Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Мир вокруг малыша >> История детям >> Игры по истории
Лена Данилова

Заинтересовать ребенка изучением истории очень трудно, потому что дети плохо ориентируются во времени. Все, что было раньше того времени, о котором они в данный момент хорошо помнят, называется у детей просто – «давно – давно».

Часто, такое же представление о времени остается у детей школьного возраста и они с трудом могут вспомнить, какое событие было раньше, а какое позже, особенно, если одно событие изучается в одном классе в курсе история страны, а другое через год в курсе мировой истории. Связь между событиями не устанавливается в голове у ребенка, ему трудно сопоставить соотношение событий между собой.

Чтобы избежать этого, попробуйте сделать своему ребенку еще в дошкольном возрасте интересное пособие по истории – «Ленту времени». Boom Beach читы

История малышам двух - пяти лет

Начать изучение истории можно на примере истории жизни самого малыша.

Возьмите фотографии вашего ребёнка от младенчества до «наших дней», подберите несколько самых хороших, подходящих по содержанию. А содержание будет, например, такое:
 
  • Катя недавно родилась и всё время спит (соответствующая фотография);
  • Катя уже научилась лежать на животе и поднимать голову;
  • Катя умеет сидеть;
  • Катя научилась сама стоять, ходить и т.д.;
  • Катя складывает цилиндры в коробочку;
  • Катя пытается съехать с горки.

Подобрать фотографии нужно так, чтобы было ясно видно, что ребёнок растёт, развивается, приобретает умения, взрослеет, изменяется.

Разрежете ватманский лист вдоль и склеите две части в длинную полоску. Наклейте фотографии слева направо. В верхней части полосы сделайте разметку, как на обычной школьной линейке, чтобы было хорошо видно начало года, середину и конец. В клеточках напишите названия месяцев. Надпишите года, в правом торце нарисуете стрелку, показывающую движение времени. Ширина клеток должна быть достаточной для размещения фотографий по месяцам. Фотографии можно просто приклеивать, вставлять в прорези бумаги или сделать прозрачные карманы, разделив на страницы обычный маленький фотоальбом (в этом случае вы легко сможете менять изображения).

Чтобы разглядывание ленты не было бесполезным, рассказывайте ребенку истории про него самого, обращайте внимание на понятия «сначала», «потом», «раньше», «позже» (обращая внимание на то, что «сначала» всегда левее, чем потом). Напоминайте о разных событиях, которые происходили в жизни малыша, но не отображены на имеющихся фотографиях (это еще и развивает память). Рассказывайте о других событиях (в жизни родственников, знакомых, в жизни всей страны – в зависимости от возраста), которые параллельно происходили в то время, которое изображено на фотографиях.

Впоследствии вы сможете добавить еще часть вашей ленты и новые фотографии. Малышу будет интересно рассматривать собственную историю, смотреть, как растет, меняется, взрослеет.

Братья и сестры

Если у малыша есть братья и сестры, разместите на ленте информацию обо всех детях. Во-первых, чтобы не делать несколько пособий сразу (утомительно и займут много места). А, во-вторых, им будет интересно сравнивать события своей жизни с событиями из жизни других членов семьи.

В этом случае ленту лучше делать не из половинок ватманского листа, а склеить два – три целых листа вместе в одну линию. Информацию о каждом ребенке располагайте в один ряд. Под ним – в ряд про другого. Наверху – о самом старшем и так далее.

История детям старше пяти

Если дети старше 4-5 лет, сделайте сразу ленту по истории всей семьи – мамы, папы и детей.

Масштаб ленты, естественно будет другой. Клетки надо делать не по месяцу, а по полгода или по году. Начало ленты может соответствовать дате рождения самого старшего члена семьи. Если считать один год одной клеточкой и делать их небольшими (не более 1,5 – 2 см), то можно изобразить весь двадцатый век и начало нынешнего (с небольшим зазором на будущее, чтобы не заниматься ежегодным «доклеиванием» пособия). Тогда можно будет добавить в пособие информацию о бабушках и дедушках.

Фотографии придется подбирать маленькие или вырезать небольшие фрагменты из больших. Еще лучше обойтись вообще без них, особенно, если дети в семье читающие.

Для каждого из родственников нарисуйте на ленте разноцветные полоски (естественно, используя линейку или другой ровны продолговатый предмет – нежелательно делать неаккуратные кривоватые полосочки). Начинаться полоска будет, как вы понимаете, на уровне года рождения. А заканчиваться в наше время, или, если вы уже успели, не дай Бог, попрощаться с бабушкой или дедушкой, то в районе нужного года.

Эти полоски не должны занимать все пространство пособия, то есть не должны быть очень широкими. Пустое место нам еще понадобится, но об этом чуть позже.

На каждой полоске должно быть написано число и месяц рождения (год и так вычислить можно). Кроме этого, укажите имя родственника коротко – бабушка Валя или полностью – Иванова Валентина Ивановна. Можно оба этих способа совместить: краткое имя написать крупнее, чтобы издалека было видно, а полное – шрифтом поменьше, для более старших детей.

В самом низу ленты можно нарисовать неширокую полосу и разбить ее на части, соответствующие годам правления и руководства страной теми или иными лицами. Детей, как правило, всегда интересует: «Кто главный?». Они много раз слышали по телевизору и от взрослых людей фамилию нынешнего президента. Слышали словосочетания «прежний президент», «эпоха Ельцина», «эпоха Горбачева», «времена Сталина» и давно привыкли к этим словам. Но что это за времена и эпохи, кто был раньше, кто был позже и как давно это было, мало кто из них представляет.

Поэтому, в соответствующих графах это полоски напишите фамилию имя и отчество правителя и годы жизни (годы правления будут видны на ленте сами по себе). Если есть небольшие фотографии данных лиц, поместите их там же (по желанию, естественно).

Имея эту полоску, дети вскоре начнут выяснять, кто «при ком» родился и что при тот или ином правителе происходило, если вы, конечно, растолкуете, что к чему и вообще, научите пользоваться пособием.

Теперь поговорим о «пустом месте», которое должно было остаться у вас в середине всей таблицы. Напомню: наверху линейка с датами, затем полоски, изображающие жизнь ближайших родственников, затем пустое место, в самом низу – правители. В этом пустом пространстве можно размещать, по выбору, любую интересную на данный момент информацию. Под той или иной датой можно прикалывать бумажные флажки на булавках, писать простым карандашом, что именно интересного или значительно произошло в тот или иной год или даже прикалывать картинки, соответствующие событию.

Информацию о тех или иных датах можно подбирать произвольно. Но лучше, если это будут не случайные даты. Допустим, вы посмотрели интересный фильм или передачу, прочитали книгу, в которой говорилось о реальных событиях недавней истории. Если это заинтересовало детей, тут же отметьте его на ленте. Отмечайте на ленте даты жизни писателя (если это возможно, то есть, если он жил в тот временной отрезок, который вы имеете на стене), книгу которого ребенок с удовольствием прочитал. Ребенку нравятся машины или корабли, отметьте на ленте дату постройки знаменитого корабля или выпуска с конвейера первой машины самой любимой марки. Ребенок увлекается спортом? Самые значительные события из мира спорта время от времени должны появляться на ленте (например, места проведения Олимпиад в том или ином году). Какие еще интересы у ваших детей? Всегда найдется повод поговорить об истории.

Годы жизни знаменитых людей или события длившиеся не один год (например, войны) отмечайте полоской. Флажок можно ставить только вначале события или с обеих сторон соответствующей полоски.

Дополнительные вопросы, которые можно задавать детям (умеющим читать и считать), не наизусть, а глядя на ленту:
  • в каком году произошло то или иное событие?
  • кто из членов семьи раньше родился другого и на сколько лет?
  • на сколько лет кто кого старше?
  • сколько лет было одному из членов семьи, когда родился другой (или произошло то или иное событие)?
  • сколько лет прошло между двумя событиями?
  • за сколько лет до одного события произошло другое?
  • сколько было лет тому или иному члену семьи, если с момента определенного события прошло столько–то лет?
  • сколько лет прожил тот или иной человек или продолжалось то или иное событие?
  • в каком году произошло то или иное событие, если такому – то члену семьи было столько–то лет?
  • в каком году произошло то или иное событие, если от другого события прошло столько–то лет?
  • в каком году закончилось то или иное событие, если началось тогда-то и продолжалось столько-то лет?
  • и так далее.

Любителям истории

Если вы заметили, что ребенок интересуется историей, спрашивает, что было раньше того времени, что изображено на ленте, если постоянно просит изобразить на ленте то или иное событие, а вы не можете (из-за ограниченного количества дат на ленте), значит, есть смысл сделать более грандиозное пособие – «Всемирная история» используя рулон дешевых обоев как основу.

Путешествие во времени

Время от времени на ленте можно устраивать тематические «выставки» - «Путешествие во времени» (не важно, лента какого масштаба висит - один век или очень много).

Купив по случаю недорогую раскраску по истории моды или развитию авиации, расположите вдоль всей ленты (закрепив булавками, скотчем или вложив в кармашки от фотоальбомов) изображения в хронологическом порядке.

Можно закреплять:
  • репродукции (на открытках) разных художников,
  • фотографии, изображающие историю архитектуры вашего города (или всего мира),
  • портреты правителей или знаменитостей (ученых, писателей, музыкантов, мореплавателей, спортсменов и пр.),
  • картинки, отображающие историю изобретений или открытий (например, от гусиного пера к фломастеру, от лучины к галогеновой лампе),
  • надписи с названиями любимых книг ребенка,
  • и так далее.

Через некоторое время снимите «выставку».

Можете предложить ребенку вспомнить расположение изображений во времени и разложить их на полу в хронологическом порядке. Если вы обращали внимание ребенка на даты, пока выставка висела на своем месте, спросите у него, к какому году относится то или иное изображение.

Читающим детям можете предложить подобрать к изображениям подписи (предварительно распечатав необходимые слова с помощью принтера). Позже, предложите ребенку раскладывать в хронологическом порядке не картинки, а только подписи к ним.

Ленты времени для распечатки Вы можете скачать здесь.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5