Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Что такое раннее развитие >> Нужны ли России гении?
Михаил Федотов

В наше очень сложное время трудно прочитать в газетах и журналах что-нибудь оптимистичное. О бесконечных разоблачениях, - пожалуйста. О слабом правительстве, - пожалуйста. О криминальных ужасах, о миллионных хищениях, об утрате национальных ценностей, о тотальной разрухе во всех сферах - кто больше! Как пир во время чумы, цветут рекламы всевозможных жизненных благ, живописуются радости нашей кухни, зной ресторанов, блеск светской и интимной жизни артистов эстрады. От всего прочитанного остается ощущение безнадежности и тоски. Мы выбираем совершенно иную, по-настоящему жизнеутверждающую, тему, и хотим доказать, что золотую руду можно искать прямо в собственном доме.

Шестидесятые годы были эпохой нашей веры в светлое будущее. Но среди самых несбыточных лозунгов был один, в который мы не верили: "догнать и перегнать Америку!" Этот призыв стал темой множества анекдотов. Хоть иногда мы все же ухитрялись перегнать американцев. Достигалось это либо жутким напряжением сил всей страны, либо касалось тех областей, которыми американцы переставали интересоваться. В какой-то момент мы обогнали их по производству ламповых приемников, рубашек из чистого нейлона и черно-белых телевизоров. Но вот сейчас, на рубеже тысячелетий, у нас появился шанс совершить невероятный скачок, далеко обставив Америку в добыче и производстве драгоценнейшего из металлов, драгоценнее не бывает.

Нашей школой мы особенно похвастаться не можем. Это понятно всем, кроме деятелей народного образования, которые держат круговую оборону и "стоят насмерть". Это сильная позиция, и она вызвала бы уважение, не касайся она наших детей и будущего страны. Потому что вместе со слабой школой мы потихонечку сползаем на уровень третьеразрядного государства. Известно, что по математике результаты наших учеников не входят в мировую двадцатку, не лучше достижения и у Украины, не сильнее - и у Израиля, где много школьников из бывших советских республик. Мы сдаем свои позиции в спорте, особенно это заметно по массовым видам (возьмите футбол, хоккей, легкую атлетику - результаты очень бледные). Еще одна важная проблема - здоровье наших школьников. Из ленинградских призывников когда-то комплектовались элитные войска, сейчас это кажется сказкой. Сведения по стране: сколиоз у 87% учащихся! Да и возможна ли "серьезная" учеба без испорченного зрения, без искривленного позвоночника?

Оказывается, такая учеба возможна. И "революционный прорыв" совершен не педагогом, а врачом. Американский военный врач Гленн Доман в конце сороковых годов начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым пришел его институт в Филадельфии, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Воздействие на зрение обездвиженных детей (их по специальной методике Домана учили читать) привело к тому, что такие дети постепенно, понемногу начинали двигаться. Ребенку демонстрировались карточки с крупно написанными словами, эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков. И многие из этих несчастных детей, неподвижных немых инвалидов, которых считали безнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в три-пять лет, а более поздние тесты обнаруживали, что они по развитию обгоняют "нормальных" детей! Потрясающе!

Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. И вот среди этих детей сколиоза не было. Дети двух, трех, четырех лет начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами, но - и это, быть может, самое главное - были прекрасно развиты физически. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.

БАЗОВЫЙ ВЫВОД ДОМАНА: УЧЕБА ЭФФЕКТИВНА ТОЛЬКО В ПЕРИОД РОСТА МОЗГА. Мозг человека растет до семи - семи с половиной лет.

БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП ДОМАНА: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ДВИГАТЬСЯ С ПЕРВОГО ДНЯ ЖИЗНИ. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Вы спросите, влияет ли ползанье на развитие способностей ребенка? Еще как. Двух- месячный ребенок, который выползает из комнаты, очень отличается по развитию мозга от ребенка, который лежит это время в люльке на спине и пролежит так еще несколько месяцев. И эта разница в уме, активности, одаренности будет чувствоваться всю жизнь. Доман, перечисляя известных выдающихся личностей, которые начали читать в три года, часто повторяет: "они так рано научились читать, потому что были гениями, или они СТАЛИ гениями, потому что так рано выучились читать?" И это действительно серьезный вопрос, а не шутка.

А НЕ ВРЕДНО ЛИ РЕБЕНКУ РАНО ЧИТАТЬ?

Американцы заметили, что масса детей начинает читать, запоминая слова на громадных рекламных щитах вдоль дорог. Может, это вредно, и стоит запретить детям смотреть в окно, когда они едут в машине? А НЕ ВРЕДНО ЛИ РЕБЕНКУ ПОЛЗАТЬ? Но для чего же тогда природа "снабдила" новорожденного сильным ползательным рефлексом, спрашивает Доман. Может, логичнее будет предположить, что ВРЕДНО спеленывать ребенка и не давать ему двигаться.

Система Домана - радостная, светлая, рассчитана она только на желание самого маленького ребенка двигаться и познавать все вокруг. Его методы подхвачены во всем цивилизованном мире. Во многих странах существуют общества "Раннее развитие", председатель такого общества в Японии (кстати, совладелец фирмы "Сони") написал книгу "После трех уже поздно", которая переведена на русский. Существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману! Во многих видах спорта лидирующее положение занимают спортсмены, взявшие в руки ракетку или мяч, вышедшие на лед или начавшие плавать не позже двух лет. Сотни тысяч детей прошли систему Домана и достигли уже всевозможных степеней и рангов. Разумеется, педагогический мир на эту систему не перешел, но принята она с уважением повсеместно, и успех ее в основном зависит от энтузиазма родителей.

Во многих случаях эффективность этой системы поразительна, но иногда результаты - сравнительно с усилиями, которые прикладывают родители, - могут показаться не очень значительными. Дело в том, что система чрезвычайно трудоемка и требует полной отдачи родителей. Ее очень трудно совместить с работой, учебой, множеством домашних обязанностей современной женщины. В течение дня мать должна провести пятьдесят-шестьдесят сверхкоротких уроков по нескольким "предметам" и еще постоянно работать над созданием учебного материала. Неработающая американка со средним уровнем дохода, имеющая стиральную машину, моющий пылесос и микроволновую печь, наверное может себе позволить такой распорядок дня. В наших широтах это доступно очень немногим. Даже богатые люди не находятся в привилегированном положении, потому что гувернеру и няньке эти занятия не поручить, их должны проводить сами родители.

Официальная школа всюду относится к системе Домана без восторга, в основном потому, что "домановские дети" знают больше значительной части учителей. А это реальная угроза!

БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП ДОМАНА: ЧТЕНИЕ - ТАКАЯ ЖЕ ЕСТЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ МОЗГА, КАК РЕЧЬ. (А не вредно ли ребенку слишком рано говорить?..) Представляете себе, как тяжело научить ребенка говорить в семь лет! Почти немыслимо. Доман считает, что учителя, которые обучают чтению семилетних, совершают настоящий педагогический подвиг. Ведь научить двух- и трехлетнего ребенка гораздо легче. И столь же легко и естественно научится такой маленький ребенок говорить на иностранных языках.

играть на скрипке, кататься на коньках, он без труда выучит названия всех столиц в Европе и все виды насекомых, обитающих в Западной Африке, для него не составит проблемы запомнить, в каком веке происходила война Алой и Белой Розы, и какие страны участвовали в Семилетней (Столетней, Тридцатилетней…) войне. Он будет разбираться в живописи, зоологии, астрономии, географии, музыке - словом, маленькие дети готовы и способны освоить любые области знаний, лишь бы родители вовремя начали с ними заниматься.

Представим же себе, что все семилетки превосходно читают и пишут, а также говорят на одном-двух иностранных языках, неплохо разбираются в отечественной истории, знакомы с расположением планет и материков, и могут описать кровеносную систему у птиц. Университеты будут переполнены двенадцатилетними студентами, и мы, может быть, перестанем страдать от утечки умов. Если же семилетки будут все поголовно виртуозно обращаться с мячом - теннисным, футбольным, баскетбольным, блестяще владеть коньками, клюшкой, ракеткой, делать сальто на бревне и опорный прыжок, - может быть, тогда у нас будут свои сильные лиги, и спортсмены перестанут сбегать за границу… И если появятся миллионы одаренных людей, страна сможет изменить свой облик.

Но по системе Домана у нас миллион гениев не создать. Это семейные программы для богатых людей. Но я утверждаю, что в России есть СВОЙ гений, который учит четырехлеток читать за неделю (сравните с двумя годами работы и тысячами карточек, которые нужны по системе Домана), пятилетки у него уже все без исключения читают, считают в пределах сотни, и в сотне им тесно. Но еще важнее: это прекрасные, глубокие пятилетние люди, с которыми очень интересно. И им самим очень интересно жить и учиться.

Этот гений объездил уже десятки городов, и от Мурманска до Находки занимаются по его системе. Затраты копеечные, эффективность невероятная. Гения зовут ЗАЙЦЕВ.

Я сам много работал по системе Домана, отношусь к ней с трепетом, пишу о ней и не собираюсь сбрасывать ее со щитов. Но центральная часть этой системы - как научить ребенка читать и как научить ребенка математике (так, кстати, назывались первые бестселлеры Домана) - намного сложнее системы Зайцева. Хотя бы в этой области МЫ СЕГОДНЯ ОПЕРЕЖАЕМ АМЕРИКАНЦЕВ НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ.

К слову: Зайцев создал обучающие кубики и на английском языке, он по первой своей специальности является английским филологом. Так что, и мы можем кое в чем помочь Америке, не только она нам (но это уже материал не для отечественных, а для "их" журналов). Созданы "татарские кубики", "украинские кубики": ученый видит единицу строения языка не в слоге (как мы привыкли думать), а в складе. И, пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Все-таки это чудо, когда трехлетний ребенок при тебе выстраивает из кубиков фразу.

Я уверен, что сам Зайцев не понимает, на чем основан эффект Зайцева. Я сравниваю это с легендарным автоматом Калашникова - лучшим автоматом всех времен, который стреляет на снегу и в пустыне, в болоте и на морозе, в грязи, где угодно. Как удалось создать такую боевую технику, остается загадкой. Я видел создателя, и он не выглядит безусловным гением. Но Зайцев считает, что он знает, почему его автомат стреляет.

Во-первых, в его арсенале "складовый принцип", это очень важный момент. Второй принцип Зайцева я попробую объяснить так. Предположим, вы назначены директором на новый завод. Сможете ли вы работать, если вы не знаете АБСОЛЮТНО ТОЧНО, какое количество работников, техники, помещений и материалов есть в вашем распоряжении? А ведь классический школьник получает программы по любому предмету скудными порциями, которые ему сцеживают в кормушку! Зайцев же знакомит ребенка сразу со ВСЕМ аппаратом, который ему понадобится для чтения и письма, на первом же занятии. Ребенок быстро справляется с объемом, который он видит целиком. А вот если требуется освоить огромную таинственную страну, границы которой не видны, то знания, оказывается, входят не глубоко и быстро улетучиваются. Вы помните, что такое ионное уравнение? Я тоже не помню, а ведь в свое время я изучил восемь химий (я учил химию в школе и в институте). В стране, кстати, был специалист, который тоже учил по таблицам, и все базовые понятия давались на первом занятии. Его студенты не забывают, чему их учили. Я имею в виду реального человека, но это и аналогия.

ПРИНЦИП ДОМАНА, который принял мир: учить читать, предлагая тысячи готовых слов на карточках, "пока не зачитает".

ПРИНЦИП ЗАЙЦЕВА, по которому работают у нас: "писать", а не читать, писать складами по таблицам (указкой) или по кубикам, "пока не зачитает".

ПРИНЦИП ДОМАНА: давать математику красными кружками, наклееными на карточках, а не цифрой. Ребенок должен почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.

ЗАЙЦЕВ делает практически то же самое, но дает эти "кружки" в готовых формах - десятками, и эффект несоизмеримо выше.

По Зайцеву сегодня работают сотни детских садов, групп, площадок. В чем, еще раз, суть и новаторство этих занятий. Вся многовековая традиция педагогики располагает материал в учебнике по принципу: правило - упражнение. МЕТОД ЗАЙЦЕВА: ВЕСЬ МАТЕРИАЛ, КОМПАКТНО ВЫРАЖЕННЫЙ, РАЗМЕСТИТЬ НА СТЕНЕ.

Материал считывается со стены взглядом. Другая стратегия работы преподавателя, учебный материал больше не тонет в ворхе упражнений. Все, кто привык работать только по принципу: "открыл параграф, сделал упражнение", начинают чувствовать себя крайне неуютно. До Зайцева никогда весь материал не был собран в одном месте. Никогда не выполнялся принцип "от частного - к общему, от общего - к частному", потому что общего не существовало. Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем.

Софья Ковалевская рассказывала, что в ее комнате (ей было одиннадцать лет) делали ремонт, не хватило обоев, и все стены обклеили лекциями по дифференциальному исчислению Остроградского. И она несколько лет прожила, пытаясь в них разобраться. Когда у пятнадцатилетней Ковалевской появился учитель - сильный математик, он был ошеломлен ее знаниями. Ему казалось, что всю информацию, который он преподает, Ковалевская уже знает наперед. Так действует настенный материал, если его давать целиком, а не порциями в рот по ложке.

Четырехлетнему ребенку сразу дается счет до сотни, без стопоров, без порогов, на которых он будет спотыкаться. И в сотне ему очень скоро становится тесно. Пятилетка легко усваивает двоичную систему исчисления.

Стандартный урок Зайцева продолжается двадцать пять минут в игре. Дети могут ходить, стоять, лежать на мате, они не портят осанку, они не портят зрение, потому что смотрят на большие таблицы. Зайцев не упраздняет систему Домана, работающую во всем мире: используется сама идея раннего развития. Параллельно с методом Зайцева, можно применять систему физического развития по Доману. А эффект от обучения по Зайцеву будет сказываться даже при крошечных затратах времени в день.

Разработано учебное пособие "Читай и пой": дети завороженно поют склады и русские народные песни, переведенные на таблицы.

Разрабатывается пособие "Танцуй, читай и пой". А не вредно ли трехлетним детям следить за текстом песен по таблицам? А не вредно ли детям петь? А не вредно ли им танцевать?..

СИСТЕМА ЗАЙЦЕВА ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННОЙ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ У НАС СИСТЕМОЙ ОБУЧЕНИЯ, КОТОРАЯ ЭФФЕКТИВНО РАБОТАЕТ. Я не сравниваю с фиктивными методиками "развивающего обучения" (этот модный термин используют сейчас очень многие). Я сравниваю только с мировыми стандартами.

Зайцев: "Я отношусь к Доману как к величайшему человеку, болеющему за поколения детей. На это нужно обратить внимание на фоне вырождения белой расы. То, что Доман предлагает по обучению чтению и счету, - слабее нашего, но программа физического развития великолепна. В обучении Доман не включает системный подход, все-таки он врач, а не педагог. При том, что равного ему педагога в Америке я не вижу, а у нас есть много прорывов. Ильин, Шаталов - интереснейшие идеи! Официальная педагогика ничего у них не берет. Например, школа не берет у Шаталова идею "опросных сигналов", стимуляцию "говорения на предметах". Ведь, в среднем, школьник говорит в течение учебного дня всего две минуты. Еще Доман прав в том, что все нужно делать раньше, используя колоссальную память ребенка. Но за систему обучения он берет старинную англо-германскую систему: предъявление и озвучивание целого слова. Она известна больше ста лет и работает не для всех детей. Ее плохо воспринимают дети с образным мышлением, а кубик - образен, понятен. Мы можем обучать детей эффективнее и легче.

Компьютер? Нельзя засовывать в компьютер какой-то вопрос, не решив его на бумаге. Погружение учебной программы в компьютер и у нас, и в Америке происходит по такому принципу: в компьютер засовывается старый учебник алгебры. Не нужно переворачивать листы, а только нажимать на кнопку. Но, в сущности, это та же самая старая малоэффективная программа. Мы подключаем компьютер на более позднем этапе, и японцы пришли сейчас к тому, что до двенадцати лет компьютер вреден".

Раннее развитие дает ребенку восторг от того, что он научился чему-то интересному и многое умеет. А Зайцев дает ему еще и кусок жизни в системе, которую ребенок видит перед глазами. Наличие системы (стройного порядка) вообще очень успокаивает детей. А эта подходит всем - быстрым, медленным (и хуже, чем медленным), аудиалам, визуалам, сообразительным, непоседам, лентяям. Зайцев предпочитает брать группу самых слабых детей в школе, и они очень быстро догоняют основной поток. Кубики Зайцева оказались бесценным пособием для логопедов. Распространение системы - огромно.

"Здравствуйте, товарищ Зайцев! В апреле мы получили ваш ответ и хотели заказать практически все, но случилась большая беда. У нас сгорел дом, сгорело все-все. Вы наверное слышали о пожарах на Дальнем Востоке, одними из тех несчастных оказались и мы.

Но мы-то живы, и нашему ребенку нужно учиться. Кубики, которые мы сделали сами, уже начинали давать результаты, но, к сожалению, от них осталась только горстка обгоревших пробок. Поэтому у нас к вам большая просьба: прислать еще раз кубики по адресу: 626953, с.Козьмодемьяновка Амурской обл., ул.Комсомольсская 9/1. Правда, этого адреса уже не существует, но нас обязательно найдет ваше письмо. Очень ждем, с уважением семья Шульженко. 1 июня 98г.

Но ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ, которая существует между работающей системой и официальной педагогикой, проломить не удается. Зайцева травят, с ним борются, распространяют слухи, что "зайцевские дети" неграмотно пишут. Особенно активно с Зайцевым борются в родном Санкт-Петербурге (нет пророка в своем отечестве), но наш город всегда славился предельным консерватизмом. Я вспоминаю повесть Марка Твена "Янки при дворе короля Артура". Есть там момент, когда "янки" вызывает на дуэль сразу всех рыцарей английского королевства. Дело в том, что система Зайцева в известном смысле "вызывает" нашу школу. Представьте себе, что в стране развита только моторная авиация, и появление реактивных самолетов является угрозой для тех, кто создает моторные самолеты, продает их, умеет только на них летать, пишет по них диссертации. Чтобы сломать эту ситуацию, нужно вмешательство военных или "грозного царя".

Ребенок, который с трех лет занимался по Зайцеву, в семь лет может спокойно идти в пятый класс. Таких детей в течение ближайшей пары лет могут появиться десятки тысяч, а заниматься с ними в рамках обычной школьной программы - невозможно. Для них нужно разрабатывать специальные учебные планы и методики. Ведь сегодня в первом классе на двадцать шестом уроке дается цифра 5, на пятьдесят первом уроке - цифра 8 (вот она - устаревшая авиация). И начинаются выдумки, что реактивные самолеты плохо летают, что петь в три года вредно. Реальность сегодняшней школы описана 2 октября 98 года по телевидению министром обороны: "54% призывников имеют физические отклонения". Я уже писал о 84% сколиоза и тотальной близорукости, так неужели здоровые призывники менее ценны для министерства обороны, чем реактивные самолеты.

Зайцев: "Прорывы были у Монтессори, но до нас они не дошли. Она работала полгода пяти-шестилетками и с тяжелыми девятилетками и дети сдавали во второй класс лицея. Считали шестизначными числами. А современная школа СТО часов сидит в первом десятке. В первом классе через полгода задают задачу: в гардеробе висело десять пальто, два унесли старшеклассники, сколько осталось?

Есть два предмета, которые формируют логику - родной язык и математика. Мы обеспечиваем к школе умение грамотно писать, выражать свои мысли на бумаге. Эта задача школой не решается. Не только выпускники школ, но даже люди с высшим образованием, испытывают страх, если нужно изложить что-то письменно.

У меня еще есть мечта, чтобы все занятия проходили на улице. Идеально, чтобы с детьми работала пара: учитель и физкультурник.

Может быть, это рекламная статья?! Нам очень бы хотелось, чтобы Зайцев разбогател, это значило бы, что системе не вставляют палки в колеса. А пока движение происходит за счет невероятной энергии Николая Александровича Зайцева, его готовности бесплатно читать лекции в любой школе, за копейки ездить по стране с семинарами.

Вы богаты?
С трудов праведных не наживешь палат каменных. В общем-то, я челловек бедный. На проживание хватает, а на мебель уже нет. Обувь есть. 
В каких городах вы проводили семинары? 
Я лично не был в Ярославле, Владимире, Тамбове и Пензе, но я знаю, что люди там работают. Из крупных городов, кажется, все, в остальных я был по разу или больше.
Какова главная цель вашей работы?
Формирование ума и сохранение здоровья. Мы часто слепо повторяем то, на чем уже нажглись американцы. С 30-40 таблицами мы далеко обставим любую компьютерную программу по русскому языку. И это ровно в тысячу раз дешевле: комплект из бумаги, висит на стене, ребенок не должен постоянно сидеть (ведь развивается сильнейшая гиподинамия!) Мы не должны разрешать детям столько сидеть. Таблица не портит ребенку глаза: ведь сегодня и у нас, и у американцев половина школьников нуждается в очках. Неповоротливые ожиревшие школьники - это беда всего мира, а мы можем дать здорового ученика. Надо не плодить спецов по компьютерам, а формировать тонкость мышления. Мы устойчиво обеспечиваем достаточно сложные расчеты в уме, к семи годам дети легко читают, как в сегодняшнем пятом классе, счастливые, что им это позволяют делать. К пяти годам, не позже, в любой деревенской школе ребенок должен уметь читать. Кому это может повредить? В наших детских садах заболеваемость в пять раз ниже. К школе у наших детей от зубов отскакивает таблица умножения, они умеют столбиком складывать любые, хоть десятизначные числа, множить столбом, делить углом, осваивают начала геометрии, двоичную систему - а она основа электроники. Если научить пятилетку двоичной системе - то он обгонит любого профессора математики, здесь другая скорость мышления. Об этом пишет и Доман.
Получается слишком розовая картина. А в жизни она не розовая. Выясняется, что способные дети, которые могут, повзрослев, вывести страну из тупика, НЕ НУЖНЫ. Прежде всего, они не нужны школе: такие дети не в состоянии высидеть сорокапятиминутный урок, слушая, как в середине первого класса читают "мама мыла раму" или от десяти пальто отнимают два. Но в стране уже есть "зайцевские классы", в которые дети переходят целой "зайцевской" группой из детского сада. И чаще всего это происходит в провинции. А в столицах школе нужны "удобные", "обычные" ученики.

И все-таки, кому вы ОПАСНЫ? Может быть, боятся, что вся Вологодская область перейдет на двоичную систему? И не слышат, что за короткий срок можно создать не новых русских, а новых русских?
Я мешаю традиционным педагогам. Их оскорбляет, что любым воспитателем детского сада за неделю дается то, на что они вымучивают годы. Но их можно понять. У них паника от того, что к ним приходит читающий ребенок, который выполняет арифметические действия в пределах сотни и знает начала геометрии. "А что я буду с таким ребенком делать?" Вот что приводит многих учителей в агрессивно-отчаянное состояние. А таких детей просто не надо держать в младших классах. 
Нравится тебе математика? И иди в этом направлении, перескакивай через классы. За границей есть школы, где это практикуется. Но не нужно поддерживать нерушимый культ школы.

Спрашивают, зачем так рано читать. Ну, "зачитает он у нас к восьми". Но ужас в том, что, научившись читать поздно, дети читать не любят и по-настоящему не умеют. И они составляют большинство населения. "А не будет ли им скучно в школе?" В школе скучно всем. Школа просто должна быть другой. Классы надо набирать не по возрасту, а по знаниям. И здоровый ученик, легко занимаясь, будет иметь другое настроение и еще заниматься любимым делом - спортом, рисованием, музыкой, танцами. Многие из нас стольким не успели позаниматься в детстве. А если человек закончит школу в тринадцать лет - у него колоссальный запас времени. Ведь это не те дети, которые состоят на учете в милиции. Им тяжело? Да вы их не видели. А мы видели - это единственные счастливые люди, которых мы знаем. Ведь на обычного школьник сваливаются калечащие и лишающие его детства и здоровья перегрузки - об этом знают все, на это жалуются районные методисты. А развитие интеллекта по сравнению с затраченными усилиями - очень слабое. А мы столько усилий не тратим.

В августовском номере "Огонька" была статья о двух сестрах десяти и двенадцати лет, которые сдали экзамены за среднюю школу и поступили в финансовую академию при Совете Министров. Подробности их детской учебы восторженный автор опустила, и мы воздержимся от догадок и спекуляций. Каким-то неведомым путем обычная московская семья воспитывает выдающихся девочек. Попробуем включить этот факт в наши рассуждения. Во-первых, у Белого Дома намного больше шансов получить экономических советников десятилетнего возраста, потому что в Америке не борются с Доманом. Во-вторых, две наши московские героини в садик и в школу не ходили, потому что школа все-таки надежно оберегает от проявлений гениальности. И заметьте, в мировой прессе появляются сотни сообщений о таких детях. Кто-то занимается по ведущим системам раннего развития, кто-то из родителей придумывает свою систему и "попадает в масть", но занимаются активно в каждом из описанных случаев. Когда районные методисты Москвы и Петербурга борются с распространением системы Зайцева, они ведь не просто конкретного новатора забивают: они упорно не желают принимать идеи раннего развития, одобренные во всем мире. Мир принимает, а вот старший методист Центрального района города Ленинграда Наталья Кузьминична - не принимает. Она настаивает на прежней системе, чтобы ребенку в детском саду давали по математике установку, что существует число один: "вот посмотрите, один пальчик". А если ребенок показывает два пальчика и говорит "два", то его поправляют: "не два, а много". И вот на такой базе строится наша сегодняшняя школа.

Зайцев:

В советской педагогике был принцип идти от высших педагогических достижений. Пока мы это делали, наша педагогика продвигалась, а сегодня такой-то и такой-то объявлен авторитетом, а что он сделал? А раньше наша педагогика была лучшей в мире. Вот Виктор Шаталов обеспечивает прохождение программы двух-трех классов за год для всех учеников класса. Надо внимательно изучать то, что делает Шаталов. А вместо этого Шаталова годами травят.
А вас?
Ну, и Шаталов научился огрызаться, и я научился, и Евгений Николаевич Ильин научился. Все это делают в разной манере, но мы закалились, покрылись роговой коркой. Сейчас уже так активно не мешают, только распускают слухи о "порочной" методике Зайцева, но сами наших детей не видели, семинары мои не посещали. А мы располагаем сведениями о наших учениках, что с ними происходит в каждом классе.
Можно ли давать "автомат" Зайцева в руки слабым педагогам? В принципе, это не страшно. Конечно, хотелось бы, чтобы воспитатель творчески относился к тому, что он делает. Это гибкая методика: если ребенок хочет заниматься математикой, а не русским, к нему нужно прислушаться. Если он понял, то нужно идти дальше, а не топтаться на месте. Но если такой чуткости у педагога нет, то система Зайцева все-таки настолько емкая, что ученик, общаясь сам с таблицей и кубиками, будет придумывать или заказывать новые слова, приказы, фразы, чтоб не было скучно. Скука обучения - основной вирус, с которым сражаются все системы раннего развития, Доман и Зайцев здесь единодушны.

По правилам британской журналистики во втором абзаце статьи должна быть определена ее цель. Я же хочу повторять свою цель в каждом втором абзаце. Страна находится в катастрофическом положении, испытывая неостановимую утечку умов, талантов, рук. То, что наш хоккей потерял всех ведущих игроков, и внутренний чемпионат стал посредственным, - это понимает каждый любитель хоккея. Вывод напрашивается единственный: нужно так изменить систему подготовки юных игроков, чтобы поток хоккеистов-самородков был неисчерпаем. Страна потеряла несколько сотен тысяч специалистов в результате всех волн эмиграции, ведущие ученые во всех областях научной деятельности уезжают за рубеж зарабатывать деньги. Одновременно катастрофически падает уровень школьного образования. Чего же можно еще ждать?! Почему во всем мире существуют тысячи центров раннего развития, а у нас - ни одного? Еще раз: НИ ОДНОГО. А американцы относятся к проблеме развития детей как к проблеме военно-стратегического значения.

У нас ни в одном педвузе не популяризируются идеи раннего развития, более того, о них практически не упоминают. Самое косное, что может быть в стране, - это застывшая школа. Нам стоит ответить на главный вопрос: школа для детей или наши дети для школы? Школа становится чудовищем, стоящим на пути развития ребенка. Лозунг детских садов: "Нужно подготовить ребенка к школе", - никого не пугает. А детей надо готовить не к школе, а к жизни. От школы детей надо только оберегать.

Зайцев:

В самом Петербурге на моих семинарах не было никого из 
Педагогического института имени Герцена, хотя я хожу, приглашаю: товарищи, посетите, а то ведь вас студенты спросят, а вам сказать будет нечего. Я годами хожу в институт усовершенствования учителей: когда вы придете ко мне на курсы? Ни одного человека еще не было. Я предлагаю: давайте, я у вас почитаю. Не нужно. Один раз за все годы предложили факультативно два часа, а то "есть план и он может полететь". Я обычно читаю пять дней по шесть часов или три дня по восемь часов, это серьезный курс! Я предлагаю бесплатно, но бесплатно тоже не нужно.

Я хожу на дошкольный факультет в Герценовский институт, говорю им: в ваших планах должно стоять, что воспитательница должна научить ребенка читать не позднее, чем к пяти годам. И ведь масса воспитателей это умеют делать. - Нет, в наших планах этого нет и этого не надо. Нэ трэба.

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА НИ В ОДНОМ ПРЕДМЕТЕ НЕ УЧИТЫВАЕТ ПРИНЦИП: ОТ КОНКРЕТНОГО К АБСТРАКТНОМУ. От конкретно-образного, через наглядно-действенное, к словесно-логическому. Обдумайте эту мысль, это не просто набор слов.

В школе идет обучение С ГУБЫ НА УХО, а восемьдесят процентов информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч. На каждом занятии с малышами мы пишем сотни слов, а уже потом когда-то объясняю. Современные школьные методики все таковы, что они лишают детей здоровья - вот главный предмет моих забот. Не слащаво-несбыточно, а РЕАЛЬНО: ОХРАНЯТЬ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА от бессмысленных перегрузок. Это я пытаюсь объяснить в педвузах, и на факультетах усовершенствания учителей, но им неинтересно. Нервные и психические перегрузки даже в самых дорогих элитных школах. Чтобы не было перегрузок, надо не объяснять, а показывать.

ОБЪЯСНЯЮТ ПОТОМУ, ЧТО НЕ УМЕЮТ ПОКАЗЫВАТЬ!

Проблемы со школой тянутся у нас с тридцатых годов, когда категорически были запрещены идеи раннего развития детей. Мы уже давно выправили ситуацию в биологии, мы больше не твердим, что генетика является лженаукой, мы уже стыдимся себя за то, что мы это твердили. Когда мы будем стыдиться себя за то, что на раннее развитие в стране остается запрет. Зайцев, действительно, известен по всей стране, но он как бы остается вне закона. В Петербурге воспитателям детских садов запрещено упоминать его имя в отчетах, директора школ рекомендуют "подготовщикам" не заниматься по Зайцеву, его ругают по телевидению.

Зайцев:

Вот вам пример нашего прошлого: Сергей Александрович Рачинский, профессор кафедры естественных наук, уходит в деревенскую школу. Через несколько месяцев его ребята решают в уме задачи: десять в квадрате плюс одиннадцать в квадрате плюс четырнадцать в квадрате разделить на 365. Это зафиксировано на картине Богданова-Бельского "Устный счет", вы должны ее помнить. Богданов-Бельский был учеником Рачинского. И такой же результат был у Монтессори. И вот к тому, что делал сто лет назад Рачинский, современная школа не готова, институты не выпускают учителей такого уровня. Базовая программа должна быть другой, но высшая школа учителей, осуществляющих прорывы, не любит, ей обидно, что что-то придумали без нее.
Вы сами не кандидат наук?
Я не мог себе позволить такую роскошь, слишком большие планы, я еще многого не сделал.
Я не выступаю против всей массы диссертаций, которые пишутся учеными-педагогами. Но я просто предлагаю аналогию, чтобы показать, где они находятся. Защищаются диссертации, описывающие современный деревянный парусный флот, а уже наступила эра атомоходов, теплоход изобрели уже давным-давно. Надоело слышать, что железо тонет. Существует другой уровень проблем. И, конечно, позор, что Зайцев - не академик, не член-корр, не доктор наук и не кандидат. Он один стоит целой педагогической академии. Странно было бы представить академию оружейных наук, где Калашников не является академиком. На это резонно возразят, что Калашников-Зайцев не сдавал кандидатский минимум или у него нет справки об окончании восьмого класса. И у Чарли Чаплина, может быть, не было такой справки, но это не значит, что он не академик "кинематографических наук".

Мы насчитали две с половиной тысячи населенных пунктов, в которых работают по Зайцеву, где начинают читать и выходят из первой сотни в четыре года! Может быть, есть Академия Педагогических Наук в Зимбабве, и там ее гуманный президент вручит Николаю Александровичу Зайцеву звание кандидата педнаук Могадишо только за то, что белый бвана Зайцев научил десятки тысяч детей Сибири читать, или придумал кубики для зимбабвийских детских садов. Мы наверняка этого дождемся.

Выводы.
Проблемы со школой тянутся у нас с тридцатых годов, когда категорически были запрещены идеи раннего развития детей. Мы уже давно выправили ситуацию в биологии, мы больше не твердим, что генетика является лженаукой, мы уже стыдимся себя за то, что мы это твердили. Когда мы будем стыдиться себя за то, что на раннее развитие в стране остается запрет. Существует еще категория псевдогуманных сомнений, не принесет ли детям вред эта система. Это напоминает старинную французскую шутку: осужденному на смерть тюремщик предлагает глоток вина из бутылки, но тот боится пить из горлышка, боясь заразных заболеваний. Хуже повешения заболеваний уже нет, особенно когда до виселицы остались минуты. Страна развалилась, здоровье детей развалилось, четыре миллиона детей вне школы, а гуманисты боятся, а не будет ли хуже.

В военное время хуже бывает.

В мирное время хуже уже нельзя.

К сожалению, автор статьи считает, что вопросы раннего развития на уровне логики объяснить нельзя, доказать нельзя. Существуют какие-то внутренние протесты, запреты, которые не позволяют людям свободно говорить на эту тему. Существуют подводные камни, которые являются предметом рассмотрения фрейдистов.

Предусмотреть на уровне логики все возражения невозможно потому что немедленно изобретаются новые, так как возражения не являются попыткой доказать истину. Любой педагог прежде всего защищает честь касты и школу, а защищать нужно не себя, а детей.

Но все-таки если предположить, что существует педагог, который ищет правду, то я предлагаю вариант поисковых вопросов: правда ли, что можно за неделю в возрасте четыре года научиться читать, правда ли, что дети, занимающиеся по системе Зайцева, не страдают близорукостью и сколиозом. Правда ли, что система Зайцева не только не угнетает детей психически, но и помогает в работе с аутистами и часто выправляет детей с психическими отклонениями. Правда ли, что дети, которые научились рано читать, если продолжать занятия с ними, любят учиться, легко занимаются сами, и никогда не мучаются от безделья и скуки. Правда, что "домановские" дети в четыре года легко бегут пять километров, в год легко плавают, правда ли, что системе Домана больше тридцати лет, и среди его учеников есть уже нобелевские лауреаты и спортсмены экстра-класса и так далее. Можно разработать другие вопросы, пытаться отвечать на них - только старайтесь делать это письменно, и смотрите, к чему вас приведет ваше исследование.

Сегодня нам важна не столько оценка системы Зайцева авторитетами педагогики, которые полны амбиций и защищают свое положение, сколько реакция миллионов родителей. Нам важно узнать, что думают воспитатели реального детского садика в городе Бор Нижегородской области, где уже четвертый выпуск умеющих читать детей продолжает по специальной программе учиться в школе. По Суржикову на пятьдесят первом уроке первого класса малышей знакомят с цифрой восемь, когда им уже по возрасту рассчитывать ракетное топливо. А поселковые шестилетки с выражением и пониманием читают "Медного всадника". А не вредно ли им читать? А не вредно ли им говорить?…

В стране сорок восемь тысяч кандидатов педагогических наук и двадцать четыре тысячи докторов, больших специалистов по педагогике. А Зайцев - он просто Зайцев. И костюм имеет только один, который директор зайцевского центра Елена Викторовна Жих заставила купить на распродаже на станции метро Удельная, сказав, что она не собирается больше терпеть, что у "Мазая" нет костюма. У самой Елены Викторовны старшая дочь блестяще читает с трех лет, в семь пошла в пятый класс, а в одиннадцать перешла в девятый. Младшие дети давно читают, но по результатам перекрывают все достижения сестры. Это поразительный эффект младших детей в семье: им раннее развитие дается легко, играючи, на них тратится намного меньше сил. В четыре года их приходится отрывать от детских энциклопедий: они изучают строение большого кораллового рифа, а потом идет обычная детская возня с драками, плачем и беззаветным участием в любой игре. И таких детей должно быть полстраны. Миллионы одаренных детей. Нужно только выпускать кубики и печатать таблицы со складами и этих детей не сдерживать. Может быть, из них можно будет сделать действительно новых русских - новых русских спортсменов, новых русских ученых.

Нужно найти праздничные слова и кончить статью на мажорной ноте. Может быть, появится добрый батюшка-царь и издаст указ. Чтобы в первый класс приходили бегло читая и владея всеми действиями в пределах тысячи, или злой батюшка-царь, но тоже умный. И чтобы школа соответствовала талантливым детям, которых она в свои стены принимает. Институт Домана в Филадельфии доказал, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Научить семилетнего ребенка читать невероятно сложно - это педагогический подвиг. Так же сложно семилетнего ребенка, которого воспитывало семейство волков, обучить человеческой речи. К сожалению, мы сами - это дети, которые слишком поздно научились разговаривать. Пускай наших детей ждет другая участь.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5