Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Мир вокруг малыша >> Детям о природе >> Мы едем на пикник! или Развивающие игры на природе
Ася Штейн

Внезапно чьи-то ледяные пятки касаются вашего теплого спросонья живота, и сладостную воскресную дремоту окончательно прерывает звонкий голосок: "А куда мы сегодня пойдем?"
Малыш терпеливо ждал своего звездного часа всю долгую неделю, и теперь нам придется-таки распрощаться с мечтами об уютном деньке в халате и тапочках перед телевизором, смириться с легким (или не очень) беспорядком в квартире и отложить до лучших времен поход на вещевой рынок.

Только куда же все-таки отправиться? А не устроить ли нам пикник? Пока дети еще совсем маленькие, не стоит забираться слишком далеко, малышам хватит впечатлений и в ближайшем к дому лесопарке. Чем старше будет становиться ребенок, тем дальше и сложнее может быть путешествие, но готовиться к нему лучше заранее.

Если вы едете на машине, запаситесь подробной картой, если на электричке, стоит узнать расписание поездов, продумать маршрут так, чтобы не пришлось долго идти пешком по поселку или пыльной магистрали, тащиться от электрички на автобусе; "каких-нибудь пять остановок" покажутся вашему уже приуставшему малышу вечностью. Не стоит с маленькими детьми забираться в совсем глухие и незнакомые места. Лучше отправляйтесь туда, где уже побывали вы сами или кто-то из ваших знакомых или выберите обжитую зону отдыха.

Не нужно посвящать слишком много времени приготовлению деликатесов для пикника: маленькие дети вряд ли их оценят. Лучше захватите с собой побольше вымытых фруктов и овощей, соки, булочки и печенье, йогурты и молочные десерты, предназначенные для длительного хранения. Брать с собой мясные и рыбные полуфабрикаты можно только при наличии сумки-холодильника, а колбасы и копчености детям вообще есть незачем. Не забудьте о питьевой воде! Маленьким детям ни в коем случае нельзя пить из открытых водоемов, колодцев и колонок: даже если в воде и не будет никакой инфекции, от ее непривычного химического состава у ребенка может начаться расстройство желудка. Не забудьте прихватить влажные салфетки для рук, репеллент от комаров, леденцы от укачивания, мини-аптечку (бинт, пластырь, йод, бальзам "Спасатель").

Отдельно стоит подумать, как вы будете развлекать детей в дороге, ведь в пути они вовсе не станут мирно смотреть в окошко, предоставив вам читать газету. Можно придумать мини-спектакль для пальчикового кукольного театра (куколок сделайте из пальцев от перчатки, вышейте им личики нитками или просто нарисуйте и приклейте). А что если устроить небольшое цирковое представление? Вовсе не нужно быть Кио, чтобы развлечь нехитрыми фокусами малышей. Если есть желание и не возражают соседи по электричке, устройте конкурс певцов, а прихватив с собой магнитофон и кассеты, вы сможете даже поиграть в "угадай мелодию". Для дороги подходят разные игры со словами, их очень много, и их описания можно найти в книгах. Крохотные магнитные шахматы или шашки, фломастеры и альбом, новая книга или сборник кроссвордов помогут скрасить путь детишкам постарше. В большой компании очень весело играть в "буриме" или "испорченный телефон". Словом, хороши все средства, лишь бы томительное путешествие не испортило все удовольствие от прогулки.

Не надейтесь, что чадо разделит ваши восторги по поводу красоты первозданной природы, не стоит также рассчитывать, что вам удастся мирно понежиться на пляже или всласть пособирать подберезовики. 

Поскольку вы, скорее всего нечасто выбираетесь на пикники всей семьей, используйте этот удачный случай, чтобы порезвиться всем вместе, это гораздо веселее и приятнее, чем постоянно одергивать маленьких дикарей, с воплями вытаптывающих остатки зеленых насаждений и мешающих вам поглощать пиво с шашлыками. Заранее продумайте программу игр и развлечений, особенно если детей будет несколько.

"Белкина кладовая" Найдите не очень высоко расположенное неглубокое дупло, Малыш должен дотянуться до него, встав на цыпочки или забравшись к вам на руки. В качестве варианта можно использовать расщелину между корнями, тогда это будет зайкина норка. Положите туда шишки, желуди, палочки, камешки, ракушки. Расскажите ребенку, что белочка ( или, соответственно, зайка) оставила для него в дупле подарки. Но их можно взять, только если отгадаешь на ощупь, что там лежит. Пусть малыш не глядя опускает руку в дупло и пытается понять, что же он нащупал. Усложните игру, пусть кроха найдет на ощупь все гладкое или, наоборот, шершавое; все, что начинается, например, на "к": камень, косточку, кору. Предложите ребенку определить, не заглядывая в дупло, что там лишнее, например, каштан, желудь, шишка, ракушка (во всем, кроме ракушки, находятся семена растений).

Кто спрятался в норке? (вариант "Белкиной кладовой"). Выкопайте в земле несколько норок, так, чтобы в них свободно входила ручка ребенка. В каждую норку положите по какому-нибудь предмету: желудю, камешку, веточке, кусочку мха. Предложите малышу на ощупь определить, что там лежит. Можно спрятать небольшие деревянные фигурки животных.

Удивительные камешки. Если вы отправились купаться и загорать на каменистый пляж, учебные пособия буквально валяются у вас под ногами. С камешками можно играть в самые разнообразные развивающие игры. Например, можно предложить малышу искать камешки по вашему заданию. Попросите принести вам круглый камень, мокрый камень, горячий камень, гладкий камень, шершавый камень. Потом усложните задания: попросите найти длинный гладкий камень или серый круглый камень в пупырышках, белый холодный камень с отбитым краем и т. д. Игра учит определять свойства предметов, развивает тактильные ощущения, обогащает речь малыша.

Что пропало? Положите в коробочку или корзинку 3-4 предмета: шишку, цветок, листик, сучок, камешек и т.д. Чем младше ребенок, тем сильнее должны отличаться предметы друг от друга. Дайте малышу внимательно рассмотреть содержимое корзинки. Потом завяжите ему глаза и уберите один из предметов. Пусть ребенок определит, что пропало. Постепенно усложняйте игру: увеличьте количество предметов, уменьшите отличия между ними (например, возьмите только цветы: ромашку, одуванчик, василек, незабудку, тысячелистник и т.д.).

Для городского ребенка поездка на природу - редкое, надолго запоминающееся событие. В лесу, в поле, на речке чувства малыша обостряются до предела, он, как губка, готов впитывать и запоминать все вокруг. Воспользуйтесь этим и поиграйте в игры, которые развивают внимание, наблюдательность, зрительную память, покажите своему крохе, как много можно увидеть, услышать и узнать в лесу, если быть внимательным, не шуметь и не пугать лесных обитателей.

Как муравьишка домой спешил. Муравьи совершают далекие, сложные путешествия, но всегда находят дорогу домой. Наблюдение за муравьями - одно из любимых занятий детей-дошкольников. Предложите малышу провести эксперимент, чтобы убедиться, что муравей знает, как ему добраться до дому.
Вам потребуется: спичечный коробок, капля красной гуаши и тоненькая кисточка, фишки (можно взять фасоль, желуди, конфетти, бусинки, пуговицы и т. д).

Поймайте возле муравейника муравья, осторожно посадите его в коробочку, поставьте на спину маленькую красную точку гуашью и отнесите его метров за сто от муравейника. Выпустите муравья и наблюдайте за тем, куда он направится, отмечая его путь цветными фишками. Вместо фишек можно использовать маленькие колышки и моток толстых цветных ниток. Повторите опыт несколько раз и сравните маршруты муравьев. Если ваш ребенок любит различные схемы, можно попробовать зарисовать маршруты движения муравьев и потом сделать подробную карту.

Голоса природы. Найдите уединенное, тихое место в лесу, в поле, на берегу реки. Предложите детям посидеть несколько минут очень тихо и послушать звуки природы. Затем пусть каждый расскажет, что он слышал (журчит ручей, стрекочет кузнечик, шелестят листья, стучит дятел, скрипит ветка и т.д). Выигрывает тот, кто назовет больше звуков.

Можно построить игру в виде цепочки. Ведущий дает мяч первому игроку, тот называет какой-нибудь звук и передает мяч следующему. Тот, кто повторяется или не знает, что сказать, выходит из игры. 
Еще один вариант - "снежный ком". Каждый следующий игрок должен повторить все, что сказали до него и добавить что-то свое. Тот, кто сбился, выходит из игры. 

Умение хорошо ориентироваться на местности абсолютно необходимо каждому. И учить этому малыша необходимо с самого раннего детства. Конечно, трехлетний ребенок не сможет сориентироваться в лесу по солнцу или при помощи компаса, но и в этом возрасте ребенка можно обучить многим полезным навыкам. Во время пикника поиграйте в игру Мальчик - с- пальчик . Она способствует развитию памяти, наблюдательности, учит ориентироваться в новой местности. Напомните малышу сказку про Мальчика - с - пальчик. Спросите, а сумел бы он сам найти дорогу домой по камешкам или другим меткам. Предложите проверить это. Заготовьте достаточное количество меток, это могут быть и просто камешки, но лучше всего использовать какие-нибудь яркие предметы: ленточки, пуговицы, толстые шерстяные нитки. Если малыш уже имеет представление о числах, можно вместо меток изготовить номерки, тогда, возвращаясь назад, можно будет следить, не пропустили ли вы какую-нибудь метку. Если вы занимаетесь счетом по системе Зайцева, Никитина или Глена Домана, можно вместо номерков использовать карточки с точками. По пути оставляйте метки на дороге, пнях, деревьях. Одновременно обращайте внимание ребенка на приметы, при помощи которых можно будет сориентироваться на местности: "Мы оставили метку у дерева с огромными корнями, рядом с нашей меткой был старый трухлявый пень, после третьей метки мы завернули за куст малины и т. д.". На обратном пути предложите малышу самому найти дорогу по меткам. Если он не помнит, куда идти, задавайте наводящие вопросы, напоминайте ему, где именно вы оставляли метку.

"Гуси-лебеди". Более сложный вариант игры. Сами заранее расставьте метки по пути от лесной полянки до вашего лагеря. Предложите малышу поиграть, как будто гуси-лебеди унесли вас за тридевять земель, и вам теперь нужно самим найти дорогу домой. Завяжите ему глаза и уведите на некоторое расстояние от лагеря, к "домику бабы-Яги". Теперь крохе придется очень внимательно смотреть вокруг, чтобы не пропустить очередную метку. Помимо меток можно оставлять стрелки-указатели или другие условные обозначения, которые помогут малышу сориентироваться на местности. Игру можно разнообразить, спрятав в укромных тайниках маленькие сюрпризы или подсказки.

Если ваш пикник затянулся и вы задержались в лесу до сумерек, воспользуйтесь этим. На реке или в открытом поле, там, где хорошо видно заходящее солнце, обязательно полюбуйтесь закатом. Но долго смотреть на солнце, даже на закате, вредно для глаз. Чтобы получше рассмотреть закат, попробуйте с малышом сделать "учебный фильм". Для этого вам потребуется фотоаппарат и пленка для слайдов. Сделайте 15-20 снимков заходящего солнца в течение часа-полутора, чтобы было хорошо видно, как солнце постепенно спускается к горизонту. Потом вы сможете посмотреть ваш "фильм" при помощи диапроектора. Меняйте кадры сначала медленно, чтобы малыш мог хорошо все рассмотреть, а потом попробуйте прокрутить пленку очень быстро, тогда будет казаться, что солнце движется. Объясните малышу, что земля - это шар, который подставляет солнышку то один бочок, то другой, и на ваших снимках как раз видно, как это происходит.

Прежде, чем отправляться домой, тщательно уберите за собой: нужно, чтобы малыш с самого детства на практике приучался беречь природу. Расскажите ему, почему обязательно надо собрать весь мусор, тщательно затоптать и залить водой костер. На обратном пути все вместе вспомните, что хорошего произошло за день, какие были забавные события, что интересного вы увидели и узнали. Запишите свои впечатления в блокнот, а малыш пусть снабдит рассказ рисунками. Позже к записям можно приложить и фотографии. Во время последующих поездок вы сможете дополнить свой "путевой журнал" новыми записями, а потом перечитывать их долгими зимними вечерами.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5