|
А
Аграмматизм:
импрессивный - непонимание значения грамматических форм в воспринимаемой устной
речи и (или) при чтении.
экспрессивный - неумение грамматически правильно изменять слова и строить
предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.
Артикуляция -- (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи
при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя
челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
Атака звука -- начало звука, момент его образования. Атака звука
оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает
голос бархатным.
Аудиторный шок -- или сценический страх -- состояние эмоционального
напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в
речи с окружающими.
Аграфия -- (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в
нарушении письма, полная утрата способности письма.
Алалия -- (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у
детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях.
Алексия -- (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом
чтения.
Амнезия -- (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.
Афазия -- (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи -- полная или частичная,
обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что
при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии
нарушается сам процесс развития речи.
Афония -- (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.
Б
Барьеры общения -- психологический феномен, возникающий в ходе общения
между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к
говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.
Баттаризм -- нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно
быстром темпе, не чётко, не договариваются.
Брадилалия -- патологически замедленный темп речи.
В
Высказывание -- единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.
Г
Гаммацизм -- недостаток произношения звука [ Г ].
Голос -- звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при
разговоре, пении, смехе и пр.
--высота голоса -- физиологическое свойство речевого голоса, управляемое
напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой
голос -- развитое головное звучание; низкий -- развитое грудное звучание;
средний -- смешанное звучание.
--диапазон голоса -- обьём звука, то есть интервал между самым высоким и
самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает
гибкостью, подвижностью, переливами звука.
--полётность голоса -- длительность звучания отдельных фраз, слов и
звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно,
чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
--тембр голоса -- индивидуальная звуковая окраска, качество голоса --
характерное для каждого человека.
--поставленный голос -- голос наиболее полно и всесторонне развитый, с
большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.
Гиперсаливация -- увеличенное выделение слюны.
Д
Диалог -- (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более
людей.
Дизартрия -- (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение
произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого
аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение
затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.
Дикция -- (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое
произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие
речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов
речи.
Дисграфия -- (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так
называемое, косноязычие в письме.
Дискуссия --(discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение
спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема,
стремление придти к единому мнению.
Дислалия -- (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи,
выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило,
сопровождается нарушениями письменной речи.
Дислексия -- (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с
нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение
замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла
прочитанного.
Диспут -- (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством
ведущего для установления истины -- на научную или общественно важную тему.
Дисфония -- (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.
Дыхание -- условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.
--грудное -- дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной
клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.
--ключичное -- короткое, поверхностное дыхание.
--брюшное -- дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём
грудной клетки.
Е
Ж
Жест -- движение рук, выражающее внутреннее состояние человека или
указывающее на что-то.
З
Задержка психического развития -- нарушение нормального темпа
психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста,
продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.
Задержка речевого развития -- нарушение нормального темпа развития речи,
отставание в развитии речи.
Заикание -- логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными
запинками.
И, Й
Импрессивная речь -- восприятие, понимание речи.
Иннервация -- обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно,
связью с центральной нервной системой.
Интеллект -- вся познавательная деятельность человека.
Интонация -- (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых
элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт
дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять
высказывание. Если речь насыщена интонациями -- она особенно понятна и красива.
--интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика -- переливы
голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм -- равномерное чередование
ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп --
скорость произнесения речи. (При ускоренном -- снижается внятность; при
замедленном -- снижается выразительность). Тембр -- эмоциональная окрашенность
фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.
Итерация -- несудорожные запинки, повторы в речи.
Йотацизм -- нарушение произношения звука [j]
К
Каппацизм -- недостаток произношения звука [ К ].
Кинестезии речевые -- ощущение положения и перемещения органов,
участвующих в речеобразовании.
Коммуникация -- (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен
информацией между людьми.
Коррекция произношения -- исправление недостатков произношения.
Культура речи -- многозначное понятие, включающее в себя: правильность
речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка
(правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и
стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих
вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно
уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру
человека.
Л
Лабиализация -- способ произнесения звуков речи, характеризующийся
округлением и выпячиванием губ вперед.
Ламбдацизм -- неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый
недостаток речи.
Лексикон -- словарный запас.
Логическая пауза -- пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в
соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами,
характеризуется изменением высоты тона и голоса.
Логическое ударение -- выделение наиболее важного слова в ряду остальных
слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то
слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.
Логичность речи -- коммуникативное качество речи. Для достижения
логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.
Логоневроз -- невроз, проявляющийся в форме расстройства речи.
Логопедия -- (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль
специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи,
недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи;
создания условий для наилучшего развития речи.
Логофобия -- (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов,
речи.
М
Мелодика речи -- повышение и понижение тона голоса. Различают три вида
мелодики речи:
-- повествовательная -- резкое понижение голоса на последнем ударном
слоге;
-- вопросительная -- повышение голоса на том слове, которое служит
смысловым центром вопроса;
--восклицательная -- свидетельствует об эмоциональном побуждении,
сопровождающем речь говорящего.
Мимика -- совокупность движений мышц лица, движений глаз человека,
выражающая его состояние или его отношение к чему-то.
Модуляция голоса -- изменение голоса по высоте, силе, тембру и
длительности.
Моторика -- совокупность двигательных реакций.
Монолог -- устное или письменное высказывание одного человека. Монолог --
значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой
высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3)
рассуждение.
Мутизм -- отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата,
наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.
Н
Навык -- автоматически осуществляемое действие, не требующее
сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Назализация -- приобретение звуком носового тембра вследствие опускания
небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.
Невербальные средства общения -- жесты, мимика, пантомимика,
выразительные движения.
Негативизм -- немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него
взрослого. Речевой негативизм - упорный отказ от общения.
Недоразвитие речи -- см. Общее недоразвитие речи.
О
Обратная связь -- процесс получения информации о состоянии партнёра по
общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.
Общее недоразвитие речи -- отставание в развитии всех сторон речи:
грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.
Общение -- сложный, многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми.
Органы артикуляции -- губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная
артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
П
Пантомимика -- совокупность выразительных движений тела, сопровождающая
речь и эмоции.
Парафазия -- нарушение речи, при котором неправильно употребляются
отдельные звуки или слова.
Пауза -- остановка в течении речи. Паузы бывают: 1) логические; 2)
психологические; 3) физические.
--люфтпауза -- (luft-нем.) пауза для добора воздуха.
--промежуточная пауза -- определяется знаками препинания.
--психологическая пауза -- обуславливается переживаниями говорящего:
напряжение, припоминание, умолчание.
--соединительная пауза -- для неё характерно повышение голоса на
логическом слове.
--цезура -- короткая пауза между фразами.
Подвижность голоса -- способность голоса легко изменять свою высоту и
силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.
Подвижность речи -- способность управлять скоростью ритмического движения
речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая
способность вырабатывается в процессе тренировок.
Полтерн -- патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа
речи несудорожного характера.
Портаменто -- лёгкое замедленное скольжение от звука к звуку с
сохранением полной отчётливости всех звуков речи.
Приёмы общения -- предпочтительные средства общения, включая вербальные и
невербальные.
Р
Резонатор -- полость, способная отражать звуковые волны. Голос
приобретает тембр благодаря системе резонаторов.
Регистр -- ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем
же механизмом. В речевом голосе различают: грудной, головной и смешанный
регистры. Границы регистров у каждого человека разнообразны. При воспитании
речевого голоса следует добиваться плавного перехода от регистра в регистр.
Речевой слух -- способность человека при восприятии речи улавливать и
воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
--звуковысотный слух -- способность слышать и воспринимать мелодику речи;
--ритмический слух -- способность ощущать и воспроизводить в речи её
внутренний темп;
--тональный слух -- способность слышать и воспроизводить тембральные
изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
--физический слух -- способность воспринимать звучащую речь в разных
диапазонах громкости и высоты;
--фонематический слух -- способность различать и воспроизводить звуки
речи.
Речевой такт -- (синтагма) слово или группа слов внутри предложения,
которые объединены смыслом.
Речь -- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных
знаков и символов для передачи и хранения информации.
--внешняя -- речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми;
состоит из речи письменной и устной;
--внутренняя -- речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная
речь.
Речь экспрессивная -- активное устное и письменное высказывание.
Ритм речи -- последовательное чередование элементов речи через одинаковую
меру времени.
Риторика -- теория и мастерство гармоничной речи.
Ринолалия -- (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение
тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.
Ринофония -- изменение только тембра голоса (носовой оттенок, гнусавый)
при нормальном звукопроизношении.
Ротацизм -- расстройство произношения фонем [р] и [р'], которое
выражается в отсутствии этих фонем в речи или их искажении.
С
Саморегуляция -- процесс управления человеком своими психологическими и
физиологическими состояниями и поступками.
Сила голоса -- зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая
определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха
во время голосообразования.
Синтагматическое ударение -- основное слово речевого такта.
Сигматизм -- недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и
шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]
Т
Тахилалия -- нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа.
Темп речи -- скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу
времени.
Тетизм -- расстройство звукопроизношения, при котором вместо всех или
многих согласных фонем произносятся лишь 2-4 стереотипные фонемы, обычно т', м,
н; обычно тетизм связан с общим недоразвитием речи, характерным для тугоухости,
алалии и т.п.
Техника общения -- способы преднастройки человека на общение с людьми,
его поведение в процессе общения.
Техника речи -- совокупность умений и навыков, применяемых для
оптимального звучания речи.
У
Ударение -- различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой
какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подьёмом или снижением всего
контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится
с большей интенсивностью).
Уздечка -- подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается
произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического
вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.
Ф, Х
Фонастения -- нарушение функции голосообразования без видимых
органических изменений в голосовом аппарате; при фонастении наблюдается: быстрая
утомляемость и прерывание голоса, неприятные ощущения в горле при разговоре.
Фонема -- звук речи. В русском языке -- 42 фонемы.
Фонематический слух -- способность к слуховому восприятию звуков речи --
фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.
Фонация -- голосообразование.
Хиттизм -- недостаток произношения звука [ Х ].
Хейлопластика -- общее название пластических операций для устранения
дефектов или деформаций губ.
Ц, Ч
Чистота речи -- чистой называется такая речь, в которой нет дефектных
звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов,
вульгаризмов, слов-паразитов.
Э, Ю
Этиология -- (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах
возникновения болезней.
Экспрессия -- (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств,
переживаний.
Эхолалия -- непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз.
Я
Язык -- важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей
друг на друга.
|