|
Сложение
Какое
число идет дальше? Когда
ребенок хорошо освоит поочередный
счет, спросите его: "Какое число
стоит после цифры З?" Вначале
малыш будет вынужден начать
считать вслух. Не мешайте ему, пока
он испытывает в этом необходимость.
Затем скажите, что считать нужно
про себя.
Чехарда с числами. После
того как ребенок освоит первую
игру, предложите ему вторую: "Теперь
мы будем играть в чехарду с числами.
Я говорю 3, а ты прыгаешь через
следующее число и называешь то,
которое идет за ним. То есть ты
перепрыгиваешь через 4 и говоришь 5
(произносите 3 обычным голосом, 4 -
высоким, 5 - обычным). Это очень
интересно!".
Промежуточный символ между
предметом и цифрой. Как
говорит Энгельман, это поможет
ребенку хорошо понять, что такое
символ.
Каждая
точка обозначает одну кошку.
Покажите ребенку, что точки могут
символизировать любой предмет:
деревья, человечков, дома. Потом
положите перед ним несколько
фасолин и предложите нарисовать
столько точек, сколько фасолин
лежит на столе (большой фломастер
позволит малышу рисовать точку,
прижимая стержень к бумаге только
один раз; если ребенок еще не может
выстроить точки в ряд, нарисуйте их
сами под его диктовку). Затем
возьмите такое же количество
других предметов, например вилок.
Пусть малыш нарисует столько точек,
сколько вилок он видит. Сравните
число точек, изображающих фасолины,
и число точек, обозначающих вилки.
Заставьте ребенка убедиться, что
количество нарисованных точек
равно количеству предметов. Так он
поймет, что точки могут изображать
любые предметы: важно только их
число.
Сложение. Покажите
ребенку принцип сложения с помощью
фасолин:
Положи в одну кучку 3
фасолины, а в другую - 2... Молодец!
Теперь сложи их, то есть пересчитай
все вместе. Готово.Получается...?
Прекрасно! Итак, можно сказать, что
3+2=5. Это и называется сложением!
Сложение в обыденной жизни. Обратите
внимание ребенка на то, что в
повседневной жизни часто
приходится прибегать к сложению:
например, в случае прихода гостей
на столе прибавляются приборы для
них; когда становится холодно,
надевают дополнительный свитер...
Назовите малышу все слова, которые
напоминают о сложении - о том, что
что-то прибавляется: "добавлять",
"покупать", "получать"...
Знаки "+" и "-" Когда
ребенок научится прибавлять с
помощью фасолин, возьмите листок
бумаги и нарисуйте на нем три точки.
Сосчитай эти точки.
Их 3. Смотри
внимательно, я прибавила 2
точки, их стало ...5.
Молодец! Теперь запишем пример
сложения, как мы это делали с
фасолью! У нас 3 фасолины, нарисуй 3
точки, а теперь, напишем плюс
- это такой маленький крестик!
Итак, 3 плюс 2 (нарисуй
две точки) равно...
(равно - это
две черточки одна над другой), а
теперь посмотрим, сколько
получилось:
+
=
Да! Получается пять!
Впоследствии
ребенок легко заменит точки
цифрами, которые к тому времени
выучит. Как только он начнет
путаться в счете, возвращайтесь к
системе точек.
Сложение двух одинаковых чисел.
Покажите
малышу, сколько будет 1 + 1, 2 + 2, 3 + 3 и
т.д. на пальцах или с помощью
фасолин. Когда он хорошо поймет это,
регулярно возвращайтесь к данным
примерам и давайте ему возможность
проверять, так ли это, до тех пор,
пока он чувствует в том
необходимость.
При сложении самое большое
число - это ответ. Обратите
на это внимание ребенка, чтобы он
понял, что вычитание есть сложение
наоборот.
Алгебра. Научите
малыша заниматься
на сложение". То есть:
4 + ... = 8, ... + 3 = 5, и т.д. Когда он
справится с этой задачей, замените
... буквой: 4 + А
= 8. А = ?
Сам факт, что вы просите
ребенка воспринимать сложение не в
привычной форме, а в какой-то иной,
готовит его к занятиям вычитанием,
которое есть всего лишь сложение
наоборот.
"Если... - то". Возвратитесь
к игре, которая уже описана в главе
"Логика".
Вот 4 + А = 8.
Если 4 + 4 = 8, то А = 4.
А если А = 4, то А + А = 8!
Используйте
способ "если..., то..." для
операций всех типов: "Если 3
+ 2 = 5, то 3 + 2 < > 4", и т.д.
N.B. Не выходите за
пределы малых чисел, важно, чтобы
ребенок ПОНЯЛ операции. Побуждайте
его объяснять вам, почему
получается именно так.
|