|
Ну вот, позади беременность и роды, долгожданный
комочек, обмотанный цыганскими тряпками (такие пестрые
одеяния для новорожденных выдают в роддоме) у меня на
руках.
Счастливая улыбка расплывается на моем лице, и я уже
предвкушаю, как буду с ним заниматься всякими
развивающими упражнениями и играми. Психологию я изучала
еще в институте, так что в своих знаниях была уверена на
все сто. Я быстренько проверила рефлексы малыша и
осталась очень довольна результатами и собой: какая я
молодец, сама все могу проверить, и на многозначительные
короткие реплики невропатолога не буду реагировать как
другие мамаши: "ой, с ним все хорошо? что это значит,
вот когда он так делает? а вот так?"
Дома я продемонстрировала мужу умения новорожденного,
супруг сильно возгордился и заразился моим вдохновением.
Я, конечно, знала, как заниматься с детьми в возрасте от
3-х лет всякими развивалками. Кубики Никитина, доски
Сегена, почтовый ящик, Вальфдорские методики рисования
акварелью, кукольный театр - все это я "проходила" на
собственном опыте, работая психологом. Но это совсем
другая история. Меня в данном случае больше интересовали
развивающие методики для грудничков.
Обложившись книгами отечественных психологов, которые мы
изучали в институте (Мухина, Эльконин, Обухова, Кулагина
и пр.), я смогла выудить только нечто вроде:
"...необходимо повесить игрушку повыше, чтобы малышу ее
было видно…; "...нужно всегда помнить, что существуют
особенные сенситивные периоды в развитии высших
психических функций, когда лучше всего делать с ребенком
то или иное, а в другое время пользу занятия не
нанесут…"; "…игрушек должно быть немного, одновременно
предлагать несколько игрушек ребенку нельзя…" и пр.
То ли у меня совсем после беременности мозги стали
ватными, но я просто перестала воспринимать адекватно ту
ценную информацию, которая была заложена в книгах наших
отечественных психологов. Я ее просто перестала видеть.
Тогда на помощь пришли старательно собираемые во время
беременности журналы (Кроха, Аистенок, Роды.ру, Няня).
Раньше-то меня больше интересовали статьи про пузико и
про всякие радости беременных. Мне даже не приходило в
голову почитать статьи про новорожденных! Все казалось,
что рано, что я и так много знаю и т.д. Наивная-я-я.
Но и тут меня ждало разочарование: среди советов было:
"…повесьте игрушку над кроваткой на расстоянии 80 см.,
она должна быть яркой, потому что так надо для младенца,
а еще лучше купите музыкальную карусель (мобиль), самый
большой выбор этих каруселей в таком-то магазине… ";
"…давайте ребенку побольше разных предметов для
ощупывания с целью развития у него мелкой моторики,
которая, как известно, очень важна для…"; …сейчас в
магазинах очень большой выбор развивающих мелодий для
Вашего малыша, есть и такие, и такие - без них нельзя…"
Я, например, не понимаю, зачем ребенку нужны все эти
адаптированные моцарты?
Кстати, о музыке: этот совет я взяла на заметку. У нас
дома есть вся коллекция музыкальных произведений моего
любимого Моцарта, их-то я и стала ставить нашему малышу
сначала по пять, а через месяц - по сорок пять минут в
день. Угадайте, что у него сейчас любимое из Моцарта?
Правильно, "Волшебная флейта" (а никакой не "Реквием").
Потом пошли Вагнер, Григ, Бетховен, Прокофьев,
Чайковский…
Недавно в магазине, где мы с Темкой стояли в очереди в
кассу, рядом с нами у какого-то дядьки заиграла в
телефоне полифоническая мелодия а-ля-моцарт. Ну играет
она, а дядька как раз в кассе расплачивается, не может
ответить. Тема слушал, слушал, сначала улыбался, а потом
смотрит на меня так недоуменно и в глазах читается:
"Мам, что-то музыка странная какая-то…" И заплакал. Не
понравилось ему вот такое исполнение (комментировать не
буду).
Ну, с музыкой-то понятно, поставил, сиди, слушай. Но вот
на втором малышовом месяце попалась мне в руки книжка Л.
Даниловой "Раннее развитие" Эта книга и раньше у меня
была, да все никак до нее руки (глаза) не доходили.
Открыла я и… Вот тут у меня случился шок: мы ж почти все
пропустили! "Под занавес" едва попадаем! Нам же уже 2
месяца стукнуло, а мы еще не умеем и то, и это…
Тут-то и началась для моего мужа "веселая жизнь". Мы
сходили на рынок, купили строительный материал для
развивающего комплекса. Разобрали кроватку и снова
собрали ее, но по-другому, как в книге советуется.
Приобрели детскую стенку и маты для занятий. Каждое утро
начиналось одинаково: после просыпания муж вел сына "на
снаряд" (круглая палочка 50 см. в дл.) и Темка с
удовольствием отжимался, с помощью, конечно. Потом стал
висеть на кольцах.
Мы привязали над нашей кроватью за веревку большой
красный мяч, и малыш по несколько минут в день бил по
нему ногами.
Мы избавились от "развивающего" коврика, который упорно
игнорировался сыном, и вместо него соорудили большое
развивающее нечто из пластиковых бутылок, веревок,
пуговиц, коробок и пр.
Захватывающее зрелище представляла я сама в детской
поликлинике с Артемием на руках и с "развивающими
бусами" на шее, которые, кстати, ребенок с удовольствием
теребил всю дорогу. Мы с ним гремели, звенели и шуршали,
взгляды всех детей в очереди были прикованы к нам.
Родители, наверное, думали, что я городская сумасшедшая.
Но самое интересное было то, что я открыла для себя
методику раннего обучения чтению по Глену Доману, и уже
в три месяца мы показывали Темке карточки с
нарисованными большими буквами. Сначала карточек было
пять, потом - тридцать пять, потом сто, а потом я устала
рисовать буквы и все же купила этот комплект "Умничка",
где 800 слов.
Еще мы решили читать ребенку стихи. Как можно больше
хороших стихов, но сил на чтение почти не оставалось, и
тогда мы купили стерео-аудиоплеер и много-много
аудиокассет со стихами и детскими песенками. Я просто
ставлю этот плеер ребенку в коляску, когда мы гуляем, и
он не спит. На мой взгляд, плеер гораздо лучше всяких
музыкальных игрушек для коляски.
Особо хочется рассказать и про развивающие фильмы "Бэби
Эйнштейн". Про их существование я узнала случайно, но,
прочитав всю имеющуюся в Интернете информацию об этих
фильмах, решила, что они нам нужны обязательно. Сейчас у
нас есть несколько фильмов, и иногда мы их с Темкой
смотрим, но больше ему нравятся фильмы про животных из
серии "National Geographic" Забавно смотреть, как
восьмимесячный малыш смотрит на тигра на экране и потом
переводит взгляд на нашего кота Скруджа и улыбается: "Уня"
(так Тема зовет Скруджа). Чем не умозаключение по
аналогии?
И вот однажды, когда Темке было полгода, мне
посоветовали прочесть замечательную книгу Ж. Ледлофф
"Как вырастить ребенка счастливым". Читая ее, я
заливалась горючими слезами, так мне было жалко
"европейского ребенка", мучения которого подробно
описала писательница. Я тут же поняла, что веду себя по
отношению к сыну как ехидна. Даже несмотря на то, что
Темка практически не слезал с наших рук, меня стала
мучить совесть: зачем я купила ему ходунки, например?
Кстати, о ходунках. Сейчас Артемию идет девятый месяц, и
он сам отказался от ходунков в пользу обыкновенного
ползания по квартире. То есть малыш еще не ходит, но
ходунки ему больше не нужны! Знаете почему? Потому что
теперь они ограничивают его возможности исследования
квартиры, но в свое время они как раз и служили этой
цели.
И
вот в нашей жизни появился слинг. Надо сказать, что до
этого мы сменили пять или шесть "кенгуру", но это уже
другая история. Мне и Темке слинг очень нравится,
ребенок даже засыпает в нем. Я нашила на слинг большие
бусины и теперь он стал еще и прекрасной развивающей
игрушкой. Бусины так нравятся малышу (я нашила красные,
голубые, черные и белые разного размера в том месте на
ткани, куда может дотянуться ручка ребенка), что он
постоянно их теребит.
Муж тоже прочел книгу Ж. Ледлофф, и ему тоже стало очень
жалко "европейского ребенка", и первое время он не
выпускал нашего малыша из рук. Я еще предложила ему, как
написано в книге, снять с Темы подгузник и проверить
свою ловкость, как женщины описываемого в книге племени:
только это так и осталось нашей семейной шуткой.
Книга, безусловно, хорошая, но многое в ней, на мой
взгляд, преувеличено. Я бы с удовольствием изложила свои
доводы в другой статье, что, наверное, и сделаю в
ближайшее время.
Сейчас мы с мужем делаем кукольный театр для нашего
сыночка. Я написала несколько сценок, подходящих для
имеющихся у нас игрушек для представления. Это будут
самые простые сценки для понимания малыша, где зверюшки
станут обсуждать цвета, формы, названия предметов и т.д.
Уже готов настоящий маленький бархатный занавес с
кистями, как в настоящем театре, и почти подобран
реквизит.
На очереди лежит большая стопка распечатанных карточек с
изображениями животных и стосчет. Вся наша квартира
увешана большими разноцветными геометрическими фигурами
из картона, и на самых "ходовых" предметах висят
таблички с их названиями (как у Маркеса в "Сто лет
одиночества" где жители деревни, постепенно теряющие
память, стали подписывать предметы, пока не забыли сами
буквы).
Для чего мы все это делаем?
В первую очередь, это воспринимается мною как игра.
Артемий с удовольствием ждет от мамы и папы "новых
приколов" и бесконечно радуется, когда его ожидания
сбываются.
Может, он и слишком маленький, скажете вы и, наверное,
будете правы. Он, конечно, понимает не все. Он не
понимает всех слов песни, которую я пою ему, но он
прижимается ко мне и слушает с удовольствием. Он,
возможно, и не понимает, что написано на большинстве
карточек, но он с таким огромным удовольствием смотрит
на них, что мне кажется: передо мной самый маленький
читатель на свете. Может быть, он не улавливает всего
происходящего на экране в "развивающем фильме", но он
так счастлив от совместных просмотров, так ждет наших
комментариев, что кажется: перед нами - самый
любознательный человечек на свете. Он может через пять
минут забыть так старательно изготавливаемую мною
накануне игрушку, но если б вы видели, как он смотрит на
то, как я делаю эту игрушку, как берет ее в руки
впервые, то поняли бы, что "потраченного" времени совсем
не жалко.
Конечно, баррикады, которые возведены в нашем доме из
пуфиков, лесенок, горок и матов имеют не слишком
эстетичный вид, не согласуются с фэншуем и вообще очень
загромождают проход; возможно, мячики из "сухого
бассейна" очень нервируют, когда раскиданы по всей
квартире. Но когда вы увидите счастливое лицо ребенка,
пробирающегося по этим баррикадам и скатывающегося с
горки, сделанной из межкомнатной двери, то вы, возможно,
измените свое мнение.
|