Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Мир вокруг малыша >> Тематические альбомы >> Тематические альбомы Михаила Федотова
Михаил Федотов

Когда моему ребенку было десять месяцев, я еще раз перечитал книгу Домана "Как дать ребенку энциклопедические знания" и решил, что пусть все американки на свете выполняют его рекомендации, а я "комара обыкновенного", "сороку белохвостую" и "Бетховена Людвига", фактически через запятую, на однотипных карточках преподносить в этом возрасте своему ребенку не собираюсь.

Я не могу до конца принять принципа единообразия, который использует Доман для подачи информации, при соблюдении которого царем царей становится голый, неизвестно откуда взявшийся факт. Одинаково сухо в память ребенка уходит птица коноплянка, водится на крайнем юге, съедает двести килограммов конопли, Моцарт, родился в Гданьске, начал писать в шесть лет, имел двенадцать жен, написал сорок пять произведений, умер в тридцать пят лет. Единообразие подачи — закон. Факт, или «бит информации», то есть «коноплянка» и «Моцарт», — бесстрастные винтики системы, которые нужно подавать в мозг, выделяя из фона.

По рекомендациям Домана в уровни сложности для запоминания можно вводить шутки, но другие птицы, домашние коты и Сальери безжалостно вырезаются с площади бита. Они являются посторонними, самостоятельными битами информации. И система, конечно, работает.
Но мы заметили, что в нашей жизни Моцарт редко бывает без приятелей, которых не хочется срезать с портретов, за канарейкой гоняются кошки, а главное, что ребенок на любой, даже перенасыщенной деталями фотографии, легко находит известные ему мелочи.

Кроме этого, меня раздражало, что каждую карточку нужно показывать не дольше пяти дней! А дома у себя можно находиться дольше пяти дней? Видеть газовую плиту, четыре стула, собаку Ксюшу, соседскую кошку, надписи на киосках — все это можно видеть по много месяцев или тоже нужно менять каждые пять дней?

Результатом этого восстания было создание тематических альбомов: максимумом из идей Домана, с которым я позволил себе согласиться, была идея грубой первичной классификации мира. Сначала альбомов было пять. Потом десять, двадцать пять. Сейчас их больше ста. «Люди». «Люди и животные». «Большой и маленький». «Большие кошки». «Птицы»...
Я использовал школьные тетради для рисования. Название писалось большими печатными буквами, и каждый раз, когда мы начинали смотреть альбомы, мы вынужденно громко прочитывали его название. Кроме того, на каждом альбоме в начале был свой порядковый номер (цифрами) и сзади на обложке — россыпью красные кружочки, их количество соответствовало номеру альбома. Но когда количество альбомов перевалило за пятьдесят, я отказался и от математических установок Домана и оставил счет в пределах пятнадцати. Цифра на обложке, а сзади столько же кружочков или простые суммы. Цифра восемь — сзади два кружочка плюс шесть кружочков (группы кружочков нарисованы чуть в стороне друг от друга).
Постепенно птиц становилось слишком много, и мы выделили хищных (аккуратно отрывали картинку от бумаги и приклеивали в другой альбом). А гепарды вышли из "Больших кошек" и перебрались в отдельный альбом. Слоны фигурировали сразу в пяти альбомах: в "Африке", в "Зверях Африки", в "Большой и маленький", в "Индии" и так далее. Медведи, спорт, машины, самолеты, собаки и волки, профессии, деревья. Все, что было освоено как понятие, получало свой альбом и номер и начинало свою самостоятельную жизнь. Грызуны. Отдельно крысы. Выяснилось, что пауки — это не насекомые. Хоть тип у них "членистоногие", как и у насекомых, но класс — "паукообразные". А рыбы относятся к "хордовым", и к ним же относятся нобелевские лауреаты по физике.

Тематические альбомы являются не застывшей формой, а нашим рабочим инструментом. Они меняются изо дня в день, появляются новые картинки, случайные гости исчезают, меняются надписи. Была идея расцветить в сознании ребенка сухую классификацию Домана, будь то страны, моллюски или виды деревьев. Достигая глубины и точности информации строгими «битами», я хочу, чтобы эти «биты информации» имели вкус и запах и ребенку понятно было, откуда они берутся.

Ребенок восторженно относился к любым новым фотографиям. Совершенно прекрасные и насыщенные действием фотоснимки я десятками вырезал из каждого американского журнала "Нейшенел Джиографик". Но это идеальный случай. Учебным пособием может стать удачная фотография в любой старой газете, разорванном журнале, вы должны быть нацелены на поиск, как золотоискатель. Я усложнял альбомы, которые особенно интересовали ребенка, даже внёс его самого в альбомы по географии: вот он с собакой или в альбоме "Люди и животные" восседает на верблюде, я делал это, чтобы он понимал свое место в картине мире, и у него сразу вырабатывалось ощущение масштаба. На ките или на слоне ребёнка, к сожалению, сфотографировать не удалось!
Наши альбомы были сочетанием чтения, математики и "Моей первой энциклопедии". По мере того как в альбомах увеличивалось количество слов, появлялся прообраз КНИГИ. Но классификационные тетради — это только временная форма занятий в каком-то определенном возрасте. С того момента, как вы видите, что ребенок может воспринимать больше, информация должна углубляться, а не расширяться.

Я надеялся, что мои альбомы заменят "компьютерную загрузку" Домана. С десяти месяцев до полутора лет мой сын готов был рассматривать альбомы часами. Но сейчас я четко понимаю, что я ошибался. Наибольший объем информации ребенок способен воспринять именно так, как рекомендует Доман. Но я не думаю, что его "категории и разделы" нужно давать детям до двух лет, я вижу в этом только спорт, погоню за рекордами Гиннеса. Это не естественные занятия, соответствующие интересам годовалого ребенка. И до двух лет я стараюсь дать ребенку основные понятия о мире, в котором он родился, о животных, разных машинах, о том, где граница города, в котором мы живем, о простой математике, о том, что кусок жизни может стать фотографией. Я хочу, чтобы он хорошо понимал, что число вещей может быть разным, что существует "прибавление" и "отнимание", что существуют хищные звери и птицы, что рыба плавает в воде, но люди могут ее выловить и съесть, что мы с мамой работаем и за работу получаем деньги, на которые можно купить бананы.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
Мир вокруг малыша - обсуждаем на форуме
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5