Сайт
Лены
Даниловой

Информационный портал для заботливых родителей

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5

 Всё о раннем развитии >> Игры и игрушки >> Игры "по складам" >> Первые слова
Лена Данилова

Перед началом игр вырежьте распечатайте карточки, по возможности наклейте их на плотную бумагу. Если вы занимаетесь с ребенком младше трех лет, можно оклеить карточки термопленкой или широким скотчем.

Если вашему ребенку 6 - 12 месяцев.
В этом возрасте малыш может только разглядывать карточки. Старайтесь использовать их в нужный момент. Когда вы играете с малышом в игрушки, показываете на них и называете, продемонстрируйте слово, соответствующее данной игрушке. Старайтесь не превращать игру и общение в урок, просто вовремя покажите одну - две - три карточки, уберите их в сторону и продолжайте играть с малышом. То же самое делайте, когда знакомите малыша с названием его частей тела, предметов в доме, перед едой (а не во время). Время от времени демонстрируйте слова, обозначающие "название" людей, которые окружают малыша.

Показывая слово, проводите рукой вдоль него внизу слева направо, чтобы научить малыша правильно направлять взгляд. Только не стоит это делать каждый раз, чередуйте этот способ с обычным чтением.
Время от времени прочитывайте слова по отдельным складам,
 показывая на каждый из них пальцем, а затем еще раз прочитайте слово, но целиком, как обычно.

Кроме целых слов, показывайте ребенку отдельные склады. Сначала лучше только ударные - они ярче выделены на карточках. Покажите на склад пальцем и громко произнесите его. Если вам кажется, что малыш не смотрит на отдельный склад, а все-таки проводит глазами по всему слову, закройте пальцами остальные склады. 

Когда малыш начнет произносить первые слова, повесьте их изображение на стену в том месте квартиры, где малыш чаще всего бывает. Показывайте на слово и произносите "Написано "МАМА"!". Через несколько показов спросите у ребенка, где написано "мама", если, конечно, малыш умеет в ответ на вопрос "Где?" показывать пальчиком. Еще через некоторое время, показывая на надпись, произносите: "Написано…(пауза)…мама (произносит ребенок или вы за него)". 
Когда ребенок будет осваивать новые слова, предыдущее не убирайтесь из поля его зрения, оставьте на старом месте. А новое разместите где-нибудь невдалеке. 

Не стоит вешать слово "стул" на стул и так далее. Ребенок должен ориентироваться не на предмет, а на графическое изображение слова.
Конечно, это не настоящее чтение, а "интуитивное", как его называла Мария Монтессори. Но, все-таки, это "превращение знаков в звуки", что по словам Зайцева и есть чтение. Такие игры развивают речь малыша, внимание и память.

Если вашему ребенку 1 - 3 года.
Начинайте так же, как описано выше. Постепенно перейдите к тому, чтобы ребенок выбирал из двух слов одно (молча) в ответ на ваш вопрос: "Где написано "БАНАН"?" (или что-то другое). Или произносил вслух надпись. 
Можете подобрать несколько картинок и фотографий, иллюстрирующих данные слова. Сначала показывайте их парами (слово и картинка). Потом просите малыша подбирать картинку (выбрать из двух-трех имеющихся) к прочитанному вами слову. 

Постепенно перейдите к обратным действиям - показываете картинку и две три карточки со словами. Малыш подбирает слово к картинке. 
Напишите на отдельно листочке один склад, попросите ребенка найти такой же в заданном вами слове.

Распечатайте и подберите две карточки, на которых есть одинаковые склады, например "ГОЛОВА" и "ЯБЛОКО" или "КАША" и "ШКАФ". Прочитайте по складам. Попросите малыша найти на одной из карточек такой же склад, какой вы показываете на другой. Постепенно увеличивайте количество карточек в игре, то есть добавляйте лишние карточки, чтобы усложнить поиск нужного склада. 

Ребенок 3 - 6 лет.
Если вы начинаете заниматься с ребенком старше трех лет, освойте все предыдущие этапы - знакомство с карточками, поиск нужного слова, подбор картинки к слову и наоборот, поиск одинаковых складов. В этом возрасте все эти этапы вы можете пройти намного быстрее.

Занимаясь по кубикам Зайцева, "переписывайте" слова с карточек кубиками или указкой показывайте их на таблице. На первых порах давайте ребенку только те кубики, из которых можно составить требуемое слово. Затем начинайте добавлять лишние.

Научите ребенка перерисовывать буквы, склады, а затем и слова мелом на доске или карандашом на листочке.

Возьмите одно слово, прочитайте целиком. Затем только первый склад. Приведите примеры слов, в которых встречается такой же склад (вначале, в середине или в конце). Во всех приведенных вами словах выделяйте голосом нужный склад. Попросите ребенка называть хотя бы еще одно слово, где есть такой же склад.
Пример: "КАША" - 
"КА" - "сКАчет", "собаКА", "КАмень", "уКАзКА" (далее пример ребенка);
"ША" - "лоШАдка", "ШАлость", "галоША" (пример ребенка).

Если ребенок не понимает, что вы от него хотите, приведите больше примеров, и не требуйте мгновенной реакции. Возможно, он откликнется на ваше предложение в следующий раз. 
Когда ребенок освоиться со словами, просите его разложить карточки по темам (классифицировать) - отдельно еда, отдельно игрушки и так далее.

Дошкольник
Если вы начинаете заниматься с ребенком старше пяти лет, освойте за несколько занятий все предыдущие игры и упражнения. 
Разложите на столе в произвольном порядке 10-20 слов. Назовите одно из них, попросите найти. Если в игре участвуют двое детей, можно играть на скорость - кто быстрее найдет.

Помогите ребенку научиться быстро читать. Сядьте за стол друг напротив друга. Сложите карточки стопкой на коленях. Доставайте по одной, показывая на одну - две секунды и прячьте обратно. Ребенок должен успевать буквально "схватить на лету", что же там было написано.
Разложите карточки на столе в произвольном порядке или в линию (от 5, постепенно увеличивайте). Предложите ребенку внимательно посмотреть на них, а затем отвернуться. Поменяйте расположение одно - двух. Затем предложите вернуть первоначально их расположение по памяти. Вариант: уберите карточки совсем, предложите выложить в том же порядке. Еще сложнее - вспомнить, какие были слова и как они лежали.
 
присылайте ваши материалы на эту тему
 
   
  
Copyright © Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой
Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Главная | Новости | Всё о раннем развитии | Кладовая | Мастерская | Здоровье | Мамины заботы | Полезные адреса | СсылкиФорум | Карта сайта | Почта

Магазин | Всё о детях до года | Всё о детях от 1 до 3 | Всё о детях от 3 до 5 | Всё о детях старше 5