Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Мир вокруг малыша >> Мир людей и предметов >> Наш дом
Лена Данилова

Возраст: от 1 года до трех лет

Покажите малышу, где пол, стены, потолок, окна, подоконники, двери, дверные косяки и так далее. Предложите показать то же в нарисованной на картинке комнате.
Прогуливаясь по квартире, не забывайте называть, какие у вас есть комнаты, их назначение, показывайте, что там стоит и для чего это нужно:
 
  • Это кухня, мы здесь готовим еду и едим.
  • Это детская комната, здесь ты спишь и играешь.
  • Это гостиная, спальня или мамина комната, бабушкина и так далее.

Давайте ребенку задания, сходить в ту или иную комнату и принести какой-то предмет, который лежит, например, на полочке около окна.

Пусть попробует зажмурится или надвинуть на глаза кепку и пройти в одну из комнат на ощупь – вдоль стенок. А вы, конечно, двигайтесь рядом, следите, чтобы малыш не споткнулся и не ударился об угол.

Ближе к трем годам задавайте ребенку задания, в которых нужно по памяти сказать, где находится тот или иной предмет в доме, или как он выглядит. Например,
 

  • какого цвета вазочка в бабушкиной комнате,
  • какой формы часы в кухне,
  • в какой комнате синие шторы,
  • или есть ли в папиной комнате цветок на окне.

Мебель

Рассказывайте малышу, для чего нужны те или иные предметы мебели, что там лежит, как называются их части (дверка, полка, ящик и пр.). называйте материал, из которого изготовлена мебель – пластмассовая, деревянная, металлическая, плетеная. Предложите ребенку потрогать разную мебель, провести по ней ладошкой, проверить гладкая ли она.

Пересчитайте в доме всю мебель (у нас два дивана, три стола и т.д., что может быть важно, если вы хотите сдать квартиру в Москве), сравните по размеру – где большая кровать, где маленькая, где высокий стул, а где низкий и т.д.

Показывайте не только настоящую мебель, но и на картинках в книгах. Можно сделать отдельный альбом «МЕБЕЛЬ».

Предложите ребенку пробежаться по квартире и показать всё, на чем можно сидеть, или всё, на чем можно лежать, куда класть вещи, книги, посуду.

Совершите экскурсию в мебельный магазин (лучше не в очень дорогой, а в обычный мебельный – для народа). Покажите, какими разными бывают столы, стулья, диваны, шкафы. Но, несмотря на разный внешний вид, все стулья нужны для того, чтобы на них сидеть и т.д.

Предметы и приборы в доме

Показывайте и называйте все предметы в доме. Кратко поясняйте их назначение, даже тех предметов, о назначении которых ребенок, скорее всего, знает или догадывается.
 

  • Это ваза, сюда ставят цветы.
  • Это пылесос, им собирают пыль с ковра. Помнишь, я его включала вчера, и он гудел, а ты испугался.
  • Это утюг, им гладят одежду. Разглаживают, чтобы она не была мятой. Когда его включают, он становится очень горячим. Его лучше не трогать, а то пальчик обожжешь.
  • И так далее.

Давайте все потрогать, пощупать. Разрешайте включать разные приборы, если это безопасно. Учите малыша пользоваться некоторыми не детскими предметами, которые уже могут быть доступны ему:
 

  • Смесителем в ванной – пусть сначала включает холодный кран, а потом потихоньку горячий (так вам будет спокойнее жить, вы будете уверены, что малыш не обожжется горячей водой).
  • Веником и совком, пылесосом (если малыш его не боится). Это совершенно не означает, что вы в таком нежном возрасте будете сваливать на малыша домашнюю работу, просто все малыши рвутся помогать мамам, но многие совершенно не представляют, что именно делает веником мама. Кстати, многим детям совершенно непонятно, зачем водить веником по чистому с их точки зрения полу, а еще непонятнее с этой позиции пылесос. Покажите принцип работы пылесоса тогда, когда на пол рассыплется крупа. Если вы столь идеальная хозяйка, что с вами этого никогда не случается, сделайте это хотя бы раз нарочно.
  • Магнитофоном – ребенок и сам до него скоро доберется, чтобы послушать детские песенки, когда вы будете мыть посуду. Лучше уж вы сами его научите, чем он перепортит десяток кассет, а то и сам магнитофон.
  • Выберите другие приборы и приспособления, которые, с вашей точки зрения «можно» и научите ребенка ими пользоваться.

Называйте ребенку материалы, из которых сделаны предметы. Рассказывайте об их свойствах, что можно, показывайте на практике.
 

  • Стекло твердое, холодное, гладкое, прозрачное, может быть цветным (ваза). От удара или при падении стеклянные предметы бьются.
  • Пластмасса бывает очень твердой (предложите понажимать пальцами на стенки таза), а иногда гибкой – дайте помять бутылку от пепси-колы. Пластмасса бывает прозрачной или непрозрачной (те же предметы для примера). Пластмассовые предметы, как правило, прочные, их не сломаешь. От нагревания пластмасса плавится (это можно показать, проколов горячим гвоздем пластмассовую банку, но, конечно, еще и еще раз заметить ребенку, что огонь – это не игрушка).
  • Дерево твердое, иногда гладкое, отполированное, иногда шершавое – можно посадить занозу. Толстые деревянные предметы не гнутся, а тонкие гнутся и ломаются, например, прутик, палка.
  • Бумага гладкая, иногда – шершавая (покажите, дайте пощупать). Бывает плотная бумага, тонкая бумага. Бумага рвется, мнется, размокает в воде (покажите, предложите порвать, помять листок бумаги).
  • Поролон всегда легкий и мягкий. Если его опустить в воду, вбирает ее в себя.
  • И так далее – про ткань, металл, глиняные предметы…

У нас на кухне

Покажите и расскажите обо всех предметах и приспособлениях, которые есть на кухне. Называйте предметы и их части предметов и объясняйте их назначение:
 

  • в чайнике греют воду,
  • прихваткой берут горячую посуду, чтобы не обжечь руку,
  • у чашки ручка, чтобы удобнее было держать и т.д.

Все, что можно, дайте пощупать, подержать.

Сделайте ребенку альбом «ПОСУДА».
  

присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5