Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Развитие речи >> Советы логопеда >> Словарь логопедических терминов
По материалам логопедических сайтов
 
А Б В Г Д Е Ж З И,Й К
Л М Н О П Р С Т У Ф,Х
Ц, Ч Ш Щ Э, Ю Я          


А

Аграмматизм:
импрессивный - непонимание значения грамматических форм в воспринимаемой устной речи и (или) при чтении.
экспрессивный - неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.

Артикуляция -- (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Атака звука -- начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.

Аудиторный шок -- или сценический страх -- состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими.

Аграфия -- (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.

Алалия -- (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях.

Алексия -- (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.

Амнезия -- (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.

Афазия -- (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи -- полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.

Афония -- (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.

Б

Барьеры общения -- психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.

Баттаризм -- нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.

Брадилалия -- патологически замедленный темп речи.

В

Высказывание -- единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.

Г

Гаммацизм -- недостаток произношения звука [ Г ].

Голос -- звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
--высота голоса -- физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос -- развитое головное звучание; низкий -- развитое грудное звучание; средний -- смешанное звучание.
--диапазон голоса -- обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.
--полётность голоса -- длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
--тембр голоса -- индивидуальная звуковая окраска, качество голоса -- характерное для каждого человека.
--поставленный голос -- голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

Гиперсаливация -- увеличенное выделение слюны.

Д

Диалог -- (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей.

Дизартрия -- (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.

Дикция -- (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.

Дисграфия -- (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме.

Дискуссия --(discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению.

Дислалия -- (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.


Дислексия -- (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.

Диспут -- (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины -- на научную или общественно важную тему.

Дисфония -- (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.

Дыхание -- условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.
--грудное -- дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.
--ключичное -- короткое, поверхностное дыхание.
--брюшное -- дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки.

Е

Ж

Жест -- движение рук, выражающее внутреннее состояние человека или указывающее на что-то.

З

Задержка психического развития -- нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.

Задержка речевого развития -- нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.

Заикание -- логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.

И, Й

Импрессивная речь -- восприятие, понимание речи.

Иннервация -- обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.

Интеллект -- вся познавательная деятельность человека.

Интонация -- (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями -- она особенно понятна и красива.
--интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика -- переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм -- равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп -- скорость произнесения речи. (При ускоренном -- снижается внятность; при замедленном -- снижается выразительность). Тембр -- эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

Итерация -- несудорожные запинки, повторы в речи.

Йотацизм -- нарушение произношения звука [j]

К

Каппацизм -- недостаток произношения звука [ К ].

Кинестезии речевые -- ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.

Коммуникация -- (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Коррекция произношения -- исправление недостатков произношения.

Культура речи -- многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Л

Лабиализация -- способ произнесения звуков речи, характеризующийся округлением и выпячиванием губ вперед.

Ламбдацизм -- неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.

Лексикон -- словарный запас.

Логическая пауза -- пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

Логическое ударение -- выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

Логичность речи -- коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

Логоневроз -- невроз, проявляющийся в форме расстройства речи.

Логопедия -- (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи.

Логофобия -- (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.

М

Мелодика речи -- повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи:
-- повествовательная -- резкое понижение голоса на последнем ударном слоге;
-- вопросительная -- повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса;
--восклицательная -- свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Мимика -- совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.

Модуляция голоса -- изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Моторика -- совокупность двигательных реакций.

Монолог -- устное или письменное высказывание одного человека. Монолог -- значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.

Мутизм -- отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата, наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.

Н

Навык -- автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Назализация -- приобретение звуком носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Невербальные средства общения -- жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.

Негативизм -- немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого. Речевой негативизм - упорный отказ от общения.

Недоразвитие речи -- см. Общее недоразвитие речи.

О

Обратная связь -- процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

Общее недоразвитие речи -- отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.

Общение -- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Органы артикуляции -- губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

П

Пантомимика -- совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Парафазия -- нарушение речи, при котором неправильно употребляются отдельные звуки или слова.

Пауза -- остановка в течении речи. Паузы бывают: 1) логические; 2) психологические; 3) физические.
--люфтпауза -- (luft-нем.) пауза для добора воздуха.
--промежуточная пауза -- определяется знаками препинания.
--психологическая пауза -- обуславливается переживаниями говорящего: напряжение, припоминание, умолчание.
--соединительная пауза -- для неё характерно повышение голоса на логическом слове.
--цезура -- короткая пауза между фразами.

Подвижность голоса -- способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

Подвижность речи -- способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

Полтерн -- патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера.

Портаменто -- лёгкое замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением полной отчётливости всех звуков речи.

Приёмы общения -- предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

Р

Резонатор -- полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.

Регистр -- ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают: грудной, головной и смешанный регистры. Границы регистров у каждого человека разнообразны. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного перехода от регистра в регистр.

Речевой слух -- способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
--звуковысотный слух -- способность слышать и воспринимать мелодику речи;
--ритмический слух -- способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
--тональный слух -- способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
--физический слух -- способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
--фонематический слух -- способность различать и воспроизводить звуки речи.

Речевой такт -- (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые объединены смыслом.

Речь -- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.
--внешняя -- речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;
--внутренняя -- речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.

Речь экспрессивная -- активное устное и письменное высказывание.

Ритм речи -- последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика -- теория и мастерство гармоничной речи.

Ринолалия -- (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.

Ринофония -- изменение только тембра голоса (носовой оттенок, гнусавый) при нормальном звукопроизношении.

Ротацизм -- расстройство произношения фонем [р] и [р'], которое выражается в отсутствии этих фонем в речи или их искажении.

С

Саморегуляция -- процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Сила голоса -- зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.

Синтагматическое ударение -- основное слово речевого такта.

Сигматизм -- недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

Т

Тахилалия -- нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа.

Темп речи -- скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени.

Тетизм -- расстройство звукопроизношения, при котором вместо всех или многих согласных фонем произносятся лишь 2-4 стереотипные фонемы, обычно т', м, н; обычно тетизм связан с общим недоразвитием речи, характерным для тугоухости, алалии и т.п.

Техника общения -- способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.

Техника речи -- совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.

У

Ударение -- различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подьёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).

Уздечка -- подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.

Ф, Х

Фонастения -- нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате; при фонастении наблюдается: быстрая утомляемость и прерывание голоса, неприятные ощущения в горле при разговоре.

Фонема -- звук речи. В русском языке -- 42 фонемы.

Фонематический слух -- способность к слуховому восприятию звуков речи -- фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.

Фонация -- голосообразование.

Хиттизм -- недостаток произношения звука [ Х ].

Хейлопластика -- общее название пластических операций для устранения дефектов или деформаций губ.

Ц, Ч

Чистота речи -- чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.

Э, Ю

Этиология -- (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах возникновения болезней.

Экспрессия -- (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.

Эхолалия -- непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз.

Я

Язык -- важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.
 

присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5