Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Мир вокруг малыша >> География детям >> Система Домана. Взгляд из Югославии
Милан Андрияшевич

Картина мира "по-белградски"...

Мы с женой познакомились с системой Домана (и с мнением его самых резких критиков), когда нашему старшему сыну было девять месяцев. Что ни говори, это гениальная система! Внести в мозг ребенка всю информацию о мире, и сделать семилетнего малыша весёлым живым компьютером - такое придумать могут только американцы. Если, действительно, по такой программе прошло хоть десять тысяч детей, то процент гениев на душу населения должен увеличиться ровно в десять раз!

Правда, система "производства гениев" не соответствовала возможностям нашей скромной семьи преподавателей белградской гимназии. Система Домана - это максимальная система, в которой «бит интеллекта» становится культом, которому должна служить вся семья, а мы были еще в таком возрасте, когда ты еще не готов поставить крест на своем будущем и всецело посвятить себя служению драгоценному первенцу! И я стал думать, как вычленить самое главное в системе Домана, чтобы добиться тех же результатов малой кровью.

Мне казалось, да и сейчас кажется, что в системе Домана много от американского типа мышления, который для нас, южных славян, немного пышен. Американское сознание - это сознание максималистов, известная болезнь молодых наций. Я не вижу никаких причин, почему ребенок в год должен знакомиться с именами гениев. Дети не могут ни оценить, ни понять, чем Уильям Шекспир отличается на портрете от моего дедушки Горана. Лысины у них одинаковые, но мой дедушка ненавидел писать и был полицейским.

И я не думаю, что ребенок должен быть знаком с тысячами картин и отличать на глаз, где рука Модильяни, а где явная подделка. И названия всех лунных кратеров могут никогда моему ребенку не пригодиться! А могут и пригодиться, но не в первую очередь. И я стал думать, что же понадобится ребенку именно в первую очередь. Чем я могу вооружить его на первые десять лет жизни, пока он не решит сам, что для него наиболее важно и близко.

Я долго-долго думал, и сначала мне казалось, что для ребенка и в год, и в десять лет общим знаменателем будут только растения и собаки. Цветы, кусты и деревья в садах и парках, листья на яблонях и каштанах вряд ли изменятся за десять лет. Да и новых пород собак вывести не удастся. Учить только реальным вещам, никакой абстракции! Это был первый камень моей доморощенной системы!
Прошел целый месяц, прежде чем я придумал следующее универсальное множество - легковые автомашины! Их-то на наших улицах не меньше, чем собак, и прибыли они со всех концов света!

И вот автомашины навели уже меня на мысль, что придется говорить о Японии и USA, о Германии и Италии, а значит, главная наука в любом возрасте - это всё-таки география! Земля – вот что объединяет все отрасли знаний, и только к земле, как бабочку иголкой, я должен приколоть каждый новый факт. Земля - это вторая опора моей системы!

Ведь о чем говорит Доман? Когда вы внесете в мозг ребенка много тысяч фактов, то независимо от вас между разными фактами будут устанавливаться мостики, и у умного ребенка в голове будет цельная картина. Американский доктор не добавляет только, что в голове у родителей, которые зачитывают вслух эти тысячи фактов, никаких мостиков не образуется. Ведь им не три и даже не семь с половиной лет - их-то мозг давно уже сформировался и закрыт для революционных открытий! И для них все содержание карточек Домана останется в основном разрозненным скоплением случайных сведений. А если давать ребенку только те факты, которые и для меня заведомо являются частью целого? Не пулеметные очереди фактов, которые в голове ребенка должны выстроиться в невидимую паутину, а находить только факты "с отростками", факты и предметы, которые не тайно, а явно пересекаются с другими явлениями и фактами! Это моя третья опора!

Надо ещё сказать, что меня как преподавателя гимназии очень угнетает, что в школе большую часть материала ученикам нужно излагать по много раз заново. Один "строитель" построит в голове ребенка какую-то свою модель мира и бросит ее недостроенной. Приходит другой учитель и принимается строить заново, настоящей преемственности нет! И я решил, что таких ошибок со своим ребенком я делать не буду. Я купил самую большую карту мира, которую можно было купить в столице, но она мне показалась недостаточной! И тогда целую стену в детской комнате превратил в гигантскую Землю, нарисовав континенты простым карандашом, а потом раскрасив моря и сушу красками. И теперь мой мир начал оживать и заполняться животными и птицами, реками и деревьями, странами и людьми!

Каждый введенный факт свой адрес - он помещался на своей точке на большой карте на стене.

Первые годы своей работы я выбирал только те факты, которые имели географические привязки: впускной билет в наш мир могла получить немецкая овчарка, или нильский крокодил, арабская верховая лошадь или абиссинская кошка! Только много позже мы начали добавлять материальные объекты без географических опознавательных знаков. Вы сами увидите, что наступает такой момент, когда даже разрозненные факты, без видимых мостиков, станут застревать в имеющейся у нас густой сетке.

Когда единиц информации на каждом материке становилось слишком много, поверх накладывалась новая бумажная копия, каждый из материков утолщался, особенной полнотой страдала Европа - вот кому неплохо было бы сесть на диету!

За девять лет нашей работы Европа стала состоять из девяти слоев, старые карты торчали из-под новых как нижние юбки у средневековых красавиц! Но факты не терялись и постепенно все знания укладывались в цельный мир! Континенты меняли свой верхний лист, но каждое из обличий любого континента дети запомнили на всю жизнь.

Постепенно эти картины усложнялись, добавлялась живопись и история, военная техника, маршруты прославленных пиратов и зоны нереста ценных рыб: до сих пор это наша общая игра с детьми, которая нам интересна.
Конечно, у наших детей лучше память и в этом нам за детьми не угнаться, но мы добились их эрудиции, не служа им только дикторами, которые читают вслух по карточкам!

У нас с детьми была общая жизнь и это мы очень ценим!
   
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5