|
Чем богата Мария Монтессори?
Можно сколько угодно спорить о недостатках и
преимуществах педагогической системы Монтессори. Но
применительно к детям раннего возраста она просто
незаменима. «Знакомство с предметной средой
монтессори-групп и с дидактическими материалами,
использующимися в монтессори-педагогике, — говорит
главный специалист по дошкольному образованию г.
Алексина Вера ЗАЙЦЕВА, — позволило нам обогатить
развивающую среду всех детских садов города и послужило
импульсом для творческого поиска воспитателей. Используя
принципы действия монтессорианских «материалов», наши
педагоги придумали собственные пособия для детей. В том
числе для самых маленьких — двух-трехлеток».
Функциональные застежки
Застегивание пуговиц, безусловно, способствует развитию
пальцев.
Но это занятие можно усложнить и разнообразить за счет
формы пристегивающихся предметов.
Вот
коврик с пуговицами. К нему прилагается некоторый набор
тканевых форм с прорезями посередине, которые можно
пристегнуть к пуговицам. Можно придать тканевым формам
образность. Пусть, например, это будут цветы и фрукты.
Тогда упражнение может послужить еще и развитию
способности классифицировать предметы. Сегодня мы
«собираем» цветочную полянку. Завтра — фруктовую.
Послезавтра — морскую (если пристегивать надо будет
рыбок) или лесную (если в качестве форм выступят силуэты
животных).
Солнышко смеется
Это
задание «без затей»: нужно «украсить» солнышко
разноцветными скрепками, прикрепляя их по длине всего
круга. Однако оно отвечает потребности малышей цеплять,
нанизывать.
Результат подобной деятельности всегда налицо. Процесс
может быть ритмичным и затягивающим. Ну а цветность
скрепок открывает дополнительные возможности для
вопросов педагога.
С этой же целью можно использовать прищепки.
Солнышку действия малышей в любом случае доставят
удовольствие. Оно радо, что с ним играют.
Пуговицы в интерьере
Пуговицы открывают массу возможностей для развития
умения сравнивать предметы по цвету и размеру.
Самое простое упражнение — разложить их в три отделения
в соответствии с диаметром. Сначала дети каждый раз
прикладывают пуговку к эталону, а потом научаются
сортировать их на глаз.
Еще более интересным является использование пуговиц для
заполнения круглых форм в образных картинках. Это
занятие напоминает работу с мозаикой. Только стоимость
такой мозаики несоизмерима с покупной.
Рамки на ножках
Рамки с различными застежками относятся к классическим
монтессори-материалам. Количество и сложность застежек
зависит от возраста детей и их умелости. Но вот
оригинальный способ крепления рамок между ножками
столика-тумбочки принадлежит алексинским педагогам.
Тумбочка переносит упражнения с застежками в новую
плоскость — вертикальную. А ведь это гораздо ближе к
реальности. При этом все рамки оказываются на виду и не
занимают отдельного места. Наоборот — вносят
дополнительный декоративный штрих в оформление группы.
Книжки с хвостиками
Главное
в этих книжках — искусно подобранная палитра цветовых
оттенков. К каждой страничке нужно подобрать подходящий
хвостик. Заодно можно придумать маленькую «цветную»
историю: кто бы хотел жить в этой книжке, зачем ему
нужна была бы ягодка или звездочка, и как эти ягодка или
звездочка к нему попали.
Бусы для девицы
Девиц-красавиц
хлебом не корми — дай наряжаться. И требовательные они
какие: каждой нужны бусы под цвет платья. Это ли не
задача для малышей?
Но мы же мужчины!
Мальчишки,
как ни крути, с пеленок тянутся к «мужским» занятиям.
Эту потребность можно удовлетворить с помощью специально
придуманных «мальчишеских» тренажеров.
Можно
упражнять пальцы, заплетая кукле косички и застегивая ей
пальтишко. Но если ты мужчина (пусть маленький), гораздо
интереснее с той же целью навинчивать гайки на болты или
нажимать на кнопки импровизированного пульта управления.
Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь — пилот
самолета или танкист.
Есть идеи без ИКЕА
Если за дело берется женщина, будничные бытовые предметы
легко находят себе место в педагогике, превращаясь в
удобное методическое приспособление.
Взять, к примеру, бельевую веревку с прищепками. Она
давно уже обжилась в детских садах в качестве крепежного
средства пособий и игрушек. Мысль использовать ее в
интерьере группы не могла бы прийти в голову мужчине.
Это сугубо «женский» перенос привычных приспособлений
прачечной в методкабинет.
Ирина Басманова, педагог из детского сада № 20 г.
Алексина, использует веревку с прищепками в качестве
элемента сенсорной стены. В соответствии с временами
года здесь крепятся листочки, цветочки, ягодки и птички.
Идею заимствованной из журнала «Обруч» дидактической
юбки Ирина Басманова обогатила карманами, превратив в
юбку-фартук. (Это уже перенос в педагогику элементов
дизайна кухни.)
В карманах юбки полно всякой всячины, которую
воспитатель может использовать в нужный момент: заплакал
малыш, хочет пообщаться, просто желает «держаться за
юбку». Сюрпризы всегда наготове.
Пособия придуманы и изготовлены педагогами детского
сада № 15 г. Алексина
|