Изменить размер шрифта

Раннее развитие детей

 


Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ 1 сообщение ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Март. Календарь (за весь месяц)
СообщениеДобавлено: Чт мар 27, 2008 4:40 pm 
Житель форума

Зарегистрирован: Пн фев 04, 2008 4:29 pm
Сообщения: 561
Откуда: Москва, Новогиреево
*Я попробовала соединить народный календарь и природный, так как они очень взаимосвязаны и к тому же так будет интересней и познавательней.
Народный календарь
Народный календарь является частью народной культуры. Старое название календаря - месяцеслов (слово о месяцах, временах года) являлся для наших предков системой времяисчесления. Эта система отличалась от нынешней, когда для указания дня в году мы называем месяц и число. Канвой для народного календаря послужили православные святцы, дни поминовения христианских святых. Имена святых служили крестьянину основой для запоминания сроков начала и окончания сельскохозяйственных работ:
Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы (наблюдения в форме примет: "Много одёжек на луке - к суровой зиме"), климатических условий местности, сельскохозяйственный опыт (рекомендации в виде пословиц и поговорок "До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки "; "Хлеб на хлеб сеять - ни молотить, ни веять" - о необходимости паров), обряды, нормы общественной жизни.
Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные кризисные моменты в явлениях природы ( "Зима за морозы, а мужики за праздники") .
Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времён года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов.
Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.
Даты, закреплённые в народном календаре, ненамного разнятся с современными астрономическими: 22 декабря; 21 марта; 22 июня; 23 сентября.
Народный календарь, каким он дошёл до нас в записях 18 - начало 20 веков, является слиянием языческого и христианского начал, НАРОДНЫМ ПРАВОСЛАВИЕМ ("Коляда пришла, Рождество принесла") С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла. К Византийскому календарю в 11-12 вв. были добавлены праздники, отмечаемые Русской церковью - день Бориса и Глеба (15 мая) и Покров Богородицы (14 октября).
К переломным моментам года приурочивались ритуалы, включавшие жертвоприношения. Их суть - возрождение природы, общеплеменное оживание, способствование плодородию. Постепенно человеческие жертвы заменялись животными (бык, курица и др.), обрядовыми блюдами (каша, блины, кулич и др.) или чучелами (Масленица, Кострома, Ярило и др.)
С ритуалом жертвоприношения связан миф об умирающем и воскресающем божестве. Замена состарившегося бога молодым, полным животворной силы должно было обеспечить благополучие (сожжение Масленицы - проводы зимы - встреча весны; утопление Костромы - проводы весны - встреча лета).
Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит. Многое из этого было использовано при проведении современных массовых действ.

Календарь природы
Ежедневно заполняя календарь природы, Ваш малыш научится внимательно наблюдать за окружающим его миром и познакомится со многими природными явлениями, запомнит названия и особенности времен года, месяцев. А помогут ему в этом карточки, которые он сможет приклеивать на нужные места.
Для первоначального знакомства с календарем дайте малышу просто поиграть с карточками, рассмотреть их. Расскажите о том, что на них изображено.
На прогулке малыш наблюдает погоду: ветер, облачность, температуру, осадки, различные природные явления (туман, радуга). Придя домой, он может приклеить соответствующие карточки на нужные места, а более старший малыш - заполнить с помощью символов лист ежедневных наблюдений где указывается направление ветра и точная температура.
Во время прогулок можно вести наблюдения и за живой природой. Обращайте внимание малыша на то, какие растения зацвели, каких Вы встречаете насекомых и птиц. Если есть возможность, устройте экскурсию к ближайшему водоему и понаблюдайте его обитателей в разное время, например головастиков и, затем, их превращение в лягушат.
Некоторые наблюдения Вы не сможете совершить на прогулке. Например, Вам вряд ли удастся показать малышу спящего в берлоге медведя. Но можно прочесть об этом в книге или просто рассказать и наклеить или нарисовать в календарь соответствующую карточку.
Заполняя календарь, беседуйте с малышом, рассказывайте ему о временах года, месяцах, погодных явлениях, о живой природе. Или, если малыш уже многое знает, задавайте вопросы ему.
Календарь за целый месяц состоит из 16 листов. Вы можете оставить как есть или разрезать и склеить неделю в длинную полоску. К календарю прилагается комплект карточек, которые малыш сможет приклеивать на нужные места (распечатайте необходимое количество).
Желаю Вам и Вашему малышу удивительных открытий и интересных наблюдений.

*Этот календарь (март) Вам послужит образцом для заполнения остальных месяцев.
Карточки не стала делать в таблице, так как вы сами решите надо ли ее расширить или оставить такой (это шаблон – импровизируйте) /мы же с Данилкой попробуем пользоваться этим шаблоном в апреле, а к маю тогда будет видно что изменить/
Если при пользовании у Вас появятся какие-то замечания или предложения – пишите, высказывайтесь – я подумаю как сделать более удобный вариант.

Ветер – мамам более старших детишек предлагаю карточки приклеивать в соответствии с направлением ветра, т.е поворачивать как надо (юг, север, юго-запад и т.д.)
Погода (то бишь температура) – для малышей решила оставить банальные «холодно-жарко», для более старших (решайте сами) ставьте градусы.
Ночь – подразумеваю с 21.00 – 8.00 (то есть когда малыш еще может наблюдать погоду, а не в середине ночи конечно же)

http://stream.ifolder.ru/5905103 - народно-природный календарь МАРТ

Что можно делать с календарем, после заполнения месяца или нескольких месяцев ?
Конечно же подводить итог и делать выводы :) Здесь как раз сплошная математика и логика :) Пусть малыш считает все :)
1) сколько ясных дней было; 2) сколько пасмурных; 3) сколько облачных
4) сколько ясных ночей было; 5) сколько пасмурных; 6) сколько облачных
7) сколько дней было ветреных; 8) сколько с сильным ветром; 9) сколько без ветра
И т.д.

* Напишите пожалуйста давать ли каждый раз к календарю за месяц Вывод ?


Спасибо большое за помощь в составлении природно-народного календаря:
http://days.pravoslavie.ru - сайт "Православие.ру"
http://www.calend.ru - сайт "Календарь праздников"

_________________
Данилка (Даниил) 02.11.2005 г., Катюшка 01.04.2009 г.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаКомментировать Страница 1 из 1   [ 1 сообщение ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group