Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Мир вокруг малыша >> Тематические альбомы >> «Машенькины энциклопедии», альбомы и презентации
Елена Мельникова

Об идее ранних энциклопедических знаний узнала на сайте Лены Даниловой. Раньше (еще до беременности) читала об этом же в журнале «Мой ребенок», в другой литературе, но как-то не очень придавала этому значения. Правда, во время беременности слушала классическую и ретро-музыку, вышивала, рисовала, старалась читать классику (особенно стихи Пушкина вслух для ребенка), смотрела хорошее кино. Но в то же время, много работала и много уставала, много сидела за компьютером (особенность работы – я журналист и редактор).

Но потом, когда родилась дочь Машенька, свободного времени, как и у многих мам, совсем не стало. Обстоятельства сложились так, что мне пришлось рано выйти из декретного отпуска на работу (дочери было всего 2 месяца), у меня было много надомной работы, то есть времени на клеяние альбомов и карточек совсем не было. Но после того, как Машенька подросла (примерно в 9 месяцев), я подумала, что сейчас уже вполне могла бы заняться изготовлением собственных «авторских» развивающих пособий.

Совершенно не ставила себе целью сделать ребенка «показателем успехов». Я делала и делаю только те пособия, которые, как я считаю, понравятся дочери, ее заинтересуют, и которые считаю нужным сделать сама. Мне не всё нравится в методиках, поэтому мои альбомы и презентации не всегда сделаны «по правилам». Но я их создала под свой ритм занятий с ребенком и под его интересы. Не считаю, что в 3 месяца ребенку стоит показывать сложные (для него) картинки с видами экзотических животных или архитектурных сооружений. Игр, потешек, пальчиковых игр, маминой заботы и простого внимания хватит с лихвой для малыша от 0 до 8 месяцев. Конечно, с 9-ти месяцев, когда он уже имеет первые навыки игры, владеет ручками, активно осваивает территорию дома, понимает и начинает рассматривать иллюстрации, тогда уже стоит что-то начинать показывать и заниматься.

Из-за своей вечной занятости я очень мало успела сделать в плане пособий даже на сегодняшний день. Сейчас у дочери время активного пополнения словаря, перехода его из пассивного в активный, но я понимаю, что даже те несколько месяцев, что мы занимаемся по моим пособиям, уже изменили моего ребенка. И изменили именно благодаря занятиям, а не потому, что все дети Машиного возраста должны были бы измениться за это время. У меня в окружении есть дети, с которыми не велись занятия, поэтому я могу сравнивать, как отличается один ребенок от другого. Различия большие. Сначала они незаметны, но с каждым днем становятся все более видимыми.

Чем мы занимаемся, как развиваемся, что умеем? Моей Машутке сейчас 1 год и 3 месяца. Она знает множество предметов, хорошо знает цвета, хорошо слышит и слушает музыку, любит английский язык, внимательна, даже можно сказать усидчива, умеет играть в «ролевые игры» с игрушками.

Мой арсенал развивающих пособий состоит из того, что удалось купить в магазинах (в нашем городе не всё возможно), и того, что сделала я сама.

Из купленного Маша любит набор формочек для лепки (Испания), восковые мелки (активно ими рисуем), два разных набора формочек-пирамидок компании «Мир детства» (очень похожи на те, что рекомендует Монтессори), любит игру «Чей малыш?» (нужно найти парочку – маму и малыша), доски-вкладыши «Кто живет в деревне?» и «Кто живет в лесу?» («Дрофа»).

Остальное делаю я сама. В основном это презентации (скачанные с интернета и сделанные мной), а также альбомы, вскоре будут словари на русском и первые слова на английском.

Презентации

Скачала много всего, с разных сайтов. Если задаться целью, то материала можно найти даже очень много (например, на этой странице). Но у готовых презентаций есть несколько минусов: они рассчитаны на разные возрасты (то есть, не всегда подойдут именно вашему ребенку), многие из них некачественно сделаны (не везде написаны слова складами, разнообразные шрифты и не всегда качественные иллюстрации и т.д.), практически нет презентаций для маленьких детей.

Что Маша любит смотреть из того, что есть в инете? Совершенно «не пошла» у нее презентация «Животные фермы» (на русском языке со звуками животных) – она боялась, пряталась за меня и плакала (смотреть начали в 1 год). Потом я вообще убрала звук, стала смотреть намного лучше. В итоге мы теперь смотрим «Ферму» на английском (голос диктора называет существительные) и то же самое – на русском. К английскому у дочери особая страсть, жаль мало в инете хорошо озвученных презентаций на английском. Плюс к «Ферме» смотрим еще «Цвета», «Фрукты и ягоды», «Овощи». Сама хочу сейчас сделать ей презентацию на английском на тему «Транспорт» и «Игрушки» (есть такие презентации на русском, просто возьму те же иллюстрации и добавлю английские слова). Эти презентации Маша очень любит. Кстати, «Игрушки» и «Транспорт» - хиты у моего племянника Арсения (ему 2,5 года).

«Море» пока у нас не идет (все, что есть, слишком наукообразно и девушке моей не нравится). Ужасно любит «Что делает Мишка?» (в 3-х частях, изучение глаголов). У меня есть картинки для того, чтобы сделать продолжение действий Мишки. Любит «В лесу», «В саду», «Кошки», «Собаки» (породы). Смотрим «Времена года», «Осень» и «Лето» (репродукции картин известных художников). Просто до «Зимы» и «Весны» еще далеко, поэтому выбраны пока эти два сезона!

Неизгладимое впечатление на ребенка произвела презентация «Дети на картинах художников» (она в двух частях, мы пока «освоили» одну). Восторгов было! Я даже не ожидала – думала, может, просто что-то сиюминутное, рассказывать ведь Маша пока не умеет. Нет, и в следующий раз тоже были такие же эмоции.

Из «литературных» презентаций (то есть, книжки) пока освоили несколько потешек (2-3 – не больше), «Курочку Рябу» можем просмотреть спокойно и «Мой Мишка» (З. Александровой).

Любит простенькую компьютерную программку «Паровозик», заодно там и дождик смотрим с солнышком, и цвета, и геометрические фигуры.

Сейчас я уже сама стала делать презентации. Делаю продолжение глаголов действия «Что делает Мишка?». Хочу сделать презентацию про то, какие бывают праздники - с небольшим текстом (Новый год, день рождения, 8 марта, рождество, Пасха, крестины). А также свой вариант «Математики» (для очень маленьких). Но чтобы там не просто были цифры и предметы в количестве указанной цифры, а чтобы были сравнения (высокий-низкий, больше-меньше, далеко-близко, большой-маленький и т.д.). Кроме того, свой вариант «Сенсорики» - пушистый-колючий, горячий-холодный, мокрый –сухой и т.д.

Презентации автора этой статьи Елены Мельниковой Вы можете скачать в разделе  Презентации Power Point

Альбомы

Моя дочь стала осознанно «видеть» иллюстрации только с 9 месяцев. До этого я все сокрушалась, ну почему она не смотрит в книжки! Но это мое мнение насчет того, когда начинать. Зато мы с месяца музыку слушали всякую и очень усиленно, вплоть до клубной. И потом, книги я ей детские подсовывала чуть ли не в люльку. Она всегда их видела, трогала, смотрела, поэтому сейчас у нее к книгам очень трепетное отношение, не боюсь давать даже дорогие энциклопедии и оставлять ее с ними наедине.

Идея альбомов полностью покорила меня. Может, потому что мне никто таких не делал? Или потому, скорее всего, что я с детства любила клеить и собирать картинки, а теперь для этой «глупости» есть благовидный предлог?

Первый альбом был встречен на ура – «Мамы и их детки». Его идея была очень простой – животные и их детеныши плюсом второй раздел – мамы и дети. А также во втором разделе было представлено все, что связано с малышом и что Маша уже видела в своей жизни: соски, памперсы, горшок, купание, кормление, игрушки для грудничков, части тела ребенка. Альбом был засмотрен до дыр, улеплен кашей, супом, картошкой (в основном процесс обучения и чтения у нас за едой проходил на тот момент, да и сейчас частенько тоже помогает как 100-%ное средство от нежелания есть). Я его подклеивала, переклеивала заново названия картинок и т.д., а потом убрала месяца на два… Пару дней назад достала – только в первый день дочь потребовала его раза три посмотреть.

Этот альбом я сделала в формате простой тетради для рисования и, кстати, помучавшись с другими форматами, перешла только на этот, как самый удобный и недорогой.

Почему мучилась с другими форматами? Сразу отказалась от идеи, что у меня будут магнитные страницы, в которые я буду то один текст размещать, то второй. Магнитных альбомов у меня в таком количестве нет, а, кроме того, мне хотелось бы, например, иногда возвращаться и к «старым темам», как это произошло у нас с первым альбомом. То есть, чтобы содержание альбома было постоянным, как у книги. Я выбрала сначала маленькие фотоальбомчики – но у них были настолько тоненькие листочки для фотографий, что мне пришлось вырезать «подложку» в двух частях на каждый разворот, это долго и хлопотно. Сделав два таких фотоальбома, от этого формата я тоже отказалась. Потом просто купила обычных тетрадей (альбомов) для рисования разной толщины и остановилась на них.

Слова я распечатывают на компьютере, рисованные самой мне не нравятся – они не кажутся мне такими «значительными», что ли, по сравнению с набранными на компьютере. Зато печатные буквы у меня все написаны шрифтом одного размера, со складами двух оттенков серого. И все альбомы производят приятное внешнее впечатление, их нестыдно посмотреть и их с удовольствием смотрят даже взрослые. Кроме того, понятно, что все они из «одной типографии».

Обложка у меня всегда содержит словосочетание «Машина энциклопедия». А потом уже название альбома крупно – все уклеено скотчем. А вот внутри я нигде скотч или полиэтилен уже не использую. И потом, если не брать во внимание альбом, с которым мы кушали и учились, остальные дочь смотрит очень аккуратно, пытается сама перелистывать странички.

Альбомы всегда лежат на полочках с книгами, Маша подходит и берет, если ей хочется посмотреть. Иногда мы смотрим в «принудительном» порядке – со мной. Правда, я всегда даю ей выбрать, какой альбом будем смотреть. Она важно садится рядом со мной и внимательно слушает. Иногда, когда берет альбомы сама, тыкает в картинку: «Ы?», я называю изображение и прочитывают текст. Так может продолжаться довольно долго, пока она не потеряет интереса к иллюстрациям. Альбомы у меня все очень объемные – практически нет меньше 20-ти листов. А на каждую страницу я помещаю от 1 до 3 фотографий и, соответственно, слов и понятий. Считаю, что это вполне нормально – страницы ведь большие.

Следующим я сделала фотоальбом про животных – «Живой мир вокруг нас». В нем были представлены пять разделов (фотоальбом достаточно толстый): «Домашние животные», «Звери из леса», «Животные жарких стран», «Рыбы и «Птицы»– кого нашла. Очень красивая подборка, хорошие фотографии. Делала долго, качественно, чтобы все было ровненько.

Где искала картинки к этим альбомам и к альбомам следующим? Мне «повезло» с работой: я журналист, а потому периодические издания – это как бы моя жизнь и мой хлеб. Потому и в офисе, и дома старой макулатуры, которую и выбросить жалко, и девать некуда, – полно. За несколько дней я выстригла все нужные мне картинки и рассортировала их по папкам. Просто теперь, делая альбом, беру нужную. Очень хорошими для меня показались журналы «Добрые советы», «7 дней», «Лиза», «Домашний очаг», «ТВ-Парк», «Мой ребенок»: картинки буквально по всем темам есть - и животные, и география, и продукты питания, и мебель, и одежда и т.д. Например, у меня знаменитости и актеры во всех альбомах присутствуют. Какая разница, что этот Николь Кидман, если она, например, сфотографирована в супермаркете, а у нас есть как раз тема «Магазин»? Правда, не признаю черно-белых фотографий и не хочу по этой причине ставить фото из газет. Пусть мир для малыша будет казаться красочным. Если есть выбор между фотографией и рисунком, ставлю фото.

Следующий альбом получился, на мой взгляд, не совсем удачным – «Люди и их занятия». Просто действия людей (как глаголы) и «глаголы эмоций» (смеется, обнимает, улыбается, дерутся и т.д.). Маша к нему не очень большой интерес проявила. Я потом поняла просто, что ей неинтересно, потому что она не знает многих других вещей, которые изображены на картинках. Например, если у меня написано «рисует красками», то Маша, до этого не видевшая ни красок, ни кисточки не поймет ничего, а вот картинку «читает книгу» - очень даже поймет потому как книги мы читаем с раннего возраста, и т.д. Поэтому этот альбом мы смотрели мало, но постепенно она до него «дорастает». Например, после того, как ей был куплен игрушечный фотоаппарат, она полюбила картинку, где девушка фотографирует. То есть, все фото оттуда настолько социальны, что ей до них еще надо «дожить».

Следующим я сделала альбом «Что растёт в саду, что растёт в огороде». Собирала фото долго (эти уже в специализированных журналах), альбом получился очень содержательный. Правда, безтекстовый, но в нём очень много понятий и тем: ягоды, фрукты, листья, овощи, труд в саду, предметы сада, деревья, кто живет в саду и т.д.

Потом я сделала очень быстро альбом «Город». Он получился интересным, нравится мне самой. Картинки брала отовсюду – у меня была книжка «Русский язык в картинках» (еще с моего детства), были буквари различных лет, много взяла оттуда, из журналов. В этом альбоме отражены темы: «Архитектура», «Городские объекты» – кафе, парки, больницы и т.д., тема «Магазин», тема «Дорожное движение», тема «Транспорт». И то, что Маше очень нравится – «Детская площадка» и «Детсад». Есть даже «Зоопарк» и «Прогулки по городу», «Стройка», «Строительные машины» и т.д. Есть в альбоме (в отличие от прежних) небольшие «тексты» - с ударными складами в 2-3 предложения, есть стихи по теме - звучное и содержательное небольшое стихотворение про тот же строительный кран или грузовик, про дорожное движение.

Ведь ребенок растет – сегодня он мог «осилить» только 7-8 названий, завтра уже – 10-14, а послезавтра ему потребуется еще «дополнительная» информация. Когда есть настроение – мы читаем что-то «сопутствующее». Я подбираю хорошие, «проверенные» стихи. Это помимо того, что мы еще и книжки отдельно читаем.

Потом я сделала (и очень увлеклась работой по сбору материалов к этому альбому) «Звучащие стихи». Поясню его смысл. Это как бы альбом по развитию речи. Он и «на вырост», и на сейчас. То есть, до школы он будет актуален. Там стихи и упражнения на развитие речи, на произношение звуков, пропевание рифм, различные фонетические и звуковые игры и т.д. Он и сейчас нам нравится – первый раздел там «Кто как говорит?» и стихи про животных, которые «говорят». Я и не думала, что их столько! А дальше - стихи именно на развитие речи, на произношение звуков и слогов. Много всего.

Проблемно было искать фото и картинки к такому альбому, но я купила несколько маленьких книжечек, раскрасок и когда не находилось фото, ставила рисованное изображение – альбом ведь в стихах, по-моему, от «жанра» я не отошла, - в таком случае допускаются рисованные картинки. Сначала, конечно, мама все это будет читать и произносить, а потом – вместе, а потом – одна Маша отдельно. Так вот мне видится. Единственное, материал я для альбома собирала очень долго, копалась в методической и логопедической литературе, набирала тексты. В продаже такие альбомы по развитию речи есть (в основном на отдельные звуки, очень подробные, больше для логопедов, а не для родителей). Покупать каждый – дороговато, а вот сделать самим, по-моему, хорошая идея.

Сейчас в работе – альбомы – «У нас на кухне» и «Одежда, обувь». В основном в них будут предметы и понятия, написанные складами, без лишних текстов и дополнений. Но, наверное, я все-таки сделаю исключение для некоторых тем в альбоме про кухню: например, про некоторые продукты – мороженое, фрукты-ягоды, изделия из теста, молочные продукты. Тем более, что моя дочь любит посуду, любит продукты питания рассматривать, особенно любит обувь и одежду, так что это будут альбомы по ее интересам.

Еще собираю материалы для альбома «Времена года» (там уже будут и тексты, и стихи, и приметы, и мини-рассказики про животных или погодные условия, у меня много такого спецматериала есть - моя мама работала педагогом в детском саду, многое осталось). То есть, как бы каждый следующий альбом я усложняю. Пусть это не совсем по методике, не совсем правильно, но это как бы мой авторский вариант. Я хочу заниматься с дочерью именно так.

Дальше все мои альбомы пойдут уже не «простые». «Праздники» (Новый год, день рождения, Пасха, крещение, рождество, 8 марта, Масленица и т.д.). «Учим буквы. Гласные» (с «Согласными» я пока подожду - пару-тройку месяцев). «Математика» (простейшие понятия, формы, цифры, сравнения).

Есть еще идея – альбом «Картинки для рассказывания»: там будут картинки, фото, которые интересно рассматривать и по которым интересно рассказывать. Кроме того, веселые и познавательные стихи, задания по картинкам, игры, словарики – то есть, то, что интересует Машу – игрушки, игры, еда, одевание, прогулки, купание, сказки. Это будет такой как бы «развлекательный», игровой, совсем несерьезный вариант, но все равно обучающий, конечно же.

Очень хочется сделать свой вариант «Обитатели водоемов и морей», а также «Англо-русский словарик».


А вот примерное расписание наших «уроков» на неделю

Он «подработан» под мой график работы, поэтому в некоторые дни, когда я дома, нагрузка больше, а вот вторника совсем нет – я сдаю номер и дома практически не бываю.

Понедельник

Презентации: «Цветы1», «Ферма» (рус. + англ.), «Что делает мишка?», «Мой мишка» (стихотворение).

Рисование: мишка, различные виды медведей (бурые и белые – фото в альбомах), доска «Кто в лесу живет» - рассказ о медведи и медвежатах.

Игры. «Пальчики», «Лошадка».

Среда

Презентации: «Архитектура», «Предметы обихода» (ч. 1, 3), «Цветы 2», «Цвета (на англ.)». «Теремок» (сказка).

Рисование: домики различных видов - поискать картинки отдельно (пагоды, башни, дома, многоэтажные дома). Рисование теремка. Где еще можно спрятаться? (под грибом, под столом, под крышей, под зонтиком…)

Кубики: строим башни, понятия: высокий-низкий.

Английский: 1-й и 2-й урок с кассеты «Английский с Хрюшей и Степашкой».

Четверг

Презентации: «Кошки», «Собаки», «Животные фермы» (рус.-англ.), «Счет до 5». «Курочка ряба»(сказка).

Чтение: просмотр книг Елены Даниловой про кошек и собак.

Пятница

Презентации: «Лес», «Транспорт», «Водоем». Стихи о времени суток.

Английский: 3 и 4 урок с кассеты.

Лепка: из соленого теста: колечки, колбаски, шарики, солнышко.

Игра. «Дождик».

Суббота

Презентации: «Времена года», «Осень» (картины), «Кто живет в саду», «Дети1» (картины).

Игра. «Заинька, попляши!»

Рисование: дождик, снег, чтение стихов о снеге и дожде. Рисование радуги, солнышка, молнии, тучек.

Воскресенье

Презентации: «Фрукты» (на рус. и англ.)., «Овощи» (на англ. и рус.). счет до 5. Стихотворение про цыплят.

Игра. «Когда шагают кругом….» петь и танцевать.

Аппликация: приклеивание кружочков (солнышка), приклеивание тучек.

 
присылайте ваши материалы на эту тему
В нашей Кладовой:
Презентации автора этой статьи Елены Мельниковой Вы можете скачать в разделе  Презентации Power Point
Карточки, альбомы, презентации обсуждаем на форуме:
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5