|
"Мальчики
и девочки - два разных мира"
В.Д. Еремеева.ю Т.П. Хризман
Почему все дети разные? Почему даже живя в одной семье,
дети становятся такими непохожими? Почему даже близнецы
почти с рождения начинают проявлять черты
индивидуальности и неповторимости? Несмотря на то, что
современной наукой собран обширный материал по этому
вопросу, окончательного ответа на него нет. И, наверное,
его и не может быть, ведь каждый из нас в течение жизни
проигрывает только свой неповторимый сценарий событий и
фактов, оказывающих различное влияние на нашу личность.
Тем не менее, существует ряд различий, которые в той или
иной степени очевидны и требуют различного подхода к
воспитанию и обучению - это различия между мальчиками и
девочками.
Долгое время в нашей отечественной педагогической и
психологической науке эта тема была несправедливо
обделена вниманием специалистов. Идеологии равенства
между мужчинами и женщинами были чужды всякие факты
противоречащие ее сути. И вот теперь мы все чаще говорим
не только о физиологических, но и о психологических
различиях между мужчинами и женщинами, мальчиками и
девочками. Исследованиям этой проблемы и посвящена книга
отечественных нейропсихологов Еремеевой В.Д. и Хризман
Т.П.
Сейчас мы все чаще говорим об ускорении развития
ребенка, о его раннем обучении и приобщении к
завоеваниям культуры и научно-технического прогресса. Но
при этом мы часто забываем о том, что процесс
формирования многих психических функций, таких как
мышление, речь, воображение и др. требует времени и
напрямую зависит от созревания тех или иных участков
коры головного мозга. Темп их созревания индивидуален не
только у каждого ребенка, но и в зависимости от того,
кто он: девочка или мальчик. В своей книги авторы не
только знакомят читателя с психофизиологическими
особенностями развития мальчиков и девочек на разных
возрастных этапах их развития, но и даются ценные
рекомендации по их воспитанию и обучению.
В самом начале книги авторы обращаются к проблеме
женского и мужского начала в контексте необходимости
сохранения и продолжения рода человеческого.
Оказывается, что в нем женщине принадлежит роль
хранительницы наиболее ценных приобретений эволюции, а
мужчине – основателя новых ее приобретений. Таким
образом, сама природа предназначила каждому из них свое
предназначение.
Далее автор затрагивает проблему межполушарной
асимметрии мозга, являющейся основанием для деления
людей на левшей и правшей. Анализируя особенности
психической организации левшей, она рассматривает этот
вопрос и применительно к проблемам, с которыми они
сталкиваются при обучении в школе. Не меньший интерес
вызывает материал, в котором автор рассказывает о
результатах экспериментального изучения школьной
успешности мальчиков и девочек с различной межполушарной
асимметрией.
Много ценного для себя может почерпнуть как педагог, так
и родитель из двух следующих глав, посвященных анализу
формирования речи и восприятию ее мальчиками и
девочками. Чрезвычайно интересным представляется нам
анализ особенностей их реагирования на плохие и хорошие
оценки взрослого.
Таким образом, данная книга убедительнейшим образом
доказывает нейропсихологические различия, существующие
между мальчиками и девочками. Нам кажется, что
материалы, собранные в ней должны заставить задуматься
нас взрослых о том, насколько мы учитываем этот факт в
своем общении с ними.
|