Вальдорфская кукла для детей
Моя дочка любит играть в кукол, но все время просит
еще и еще, хотя шкаф уже ломится от всевозможных Барби,
Мокси, Винкс и обычных русских пластмассовых кукол.
Подружки завидуют и ходят в гости к ней, как в музей, а
дочке все мало. Может, ей нужно что-то большее, чем
кукла?
Вот однажды муж принес дочери удивительную игрушку.
Это была маленькая (15 см) куколка, связанная крючком.
Круглая голова в колпачке, ручки с круглыми кулачками,
ножки без ступней. Вот, собственно, и все. Черт лица не
было совсем. По форме кукла напоминала звездочку. И в то
же время по колпачку и комбинезону было ясно, что это
клоун.
- Что ж это за кукла такая?! С пустым лицом, –
удивилась я. Отсутствие у куклы глаз, носа и других
привычных деталей меня немного напугало. Что ж, страх
очень часто проистекает от незнания. Тогда я ничего не
знала о традициях «народных» кукол. О том, что
испокон веков кукол делали с пустыми лицами или с едва
намеченными чертами.
Зародилась эта традиция в те далекие времена, когда
куклой «играли» взрослые. То есть, кукла была
предметом культа. По мере «взросления» человечества
элементы язычества переместились из жизненного
пространства в культурное. А куклы стали детской
забавой.
С чистого лица…
Создавая куклу, женщина «вкладывала» в
тряпичную головку свое понимание основ мироздания и
частичку себя. Домашний очаг, память о предках,
человеческая судьба, соединяясь вместе, образовывали всё
то, «на чем белый свет держится». Вот какую важную
информацию вмещала в себя кукла. Становясь своеобразной
«памяткой» и оберегом.
Всем нам прекрасно известно, как опасно быть
носителем важной информации. Знали это и наши предки.
Поэтому, во избежание проблем, кукольное лицо оставляли
чистым, как белый лист. Кукла без глаз, носа и рта
ничего не видит и не слышит, ничего не говорит. И
домашние тайны силам колдовским не откроет.
С течением времени магический, обрядовый смысл куклы
стерся. Все происходящее в мире объяснялось теперь, если
не с точки зрения науки, то уже точно Божьим промыслом.
Дом защищали иконы, а кукла меж тем продолжала
оставаться хранительницей домашнего очага, и традиция «домашних»
кукол сохранялась.
Перестав быть магическим предметом, кукла стала
походить на человека. Лицо её обрело черты. Строгие и
благочестивые. Как и подобает приличной девушке. Глаза и
рот едва намечены углем либо вышиты плотными стежками.
Смазливость и улыбка до ушей, ни в девушке, ни в кукле
не поощрялась.
Относились к домашним куклам так, словно они были
членами семьи. Бережно и уважительно. Куклы домашнего
изготовления «жили» во многих семьях примерно до
середины прошлого века. Пока их не потеснили куклы
массовые – пластмассовые.
было много, к тому же они
были дешевы. Ломалась одна – покупали другую. Это не
замедлило сказаться на детских играх и отношениях к
игрушкам вообще. Уже спустя десять лет стало ясно, что
дети настолько пресытились магазинными игрушками, что
уже не играют в них, а просто их коллекционируют
(вспомните куклы Барби, Мокси и подобные).
Выпросив у родителей новую игрушку, дети и не думали
в нее играть. Игрушка была нужна им для поддержания
определенного «статуса» среди сверстников и (или)
как доказательство родительской любви.
Многие родители и педагоги, пытаясь выйти из
«игрового» кризиса, стали предлагать детям игрушки,
сделанные собственными руками. Оказалось, к тому же, что
народная тряпичная кукла продолжает жить и
здравствовать. Она нисколько не устарела, а, напротив,
обретала все большую популярность. Этому способствовали
педагоги «вальдорфской» школы, начавшие сами шить
кукол для детей.
С чего начинается кукла?
Давайте сперва разберемся с терминологией. Откуда
название «вальдорфская»? Происходит оно от
табачной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой
открылась первая школа нового типа. Она вобрала в себя
опыт всех существовавших в Германии школ (народной,
реальной, гимназии) и способствовала формированию
целостной, гармоничной личности ребенка.
В годы нацизма вальдорфские школы, как несовместимые
с идеологией, были закрыты. После второй мировой войны
вальдорфские школы и сама педагогическая система стали
постепенно возрождаться. Сильный интерес к
вальдорфской педагогике, с её близостью к природной
простоте, проявился в шестидесятые-семидесятые годы
прошлого столетия.
Причин тому было много. Но, по-моему, самая главная –
это попытка преодолеть пропасть между природой и
человеком. Наши улицы с жидкой травой похожи на
армейский плац, дома набиты электроникой и
полуфабрикатами. Мы не знаем, чем занять наши руки, и мы
все время в поиске развлечений.
А наши дети? Чему «вальдорфская» педагогика может нас
научить? И чем «вальдорфская» школа отличается от
обычной?
Пожалуй, одним из основных отличий этой системы
является то, что она ставит своей целью развитие всех
природных способностей ребенка. Самое важное в учебном
процессе – заинтересованность ребенка, а вовсе не
передача знаний, как кажется на первый взгляд.
Большее внимание уделяется ручному труду и
детскому творчеству. Только так можно прочувствовать
суть вещей и природных процессов. Дети занимаются
садоводством и разными ремеслами. В том числе и шитьем.
Шьют они и кукол.
Кукла начинается с замысла. Человек, задумавший сшить
куклу (мама и/или педагог), конечно же, знает, кому он
её подарит. Совсем маленькому карапузу нужна совсем
простая кукла. Узелковая или пеленашка. Ребенку постарше
можно сшить куклу по специальной выкройке.
Мыслями о ребенке, отношением к ребенку пронизывается
вся работа над куклой. Наконец, она готова. Теперь
намечаем глазки, рот, естественный румянец, а первой
малышовой кукле оставим чистое лицо.
Вобрав в себя народные традиции, «вальдорфская» кукла
обзавелась собственной философией. Чистое лицо куклы
поощряет детскую фантазию. Глядя на куклу, малыши
создают собственный образ. И этот образ каждый раз может
быть разным. Кукла с простым лицом и минимумом деталей
может играть огромное количество ролей. Она может быть и
девочкой и мальчиком, принцессой, продавцом или
водителем автобуса. Её образ можно менять бесконечно
(приделывать бороду, надевать платок), а это, означает,
бесконечное число игр. А вот с фабричной куклой так не
поиграешь. У нее уже есть готовый, раз и навсегда
заданный образ. Сделать вот из
этих
кукол Мокси старенького дедушку – задача
малоосуществимая!
«Вальдорфская» кукла – это кукла-подружка или
даже второе «я» малыша.. Потому что она очень
похожа на своего владельца. Не только строением тела, но
даже цветом волос и глаз. Голова куклы плотнее остальных
частей тела. Прямо как у человека. Кукла мягкая и
теплая, потому что сделана из натуральных материалов:
шерсти или хлопка. Её так приятно обнимать и
укладывать с собой на ночь. С ней можно общаться,
доверять тайны. Она хранит тепло маминых рук.
И все же кукла остается куклой. Какой бы она не была:
домодельной, покупной. И только фантазия ребенка может
вдохнуть в неё жизнь. И превратить куколку в бабочку.
Анна Кузнецова
|