Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Методики развития детей >> Система Никитиных >> Как и когда начинать
Лена Данилова

Когда же начинать осваивать игру «Сложи узор»? Несомненно, можно начинать еще и до полутора лет. И даже до года. Мы давали Кате эти кубики около полугода, как только она научилась держать в руках игрушки. Сажали малышку в высокий стульчик и давали два – три кубика. Она ими стучала об стол и друг об друга, кидала на пол и смотрела, как они падают. Высыпала из коробки, позже стала пытаться складывать в коробку. Старший брат или взрослые делали из кубиков башенки, а она их ломала. Так мы постепенно начали знакомиться с игрой. Использовали «Сложи узор» как самые обычные кубики. Естественно, это было не часто и кубики не валялись среди остальных игрушек в коробке под кроватью.



Материал, которым вы занимаетесь с ребенком, так называемый дидактический материал, развивающие игры и наборы нужно всегда держать вне зоны досягаемости ребенка. Т.е. на полочке, повыше и подальше. Если эти кубики будут раскиданы по полу, то потом в них, как во что-то особенное, малыш играть не будет. Но если они стоят на полке и ребенок смотрит на них, а взять не может. И когда мама вдруг отложит свои домашние дела, торжественно сядет рядом, и предложит поиграть, игра станет особенной… Когда любая мозаика, любая развивающая игра рассыпана в общей коробке или вообще на полу, к ней быстро пропадает интерес.

Итак, начинать можно и в полгода, и в год. И гораздо позже… в зависимости от возраста меняется подход к знакомству с игрой.

В год-два-три сядьте с малышом за стол, высыпьте весь набор кубиков и начинайте строить башенки, домики, лесенки, дорожки, взяв половину набора себе, а вторую половину предоставив малышу для свободной игры. Мама по ходу игры может говорить: «Я сложу из четырех кубиков белый квадратик. Это будет столик, накрытый белой скатертью, а рядом синяя скамеечка (один синий кубик)». Выстройте в ряд несколько кубиков, а в конце квадратную или прямоугольную «площадку». У вас получится взлетно-посадочная полоса и площадка для самолета (тут в игру вступает маленький игрушечный самолетик). Забудьте на время, что это серьезная игра, развивающая, что положено выполнять задания.

Вот синяя скамеечка, а это желтая кроватка, сюда можно куколку положить, а теперь на полянке выросли красные цветы (можно взять зеленый лист бумаги и ставить на него кубики красной стороной вверх). Заодно ребенок будет запоминать названия цветов, узнает, какие цвета есть на этих кубиках. Можно называть количество кубиков, которое мы используем (несмотря на то, что ребенку год). «Давай сделаем дорожку – берем три синих и еще три белых», - скажет мама как бы невзначай. «А теперь два отодвинем, четыре останется».

Сначала мама играет с ребенком в кубики и делает все сама. Малыш может просто смотреть, или делать сам, что захочет, или вообще ломать мамины постройки. Самый первый этап освоения игры, когда мама просто играет, а ребенок смотрит. В жизни всегда бывает так – малыш учится, наблюдая за взрослыми. Сначала только смотрит, как взрослые ходят, а потом сам начинает ходить. Точно так же он смотрит как взрослые или другие дети берут ложку и едят, а потом уже сам тянется к ложке. Так и с играми, сначала надо насмотреться, а потом захочется делать то же самое. Дети – это маленькие обезьянки и любят всё повторять за взрослыми.
Мама сама для себя может петь, плясать, играть на пианино, на скрипке, строить из кубиков, писать слова, сама их читать. Ребенок будет смотреть на это все, смотреть, а потом возьмет и сделает сам. Если мама читает книги, то и ребенок будет читать. Если мама только смотрит сериалы, то ребенок не будет читать никогда. Он будет смотреть телевизор, играть в “Dendy”. Сделать из него настоящего читателя будет почти невозможно.
Итак, мама делает сюжетные постройки. В определенный момент, когда вы чувствуете, что ребенок уже заразился игрой, что он уже не хочет просто смотреть или играть сам, а загорелся желанием участвовать в вашей увлекательной игре, скажите: «Давай играть вместе! Смотри, у меня получилась скамеечка из двух красных кубиков. На тебе два кубика, сделай такую же”. И дайте малышу два кубика, повернутые красными сторонами вверх, а ему останется только поставить их рядом. Для поддержания игрового интереса, скамеечки можно делать не просто так, а для двух маленьких игрушек, например, от «Киндер – сюрприза», они по размеру идеально подходят для наших построек из «Сложи узора».

Ставьте вопрос к ребенку так, чтобы у него не было повода отказаться. Если вы спросите: «Хочешь складывать узоры?» или «Хочешь, будем строить?». Малыш может по привычке все отрицать, сказать «Не хочу!». А вы ставьте вопрос по-другому: «Какой узор ты хочешь сложить?» или «Что ты хочешь построить?».

Если вы увлечены, у вас будут получаться очень интересные, разные постройки, малолитражки иномарки цены и узоры. Их будет много. Но если вы скучаете, если вы занимаетесь с ребенком только потому, что в книжке написано, что это полезно, то вы не сможете увлечь ребенка. Он тоже будет скучать за игрой.

Если малыш, все-таки, не спешит делать так же, как у вас, не настаивайте. Спросите у него, куда и как он хочет поставить свой кубик, что он хочет построить. Но, играя в следующий раз, опять попробуйте предложить повторить вашу постройку (конечно, не такую же, как в прошлый раз, но тоже очень простую).

Можно начинать не с повторения ваших заданий, а с добавления к ним нескольких деталей: «поставь еще два кубика к моей дорожке, она станет длиннее» или «я сделал белый «столик», поставь около него синий «стульчик»».

Если вы видите, что ребенок вообще не понимает, как это, сделать точно также, повторить, попробуйте начать с действий «наоборот». Особенно, если ребенок в ответ на просьбу повторить, строит что-то свое. Просто повторяйте его постройки со словами «Смотри, я сделала как у тебя!» или «Я повторила твой узор!». Так малыш быстрее поймет принцип повторения.

Если ребенок начал пробовать повторять ваши постройки, значит, вы подошли ко второму этапу освоения игры «Сложи узор», впрочем, все и остальные развивающие игры тоже лучше осваивать в несколько этапов. Освоение любой развивающей игры должно идти от очень простого к простому, от простого к сложному, а от сложного – к очень сложному. Чем проще и легче ребенку на начальном этапе, тем больше шансов, что вы с ним доберетесь до выполнения очень сложных заданий. Но и слишком задерживаться на очень простых заданиях не стоит, иначе малыш заскучает. Прислушивайтесь к своему ребенку, к его возможностям.

1 этап: наблюдение за игрой взрослого, самостоятельная произвольная деятельность с элементами игры.

2 этап: повторение построек или узоров, сделанных взрослым.

3 этап: выполнение построек или складывание узоров по словесному заданию. Вариант словесного задания: “Сделай дорожку, в которой будет один белый кубик, один синий, один красный». Или «Сделай дорожку, чтобы все цвета в ней встречались всего один раз».

4 этап: выполнение заданий по нарисованному образцу.


Каждый следующий этап осваивается постепенно (третий и четвертый можно осваивать одновременно). Но, игры предыдущего этапа забывать не надо – усложняйте их по мере возможностей ребенка. То есть, малыш уже научился повторять за вами узоры или постройки, но свободная игра в кубики «Сложи узора» ему еще интересна, не забывайте про нее, импровизируйте сами и дайте ребенку возможность строить что хочется, что получится. Если же малыш легко повторяет за вами узоры из 3-4-5 кубиков, можно постепенно начинать давать ему устные или нарисованные задания, а также предлагать повторить построенные вами узоры, но уже из большего количества кубиков, кубиков, раздвинутых на некоторое расстояние друг от друга, кубиков, расположенных не под прямыми углами по отношению друг к другу.

Если же ребенок легко и с удовольствием повторяет за вами, но ничего другого пока делать не хочет, просите его выполнить тот же рисунок или узор, что и у вас, слегка видоизменив его. Например, у вас дорожка из трех кубиков одного цвета. Предложите ребенку сделать такую же, но другого цвета, или того же цвета, но из четырех кубиков.

Если вы начинаете играть с ребенком трех – четырех лет, начинайте тоже с игровых заданий. Но сразу активно привлекайте ребенка к самостоятельному строительству игровых построек. И буквально с первого второго занятия начинайте предлагать повторение ваших построек. А потом постепенно осваивайте другие этапы игры.

Если вашему ребенку пять – шесть лет, конечно, сразу начинайте с рисованных заданий. Предложите несколько заданий из двух кубиков, и сразу переходите к более сложным, если ребенок все понял и не делает ошибок.

Никитин в своей книге пишет: …чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот "потолок" все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе тренерами.

…каждое это усложнение узора малыш должен понять и преодолеть самостоятельно - как бы сделать для себя микрооткрытие.

Первые узоры могут быть для него легкими, т. е. ниже его возможностей, но, поднимаясь, как по лесенке, от узора к узору, он подходит и к таким, которые заставят его приложить все усилия, включить полностью все умственные и волевые способности "на полную мощность". Этот процесс очень радует ребенка - он видит свои успехи, испытывает огромное удовлетворение от того, что "трудно, а получилось!".


Но часто бывает так, что даже самые первые узоры из книги оказываются выше этого самого потолка возможностей. Особенно, если начинать довольно рано, или если ребенок никогда не сталкивался с играми такого рода. Именно поэтому мы вводим упрощенные способы игры и упрощенные задания на первых этапах освоения игры. Каждый ребенок в своем темпе дойдет до потолка своих возможностей и примется приподнимать его. Но если на начальном этапе ему будет чрезмерно сложно, он, скорее всего, просто не станет играть.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5