про экзотических животных,
назовите его «Звери и птицы жарких стран». Экзотические
животные, конечно, в жизни вам и малышу не встретятся,
но их изображения часто встречаются в детских книгах, в
детских стихах, сказках, мультфильмах с ними происходят
разные невероятные приключения. Кроме этого можно будет
сходить пару раз в зоопарк и посмотреть, как на самом
деле выглядит жираф, слон и бегемот.
Разглядывая картинки в альбоме, показывайте малышу, где
у зверей, птиц, рыб голова, уши, нос, лапы, хвост,
крылья, плавники, клюв. Кратко сообщайте о том, что
характерно именно для этого животного на доступном
ребенку уровне: что животное ест, какие издает звуки,
где живет (нора, дупло, логово, берлога).
Не забивайте голову ребенка «энциклопедическими
сведениями» по Доману: не говорите полуторалетнему
малышу, что комар относится к перепончатокрылым
насекомым, лучше скажите, что он жужжит и кусается.
Слишком много сложных и непонятных слов, не имеющих
ничего общего с реальностью, лишь отвращает малыша от
просмотра картинок.
|