|
Возраст: от 1 года до трех лет
Рассмотрите свой дом снаружи, с улицы, покажите малышу
ваши окна. Если вы живете очень высоко, это, скорее
всего, не получится, так как малыш не сможет их увидеть,
если, конечно, ваши окна не отличаются от других
какой-то очень яркой внешней особенностью, например, на
окнах ярко красные шторы или очень много цветов или с
улицы виден домашний детский спорткомплекс.
Уходя от дома в соседний парк, издалека показывайте:
«Вон наш дом!». Идя домой, давайте ребенку ориентиры,
где вы находитесь, куда сейчас повернете, что сейчас
увидите, когда будет виден ваш дом:
- вот наша булочная, сюда мы с тобой ходим за
хлебом,
- а сейчас мы повернем налево, там будет
цветочный магазин,
- а потом направо, мимо нашей площадки, а там
уже и наш дом.
|
Изучаем окрестности
Когда ребенок окрепнет и сможет пешком ходить по полчаса
или больше (для этого старайтесь как можно меньше возить
ребенка на прогулочной коляске с того момента, как ему
исполнится год), время от времени можете отправляться в
небольшое познавательное «путешествие» по окрестностям.
Дойдите до метро, остановитесь около цветочного ларька,
посмотрите на цветы, назовите их малышу. Попросите его
показать, где красные розы, где белые и так далее.
Спросите, какой из цветов ему более всего по душе.
Дойдите до реки (если это возможно), прогуляйтесь по
набережной, покажите ребенку мост, баржу, прогулочный
катерок. Расскажите, что и кого перевозят те или иные
корабли.
Так же подробно обсудите наземный транспорт, который
встретится на вашем пути. Как называются разные
автомобили, что и кого они перевозят…
Идя по улице, обращайте внимание на необычные, красивые
дома, на их оформление: «Смотри, круглое окно!» или
«Гляди, какие огромные колонны!». Расскажите, из чего
построен тот или иной дом – из кирпича, бетона или
дерева… предложите оглянуться вокруг себя и найти самый
высокий дом или самый низкий (из тех, которые видно
малышу). Покажите малышу, где старые дома, где совсем
новые. Покажите ему характерные особенности домов,
построенных в разное время. Для этого совершенно не
нужны специальные знания, вашего житейского опыта вполне
хватит. Дома можете дополнительно посмотреть картинки со
«старыми домами» - фотографии знаменитых строений:
дворцов, музеев, церквей.
Гуляя по улице, читайте ребенку вывески на магазинах.
Старайтесь объяснять, что означает прочитанное вами
слово – рассказывайте, что продают в «Галантерее»,
«Оптике» и «Букинисте», а отправляясь в, расскажите ребенку о корабле и странах, где вы побываете.
Можете, для подтверждения своих слов, заглянуть с
ребенком в магазин (за одну прогулку – только один
магазин, не утомляйте малыша, не устраивайте из прогулки
«шопинг»). Еще до того, как вы вступите на порог
магазина, желательно, договориться с малышом, что вы
идете «только посмотреть», а покупать ничего не будете.
Если он принимает ваше условие, тогда – добро
пожаловать.
Обращайте внимание ребенка на людей разных профессий,
называйте их и поясняйте, чем они занимаются: «Это
водитель. Он ведет машину», «Это продавец. Он торгует
цветами» и т.д. Если ребенок уже любит сюжетно-ролевую
игру (где изображается тот или иной человек), придя
домой, попробуйте поиграть в людей разных профессий.
Вместе с малышом припомните, какие атрибуты могут вам
понадобиться для задуманной профессии – недостающие
всегда легко сделать из картона (но помните, что
атрибуты крайне необходимы, без них просто неинтересно,
постарайтесь не халтурить, а сделайте всё, что нужно).
Кроме атрибутов в игру, конечно же, должны включаться
куклы, машинки, другие игрушки.
Если во время прогулки по улицам города малыш
проголодается, или просто, насмотревшись на прелести
фаст-фуда, начнет канючить хот-дог или мороженое, не
поддавайтесь искушению поесть прямо на свежем воздухе.
Лучше, все-таки, зайти в кафе, которое находится в
закрытом помещении, вымыть руки и поесть или просто
перекусить, но сидя за столом, а не на бегу.
Если у вас есть фотоаппарат, берите его с собой на
прогулку и фотографируйте все, что вызвало интерес
ребенка. Потом сделаете фотоальбом «Мы гуляем» и будете
его разглядывать по вечерам.
Родной город
На вокзалах, в магазинах «Сувениры» и на лотках в
центральной части обычно продают наборы открыток с
фотографиями самых знаменательных мест города – домов,
дворцов, башен, музеев, церквей, мостов, ворот и арок,
памятников и монументов, парков и т.д.. Купите такие
открытки, из них можно сделать малышу альбом «Наш город»
или «Прогулки по городу» («Наш родной Владивосток»,
«Прогулки по Москве»). Фотографии других городов вы
начнете изучать несколько позже, а вот познакомится с
родным городом уже можно.
Называя картинки, произносите только название объекта
или сначала название, а потом можно добавить
местонахождение или какую-либо другую важную деталь.
Например,
- Памятник Пушкину на Арбате,
- Церковь Большого Вознесения у Никитских
ворот.
|
Конечно, подобные словосочетания для ребенка – набор
малопонятных или совсем непонятных слов. Но они
запоминаются целиком, цепочкой, а понимаются постепенно,
позднее.
Если вы проезжаете по городу на троллейбусе или на
машине и вам встретилось здание или памятник, фотография
которого есть в вашем альбоме, обязательно обратите на
него внимание малыша, назовите, напомните «Помнишь, мы
смотрели альбом и видели этот мост». Если вы едете на
своей машине (но не опаздываете на поезд), остановитесь
недалеко от нужного объекта – не слишком близко, если он
большой, чтобы малыш смог увидеть его целиком. Или
наоборот подойдите поближе, если это небольшой памятник
и издалека его не рассмотришь.
Катя Данилова в 1г. 10 мес., проезжая по Москве (родной
город), не произнося правильно звуки «р», «ш», «ль»:
«Это Дом Пашкова (в ее произнесении «Паськова»), это
гостиница Москва, это Большой театр, это Детский мир,
это просто дом, это просто дом…» и т.д. В ее альбоме
«Прогулки по Москве» была фотография Крымского моста со
стороны Садового кольца (у въезда на мост). Впервые
увидела этот мост (в неполные два года) со стороны
набережной и издалека. Запрыгала от радости с воплями «Кьимский
мосьт! Кьимский мосьт!»
|